Историческая драма с элементами мистики. Наконец-то я досмотрел данную картину полностью, и теперь готов поделится в сами своим мнением. Начнем с самого начала - впервые узнал о готовящемся выходе на сайте 'Кинопоиск' - и сразу же зантересовался. Еще бы - ведь это первый сериал, рассказывающий о русской Батори - Дарьи Салтыковой - помещице екатериниского времени, замучившей несколько сотен крепостных. Одного этого хватило для того, что бы захватить мое внимание. Посмотреть в дни премьеры я не смог по причине работы, поэтому пришлось воспользоватся привычным методом. В двух словах о картине можно сказать так - в полном восторге. А теперь, по традиции, подробности. Итак, что понравилось: 1. Атмосфера - как бы банально это не звучало, но этого аспекта не отнять. Все исполнено в холодных тонах, несмотря на общую цветастость картины. Дополняет этот эффект очень грамотная операторская работа. Каждая сцена снята практически идеально и так, что бы зрителю было не скучно смотреть. Создатели буквально погружают зрителя в те далекие времена (которые, правда, не слишком уж и изменились). 2. Критика общества - это явственно прослеживается. Причем если некоторые сцены лишь только намекают на это, то другие говорят об этом прямым текстом. Причем речь едет не только о критике крепостного права как такового. Здесь скорее показано ужас того, что по большой то части с тех времен мало что изменилось. Вы удивлены? А вы посмотрите сериал, а потом как следует подумайте над этим! Да, костюмы изменились, да, крепостное право отменили еще в 19 веке, но общество сейчас так же разделено. Единственное отличие, что нынешний правящий класс не имеет дворянских корней, а является сборищем выскочек, возомнивших себя вершителями судеб. И это все характерно не только для нашего Отечества! 3. Великолепная актерская игра Юлии Снегирь - признаюсь, что до этого сериала я данную актрису нигде не видел, поэтому она была для меня настоящим открытием. Я читал, что Юлия поначалу не хотела исполнять главную роль, но все же согласилась, поскольку для нее это был настоящий актерский вызов - и она справилась по полной программе. Она отдалась этой роли, вжилась в нее. Она так проникновенно играла Салтычиху, что мне самому хотелось ее придушить голыми реками за все то зло, что она причинила людям (не всем конечно, но подавляющему большинству). А как же она правдоподобно изображала безумие - это надо просто уметь. На моей памяти, лишь одна актриса смогла так же показать похожее состояние - это француженка Ева Грин, поклонником творчества которой я являюсь. Если вдруг это будет читать сама Юлия - прошу вас не обижаться за это сравнение, просто это был первый образ, пришедший в мою больную голову. Юлия - вы просто умница! Браво! И дальнейших творческих успехов! 4. Закрученная история - история в сериале сильно отличается от реальной. И это и не удивительно, поскольку создатели хотели сделать лихо закрученную историю с мистикой по мотивам реальной биографии Дарьи Салтыковой. И им это удалось! Конечно было ясно чем все закончится, но смотреть было все равно интересно. Создатели даже заделали неплохую интригу. 5. Эмоции - не знаю как вам, а у меня картина вызвала самые настоящие неподдельные эмоции. Может это оттого, что я слишком впечатлительный человек, а может просто звезды сошлись. Что не понравилось: 1. Историческая недостоверность - обычно над этим аспектом я распинаюсь очень подробно, но здесь мне этого просто не хочется делать. Тем более тут их было всего два, которые изрядно меня насмешили, но потом я на них откровенно забил, поскольку знал правдивую информацию. 2. Жестокие сцены - они здесь есть, и способны вывести из равновесия особо впечатлительных людей. Я это не шучу! Эти сцены сделаны просто отлично, и позволяют буквально прочувствовать боль людей. Немного о главных действующих лицах: 1. Дарья Салтыкова в исполнении Юлии Снегирь - потомственная дворянка, ставшая символом безнаказанности и коррупции своего времени. Самая богатая женщина Москвы, сошедшая с ума от одиночества. Ее холодный, практически могильный взгляд как будто умеет высасывать душу любого человека. Она превратила свое владение в настоящее царство ужаса, где любой человек станет рабом ее воли. Про актерскую игру Юлии я же говорил выше. Могу лишь повторится - Браво Юлия! Браво! 2. Сергей Салтыков в исполнении Петра Рыкова - возлюбленный Дарьи Салтыковой, при этом являющийся ее родственником. Блестяще образованный молодой дворянин, которого ожидала блестящая карьера, было только одно но... А вот какое но, вы узнаете сами. Петр так же не ударил в грязь лицом. 3. Екатерина Великая в исполнении Северии Янушаускайте - имя говорит само за себя. Здесь так же показывается личная жизнь императрицы, которая сильно повлияла на судьбу самой России. Саверия отлично подошла на данную роль, начиная с портретного сходства, и заканчивая немецким акцентом. Достойная актерская работа. Что касается мистики - она на достойном уровне, и поклонникам данного жара так же придется по душе. В итоге получился хороший исторический сериал, достойный называться 'хорошим представителем современного русского кино, продолжателя славных традиций советского золотого века'. 8 из 10
Расскажу небольшую историю. Давеча, прохожу мимо бабушкиной комнаты, дабы поглядеть, чем она таким занимается. Спрашиваю, как дела, на что она, кивая в сторону телевизора, говорит, что смотрит «Кровавую Барыню». Так уж повелось, что я примерно в курсе, каким бредовым рационом кормят наших бабушек и дедушек, да и не только их, по телевизору. Такие легендарные сериалы, невольным свидетелем которых я стал, как «Обречённая стать звездой», «Ундина», легендарная «Кармелита» и многие другие из номинации «Очередной фейспалм года» (придумал только что, не закидайте камнями…) долгие годы формировали образ отечественного телевидения. Речь сейчас не идёт о тех редчайших исключениях в виде отдельно взятых фильмах, или быть может даже сериалах, утонувших в этой пучине беспросветной тупости и блёклости. Такие наверняка были, просто я о них никогда не слышал и не видел, и думаю это не спроста. Мы умеем снимать сериалы с давно избитыми сюжетами про ментов, сыщиков, бандитов, хулиганов. Умеем снимать низкопробнейшие мелодрамы, на подобие упомянутых выше. Но с чем-то новым, свежим у нас как-то не выходит. Изъезженный сюжет, глупые диалоги безликих персонажей, нелогичные развороты, скупость на что-то новое – вот, что, по крайней мере в моём представлении, олицетворяло отечественное телевидение… «И как?» - спросил я бабушку, готовясь принять ожидаемую оценку. «Ой, жестокая! Скотина, нелюдь! Это ж надо быть такой жестокой?! Людей порет, языки вырывает, глаза выкалывает…». С этого и началось моё знакомство с новым сериалом. Изначально, фильм располагает к себе, хоть и не полностью, но исторической подлинностью. Любители мистики, фильмов ужасов, интересовавшиеся хотя бы раз историями о насильниках, убийцах, садистах, наверняка натыкались на имя Дарьи Николаевны Салтыковой, прозванной в простонародье Салтычихой за небывалую жестокость по отношению к подвластным ей крестьянам. Конечно, когда речь заходит о темах подобного толка, всегда хочется стать свидетелем полного исторического соответствия, и когда оного не обнаруживаем, тут же опускаем руки со словами «загубили хорошую задумку». Однако нет. Авторы кино заранее предупреждают зрителя, что не стремились к полному историческому соответствию, а скорее старались воссоздать дух времени, что им, на мой взгляд удалось. Беспомощный народ, вынужденный терпеть издевательства господ, не имеющий права даже на слово, не то, что на спасение, является главным героем фильма. Такой трудолюбивый, добродушный, поющий. На кого уповать ему? Только на Бога, да на доброго барина, если такой объявится. И это в 18 веке, когда прогрессивная Европа уже шла по пути либерализма. Салтыкова здесь не является главным героем сцены. Она показатель состояния общества, его ярчайший пример, его палач. Она нам показывает, как легко решаются дела, когда ты владелец несметного богатства. Как легко заставить губернатора, генерала, начальника сыска закрыть глаза на совершённое преступление. Как легко отвести любые подозрения и приобрести статус главного благодетеля, совершив солидное показушное подаяние. Как пытаясь найти спасение своей больной, что не умаляет её преступлений, душе там, где обычно души лечат, ты натыкаешься на пьянство, клянченье денег, намёк на подкуп. Отчасти знакомая картина, неправда ли? Нам с нашими правами человека, уровнем морали никогда не понять нравов тогдашних лет, когда огреть кого-то поленом не считается чем-то зазорным, а вовсе поощряется. Никогда нам не понять мысли, что человек, особенно русский, это скотина и на свободе способен только чудить. Представьте себе, тогда это было нормальным явлением. И я говорю это не потому, что хочу указать на недостатки того общества, а просто хочу донести мысль, что для того времени это было нормально, и с нашей колокольни нам никогда этого не понять. Фильм также может похвастать блестящей игрой всех её участников. Очень понравились Сергей Салтыков, Авдотья, Ермолай и батюшка-пьяница, каждый отображающий по-своему грани человеческой подлости. Очень показательные персонажи. Хотел бы выделить отдельно Юлию Снигирь за то, что не побоялась примерить на себе шкуру настоящего зверя в человеческой плоти. А вообще, закончить хотелось бы словами несколько иного толка. Удивительно, как во многом сохранился угнетённый генетический код нашего народа. Казалось бы, что может мешать современному человеку встать и сделать дело, исполнить свой гражданский долг. Не для других, а хотя бы для себя. Что может помешать человеку поставить нормальный забор, покрасить дом, посадить дерево, помыть окна, отремонтировать дорогу? Ведь для себя же делаешь. А нет у русского человека себя. Не обрёл ещё до сих пор. Любое общество в любом государстве развивается согласно определённому роду лекалам. Если обществу никто не мешает ступать ножками на ступеньки и не мешает идти вперёд, то общество рано или поздно само решит свойственные ему проблемы, породит новые и вновь их решит. Оно будет развиваться динамично. Это естественная эволюция общества, которую должны пережить все. Этап за этапом. То, чего никогда у нас не было. 300 лет татаро-монгольского нашествия, опричнина Ивана Грозного, смута, указ Петра Первого всему подражать Европе, что породило пропасть между простым русским мужиком и вечно ровняющимся на Запад барином, закрепощение крестьян времён Екатерины, почти 160 лет дальнейшего прозябания русского народа в статусе крепостного крестьянина, октябрьская революция, гражданская война, создание государства, где за вольнодумство в лучшем случае отправляют на философских теплоходах за границу, в худшем в ГУЛАГ, либо в психушку. Вот и получаем на выходе измученного, изуродованного мужика, не слышащего ни себя, ни окружающих, интуитивно ищущего себе хозяина, боящегося взять дело в свои руки. А зачем? Ведь всё равно отберут и одурачат. А коли пробьётся такой стебелёк надежды сквозь толщу асфальта, так ему быстро найдут управу, заставив пройти через все круги ада... Но, говорят, время лечит. На него лишь вся надежда.
Ну что ж. Осилила пока 7 серий. И очень сомневаюсь, что буду смотреть дальше. Я видела много положительных отзывов на этот сериал и решила посмотреть, думая что это будет историческая драма (как раз недавно посмотрела 'Софию' - и ждала чего-то подобного), оказалось, что от реальной истории там крошки (несколько фамилий и реальных событий, остальное - не совсем здоровые фантазии сценаристов). Я наивно полагала, что нам раскроют историю барыни Дарьи Салтыковой, и покажут, как императрица решилась судить знатную барыню, женщину, как шло расследование (а оно шло несколько лет!), как тяжело было докопаться до правды и вынести справедливый приговор. Оказалось что весь сериал - это смакование садизма и страданий. К 7 серии сценаристам и режиссеру показалось недостаточно человеческих мучений, и зрителю стали показывать жестокость к животным и крупные планы забитых ради забавы зверей. Из плюсов: красивые виды. Пейзажи, природа, русская деревня, архитектура монастыря и церквей. Игра второстепенных персонажей: крепостные и дети сыграли на отлично. И минусы: 1. Оооочччееень затянуто. Виды, конечно, красивые, и пейзажи можно рассматривать несколько минут. Но вот постельные сцены на 5 минут (где все двоится почему-то и полу размыто), где показывают как герои меняют позы, сны (которые повторяют несколько минут из предыдущей серии, только замедленно и двоится), крупный план безумных лиц и т.п. - это смотреть неинтересно. Ладно, если бы такие моменты занимали несколько минут серии. Но эта затянутость занимает не меньше половины в каждой серии. 2. Главная героиня. Похожа на современную инста чику. Худая, впалые щеки, синяки под глазами, губы уточкой, выпученные глаза, растрёпанные волосы, прихваченные сзади как будто крабиком. Видимо, худобой, синяками и выпученными глазами зрителям пытались показать безумие барыни. Получилось так себе. У нее отвратительный голос, которым она неожиданно рявкает и хилый вид. 3. Переврали реальную историю Салтычихи процентов на 90. Если просто хотели снять триллер и ужастик, то не надо было давать реальные имена персонажам, претендовать на историчность и перевирать факты. 4. Неоправданное смакование мучений людей и животных. Ну и по мелочи: зачем-то вставили современную музыку и танцы. Эпоха, платья, монастыри, и тут, неожиданно, барин врывается на бал, а там пляски под музыку с аранжировкой. 1 из 10 (до кадров с забитыми животными думала поставить 3, но оно и того не стоит).
В последнее время рейтинги исторических или псевдоисторических сериалов практически все время находятся на высокой планке. Любит народ в прошлое погрузиться. Кстати говоря, чем темнее и страшнее погружение, тем коуче и притягательнее для зрителя. По всей видимости, именно на это и рассчитан сериал 'Кровавая барыня'. Снят он действительно по реальным событиям и посвещен страшным злодеяниям помещицы Дарьи Салтвковой, которая в екатериненские времена в прямом смысле сживала со свету своих крепостных. Известно, что доказано было 38 убийств и 26 остались под вопросом. Известно, что государыня устроила показательный суд для всего дворянства, чтобы хоть какой-то проблеск просвещения посадить на порой не знающих меры в жестокости дворян. Известно, что до смерти мужа Салтычиха особо агрессии не проявляла, а вот потом как с цепи сорвалась. Известно, что в наказание она 11 лет сидела в темной яме без света и общения, и после до смерти своей прожила в тюрьме. Собственно, каких-то других уточнений есть крайне мало, все портреты этой женщины по приказу императрицы были уничтожены. Что ж, более достойного персонажа авторы выбрать не смогли. Но и тут, выбрав в главные героини Салтычиху, они еще в заглавных титрах предупреждают, что фильм следовал не букве, а духу истории. То есть нам заранее сообщили, что по сути взяли исторических персонажей и состряпали из них хоррор в том стиле, в каком они сами захотели. Бесчинства кровавой барыни показаны во всех анатомических подробностях, так что детей явно лучше увести от экранов. Более того, приплетена еще какая-то бабка то ли повитуха, то ли чернокнижница, которая чуть ли не главной затейницей всего этого кошмара выставлена. Мы не знаем, отчего Дарья Салтыкова так жестоко издевалась над своими крепостными, вполне возможно, что она была психически не здорова, но какой маньяк в принципе психически здоров? Авторы решили выставить свою версию, что Дашка с детства была обречена, ибо мать ее была сумасшедшей, выкалывающей крпеостным девкам глаза, за что была заточена мужем в монастырь, ну а после и маленькую Дашу отец тоже отправил туда же. В общем, не виноватая она, вроде как жизнь ее до такого довела. И муж не тот ей был, и любовник предал, вот бедняжка. Только, на секунду, Салтыкова в монастыре не росла, мать ее была нормальной, это вполне себе исторические факты. Никаких данных о том, что у нее был роман со своим родственником Сергеем Салтыковым нет, и это больше смахивает на фантазии режиссера. На этом фоне Салтыков в роли биологического отца Павла уже не кажется безумством, хотя у современных историков пости не осталось сомнений в том, что Петр Федорович все же и есть отец Павла Петровича. Но я углубилась в историю...что мне не понравилось категорически? Что попытались обелить маньячку, придав ей ореол пострадавшей от отсутствия любви. Во-первых, это не соответствует исторической Дарье, во-вторых, даже если б оно и так было бы, это не оправдывает всех ужасов, что она натворила. А на многих форумах я уже почитала вздохи и ахи по поводу доведенной до сумасшествия барыни. Не понравилась в принципе, что в самый прайм-тайи показали этакий ужастик по историческим мотивам, все же в это время могут и дети такое увидеть, а там и не всем взрослым полезно такое смотреть. Слишком уж много жестокости льется с наших экранов, и в таких подробностях это уж лишнее. Ну и история помилования. По сериалу вышло, что там вышел любовно-интригующий замес, из-за которого и была осуждена Дарья. Но дело же было не в том. И тот, кто изучал историю, знает это. Из хорошего отмечу неплохую игру актеров. Юлия Снегирь иногда переигрывала, но в общем вполне тянула на психопатку. Хотя, если бы зверства в глазах было бы чуть меньше, было бы и правдивее, и даже страшнее. Но в общем, вполне себе достойно сыграна роль. Хороши все крепостные, за время просмотра стали как родные, и жутко было подумать, в каком кошмаре жили прототипы этих героев. Особенно мне понравилась Аксинья в исполнении Екатерины Копановой, она просто создана для роли простой крестьянки, но как же она хороша в этой чистой душевной красоте. Понравились и Наталья, и ее несчастная дочь Фекла, и немой Иван. Отрицательные персонажи типа Адвотьи и Ермолая сыграны тоже отлично, омерзительные приспособленцы, которые в подобных обстоятельствах всегда встречаются. Отметила для себя и молодую исполнительницу роли Насти, замечательная девушка с естественной красотой. Даже мальчик в роли сына Салтычихи был убедителен. Не понравился разве что Соколовский в роли Тютчева, лучше бы дальше пел слащавые песенки. Екатерина тоже не убедительна, да еще и с этой короткой прической (почему??). В общем, хотели показать сдвиг по фазе у Салтыковой, а в итоге сдвиг по фазе вышел у сценаристов. Незачем брать исторических персонажей, если хочешь тупо снять ужастик. За хорошо сыгранные роли ставлю пять. 5 из 10
Можно смело озаглавить сериал 'Кровавая барыня. Салтычиха' - 'Российская история ужасов. Сезон первый'. Фантазия режиссера Егора Анашкина и сценаристки Марики Девич многих напугала и вызвала отвращение. Я читал отзывы очень простых людей из разряда 'Зачем такое снимать? И так ужасов хватает в нашей жизни. Какой кошмар. Не надо нам такое. Пусть они там в Америке такое смотрят'. Но это, граждане, про нашу, русскую, действительность. Были в ней и самые кровавые страницы. Пилотная серия и вправду удалась на славу: казнь с выжиганием клейма на лбу, топор палача, призраки, выкапывание покойников без глаз, безумие маленькой девочки с глазами, словно ртуть, изгнание бесов. В общем, перед нами готический ужас. Но поставленный якобы по реальным событиям. Помещица Салтычиха умудрилась за довольно короткое время уморить более ста крепостных. Эта легенда (есть гипотеза, что ее оговорили) и легла в основу сериала. И хотя в плане сюжета он провисает (порой становится откровенно скучно), сделан сериал очень хорошо. Для Егора Анашкина это уже вторая подряд удача после 'Денег'. Хотя хронометраж - 16 серий по 50 минут - по-моему, зря нагнали. 8-10 - в самый раз при умелом монтаже. Порадовал широкий спектр затронутых тем. Это и рабство на Руси, немедленно вызвавшее споры в интернете. Мол, рабство и крепостное право нельзя равнять. Ведь крепостные могли жаловаться на своих хозяев, а рабы нет. Этот вопрос в 'Салтычихе' поднимается. 'Помилуйте, - говорит один из героев, - какое же в России рабство? Чай, не в Америке мы'. Тем не менее, аморальное владение людьми и отчаянное положение крепостных показаны замечательно, как в лучших советских кино- и литературных агитках. Становится понятно, за что 'барей' подняли на вилы и погнали вон из России - чем русскому народу не угодило это зажравшееся сословие, даже после освобождения. Мнимого, к слову сказать. И опять же в сериале есть замечание 'русскому мужику только дай волю - такое начнется'. И в самом деле началось. Другая тема: безумец у власти, кровавая тирания. Есть также тема животной жестокости человека, когда он от вседозволенности превращается в натурального зверя. Любовь и предательство. Как должен поступить отец со своей дочерью, осознав, что она безумна?! Жадность и нравственность. Подхалимство, коррупция, продажность судей и следствия. В общем, сериал обнажает целый спектр проблем. С жестокостью, пожалуй, перемудрили. В сериале имеется сноска 'здесь показывают курение, которое угрожает вашему здоровью'. Но забывают предупредить, что здесь секут кнутом, рубят головы, вырезают языки, убивают ножами, топорами и всеми подручными средствами. Меня, к примеру, покоробила очень натуралистичная сцена убоя бычка, чей труп с пробитой головой показывают крупным планом. Есть и прекрасные художественные находки - к примеру, всплытие трупов из болота. Вообще, ужас нагнетается режиссером умело. Снято на совесть. А что массовый зритель не оценил, так это потому, что к такого рода зрелищу он не подготовлен - ему дай что-то попроще, без жестокости и непременно с хэппи-эндом. Это на Западе жестокосердная публика пусть смакует инцест и кровавые неистовства 'Игр престолов' - нам такого не надо. А мне понравилось. 7 из 10
'Кровавая барыня' - это первый русский сериал, который было интересно смотреть от начала до конца. Первый отечественный сериал, новые серии которого я ждала. И это первый наш сериал, за который мне, как русскому человеку не стыдно! Простите, дорогие друзья за тавтологию, но вот очень хотелось подчеркнуть то, что сериал то наш, родименький. Про русскую историю. И насколько же интересна становится история, когда преподносится в таком ключе! Картина рассказывает историю Дарьи Салтыковой, правда больше она известна как Салтычиха. Жесточайшая, коварная женщина. Первая русская женщина серийная убийца, садистка. В сериале очень интересно описывается, что привело ее к такой жизни, жизни зверя. Очень захватывают эти интриги, любовные связи и переживания простых людей. * Очень хочется похвалить операторскую работу. От некоторых сцен, от того, как ЭТО снято, просто кровь в жилах стынет. Насколько яркая и качественная картинка. Снимаю шляпу. * Музыкальное сопровождение сцен! Шикааарно! Ты все больше погружаешься в атмосферу сериала, а с помощью музыки просто тонешь в нем. * Костюмы. Ну это отдельная тема. Эпоха роскошных платьев, напудренных париков, роскошь во плоти. Ну и конечно все действие происходит в красивейших интерьерах. Эстетически приятно смотреть. * Игра актеров. Нет, вы только представьте, в этом сериале даже дети играют хорошо! Да где это видано, чтоб в русских фильмах дети играли правдоподобно и ты им верил? А вот в 'Кровавой барыне' актеры как будто бы и не актеры вовсе, а настоящие герои тех времён. Особенно Юлия Снигирь, потрясающая актриса. Талантливая красавица, и так хорошо справилась с ролью главной злодейки, что ты правда начинаешь ее ненавидеть. Эта картина некий наш ответ фильму 'Кровавая графиня Батори', и на Руси такие женщины были! Уверена, что поклонникам жанра в стиле фильма о графине Батори или 'Еще одна из рода Болейн' этот сериал обязательно должен понравиться. Аплодирую создателям сериала! Больше бы таких качественных картин. Но оценку ставлю 9 из 10 чтоб не расслаблялись.
На исходе 12-й серии окончательно определилась со статусом рецензии. Да, была прочитана предварительно и тщательно история Дарьи Николаевны Салтыковой, безупречной дворянки-психопатки, которая истязала по одной ей ведомым причинам своих крепостных крестьян с изобретательностью профессионального маньяка, за что и была впоследствии лишена всех чинов и званий и наречена императрицей Екатериной II 'оно'. Совершенно не исключаю, что высоких мотивов у многоуважаемой Дарьи Николаевны не было, просто она пошла куда дальше своих современников, которые также особо не заботились моральной стороной своих взаимоотношений с рабами. Посему контекст истории предполагался несколько иным, а именно - бытие истинного зверя в элегантном и романтичном XVIII веке. Но создатели фильма решили преподнести нам материал в более упрощенном виде, а именно - как многоходовую любовную сагу, итогом которой стало разочарование и отчаяние главной героини, превратившееся в помешательство. Впрочем, и наследственность (вымышленная, все родственники исторической Дарьи Николаевны были крайне здоровы) сыграла роковую роль. Поначалу это вызывало легкое недоумение. Но. Интерпретация авторов фильма, вызвавшая в основном неудовольствие зрителя, является всё же интересной. Не считаю метаморфозу затянутой, наоборот. Любовная трагедия, раз за разом, закончившаяся окончательным ударом на фоне радужных снов (а могло бы быть и так), растоптанные надежды и мечты, житие загнанного зверя, опасающегося повернуться спиной к любому, кроме полоумного немого кучера, поместье-крепость, в котором скрывается обезумевшая от страха женщина, чудом спасшаяся от насильственной смерти - разве этого мало, разве этого недостаточно, чтобы озлобиться до состояния существа, которому уже неинтересны моральные и этические нормы общества, пытающегося его уничтожить? На этом месте хотелось бы отметить выдающуюся актерскую игру Юлии Снигирь, после ее интерпретации сложно вообразить на данном месте кого-то иного. Кровавая барыня в черном кружеве, бледная, истерзанная, отчаявшаяся и жестокая, серийная убийца, помешанная, слабо помнящая своё вчера. Надеюсь, плавно переходя к другим плюсам, хочется отметить убедительную и душевную игру крепостных, Авдотьи и прочих, что, мягко говоря, выглядело шедеврально. Воссозданный филигранно быт крепостных, костюмы эпохи, образы, страхи, чаяния и диалоги абсолютно погружают в атмосферу того времени. Если бы довелось снимать собственный фильм, лучше и вообразить невозможно. Итого, без всякого зазрения совести ставлю фильму (и то лишь за неубедительное начало) 9 из 10
Заранее обороняясь от нападок зрителей, создатели 'Кровавой барыни' стыдливо объявляют, что сериал снят всего лишь «по мотивам» (как выяснилось впоследствии, очень отдалённым) биографии Салтыковой, да и вообще «при создании фильма авторы следовали духу, а не букве истории». Короче говоря, если у кого какие претензии к достоверности и всякой там исторической правде, то мы вас предупредили. Мы художники, мы так видим. Впрочем, ясно, что мешало авторам взять не реальную Салтыкову, а какую-нибудь условную помещицу Сидорову и тренировать на ней свою весьма убогую фантазию. Салтычиха – персонаж раскрученный, колоритный. Вдобавок ярлык «основано на реальных событиях» (ой, «по мотивам» реальных событий, простите), традиционно собирает вокруг кино- или телепродукта большую аудиторию, что привлекает спонсоров и в конечном итоге даёт возможность творцам приятно отяготить кармашки. Капитализм, счастье и далее по списку. Поэтому на свет из недр истории была извлечена Салтыкова Дарья Николаевна-душегубица собственной персоной. Вернее, не собственной, конечно, а в посредственном исполнении Юлии Снигирь, которая весь сериал томно шепчет, страшно делает глаза, а ещё гордо сжимает губы. На этом спектр её актёрского дарования исчерпывается. Зато Юлия красива (судя по портретам, сама Дарья красавицей не была), значит, будет радовать зрительский глаз. Тут авторский выбор тоже ясен. Но вот представление начинается. И начинается сразу с дичи. Ой, то есть, с тонкого художественного вымысла. Мы узнаём, что маленькая Даша страдает психической болезнью, передавшейся ей от маменьки, которая ополоумела настолько, что её пришлось даже сдать в монастырь и посадить на цепь. Чисто по-христиански. Скоро вслед за мамой по воле отца в монастырь едет и сама Даша. Над девочкой читают молитвы, чтобы все бесы разбежались, и приучают к аскетизму. Среди монахинь, в режиме смирения и послушания, Даша живёт несколько лет. Вся дальнейшая сюжетная канва развивается, опираясь на эту отправную точку: «Салтыкова – психопатка». К тотальному безумию она приходит планомерно, для чего авторам пришлось поднатужиться и придумать героине сердечных страданий, но главная причина её жестокости объясняется ясно и недвусмысленно – человек болен. Сошёл с ума от тягот жизни. Здесь невозможно не приглядеться к биографии реальной Салтыковой, а не её попсовой версии в исполнении Снигирь. И не только к Дарье, но и к эпохе, в которой она жила. Мать Дарьи Николаевны была психически здорова и не сидела в монастырской клетке. А сама Дарья не ссылалась ни в какой монастырь и была здоровым ребёнком, росшим в сытой дворянской среде вместе с двумя сёстрами. Иначе говоря, с первых же кадров нам подсовывают враньё, выдавая это враньё за «дух, а не букву истории». Да нет, господа, это тот случай, когда брать надо именно букву. Сведя трагедию нескольких десятков человек, замученных, изувеченных, униженных Салтыковой, к личным свойствам и особенностям психики отдельно взятого человека создатели этого телебарахла намеренно или по недостатку ума уводят внимание зрителя от той объективной социально-экономической среды, которая питала и взращивала таких «салтычих». Салтыкова – богатая помещица, живущая в самый расцвет эпохи крепостного права. Даже если она и имела психические отклонения, её поступки по отношению к крестьянам нельзя рассматривать через призму больной головы, игнорируя или отодвигая на задний план исторический контекст. Если же принять его во внимание, как он того заслуживает, мы увидим, что Салтыкова естественным образом вписывается в антураж эпохи, где крепостной крестьянин воспринимался одуревшим от вседозволенности и безнаказанности помещиком, как собственность, вещь, средство для удовлетворения личных прихотей. Эту вещь можно унизить, высечь, продать, как собаку, навсегда разлучив с родными, использовать для удовлетворения похоти или в качестве чесалки для пяток. Как угодно. Отвратительному бесчеловечному обращению со стороны хозяйчиков подвергались все подневольные крестьяне в силу уродства самой крепостной системы, которая в одних воспитывала страх и низкопоклонство, а другим внушала мысль о собственной исключительности. Да, Даша куролесила так, что обалдели и сами помещики, но прежде всего Салтыкова – это портрет эпохи. Уродливый, но правдивый портрет. Даже нельзя сказать, что он чрезмерен в яркости своих красок, как нельзя сказать, что обварить человека кипятком за то, что он случайно пролил чай, это перебор, а вот высечь его так, чтоб кожа на спине полопалась (что делалось повсеместно) – это нормально. Да, авторы не упускают из внимания звериные нравы господ и их пренебрежительное и жестокое отношение к крестьянам, показывают их нейтрально, без одобрения, как естественную часть помещичьего быта. Но почему-то с главной героиней это не работает. Она бесчинствует не потому что она помещица, и ей можно, а потому что она больная на голову, да ещё и доведена до ручки равнодушием отца и предательством любовника. А так бы она никогда. В монастыре вообще была кротка, как ангел. Любви хотела, страдалица. Кстати о любовнике, по совместительству отце Дарьиного сына, рождённого в браке с другим мужчиной. Это ещё одна безвкусная выдумка сценаристов. В действительности любовников до своего вдовства у Салтыковой не было (история, во всяком случае, об этом умалчивает), а детей она весьма прозаично рожала от мужа. Такой унылый расклад, конечно, не утолил аппетитов сценаристов и, дабы добавить сюжету перчинки, а заодно и объяснить Дашино буйнопомешательство на почве любовных страданий, в повествование был введён сердцеед-кутёжник и пошлейшая постельная сцена на пять минут, в которой Даша, теряя невинность, демонстрирует такую прыть, что любовнику в пору задуматься, не подрабатывала ли она тайком в доме терпимости. К слову, психологический портрет Салтыковой даже в рамках сериальной реальности смешон и фальшив. Едва вышедшая из стен монастыря девица, кроткая, не знающая мирской жизни, лихо отплясывает на балу с офицером, а после свадьбы, которая тоже происходит почти сразу после монастыря, мчит к нему ночью, чтобы переспать с ним. И таких неправдоподобных эпизодов в сериале масса. Отдельную двойку хочется поставить консультантам (если они, конечно, были). Сериал изобилует историческими ляпами. Один из примеров. В кадре – беременная Салтыкова. Известно, что материнство Дарья Николаевна познала в 1750 году. И вдруг – хоба! – нам показывают готовенький Зимний дворец, строительство которого началось в 1754, а закончилось аж в 1762, когда Дарьюшка успела уже овдоветь и начать свою кровавую карьеру. В сериале же будущая Екатерина II живёт в несуществующем дворце, куда её реальный прототип торжественно вселится только через 12 лет. Кроме того, Зимний дворец в первозданном своём виде был не зелёного, как мы привыкли, и как показано в сериале, а песочного цвета, но на фоне остального мракобесия это, конечно, пустяк. Итог: лживая, бездарная поделка, не отражающая ни буквы, ни духа истории.
Сериал, мягко говоря, неоднозначный. Из плюсов великолепная игра всех актеров разве что кроме недопевца, а теперь еще и недоактера Соколовского. Снигирь была и вовсе прекрасна, хотя играть психов, конечно, не сложно, да и проглядывался очевидный закос под Еву Грин. Внимание к деталям, костюмам тоже на высоте. Я не специалист, но для меня все достаточно правдоподобно. Но вот с исторической достоверностью там полный швах. Бог с ней, с историей любви Салтычихи к другому Салтыкову. Перемешали и перепутали все, что было можно. Понятовский был любовником Екатерины до восхождения на престол, Салтыков после рождения Павла при дворе практически не появлялся и никаким наставником не был. Тютчев никаким землемером не был и т.д. Да и кроме исторических, сюжетных ляпсусов хватает. К концу сериал и вовсе скатывется в дичайший треш с ведами и неоязычеством. Причем все события проходят на фоне 'России'. Дворяне тупые, пьющие, и все жестокие. Не смотря на уговоры 'немки' отпускать крестьян не хотят, мол, народец-то мерзкий. Священник тоже пьет беспробудно, ходит с непомытой головой и к обязанностям относится ужасно халатно. И Салтычиха явно этим фоном оправдывается, и еще душевной болезнью... Мол, не в себе и все такие, чуть лучше разве что. Светлым лучом среди мракобесия - одна царица и та, потому что немка, ч то нарочито подчеркивается. Ну и всякие вольнодумцы-землемеры и бастардки. Типичная расстановка акцентов для творческих проектов последних лет. 6 из 10
И все же, где поставить запятую? Если Вы поклонник правильной интерпретации исторических фактов, то смотреть сериал вряд ли хорошая затея. Лучше будет поберечь свои нервы и хорошее настроение. Посмотреть что-нибудь интересненькое 'на одном дыхании' - это, конечно, хорошо. Мне тоже так нравится. Но тут я конкретно не могла оторваться от экрана, особенно последние два дня. К слову, вот почему: Во-первых, у Вас останется приятное послевкусие. Сериал расширяет эмоциональный диапазон. Тут Вам и страх, и радость. Удивление, сопереживания, злость, отвращение, печаль. Когда жизнь кажется, будто Вы - это белка, что бежит в колесе, а эмоций отнюдь. Окунуться в ту атмосферу как бальзам для души. Во-вторых, разве не каждому в какой то момент времени было очень любопытно:' А как оно, тогда то было? Как люди жили? Как справлялись?'. Что-то мы знаем от родителей и их родителей. Но тут у Вас есть потрясающая возможность - капнуть глубже. В-третьих, интересный сюжет, а особенно для тех, кто 'не в теме'. В начале первой серии режиссер дает немного подкормки для размышлений. Маленький отрезок из последней серии. Очень интригует. Всеми силами стараешься предугадать, как будто за верный ответ получишь не просто '5+', а целую медаль! Экранизация получилось интересной. Да такой, что руки чешутся прошустрить парочку статей из открытых источников о времени правления Екатерины Великой. А не хлопнуть крышкой ноутбука и вернуться к привычной реальности. Пойду собирать пазл той эпохи воедино!
'Кровавая барыня' - один из немногих действительно хороших русских сериалов. Во-первых, он не тянется 150 серий, а пара-тройка затянутых моментов есть практически в любом кино; а во-вторых в нем действительно присутствует сильная актерская игра, в особенности это касается исполнительницы главной роли. Да, Юлия Снегирь здесь превзошла себя, ее Екатерина Великая была куда более схематичным образом, а здесь... сыграть человека, который все глубже и глубже погружается в безумие, действительно сложно, это вызов. И пускай, конечно, сам сценарий весьма далек от исторической достоверности, к примеру о реальной Салтыковой почти ничего неизвестно, и вся эта линия с Сергеем, который успел сделать ребеночка и Дарье и самой императрице (в действительности это тоже были лишь слухи, а у реальной Салтыковой было два сына и ни одного не звали Сережей), выглядит слишком Типично, однако если не придираться к фактам, то сюжет волей-неволей затягивает полностью. Однако, конечно, не обошлось и без заимствований: сцена суда Салтыковой на площади Очень напоминает фильм 'Парфюмер', да и образ ведьмы-знахарки словно где-то тоже уже встречался. Но, как я уже говорила, все это мелочи, особенно если сравнивать данный сериал с другими продуктами нашего кино. А то, что в нем показано много насилия и поэтому он тяжелый... Как уже писали, та же 'Игра престолов' не менее жестока, но ее смотрят и любят тысячи людей. Поэтому все на любителя, как говорится 9 из 10
Очень качественно! Не только в масштабе российского кино, но и международного! Будучи подростком, я думала, что ни один российский сериал меня не затянет. Кровавая Барыня просто разорвала все мои шаблоны! Очень красочно, атмосферно, с толикой мистики. Потрясающий гнетущий антураж крепостной Руси в переплетении с жестоким триллером и психологическим давлением картины. Не рекомендую смотреть, если Вы надеялись обойтись малой кровью. Но всем поклонникам мрачных жанров однозначно советую. Отдельное спасибо Юлии Снегирь за потрясающую актёрскую игру. Один её холодный, цепкий, разрушающий тебя изнутри взгляд чего стоит! Не могу представить в роли Барыни кого-то помимо неё! Также хочу заметить, что Кровавая Барыня - это злодей, которого мы действительно заслуживаем! Проницательный, дальновидный, предприимчивый, умный, а так же совершенно великолепный в своём безумии и бесчеловечности. Просто поразительно, как от серии к серии сочувствие к героине переростает в чувство триумфа за неё, а затем в тихий ужас перед её безнаказнностью и непреодалимое ничем отвращение. Настолько впечатляющий в своей мерзотности и жестокости образ ещё нужно постараться создать. Из отдельных плюсов - любовных соплей по-минимому и те только для развития сюжета! За достоверность не ручаюсь, я зритель, а не историк, но бесполезно спорить об истине, которая никому неизвестна, да и не для того стоит смотреть эту прекрасную тёмную картину.
Гимн Снигирь! «Хождение по мукам», «Оперетта капитана Крутова»,«Кровавая барыня» - сериалы последних двух месяцев. Во всех этих сериалах блистает Юлия Снигирь - утонченная, порхающая и приземленная, разная - от комедийной легкости до трагической глубины на разрыв аорты. В последнем фильме этот ее застывший взгляд просто приковывает к себе. Ведьма! - хочется крикнуть и проклинать» кровавую барыню» за эту холодность и отстраненность, сменяющуюся буйным помешательством. Салтычиха неистова во всех своих проявлениях: от любви до жестокости. И смотришь на игру актрисы как на цирковой трюк- ого, она и так, оказывается, может. Когда голова душегубицы лежит на плахе в ожидании казни, начинаешь обвинять весь мир в жестокости. За что? - вопрошают эти глаза. Так с первых минут Снигирь выступает бесспорным адвокатом этой помещицы. Но две строчки из учебника истории про Салтыкову мы помним и ждем этого разоблачения злодейки. И первые серии, показывающая детство, лжепохороны матери, непробиваемого отца (в блистательном исполнении Ю. Цурило) и юность в монастыре, все расставляют по своим местам. Трагическое стечение обстоятельств. Юлии Снигирь пришлось играть в одном фильме и мелодраму, и психологический триллер, и ужастик, и историческую правду. Мне интересно за ней наблюдать. Она разная- да это здорово! Но помимо Юли взгляд откуда-то из другой страшной параллельной реальности демонстрирует и другая актриса -Кристина Бабушкина. Салтычиха больна, а эта из плоти и крови - страшно до ужаса. Фильм не лубочный, не «гардемаринный», и это еще один несомненный плюс. Итак, браво, Юлия Снигирь!
Действительно неплохой сериал, за просмотр которого я садился с определенной долей скепсиса. Что получили на деле? Получили удивительно кинематографичное зрелище, что не свойственно сейчас даже нашему кинематографу. Здесь и авторское видение трагедии главной героини, и лихое «самоуправство» с некоторыми историческими фактами (что однако не помешало смотрибельности картины), и операторская работа, и замечательная звуковая дорожка в тему, и конечно же прекрасные актерские работы (Снигирь дала жару, Бабушкина молодец как и все, кроме Соколовского). Саспенс нагнетается первоклассно, тема мистицизма и религии добавляет ужастику ужаса. Драмы хоть отбавляй, и отыграно как надо. Любимый мной параллелизм событий как кинематографический приём использован здесь многократно. Однако от него остаётся неприятный и горький осадок безысходности происходящего. Сериал не оправдывает изуверства Салтычихи. Он описывает судьбу не очень счастливой женщины в окружении зажравшегося и страдающего от безделья дворянства и не всегда последовательных в своих действиях крестьян (дико верующих, но готовых при любой возможности отдать нательный крест местной ведьме). Поэтому фраза главной героини «Милости моей хотят, а ненавидят меня» вызывает сочувствие. Доброе слово как говорится и кошке приятно. Умелое сравнение Салтычихи и Екатерины Великой тоже порадовало и не покоробило. В общем, это однозначно зачёт. 8 из 10 P.S. Отдельный респект за сцену балла под классическую композицию положенную на современный бит. Сразу становится ясно зрителю, что скучно при просмотре не будет.
Новый телепроект на нашем ТВ привлёк моё внимание не именами актёров, а самой историей женщины-маньяка из крепостного времени. Салтычиха в исполнении Юлии Снигирь - наводит немалый ужас на всех и вся, очень смахивая на графа Дракулу. Играть такую психологически сложную роль известной на Руси помещицы-душегубицы актрисе было непросто и местами кажется что она где-то не до играла, а где-то и переигрывает - но все эти огрехи можно простить благодаря особой атмосфере картины, которая сглаживает все неровности актёров. Да именно постепенно нагнетаемая напряжённая атмосфера, пропитанная мистицизмом и первобытным страхом, не отпускает от экрана до самых титров и оставляет странное послевкусие, как утром после ночного кошмарного сна. Вообщем вполне добротный сериал где имеет место быть художественный вымысел, подменяя где нужно для сюжета исторические факты.
Вот и закончился показ сериала на канале Россия 1. Сериал вызвал смешанные чувства. Если рассматривать исторические сведения о той самой Дарье Салтыковой, которые дощли до нас, то понимаешь, что в биографическом виде картина свелась бы просто к жанру хоррор, да и просто не вышла бы в прокат. Главное, на мой взгляд, удалось показать весь масштаб трагедии крепостного права, где помещик обладает абсолютной властью над своими людьми. И дело тут даже не в самой «Салтычихе», а в том, что такое отношение считалось практически нормой на протяжении многих лет. И для самих дворовых и крестьян. Юлия Снигирь. Роль была, без сомнения, сложной, даже страшной. Если не брать во внимание заигрывания сценаристов на тему «не я такая, жизнь меня такой сделала», то сыграла она хорошо, ее безумству веришь, глядя на ее героиню, легко можно представить какой ужас она вызывала у своего окружения. Все актеры, которые играют крепостных, без сомнения, заслуживают похвалы, отдельное спасибо Кристине Бабушкиной. Сыграла просто отменно. Ее героиня Авдотья вызывала столько эмоций, что каждый раз глядя на нее, задумывалась о том, как бы сама поступила на ее месте. Все внутренние переживания отражались в глазах, жестах. Браво! Из явных минусов: Не очень поняла линию со знахаркой. Тем более, что этому в фильме уделялось очень много времени. А если еще учесть то, что набожность и постоянная помощь Салтыковой церкви является исторически подтвержденной загадкой характера помещицы, то тут уж совсем, по-моему, перегнули палку. 7 из 10 За игру актеров и за то, что сериал заставил меня обратиться к историческим сведениям о жизни самой Дарьи Салтыковой и развитию крепостного права в России в целом.
Поддавшись любопытству, решила посмотреть сериал, ведь речь идет о столь неординарной личности, печально известной Салтычихе. Начало было настолько многообещающим, что я полностью погрузилась в просмотр, ожидая наконец увидеть нечто настоящее, понятное, что-то такое, что способно тронуть за душу. Над атмосферой создатели трудились скрупулезно, это несомненный плюс. Век галантности, время необьятных платьев, напудренных париков, время помпезности и шика. И рядом со всем этим блеском - грязь, выступающие контрастом непричесанные, неумытые и откровенно глупые крепостные. Холодные тона, мистика, которая в некотором смысле склеивает всю историю в одно целое. Хотя, как по мне, с мистикой перегнули палку, было заметно, что зрителя старательно пытаются напугать, а это всегда огорчает и вызывает противоположную реакцию. Операторская работа несомненно хороша, так же как и музыкальное сопровождение, оно не отвлекает, и как положено, помогает лучше проникнуться происходящим. На актерской игре не стану отдельно останавливаться, персонажам веришь, эмоции не наиграны, все хорошо. Единственное, на мой взгляд, Татьяна Кузнецова в роли знахарки таки переиграла. А теперь о минусах. Историческая недостоверность. Хоть в самом начале нас и предупреждают, что это лишь история по мотивам биографии Дарьи Салтыковой, все же неприятно от того, что зрителя водили за нос все 16 серий. По ходу просмотра понимаешь, что сериал зовется историческим только потому, что это просто костюмированная драма. Несоответствия прослеживаются во всем, начиная с наряда, котором главная героиня отправилась на бал, и заканчивая гайдуками, что портили имущество своей барыни. Серьезно? А ведь все на ее земле, и деревня, и сено, и люди - это ее собственность. Дальше - хуже. Нескончаемые любовные перипетии, и особенно линия Екатерины II. И снова мистика. То, что так хорошо начиналось, так банально закончилось. Ведьма, магия, ритуал с крестами. Хорошо хоть русалок не было. И в самом конце вопрос: а виноват кто? Неужели колдунья, язычество, безумие и магия? От этого в голове невольно начинает звучать знаменитое 'Не верю!' К тому же, это так удобно, перекладывать ответственность на столь неопределенные вещи как колдовство. Итого имеем несчастную Дарью Николаевну, совершенно слепую в своей нездравой любви. Оправданием этому может выступить разве только то, что эта любовная связь выдуманная. Неужели зритель должен жалеть садистку, оправдывать ее жестокость несчастьем? Тут еще можно поспорить, кто более несчастлив, барыня, попивающая чай в теплом доме на чистых перинах, либо ее крепостные, что трудились не покладая рук в поле и пытаясь ей угодить. Сцены насилия не вызывают нареканий, хотя одна все же, с вырванным сердцем - прям как ложка дегтя. Сериал понравиться тем, кто не желает заморачиваться вопросом: кем на самом деле была Салтыкова? И это понятно, ведь простая человеческая жестокость, социальное неравенство, алчность, вечное стремление к власти и взяточничество мало интересны. А вот любовные страдания - это да, это ведь худшее из того, что случается с человеком. Главный враг - это обнищание духа, потеря человечности и доброты, превращение в циничного монстра с появлением ощущения безнаказанности. А его-то как раз трудно рассмотреть в сериале. Словом, недотянули. 5 из 10
- Как же так? Кому же жаловаться, у кого же теперь помощи просить? - У Бога! Сразу оговорюсь, кино (точнее, как принято сейчас называть сериал - мне больше хочется назвать это произведение многосерийным художественным фильмом) не для слабонервных. И хотя Интернет-файлообменники размещают его в разделе ужасы, говорить об ужасающем характере фильма не приходится, ибо здесь нет характерной для данного жанра леденящей необычности и нереалистичности происходящего. Всё, что вы увидите, было и в какой-то мере остаётся кошмарной реальностью. И здесь возникает вопрос - стоит ли такое смотреть? Во-первых, автор заранее объявляют нам, что в основе лишь мотив биографии, а не то, что соответствовало подлинным событиям, лишь дух истории; во-вторых, уж как-то пугают все эти сцены насилия над человеческой сутью и душой. Но всё ж таки если вас привлекает желание познать российскую историю и поразмыслить, то смотреть такие фильмы можно. Патриотично и глубокомысленно... Патриотизм здесь, понятное дело, кроется вовсе не в том, как одно лицо, наделённое властью начинает издеваться над другим лицом, а в том, что в нашем отечестве не так уж и много изменилось, то есть в признании факта, что у нас не всё хорошо и есть над чем работать. Круговая порука - если и не отражение русской идеи, то всё же черта менталитета. Один злодей покрывает другого - и вместе они сила. Это в фильме показано хорошо: когда для того, чтобы добиться правды и справедливости, нужно дойти до самой мудрой царицы (в наших реалиях - Вовы Путиной). Да и та, как и её подчинённые уж больно боится всяких там компроматов. О царях здесь стоит сказать отдельно, ибо не праздный вопрос - какие они царские крови. В фильме проводится мысль, что не каждый царь благородных кровей - возможно, он порождение такого явления, как фаворитизм. Оно и правда, все ли Романовы - Романовы, а то мы тесты ДНК царской семьи всё делаем, не задумываясь, что не в каждой семье ребёнок рождён от своего отца, а у великих мира сего вообще неизвестно чего творилось в различные периоды истории. То есть всё, как оно есть сегодня: бесправие тех, кто не богат, их несвобода, продвижение своих, алчность, зависть, стремление к власти, взяточничество, душевная развращённость, лизоблюдство, гомосексуализм, педофилия как признак сытости, дешёвые шоу (люди, как животные, играющие роль на забаву праздно скучающих великих мира сего - вспомним Филю Киркорова и обстоятельства вручения ему медальки [см. сказку Натальи Ветлицкой*]). И вот на фоне всего этого звучит рефреном не новая мысль, но верная: любая бесконтрольная сила, на которую нет управы ведёт не только к развращению того, кто имеет власть (власть портит людей - и это правило почти не знало исключений), но и тех, над кем эта власть проявляется (каждый человек должен выдавить в себе раба). Холопство настолько въедается в кровь, что уничтожает все человеческие чувства: рабом становятся уже не по принуждению, а по душевному складу, потому можно уже не только бить чужих, но и своих. Опять же как в языке давно сказано: 'Бей своих, чтобы чужие боялись'. Как в верхах нежный ангел падает в пропасть вседозволенности, так и в низах лакействуют с целью получения всё той же возможности мочь всё. Противостоять этому способна, как всегда, лишь одна любовь. Как ни странно, великое чувство способно посетить каждого и грамотную богомолицу, и безграмотного крестьянина, только вот что потом с этими стрелами амура станется известно далеко не всегда. Кто-то превратит своё чувство в подлинную заботу о другом человеке, веру в него, а кто-то сделает его пристрастием, когда можно и избивать, и душить, причём причин для ревности много и не надо - тебя просто кто-то другой полюбил или ты кому-то глянулся. Так и сюда проникает тема власти: одержимость идеей быть всегда вместе приводит к такой крайности, как собственничество. Человек готов убить лишь бы удостовериться, что он на свете всех милее, и румяней, и белее, а его живая игрушка принадлежит только ему. И не стоит думать, что такое бывает только у Салтычихи: современный человек не менее одержим подобными состояниями, пристрастие как подмена любви встречается в нашей жизни очень часто. Так что и в этом актуальность событий сложно переоценить. Как ни странно, оплотом любви в фильме выступает вовсе не церковь: Храм Божий становится воплощением лицемерия, ханжества и даже зазнайства. Ибо церковь в фильме определяет высшую меру справедливости без суда и следствия. Да и в целом демонстрируемые нам обряды экзорцизма** не практикуются в православии. Ведьм в нашей культуре не было, в этом отношении мы 'чистый' народ. Однако в фильме появляется подобная сюжетная линия - дескать, пожалейте нашу героиню (это не она, это душевное безумие такое, 'опоили', а церковь отказалась, тоже стяжает власть), хотя стоит заметить, что и у реальной Салтычихи душевную болезнь подразумевают. Конечно, чтобы губить людей вроде как нужно быть безумным, но дело в том, что таковыми мы делаем себя сами, стяжая власть (маленькую али большую), но не любя (в семье, на работе, в вагоне метро и т.п.). Однако же истинная вера так верой и остается, не зря колдунья из леса ворует кресты и хочет украсть душу. Посему лицемерие не выступает основой православия, напротив, всё лучшее в фильме и олицетворяет православный народ, с крестами не расстающийся, ждущий обязательного отпевания в конце своей жизни. Вот он-то и умеет любить: даже ради собственной свободы не причинит зла любимому человеку. Говоря словами одного из героев: 'Вы можете подчинить себе всё, только не любовь. Она вам не подвластна'. Нельзя не отметить потрясающую актёрскую игру, музыку к фильму и преимущественную точность исторических реалий и декораций, при этом судьба Екатерины (Феке) так и кажется продолжением начатой в 'Гардемаринах' линии Кристины Орбакайте. Много в фильме и аллюзий к существующим мифам - кровавая ванна Батори, русалкина ночь, 'Недоросль' Фонвизина, помещик с пьяным медведем. Это делает фильм не только историческим, но интертекстуальным - его атмосфера полифонична (в этом многоголосии происходит диалог живых реальных персонажей друг с другом и с их вымышленной биографией - дед поэта Тютчева, помещик Цицианов). Так что, друзья мои, смотреть можно, только не на ночь, не на ночь!!! И просить помощи, как всегда, у Бога, а там, глядишь, и до Вовы наше письмо дойдёт...
'Кровавая барыня' - один из лучших сериалов России. Да, как бы не было трудно это осознавать, но такой человек в нашей истории был, и это нельзя обойти. С точки зрения режиссерской работы, это очень сложный проект, когда необходимо показать зрителям, сразу две главных персонажа. А именно, сделать акцент на кровавую барыню, которая жестоко расправлялась со своими крепостными и устанавливала свои порядки, во время правления Екатерины Великой. Это очень сильная психологическая драма, которая не для слабонервных. Но историю помнить надо, какая бы она не была. С одной стороны хочется ненавидеть барыню, за ее жестокие правила, но с другой стороны, ее хочется пожалеть, за ее не менее жестокое детство... По окончании фильма, зритель сам должен выбрать на чьей он стороне. Этот фильм точно не даст расслабиться. Что очень интересно, это, лента переполнена короткими сценами, но много съемочного материала, и из-за этого кажется, что фильм идет больше двух часов, хотя официально, без рекламы, 48-50 минут. Отдельно хочется поблагодарить Юлию Снигирь, за блистательное перевоплощение, она умеет быть, и доброй, и злой и ранимой. Все это, в одном, важном и ответственном проекте - 'Кровавая Барыня'. 10 из 10
Эмоциональная составляющая сериала хороша... Смотрятся на одном дыхании все серии, а значит режиссеру точно удалось погрузить зрителя в созданный им мир. Для просто насладится фильмом, и приятно провести время этого вполне достаточно. Рекомендую. А теперь немного заклепничества... - про полное извращение реальной истории Салтычихи и паразитировании на исторических фактах даже писать не буду начинать... это просто печально. - нелепейшее приплетание в сюжет веры наших предков до крещения Руси в исключительно негативном ключе это уже просто очень плохо. Негоже оттягиваться по любой вере, особенно если сам в ней не разбираешься и не понимаешь. - ну и самое главное, ради чего и затевалось написание рецензии: Вторая серия. Бал, где происходит знакомство Салтычихи с женихом и любовником Сергеем. Сергей приглашает даму на танец. Она отказывается, ссылаясь на то, что не умеет танцевать. Он обещает вести... И действительно танец шикарен! Но...! Я занимаюсь танцами от бальных до социалки уже 15 лет. Партнер не ведет! Ну невозможно так станцевать неподготовленному человеку. Контакт в паре все время рвется, и ты понимаешь, что тут должно начаться 'смешно и грустно' для начинающего танцора... и никакой романтики.