Неизвестный мастер: отзывы и рeцензии

alesmarkau
alesmarkau16 января 2021 в 12:34

Пока огромные деньги вихрем крутятся вокруг картин, нарисованных бананом на песке, и скульптур из гостиничных полотенец, прекрасные работы художников могут лежать в пыли. Их не внесли в каталоги важных имен, покупателю непонятно, чем он сможет похвастаться перед своими гостями, когда они спросят его, а кто автор чудесного пейзажа. Он пожмет плечами - и гости подумают, зачем же тогда нужно было это покупать - деньги на ветер. Потому что автор неизвестен. У Олави дела идут достаточно плохо. Ему пора уже закрывать свой художественный магазин, расположившейся в самом сердце Хельсинки. Но напоследок он решает провернуть сделку с картиной неизвестного художника, потому что уверен, что ее автором является сам Репин. Арт-детектив, семейная драма и внезапная история взросления - фильм одного из наиболее важных современных финских режиссеров Клауса Хярё (в 2003 году он получил приз Ингмара Бергмана от самого Бергмана) соединяет в себе и справляется с жанрами, интригуя художественно-историческими загадками, манипулируя эмоциями и вызывая удивление тем, как можно совместить в одной истории сделку в 100 тысяч евро и особенности скандинавских семейных взаимоотношений, которые для многих могут стать большим откровением. В фильме сталкиваются поколения, но находят точки соприкосновения через взаимовыгодное сотрудничество. Элитарный мир купли-продажи антиквариата внезапно оказывается обнажен перед зрителем во всей своей циничности и впопыхах закутывается в простыни, словно девица застигнутая за грехопадением. Старое не пытается одержать верх над новым, но устало смотрит, как рушится некая, пусть микроскопическая, но цивилизация, а на смену ей приходит прожорливая индустрия, уничтожающая имена и обесценивающая их значение, ради наживы создавая безликих золотых тельцов и навязывая то, что мы обязательно должны это уважать. А если уж мы чего-то не понимаем, то проблема исключительно в нас. Так посетитель галереи замирает перед картиной Рафаэля только потому, что он знает, что перед ним - Рафаэль. Иначе прошел бы мимо. Потому что не выделено крупным шрифтом и не подчеркнуто для особенной убедительности.