Хочу, чтобы мне приказывало как можно меньше людей, а я мог бы отдавать приказания многим. 'Щит и меч', 1968 год, реж. В. Басов Карьера. Кто из здравомыслящих людей не задавался подобным вопросом в плоскости успешного дрейфа по волнам сложности жизни? Родитель ли с Вами заговорил на данную тему увидев первую поросль взрослости в поступках или сами осознали неизбежность выбора пути в череде мини-целей достижения. Не вечно же прибывать в холопском ярме от 18 до 65 лет. На столь продолжительной дистанции масса возможностей даруется каждому. А возрастные рамки могут быть и раздвинуты шире. Если есть желание. Главное определиться в направлении. Услышать себя. Понять своё предназначение. Реализовать потенциал. 'Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом', - верно? Какое же поприще избрать? Где приложить свои силы? Чем быть полезным обществу? Какая разница, воскликнет практик, - 'Все дороги ведут в Рим'. Делай своё дело и время воздаст тебе по трудам твоим. Разве ни так? Опыт, мастерство, трудолюбие и людская масса отблагодарит за потраченное время, седины будут вознаграждены сполна. Так то оно так, конечно же. Но не совсем, - ответит скептик. То есть как это не совсем? Поясните? Витиеват путь карьерных коридоров, крутые лестницы подъёма способны вскружить голову кому угодно. Не боитесь заплутать в лабиринте коллизий? А сорваться с высоты положения в бездну ничтожности? Какую корону видите на своей голове к финишной гонке? Какую примеряете? Золотое оперение? Серебренное напыление? А петлю на шеи не рассматриваете расплатой за выслугу лет? Как Вам такое? Он был маленьким человеком в огромной государственной машине. Бумажный червь. Канцелярская крыса - говорят про таких. Конторщик, каких масса. Маленького роста, тщедушной наружности с носом характерным для семитских народов. Его так и звали в школе - еврейчик. В 1932 году вступил в нацистскую партию и постепенно двигался в гору на поприще продвижения идей фюрера. Аналитика, бумажная работа. С началом второй мировой войны отвечал за еврейский вопрос. Именно он организовывал депортацию в концентрационные лагеря. Знал что происходит за колючей проволокой. Но был ли он архитектором массового уничтожения? Нет. Он был винтиком системы, педантичным вершителем. Тщательность исполнения работы, рьяная устремлённость в выполнении возложенного - это про него. Без саботирования, без уклонения. Как он сам говорил, - прикованный к работе до 20 часов в сутки. Трудоголик, по нынешним временам. Такими людьми сильна любая компания. Такие сотрудники всегда в цене. Да, Адольф Эйхман так по всей видимости и думал... Как там в поговорке? Честно служить - ни о чём не тужить? Верно? Да, уж. Злая шутка. Злая ирония. Но война закончилась. Покровители - на Нюрнбергский суд, а кто то и сам расстался с жизнью, не дожидаясь петли или пули. Эйхману посчастливилось перебраться в Аргентину. И именно здесь его настигает Моссад - политическая разведка Израиля. Лента с документальной точностью воспроизводит события мая 1960 года. Автор рисует весьма реалистичную картину, где группа работает по конкретному человеку на чужой территории. Боевая операция. В ООН это вызвало международный скандал. Интересны диалоги размышлений, отчасти дуэльные поединки с выявлением узловых болевых точек противника. Удивительно, что роль Адольфа Эйхмана исполнил Бен Кингсли. Смотришь на него здесь из кадра в кадр и не малейшей фальши в облике. Мундир, погоны, фуражка... А ведь в 'Списке Шиндлера', 1993 года он блистает в роли бухгалтера Ицхака Штерна. Перевоплощение как перерождение. Мастерская работа. Как и весь фильм. 7 из 10
В 1960-м году израильские разведчики отправились на дерзкую миссию в Аргентину – захватить и доставить на Землю Обетованную нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана, находящегося в бегах под фальшивым именем. Судебный процесс, инициированный в дальнейшем, стал важнейшим культурным событием, транслировавшимся по всему миру в СМИ, и, кажется, поставил точку в Холокосте. Но как это произошло? Каким образом Эйхмана вычислили, поймали и переправили в Израиль? Об этом и повествует «Операция “Финал”» - новый исторический триллер, который вряд ли пополнит пантеон великих «операционных» фильмов (как «Арго» или «Мюнхен»), однако сценарий этой ленты, подробно рассматривающий несколько недель из жизни Эйхмана и агентов, его поймавших, как раз перед отправкой в Израиль, ловко обращается как с фактами, так и с «голливудскими штрихами», обеспечивая захватывающее развитие кинособытий. По сюжету агент Моссада, считающийся ненадежным из-за склонности к импровизации и насилию, имеет свои личные счеты с зондеркомандами: во время войны нацисты казнили его сестру и её детей. Неудивительно, что он первым вызвался на рискованную операцию, как только стало известно местоположение одного из идеологов Холокоста. Сбор команды и планирование миссии удовлетворяет вкусам любого фаната по-киношному псевдореальных шпионских мероприятий, пусть и в аналогичных военных фильмах встречаются операции поинтереснее. В любом случае, простить это можно, поскольку сердце фильма всё же в другом. Центральный элемент сценария «Финала» состоит из своего рода психологической игры между хитрым нацистом Эйхманом и его похитителем Питером Малкином. После того как военного преступника поймали и заперли в конспиративном доме, фильм становится уже о душевной борьбе; о том, как сохранить себя в руках перед лицом изверга. «Финал» становится более метафоричным не только в отношении вопросов пыток или казни без суда, но и в более сложных темах о том, признает ли человек, что делает ужасные поступки; спасает ли психика от чувства вины и т.д. Страстное отношение режиссера Криса Вайца и его команды к своему проекту не поддается сомнению, иначе бы ни он, ни актерский состав не смогли бы передать через экран столь сильную энергию. Достойные выступления Оскара Айзека и Бена Кингсли добавляют интенсивности, многое они привносят в диалоги невербальным языком, жестами, что позволяет глубже проникнуть в их героев. Если про Айзека мало что можно сказать, кроме похвалы (очевидно, что его Малкин видел в своем заключенном… человека, даже после всех тех ужасов, что Эйхман натворил), то с Беном Кингсли ситуация любопытна тем, что в его фильмографии найдется место как персонажам еврейского происхождения, так и преступникам в плену (см. «Смерть и девушка»). Изображение Эйхмана сэром Кингсли точно основано на материалах суда 1960 – 1962 годов, когда он находился в плену в Израиле. Спокойный, бесстрастный человек со странными привычками воплощает то, что назвали «банальностью зла». Открытая мелодрама в изображениях Холокоста, конечно, отступает и, особенно если не знать контекста, лента может показаться затянутой и скомканной. Тяжело сказать, что к передаче мыслей зрителю относятся ответственно, что превращает «Финал» в несколько рутинный нацистский триллер просто с парой интересных элементов. Нет никакого сомнения, что Эйхман – негодяй, однако сценарий рисует его не злодеем, а, скорее, несколько недовольным человеком, который даже не понимает, за что его схватили и судят. Это интересная интерпретация, которая вовсе не стоит на одной линии с грубым искажением, и тем не менее, тяжело сказать, что подобное толкование понравится всем. Грани этой истории, связанной с такой неприятной темой как Холокост, очевидно, смягчены, представляя шаблонный триллер, но обвинить ленту в том, что события в её центре уничижаются, попросту нельзя. Фильм менее мрачный, чем мог бы быть (к лучшему или к худшему), но не менее серьезен. Сценаристы точно постарались, а между героями, особенно в задушевных разговорах старого нациста и агента, присутствует какая-то искра. Тяжело сказать, что проект пытается прийти к какой-то истине, лежащей вне процедурного развития событий; несколько хорошо продуманных сцен воспоминаний показывает реальные ужасы Холокоста, но вряд ли что-то подчеркивают. Крис Вайц игнорирует как обыденность, так и важность (или, в его случае, вычурность) этой темы, привнося в «Операцию “Финал”» больше блеска своих коммерческих проектов («Золотой компас» и «Сумерки»), чем уважения, которое заслуживает этот сложный материал. 7 из 10
ОПЕРАЦИЯ «ФИНАЛ» - неплохой политический детектив в духе оскароносного фильма «Операция «Арго» с Беном Аффлеком. Сюжет картины посвящен секретной операции 1979 года под названием «Финал», в которой спецгруппа израильских разведчиков должна вычислить и тайно вывести из Южной Америки немецкого сотрудника гестапо Адольфа Эйхмана, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса» во время Второй мировой войны. Главная задача – любой ценой живьем привезти главного фашиста в Израиль для народного суда, но в последний момент тайной операции план трещит по швам, и теперь главным героям предстоит действовать по обстоятельствам и в течении десяти дней скрываться от властей Аргентины и фашистских последователей, которые готовы на всё ради своего лидера. Стоит отметить, что фильм идет ровно два часа, но лично я практически не заметил большой хронометраж, так как был увлечен историей и захватывающими приключениями. Несмотря на то, что фильм снимали в Голливуде, атмосфера и образы героев кардинально отличаются от хваленого американского кино-патриотизма. Перед зрителями откроются настоящие люди со своими слабостями, житейскими переживаниями и простыми человеческими желаниями. Даже на таком важном задании проявилась всеми известная еврейская экономность, когда лидер группы отказался платить деньги местным евреям, которые помогали спецгруппе, сославшись на великую миссию и бла-бла-бла. И таких забавных моментов в фильме предостаточно. Они ошибаются, выглядят нелепо в каких-то моментах, говорят глупости, срываются на окружающих, но все равно плечом к плечу идут к намеченной цели. В фильме израильские разведчики совсем не похожи на американских супергероев, но в этом и заключается вся прелесть данной картины. Нас не пичкают приторным героизмом и пустословным трепом о великих целях. Перед нами простые люди со своими изъянами, слабостями и страхами. Лично мне фильм понравился. Приятная постановка и остросюжетная атмосфера сделает всё, чтобы зритель не смог оторваться от экрана, но при этом стоит уточнить, что не всем, конечно, будет по нраву эта история, ибо еврейская тема уже изрядно многим поднадоела. Помимо основных событий зритель станет свидетелем страшных эпизодов из прошлого, в которых будут показаны сцены массового истребления невинных евреев. Особая заслуга в положительных зрительских эмоциях принадлежит актерскому составу, которые блестяще справились со своей задачей. Впервые для меня актер Бен Кингсли, который сыграл немецкого офицера, смог приятно удивить своим преображением. Лично мне он никогда особо не нравился и особенно в последнее время, но здесь на него было приятно смотреть и слушать. Несмотря на слабые кассовые сборы, фильм нашел своего зрителя. Вся история основана на реальных событиях, но с художественными вставками авторской выдумки для придания драматического эффекта. Кстати, финал получился очень драматическим, сопереживающим и нервным для зрительского восприятия. Рекомендую всем любителям подобных историй, но сразу хочу предупредить, что это не боевик, и здесь вы не увидите экшена и масштабной картинки. Все выглядит скромно, сдержано, но очень интересно по линии драматургии. Приятного просмотра. 7 из 10