Я совсем не знаком с казахским кинематографом, да только смею предположить, что его развитие далеко не ушло. По крайней мере, не вышло на международный уровень. А если и вышло, то уж точно не благодаря таким картинам, как 'Оралман из Питера'. Во-первых, объясните мне, кто режиссёр этого чуда? На постере написано 'Арман Дуйсенов', на странице 'КиноПоиска' - Ален Ниязбеков. Так как определиться невозможно, пусть будут оба. Во-вторых, поведайте мне, куда делись сценарист, оператор и прочие члены съёмочной команды? Они просто здесь не указаны или отсутствуют в принципе? Думаю, первое. Иначе фильм не выглядел бы таким выхолощенным и претендующим на нечто большее, нежели он есть. В-третьих, давайте наконец приступим к разбору 'Оралмана'. Прежде все стоит сказать: перед нами абсолютно местечковая картина в жанре авантюрно-музыкальной комедии, смотреть которую понравится лишь жителям Казахстана, причём самой обыденной прослойке населения. Вдоль и поперёк построенный на штампах сценарий, подчас изобилующий глупыми и наивными шутейками в стиле 'где купить виагры для упавшего члена', рассказывает о нескольких неудачниках, внезапно задолжавших крупную денежную сумму одному непростому дядьке и вынужденных спасать свои творческие задницы самыми разными способами. Не скажу, как в итоге три музыканта выбились в люди (и выбились ли?), но в какой-то момент комедия сменилась продолжительной и не самой удачной рекламой казахских музыкальных телешоу, заведомо интересных, опять же, только самим казахам. А развязка последовала самая что ни на есть предсказуемая, щадящая, убогая. Потому что иначе домохозяйкам не понравится. Всё должно быть или хорошо, или не должно, ведь правда? Это тот случай, когда благие намерения, применённые на съёмках картины, дали обратное действие. Авторам очень хотелось снять что-то доброе, весёлое, музыкальное, драйвовое и романтическое. Но все перечисленные эмоции при просмотре будут доступны только, повторюсь в третий раз, самой обыденной прослойке населения Казахстана - и больше никому. Тем же, для кого кино - не что иное, как целый мир, окажется несложно увидеть посреди старательного монтажа, выхолощенной картинки и до ужаса ровной озвучки совершенно непригодную для ознакомления историю, лишённую всех необходимых аспектов для нормального развития не абы какого драматургического конфликта. До ужаса обидно, когда ты можешь предсказать заранее каждый поворот сюжета, а игра актёров напоминает плохой детский спектакль, куда не пришли родители. 'Оралман из Питера' - тщетная попытка казахского кинематографа достичь уровня ужасных российских комедий, правда, исключая откровенную пошлость и потакая традициям, о чём, например, свидетельствует речь героев, когда они говорят одновременно и на русском, и на родном языке. Выглядит это забавно, но не спасает фильм от полной сценарной беспомощности и ребяческой постановки, изобилующей заунывными клише. Конечно, я бы мог дать скидку на дилетантство дебютантов, на их похвальный энтузиазм, противостоящий неопытности, на мотивирующую (хотя страшно банальную) мораль, что никогда нельзя сдаваться... Да, я мог бы устроить хоть целый скидочный аттракцион! Но, простите, я не супермаркет. А вы - не кинематограф. 2 из 10