Берлин, Александерплац: отзывы и рeцензии

mariinna2018
mariinna20186 декабря 2020 в 09:46

Берлин, Александерплатц - огромная, рыхлая, тяжёлая книга немецкого писателя Дёблина. Я прочитала её давно, и это чтение оставило у меня неприятное послевкусие. Действие происходило в Веймарской республике (была такая прокладка между кайзеровской и гитлеровской Германией), перипетии сюжета отражали метания немцев от коммунистических идей к нацистским. Главный герой (такой же несуразный, как и Веймарская республика) вышел из тюрьмы после убийства жены, и судорожно пытается найти себя: он торгует зажимами для галстуков, социалистическими газетами, и (в итоге) оказывается втянут в банду грабителей, и становится сутенёром своей подружки Мици. Книга безбожно затянутая, она состоит из авторского повествования, рефлексии главного героя, и всё это очень долго, нудно. Приходится насиловать себя этим чтением. Тридцать лет назад, Фассбиндер, этот enfant terrible немецкого кино, снял 15 - часовой фильм по мотивам этой книги. Для Фассбиндера, 'Берлин, Александерплатц' был opus magnum, главным делом его жизни. Он явно ассоциировал себя с главным героем, и для него, этот фильм стал последним криком угнетённой твари, воплем о помощи, историей снисхождения героя в ад. Получилось эпическое полотно, ставшее визитной карточкой режиссера. В 2020 году некто Бурхан Курбани (истинный ариец, судя по его ФИО) взялся экранизировать современную версию. Он сократил хронометраж до трёх часов (краткость - сестра... ну, для него - просто сестра), Франц (главный герой) стал негром - беженцем, приплывшим в толерантную, цветущую, и благоухающую под властью канцлерины, Германию. В книге Дёблина, Германия изображена в переходное для неё время: усатый кайзер позорно сбежал в Данию, оставив немцам тяжёлое похмелье после поражения в Первой Мировой войне. Страна слаба, унижена, переживает экономический и политический кризис, и на горизонте маячат новые усики, и слышится закадровый топот кованых сапог. Новая Германия показана в фильме, как страна абсолютно негостиприимная по отношению к беженцам. Их заставляют работать! Ужас какой! Вместо того, чтобы распахнуть для дорогих гостей двери своих домов, жестокосердные немцы вручают им лопаты, и заставляют работать на стройке! Чудовищно! Недовольный этой жуткой несправедливостью Франсис (происхождение имени Франц будет спойлером) решает 'стать лучше', и, в качестве благодарности новой родине, снабжает её жителей наркотиками. Неоновые огни ночных клубов, полумрак наркопритонов, разноцветный калейдоскоп фонарей ночного Берлина, приятный уху шелест купюр, женщины... Всё это кружится в каком - то бешеном, инфернальном танце, и каждый шаг приближает Франсиса к трагической развязке... Сложно сравнивать это 'творение' с фильмом Фассбиндера. Взяв за основу классическую для немцев книгу, режиссёр снял собственное, неприятное для новой родины высказывание. Главный герой вышел какой - то невнятный. Поначалу, он искренне пытается стать 'хорошим', но обстоятельства складываются неблагоприятно, и в какой - то момент, он начинает плыть по течению. У Франсиса очень странные отношения с женщинами. Он сторонится продажной любви с женщинами своей расы (интересно почему? ответ в фильме), и очень хочет отведать мясца европеек. Он обладает целым рядом достоинств, делающих его совершенно неотразимым в глазах юных (и не очень) прелестниц. Он чёрный, как сволочь (цитата из 'Брата -2'), у него здоровенный нос, губищи, и белоснежная улыбка. Уставшие от вялых, истощённых толерантностью и ЛГБТ - пропагандой немцев, дамочки, жадно бросаются на брутального Франсиса. В фильме есть потрясающе красивые кадры, изображающие Франсиса на руках Мици. Снято прямо - таки в иконописной манере. Эта парочка выглядит как Дева Мария с младенцем Исусом на руках (если мне будет позволено такое сравнение). Главным антиподом, человеком с которым Франсиса связывают отношения любовь - ненависть, является Райнхольд. Райнхольд изображён каким - то полупокером. Он ходит согнувшись, приплясывающей походкой, одну руку держит крендельком и делает подлости без особого удовольствия, из любви к искусству. Покорных судьба ведёт, а непокорных тащит. Судьба тащит Франсиса к неизбежному, трагическому финалу, намекая нам, что у беженцев в Германии будущего нет. Рефреном через весь фильм проходят бормотания Франсиса о том, что он 'станет лучше', и при этом он всё глубже погружается в пучину морального падения. В одной из сцен, Франсис, опьянённый вниманием таких же экспатов, кричит - 'Германия это я!'. Спасибо режиссёру, теперь мы знаем, что Германия, это огромный, однорукий негр - альфонс, приторговывающий наркотиками. В фильме есть настоящая боль, ощущение подлинного одиночества героя, и несмотря на его нелепость, ненужность, он вызывает сопереживание. Подобно шахматной партии, каждый его шаг вызывает ухудшение ситуации. Цугцванг (простите за эрудицию, насмотрелась 'Хода королевы'). Режиссёр обладает трагическим мироощущением, если верить ему, мы не хозяева своей судьбы. Нашей жизнью управляет Рок, Фатум. Старик Гегель назвал бы это 'необходимостью', и призвал бы строить жизнь, учитывая её наличие. Итог. Вполне смотрибельное европейское кино. Можно смотреть и не будучи знакомым с книгой, и фильмом Фассбиндера.

blackmaria
blackmaria30 апреля 2022 в 14:22
Магический реализм про иммиграцию и беззаконие

Одним из главных европейских фильмов 2020 г. без сомнения была немецкая драма 'Берлин-Александерплац'. Фильм основан на одноименной книге Альфреда Дёблина, изданной в 1929 г. и считающейся одним из лучших немецкоязычных произведений. Этот роман впервые экранизировали в 1931 году. А в 1980 г. был выпущен мини-сериал. В оригинале 'Берлин-Александерплац' - это история выпущенного из тюрьмы мужчины, который живет в бедном рабочем районе и проводящем много времени на центральной площади Берлина, которая называется Александерплац. Герой хочет жить правильной и праведной жизнью, но мир насилия и преступлений постоянно поглощает его. И вот в 2020 г. на экраны вышел фильм Бурхана Курбани (немецкого режиссера с афганскими корнями). Он превратил историю 'Берлин-Александерплац' в историю африканского иммигранта, пытающегося жить в современном Берлине без документов и каких-либо перспектив на достойную жизнь. Картина стала победителем многочисленным международных наград и получила восторженные отклики среди критиков. По описанию может показаться, что 'Берлин-Александерплац' - это стандартная уже приевшаяся история про страдания иммигрантов в жестоком эксплуатирующем их обществе. Но на самом деле этот фильм совсем о другом. Во-первых, он скорее о моральном выборе, восприятии собственной судьбы и принятии происходящих несчастий как заслуженного наказания. Все в духе великих трагедий Шекспира. Во-вторых, фильм совершенно не пытается казаться реалистичным. Он очень зрелищный, очень красочный и его сюжетные повороты довольно стремительны и непредсказуемы. В-третьих, 'Берлин-Александерплац' - это яркий пример фильма, реализованного в рамках магического реализма. Визуальная красота, магия и мистицизм - это то, что является сущностью этого фильма, который будто бы является фантастикой, но пытается притвориться реальностью. Зрительский рейтинг этого фильма не превышает 7 баллов. И это понятно - чересчур атмосферная, философствующая история про какой-то альтернативный Берлин вызывает интерес, но отсутствие понимания мотивов и смыслов, которыми руководствуются главные герои фильма, превращает этот магический мир в непонятную театральную постановку... Но это действительно очень красивый, оригинальный и интересный фильм. Его сложно понять, однако невозможно не восхититься его эстетизмом. И конечно же этот фильм достоин просмотра хотя бы ради того, чтобы увидеть Альбрехта Шуха в роли злодея Рейнхольда. Это невероятная сильная актерская работа - актер воплощает в себе какого-то скользкого, противного, жестокого, полу-сломанного человечишку, глядя на которого невольно вспоминаешь карикатуры на Гитлера. Возможно вы видели этого актера в ленте 'Крушители системы' 2019 г. - но в этом фильме его просто невозможно узнать. Сложно рекомендовать всем этот фильм. Но если вы готовы потратить три часа своего времени для того, чтобы увидеть невероятно красивые зрительные образы, упакованные в историю с невнятным посылом, то 'Берлин-Александерплац' обязательно покорит ваше сердце.