'Вы знаете, в некоторых религиях считается, что яйцо - это символ души'. Сердце Ангела США, 1987, реж. Алан Паркер. Неожиданная параллель возникла по окончанию просмотра. 'Турецкое седло'- 'Сердце Ангела'. Что послужило толчком? Куриные яйца. Разве такое бывает? Возможно? А почему нет? Впрочем точек соприкосновения гораздо больше. Но это, на мой взгляд. И это, только мои домыслы. 1987 год. Луис Сефье патронирует Гарри Эйнджела в поисках истины и самого себя. Ироничный Роберт Дениро в связке с глянцевым Микки Рурком. Мистика в реальности. Человек на контроле высших сил. С проданной, проигранной душой... С приближающимся часом расплаты. Идущий по следу людей как гончая. Докладывающий о каждом персонально. Деньги - определяющее начало. Люцифер и ангел в сращивании зла. Яйцо, присоленное и предложенное - суть аллегории. ЯЙЦО. 2017 год. Ильича патронирует некто Кузнецов, ученик выросший в шефа. Выслушивает. Советует. Направляет, во всяком случае пытается это сделать. Судьба сослуживца не безразлична. А может быть ( и скорее всего это так и есть), ведёт по жизни до 'гробовой доски', до списания, так сказать 'дела' в архив по смерти сотрудника. Особый разряд людей - особый контроль персоне. 'Вы знаете, в некоторых религиях считается, что яйцо - это символ души'. Ирония режиссера - завтрак 'топтуна'. Шесть яиц. В КРУТУЮ. Ежедневно. Так сказать, утреннее пожирание душ перед выходом 'в люди'. И это на весь день. Никаких тебе обедов, никаких тебе ужинов. Вечерняя чашка кофе. Без пригубления. Что здесь? Аскеза? Или некий символизм? ШЕСТЬ ЯИЦ. 'Вы знаете, в некоторых религиях считается, что яйцо - это символ души'. Кузнецов достойный продолжатель дела Ильича. Пять яиц. ВСМЯТКУ. Правда в гостях... Так был занят делами в раннее утро, что завтрак перенесён в чужую квартиру. Что мы имеем здесь? Злую иронию? Меньший масштаб личности? Только ПЯТЬ. Индивидуальную особенность - не числом, а умением (почему бы и нет?)... Ну разве не забавно за всем этим наблюдать? Они за НАМИ - мы за НИМИ. Какой необычный мир открывается нашему взору. Люди - автоматы. Люди - роботы. Лица лишённые эмоциональной состаявляющей. Напрочь. И ведь это никакой нибудь сюрреализм. Это реальность выхваченная из действительности, из жизни. Подсмотренная или прочувствованная создателем, может быть услышанная от филёра слежки. Ещё одно невольное сравнение всплыло в сознании. С прочитанным когда то - '...Он был человек-машина, хорошо смазанная, безотказная, работающая в любое время суток. Даже в праздники, даже после вечерних застолий он возвращался в кабинет... и работал... Он приговорил себя быть ответственным за государство и поэтому поиск, преследование и убийство врагов государства было для него делом творческим, богоугодным...Его лицо с высоким лбом и змеевидными губами никогда не освещала улыбка. Постоянная любовница..., она же бессменный секретарь Анна Ш., припомнила после войны, что в любви он был таким же бесчувственным, как в работе' (Э. Макаревич. Политический сыск). Перед нами портрет Г. Мюллера. Шефа гестапо. Да, уж, что ни говорите - особая каста, особая категория людей. МАШИНЫ. Сбой у машины - нестандартность ситуации... Глубокий интересный фильм. Не оставляющий без размышлений. В 2013 году был 'Стыд' - невообразимая кинематографическая мощь. И вот новый виток спирали. 8 из 10
«Советский человек — мой друг. Я узнаю его глаза. Он не лжет, только крутит обреченно желваками на скулах. В своих тесных квартирках он молча стареет и отращивает усы, в будни он пьет крепкий чай, в выходные — водку. Когда я прихожу к кому-нибудь в гости, я сразу смотрю на обои — если они старые, в цветочек, с подтеками, пузырями, фотообои, дурацкие календари — я в доме, где меня поймут. Здесь живут честно, никому не верят, многих презирают, бесконечно пьют чаи и ждут, когда же это все кончится. Добро пожаловать в мир пропащих, некрасивых, замкнутых, недальновидных. Здесь мой дом, мне не нужно другого». Пётр Силаев, «Исход» Бывший КГБ-шник по фамилии Ильич работает охранником. У него нет машины, нет смартфона, нет телевизора, нет жены, нет кота, нет собаки, нет аквариумных рыбок. Есть квартира, где ничего не изменилось с 1985 года. Ильич встаёт по советскому механическому будильнику, гладит брюки советским утюгом, прыская водой изо рта, варит пять яиц на завтрак и едет на трамвае на работу. А в свободное время Ильич следит за людьми. Никакого интернета, никакой оптики: Ильич просто ходит за объектом по улицам, сидит в кафе за соседним столиком. Слушает и смотрит. Чужая жизнь стала для Ильича своей жизнью. Но однажды он нарушает главное правило: не вмешиваться. Хороший драматический фильм - редкость для российского кинематографа. Хороший драматический российский фильм без медийных актёров - можно заносить в красную книгу исчезающих видов. Фильм оставляет эмоции после просмотра, что бывает нечасто. И если «Нелюбовь» Звягинцева вызывает давящее чувство необратимости, то «Турецкое седло» - скорее лёгкую грусть.
Сложная драматическая история о бывшем сотруднике КГБ по наружному наблюдению. Как быть человеку в отставке, когда всю жизнь он за кем-то следил и кого-то подозревал? Как не сойти с ума и удержать себя в руках, постоянно находясь на грани эмоционального срыва? Все это можно увидеть в фильме 'Турецкое седло', которое поначалу немного смутит, заставит заскучать, но потом раскроется во всех подробностях, продемонстрирует глубину и трагизм душевного сопереживания в период тяжкого одиночества. Вы станете свидетелем второго дыхания увядающего человека, который нашел новый смысл в жизни, тягу к прекрасному и свою любовь. Но будьте готовы к тому, что в итоге вас по-настоящему шокирует и удивит финал всей истории, после которого вы еще долго будете перематывать последние эпизоды в голове. Несмотря на очень простую и дешевую в финансовой плане постановку, фильм воспринимается очень даже хорошо и многозначительно. По стилистике все выглядит, как авторское кино со всевозможными затяжными планами и монотонными взглядами героев, но по сути, это вполне жанровое кино для массового зрителя. Хронометраж картины небольшой, который составляет всего 75 минут, но при просмотре будет ощущение, что фильм идет все 90. Но будьте уверены, что благодаря финалу все минусы и недочеты мгновенно скидываются со счетов и возвышают данную картину на достойное место среди отечественных релизов последнего времени. И пусть многим этот фильм не особо понравится, но для меня неожиданный сценарный ход оставил неизгладимые ощущения. Приятного просмотра. 7 из 10
Гротескный, абсурдный и трогательный фильм. Трогательный даже той жестокостью и хладнокровием, с которой в нём действуют некоторые персонажи. Маленькая красивая история о человеке, который по долгу службы не мог знать прекрасного, а столкнувшись с ним, получил удар и разбитое сердце. Один из самых сильных и неожиданных финалов, какие может подарить сегодня кино. Одновременно смешно, грустно и даже почему-то страшно, страшно за то, что будет с человеком, которого мы увидели на экране. Пожалуй, без спойлеров тяжело описать подробнее. Главное - высидеть тягучее начало. Много из 10
Фильм понравился эстетикой картинкой, хорошей игрой главного героя и по-доброму качественными шутками. Первые полчаса ты смотришь и увлекаешься, ведь тебе обещают хитро закрученный сюжет с массой внутренних историй в стиле алленовских поппури. Вторые полчаса ты внимаешь в изменение жизни героя, веришь в него и в то, что нести чистое может помочь преодолеть себя. Ждёшь раскрытия идеи, драмы. Вторые полчаса заканчиваются с довольно простой моралью о том, как искусство помогает увидеть человеческие ценности. И, конечно, слезы, титры. Честно ожидаешь гораздо большего.
Искусство апеллирует к чувствам и эмоциям. Бывает зацепило стихотворение или песня, а начнешь разбирать смысл построчно или анализировать что именно цепляет - и пропадает магия. Искусство не терпит препарирования. Так и фильм 'Турецкое седло'. Начнешь разбирать сценарий - а он, провисает, нереалистичный. Но сам фильм цепляет. Сперва погружает в состояние меланхолии, показывая механическое существование бывшего 'наружника' Ильича: будильник, зарядка, завтрак, смена охранником, вечерний кофе, уборка по воскресеньям. Из хобби - слежка за посетителями кафе. Потом жизнь Ильича наполняется шумными молодыми соседями и музыкой. Приобретает смысл и краски. Бывший КГБист оказывается способным на эмпатию. А потом неожиданная и шокирующая развязка. Есть в концовке что-то от Сирано де Бержерака, когда Роксана узнаёт, что была влюблена по письмам не в того человека. И остается странное чувство тихой грусти. Почему-то после просмотра не хотелось ни смотреть, ни слушать ничего. Только тишину. Или грустную классическую музыку. Хороший фильм. Не для всех. Глубокий и печальный. 8 из 10
Этот фильм во многом неоднозначен. И дело даже не в том, что его главный герой - бывший работник спецслужб. Ведь такие проблемы испытывают многие люди и из иных сфер. Всю жизнь работал, любил своё дело - и вот настал этому конец. Пусть и есть друзья, и они найдут тебе иную работу, где, в общем-то, делать нечего - это значения не имеет. Главное - этап закончен, а навыки остались. Тем более, и в личной жизни - пустота. Выправка офицера есть, а дом не ухожен. Тут очень многое хорошо подмечено в этой сфере. Хотя есть и откровенная карикатура. Скажем, если каждый день есть по столько варёных яиц - печень будет загублена за несколько месяцев, каким бы суперагентом ты бы ранее ни был. Влюбиться в молодую соседку? Это - выход. Тем более, что нерастраченный запас чувств явно имеется. А куда их приложить - это ведь часто происходит и без нашего желания. Но вот тут переходим к главному минусу этого фильма. В нём очень много гомосексуальных намёков. Я - человек старшего поколения, и всю жизнь считаю это абсолютной мерзостью. Поэтому многого в этой сфере не понимаю. А здесь объясняется далеко не всё. Например, так и не понятен до конца смысл названия. Что же это такое - это седло? Что же касается финала... Лично я вряд ли смогу сделать подобное, но я здесь полностью солидарен с главным героем. Но вот самый конец, когда он понял, кто исполнял так трогающие его душу мелодии... Это - полная и абсолютная мерзость, и не дай Бог кому-нибудь пережить подобное, и уж особенно в пенсионном возрасте. В общем - иной мир, и я уверен, что это - лишь временное поветрие, которому не надо придавать столько внимания. 5 из 10