Отличный фильм. Не совсем точный перевод, ибо должно быть 'СТАТЬ Астрид Линдгрен'. Фильм, действительно, о том, что повлияло на молодую Астрид, каким образом она стала писать так, а не иначе. Это не летопись великой писательницы. Но эпизод ее жизни, показанный в фильме очень трогателен и убедителен. Примечательно, что в фильме по сути нет отрицательных персонажей. Просто жизненная ситуация. Так получилось. Даже Аксель - не подлец в прямом смысле слова. Он и спрашивает: 'Скажи, что я сделал не так?'. Он старался быть порядочным, просто его поступки оказались не такими, какими их ожидала от него Астрид. Всё как в жизни. Отлично сыграла главная героиня. Весь фильм смотришь на нее с удовольствием. Она естественна, трогательная, правдива. Далеко не красавица, но очень обаятельная. К ней проникаешься сочувствием, соучастием. Совершенно бесподобны артисты - родители Астрид, особенно мама. Последние кадры с бабушкой в церкви великолепны. Вообще, последняя треть фильм - для зрительских слез. Редко, когда сейчас снимают настолько по-доброму трогательно. Музыка! Обязательно смотрите в хорошем качестве и не расходитесь при первых титрах. Потом, после детского хора пойдет отличная песня. Музыка - в полной гармонии с сюжетом, с эмоциями героев. Фильм в лучших традициях шведского кино: реалистичен, точен в деталях, по-хорошему скуп на экшн. Прекрасны природа, костюмы, интерьеры - отличная операторская работа. Отрадно, что в Швеции не разучились снимать качественные, умные, трогательные фильмы. 9 из 10
До вселенского локдауна нам с мужем и детьми посчастливилось побывать в Стокгольмском музее Астрид Лингрен Юнибакене, который она сама проектировала еще при жизни. Всё там было сделано по её задумке и дышит смехом, радостью, Жизнью! Волшебное место. Масса ярких, счастливых воспоминаний. Всё переведено на все языки мира - ходишь с аудиогидом на русском языке и погружаешься в сказочную реальность её книг. Незабываемые впечатления... Поэтому и о создательнице таких чудес, естественно, думаешь как о солнечном, теплом, очень светлом и любящим жизнь человеке!... И вот я смотрю эту 'автобиографию'... И хочется двух вещей - помыться и Развидеть!!! Как хорошо, что я не стала смотреть этот фильм с детьми - подростками. Количество постельных сцен, где девочка-подросток скачет верхом на взрослом мужике, зашкаливает. Объясните, зачем было больше, чем половину фильма экранизировать, как взрослый мужчина спит с подростком из крестьянской семьи, которая в жизни ничего, круглее ведра не видела? И еще и говорит при этом, узнав, что она забеременела: 'Но я не хотел ничего плохого!' Молодец такой, ага. Отец СЕМЕРЫХ детей - не знает, как это происходит? Семья Астрид - тоже, вроде бы, исходя из её воспоминаний - дружная и веселая, здесь выставлена какими-то религиозными фанатиками. Мать так вообще как-будто ненавидит дочь... Словом, 'позитив' в каждом кадре. Давно не видела таких аморальных, депрессивных и мрачных фильмов. Единственное светлое пятно - знакомство Астрид с будущим мужем - приятный актер, ну и на фоне творящейся дичи выглядит просто принцем на белом коне. В фильме она показана озлобленной, дикой, безумно одинокой и истеричной личностью, просто физически больно смотреть. Уверена, сама писательница в гробу бы перевернулась от такого 'байопика'. Пусть долго икается его 'творцам'. 2 из 10 За труд костюмеров, массовки и слезовыжимательных сцен с маленьким ребенком, которого бросила мать.
И это фильм не про сказки известной детской писательницы, как настраивает название от горе-локализаторов и постер к фильму, а довольно жёсткий и истеричный фильм про ошибки молодости. Притом начало было довольно жизнерадостным, но стоило юной Астрид связаться со взрослым редактором газеты, как весь фильм пошёл под откос. Даже сложно было досмотреть до конца и несколько раз прерывал просмотр. (благо современные видеопроигрыватели запоминают позицию просмотра при выходе). Я действительно надеялся на какую волшебную биографию, где сказки будут переплетаться с различными событиями жизни Линдгрен. Но это лишь по вине переводчиков, которые на свой лад перевели оригинальное название. Тут события фильма охватывают лишь юность писательницы, где она по сути наломала дров. Также фильм этот явно не для детей. Хотя Астрид была детской писательницей. Так что введение в заблуждение от локализаторов налицо. Поэтому смотреть не рекомендую. Волшебства тут особо нет и это просто очередная тяжёлая судьба юной девочки, которая сама же по сути и наворотила делов. И весь фильм начинается беготня туда-сюда, истерики, сопли и тому подобные вещи от взрослеющего переходного организма. И всё то юной Астрид не нравится, даже когда всё сложилось вроде бы хорошо. 4 из 10
'Дорогая Астрид, вы много пишете о смерти, но когда я читаю о ней в ваших книгах, мне еще больше хочется жить. Вы тоже любите жизнь!' Потрясающий жизнеутверждающий фильм о непростой судьбе шведской писательницы. Она первая в своем городишке состригла волосы, хотя тогда это было из ряда вон. Она из тех взрослых, кто не забыл - каково это быть ребенком. За каждой сказкой, которую она написала, кроется пережитый ею удар судьбы. А вы думали, как создается великое? Кино о писателе, о преодолении и силе, о предательстве, о людском осуждении и порядках того времени, о взрослении, великодушии и любви. Очень рекомендую.
Что может быть приятнее, чем распечатывание письма поклонников. особенно если они от твоих юных фанатов, которые без ума от твоих историй? Жизнь Астрид Линдгрен нам доподлинно известна, что без её 'Карлсона и малыша' у нас не было бы полноценного детства. Ведь 16-леткой она мечтала вырваться за рамки привычного порядка, решила пойти наперекор всех правил и бросить вызов судьбе. Альба Аугуст выдержано и красиво, словно чистая, как слеза воды, передала суть начинающей писательницы. Пока работающей в помощницах у Блюмберга, иногда забавляясь на танцах одна, при этом не терявшая очарования, и перед женским полом. Фильм дышит Датскими условностями, при этом выдержаны в такой строгой форме, что на фоне 1931 года, когда Астрид попала в редакцию, всё становиться ярким, будто солнечный свет озарил темноту. В семье верующих, где придерживались точного распорядка, мать (Трине Дюрхольм) была противоборствующей стороной, тогда как Астрид была катализатором веселья. Не удивительно, что чертовкой, словно Пеппи Чулок. ей позволяли порезвиться на картофельном поле. Единственный, кто понимал и доверял ей, был её брат (Бьёрн Густафссон) тоже мечтавший выбраться из родительского гнезда. Единственное и незначительная сцена, мне не понравилось как редактор Блюмберг (Хенрик Рафаелсен), сохраняющий честь и отгоняющий Астрид, всё равно воспользовался невинностью девочки. Хотя потеря младенца любого может сломить, не только женщину. А ведь нормальным человеком прикидывался. Ничего не поделаешь, ведь Линдгрен сама хотела испытать новые ощущения. Когда я был маленьким, в 2002 году (я отчётливо помню) как выходя из кинопроката, мать сказала мне что скончалась всеми любимый писатель, которая создала чудесные сказки на все времена. Не придал этому значения, потому как не любил тему смерти, однако мне было её жалко. И вот спустя время, я готов снова пойти в ближайшую библиотеку, за произведением и наполниться энергией вдохновения. По-моему фильм, хороший образчик того, как должна выглядеть биографическая драма. Прекрасный, по наивному превосходный фильм, не теряющий юности и озорства.
Об Астрид Лингрен, гениальной сказочнице из Швеции, можно было бы создать уникальную красочную сагу, полную радости и веселья. Она и была, по заверениям современников, очень открытым и счастливым человеком. Поэтому перед нами, наверное, один из худших фильмов о писателях в истории. Из счастливейшей, интереснейшей, насыщенной радостью жизни Астрид Линдгрен, знаменитой в мировом масштабе сказочницы, которая еще и стала очень богата с годами (продавала права и на книги и на спектакли и на аудиопостановки), умудрились сделать унылую драму о девочке, которая родила ребенка и отдала другой женщине, а потом долго мучилась. Прекрасная семья юной Астрид, где царила атмосфера любви и радости, показана серыми деревенскими пуританами. Так любят делать арт-хауз. Нормальную жизнь превращать в полную безнадегу и подавать зрителю. Между тем, отец обожал детей, рассказывал дочери много фольклорных историй, фантазировал, смеялся, учил их быть радостными от простых житейских вещей. Из всей биографии писательницы выдернули один эпизод – ее ранний роман со взрослым мужчиной. Весь фильм концентрируется на нем. После чего Астрид тяжело страдает от расставания с ребенком и мучается, что он не признает ее мамой. Астрид в пожилом возрасте показана в начале и в конце фильма сгорбленной старухой с мешками писем, которые ей явно неохота читать. Где счастливая любовная жизнь Астрид? Где любящие ее братья и сестры? Где ее отец? Где любимый муж? Где обожаемая работа в редакции, которую она делала с такой любовь? Де книги? Где успех, который принесли ей при жизни ее произведения? Все счастье создатели бездарной картины вымарали из жизни Астрид Линдгрен, оставив родившую от редактора девочку. Девочка, кстати, была с тем еще характером. Сама соблазнила редактора, сама же и бросила, не пожелав выходить за него замуж. Сама выбрала себя нового мужа. В ней было столько яркой и красочной жизни. А фильм бледный и пустой, как серые будни его создателей. 2 из 10 – 2 только за упоминание великой Астрид Линдгрен. О том, что она была великой писательницей, упоминает лишь финальный титр. 2 из 10
«Ты все сделала правильно» (с) мама Астрид ( цитата из фильма ) Когда ты маленький, вещи вокруг тебя происходят и ты можешь себя вести как маленький: класть ноги на подушку, есть пюрешку, макая в неё пальцы - и испытывать от этих вещей настоящую радость и удовольствие. Когда ты взрослый, ты узнаешь о правилах Мира, и стараешься ими пользоваться. Потому что вот такой Мир и в этом наверное и есть весь его смысл. Но что, когда ты все сделал правильно, но результат тебе не понравился. Тогда начинаешь задумывать о том, что что-то не так и что-то ты упустил, или забыл. Слово «Забыл» мне больше нравится, потому что это главный инструмент взрослых, который позволяет им (взрослым) пользоваться этими самыми правилами Мира. О чем же они забывают? О детстве! А что руководит тобой, когда ты совсем и совсем маленький? Тобой руководит Любовь! Это единственный и самый правильный инструмент, которым руководствуешься когда куда то решаешь пойти, или что то находишь, что то выбираешь или решаешь что нибудь сделать. Любовь ко всему происходящему. И именно поэтому повзрослев, ты и испытываешь этот самый дискомфорт, сделав все правильно. Но, забыв о чем то очень и очень важном. О любви. «Как спустя все это время тебе удалось остаться ребёнком?» Намного правильнее спросить «Как спустя все это время тебе удалось всё это в себе сохранить? Сохранить эту любовь иии.. Свет» (ведь правила Мира порой как раз таки и мешают всему этому, а порой и заставляют забыть). Вот в этом и заключается настоящая человеческая магия. Простая и Настоящая. И именно об этом этот фильм. Не про несуществующих и вымышленных супергероев, которых мы так привыкли видеть с экранов кино, не про фантастические Миры и Тварей, не про будущее и не про прошлое. Не про трагедию и не про самопожертвование. Фильм про людскую простоту. Про их обычные ошибки, очень естественные ошибки. Про правила Мира и Любовь. И про магию, которая заключается в том, что бы сберечь в себе и то и то. P.S. Еще в фильме есть удивительная штука. Во время просмотра я часто закрывал глаза. И не потому что было страшно, не потому что переживал, не потому что было скучно или не нравилось. Нет. Закрывал глаза потому что про себя дополнял его своими историями, своими картинками, своими воспоминаниями - дорисовывал. И он этого позволяет. Фильм идет не спеша и очень спокойно. Находишь в этой неспешности момент и закрываешь глаза, продолжая слушать. Прекрасное и очень хорошее чувство. Из детства. 10 из 10
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Чуткий, тонкий, наполненный юношеской романтикой. Именно так хочется говорить о фильме открывающем миры шведской писательницы Астрид Линдгрен. Шестнадцать лет ей на экране и скучные библейские проповеди в церкви она трансформирует в игривые шутки, заурядность внешности на танцевальной площадке обращает в плясовой неподражаемый вихрь. Огненная страсть души проявленностью искр в глазах. Её распирает изнутри счастье готовое разорвать грудь. Вырваться, оповестив округу. Зима, лесная дорога, половина десятого ночи, брат в попутчиках и останавливаясь под светом Луны, она заявляет, - мне надо покричать! Что, простите, надо? Да-да, покричать. Крик не истошен, не пуглив, он внутренним горном сильного человека, призывным рокотом едва ли не оленьего рёва. Внутренний плеск творческого опьянения захлёбом. Помните как это звучало у К. Шахназарова в 'Зимнем вечере в Гаграх' - Удар должен быть, удар! В чечётке главное — кураж. У Астрид Линдгрен кураж что надо. Есть это состояние, можешь поймать слетевшую на плечо музу - ширь дорожного тракта распахнутой колеёй пред тобой, нет - муки скомканностью листов в урну. Удача сама идёт в руки - предложение поработать в газете, дар печатного слова - остротой ума. И тактичная взрослость, вблизи зарождающейся сексуальности, познание мужчины как любовника и осторожная неосторожность приговором расплаты. А она так неопытна, так юна. Месяц-другой и пойдёт молва. Муки отчаянного положения туманят. Всё увиденное напомнило ленту Бу Видерберга 'Цветения пора', 1995 года. Там подросток пятнадцати лет и учительница тридцати семи брошенные роком в объятия друг друга. Здесь девочка шестнадцати и мужчина с двумя браками за спиной и кучей ребятишек в постижении азбучных истин. Трогательные, наивные открытия. Робкие дверные скрипы и первая пылкость пощёчин. В какой то момент показалось, что фильм несколько забуксовал, увяз в одной временной поре. Не двигается вперёд. В 25 лет, в 30, 35 - вехи трудов я ожидал открыть. Но увы, режиссёр оставил нас в границах 19-20 лет Астрид. Может быть это была самая сложная пора в жизни будущей писательницы? Возможно. Красок плача, автор не пожалел. Скорби и боли здесь через край. Так формировался, закаляясь характер. И именно здесь истоки душевных потоков 'Малыша и Карлсона', 'Пеппи Длинный чулок', 'Расмус - бродяга' и др. 7 из 10
Мой мозг всё еще купался в литре вчерашнего бурбона, когда я опустился в кресло. Зал не был полон, и я без проблем нашел место, вокруг которого была пара-тройка свободных кресел. Пустота. Глаза закрыты, зрачки гудят. Левая рука трясется от тремора, пальцы на ней дрожат как стрелки барометра перед грозой. Надо было принять перед выходом из дома что-то от сердца и давления, таблетки-таблетки, но было некогда. То, что я проснулся и пошел на утренний сеанс– уже чертов подвиг. Неплохо для вторника, совсем неплохо. В то утро, еще только проезжая по Лужнецкому мосту в сторону 'Центра документального кино', я смотрел на извивающееся тело реки и думал об отмирании памяти. Отчасти это было связано с тем, что я не помнил, как вчера добрался до дома. В большей степени – на днях я освежил в голове сказки Линдгрен, которые не перечитывал лет пятнадцать, не меньше. И тот чистый разум, то состояние наивной, невинной души, которыми воспринимались истории шведской писательницы – всё это ушло. Безвозвратно. Само детство, как некий этапный конструкт, остается вечным в нашем сознании, но вот впечатления - истираются; их вытесняет новое прочтение, соприкосновение с тем же текстом уже иным разумом. Восторг и трепет, экзальтированность и сопереживание юным героям, которые как ты сам по возрасту и складу ума - крупицы этих впечатлений унеслись потоком тривиального опыта, именуемым жизнью. И я ощутил вселенскую тоску. Сам фильм ‘Быть Астрид Линдгрен’, в общем, об этом же – о тоске по детству, которое оборвалось. Стремительно, незаметно, в один щелчок. Бам – и ты по уши в неприятностях. Мещанская серость шведского городка, она пробирается под самую корку, въедаясь в душу. Колка дров, почистить-причесать лошадок, монотонно подоить корову. Вечный, как звезды на небе, уклад крестьянской жизни. Непопулярная, но одаренная девочка. Грамотность и живой ум в такой среде уже не наказуемы (не Средневековье, чтобы за умение читать девушку отправили на костер), но в меру добрым насмешкам в ее адрес есть место. Кажется, что они-то и укрепили желание 16летней героини вырваться из, в общем-то, уютного, но безликого окружения, устроиться в местную газету и ступить на тропу писательства. Или нет? Это единственная искра размышления, оставленная лентой. В остальном, перед нами - стандартный, клишированный байопик, который можно посмотреть на кухне во время готовки новогоднего салата. Фильм строится на притянутой и замкнутой в самой себе идеи – на формировании творческой личности посредством трагедии. Создатели фильма весьма настойчиво развивают нехитрую мысль. Тут и социальная критика цайтгайста, который вынуждает мать отказаться от незаконнорождённого ребенка и отдать его в приемную семью – и это станет главным лейтмотивом фильма, - потому что нет денег и положение каждого из родителей не позволяет совместно заботиться о нем. Фильм и правда несет в себе немало социальных выпадов, от антиклерикализма до бесправности скандинавских женщин. И в какой-то момент ты уже готов принять на веру, что лучезарность и фантасмагория сказок Линдгрен – это авторская сублимация, создание отдельного от жестокой реальности искусственного мира, построенного на утопических механизмах. Но мы так и не увидели, насколько в персонажах Астрид было место ей самой (кроме аутентичных косичек Пеппи). По задумке режиссера, показанные нам семь её жизни лет должны быть чем-то экзистенциально определяющим. Да, мы наблюдаем за препарированием естественного в то время рассадника шовинизма и прочих -измов. Но и только. Откуда мотив смерти в ее сказках (старуха с косой не коснулась её близких)? Где аллюзии на наследие Андерсена и Лагерлёфа? Антифашизм, размышления о темном царстве природы – эти мотивы возникнут лишь после Второй мировой, в 50ых годах. Если рассматривать этот фильм как некий материал для литературоведа, то это весьма бедное высказывание. Здесь нет рассуждений и обсуждений творческого процесса как такового. Только мытарства в стиле ‘Там, где сердце’. В том числе и поэтому - это чисто женское кино, со свойственными ему сентиментализмом и искусственными переходами от светлых, залитых солнцем, сцен к мрачным. Но есть место и содержательности. С юной Астрид часто разговаривают как со взрослой – и она станет одной из первых писательниц, кто будет говорить с детьми столь же откровенно. Оставаясь ребенком плоть до своей беременности в 18 лет, Линдгрен переложила этот опыт на всё детство, в одночасье изменив его палитру. Вопросы справедливости, гендерного равенства, женская эмансипация, патриархальные связи, традиционная иерархия – на наших глазах эти черты эпохи перекочевывают в выдуманные ею миры, став меланхоличными размышлениями об устройстве идеального общества. Очень современно, всё как мы любим. Самые цепляющиеся моменты – это не сцена расставания Астрид с ребенком, а отрывки из писем детей. Они приходят со всего мира, и похожи больше на послания Санта Клаусу. Только вместо просьб о чуде – разговоры о серьезном. Рассуждения юных читателей о смерти, о борьбе, об их месте в жизни - искренние, правдивые, трогательные своим еще не испорченным этикетом и манерностью слогом. Вот тут впору всплакнуть. Что напомнило: Любой фильм о девичьем взрослении. 'Бруклин' или 'Леди Берд' с Сиршей Ронан. Значимость Ничего такого, чего вы не прочтёте в биографическом предисловии советского издания (в фильме, правда, не будет упоминаний Ленина и Маркса). Ачивка: Нужен фоновой шум, чтобы вздремнуть в кино минут десять-двадцать (и без угрызений совести) – очень подходит. Что посмотреть вместо: Стоящие фильмы о формировании художника/ либо о создании важного произведения в творческой биографии ‘Хемингуэй и Геллхорн’ ‘Хичкок’ ‘Ван Гог: Портрет написанный словами’
Астрид Линдгрен... Многие, как и я выросли на её произведениях. Для таких людей выход в российский прокат шведско-датского фильма 'Быть Астрид Линдгрен' - настоящий праздник. Фильм о великой писательнице! Но к середине просмотра на лицах зрителей можно увидеть разочарование... Наверняка вы хотели увидеть кино о творчестве, особенностях и трудностях написания 'Карлсона', 'Пеппи Длинныйчулок', 'Эмиля из Лённеберги' и прочих произведениях Астрид Линдгрен. Здесь вы этого не увидите. Видимо, режиссёр Пернилла Фишер Кристенсен считает данные моменты жизни недостойными внимания. Периодически, правда, читаются письма восхищённых фанатов писательницы, которые якобы отмечают, как особенности творчества соответствуют определённым событиями её жизни, но выглядит это настолько фальшиво и притянуто за уши, что начинают лишь раздражать. В начале мы видим детство героини, которое прошло в шведском хуторке. Довольно уютное поселение, было бы ещё уютнее, если б не идиотский серый фильтр. А потом начинается шоу 'Беременна в 16: Svensk utgava'. Да, Астрид беременеет, а несчастный зритель уже понимает, что он знает содержание наперёд. Авторское видение? Странное. Я понимаю, смешивать с грязью родителей Астрид - легко, показывать их бездушие и прочие нехорошие качества. Но Кристенсен, судя по всему, в 48 лет всё ещё одолевает юношеский максимализм, раз она показывает лишь одну, плохую сторону семьи. К примеру, режиссёр не стала показывать то, что детство реальной Астрид было окружено фольклором, сказками, о чём она тепло упоминает, в том числе, благодаря отцу. Отношения в семье были очень, очень тёплыми. Но нам этого не покажут, нам покажут чернуху и только её. Особенно мне 'понравился' антигерой, мужчина, по-настоящему любящий Астрид, отец её ребёнка, попавший в специфическую неблагоприятную ситуацию. Давайте рассуждать. У него было два варианта: а) Продолжать тесные отношения со своей любимой, но иметь примерно 20%-й сесть в тюрьму. б) Видеться с любимой значительно реже какое-то, пусть и длительное, время, но не сесть в тюрьму. А после суда - жить долго и счастливо вместе с возлюбленной. Какой вариант выбрал 'эгоистичный предатель'? Самый адекватный. Но Астрид его выбор не понравился, она предпочла совершить как можно больше попыток сломать жизнь себе и сыну. Актёры. Альба Аугуст очень хорошо играет роль Астрид. Плюс налицо схожести во внешности. Хенрик Рафаелсен смотрелся неплохо. Трине Дюрхольм показала довольно приличный спектр эмоций, молодец. Нет, фильм как байопик не омерзителен, как распиаренная 'Богемская рапсодия'. Но смотреть его трудно, и как артхаус он слаб. 4 из 10 P.S. Было бы просто развеять завышенные ожидания у зрителей ещё перед походом в кино. Можно было перевести фильм дословно - 'Юная Астрид'. Но у наших прокатчиков лишь жажда наживы в голове.
«Три повести о Малыше и Карлсоне» – одна из двух главных настольных книг моего детства. Давно уже пришло время узнать, каково это – быть Астрид Линдгрен, и мне даже немного стыдно, что делаю это только сейчас. И делаю это благодаря режиссёру Пернилле Фишер Кристенсен (это один человек, а не трое), снявшей фильм «Unga Astrid», который перевели как раз подходяще – «Быть Астрид Линдгрен». Пернилла, правда, не шведка, а датчанка, но из известной загадки мы знаем, что если в Швеции и есть что-то лучше чем в Дании, так это соседи. В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, в самой обыкновенной комнате, на самом обыкновенном стуле сидит старенькая бабушка всех детей мира Астрид Линдгрен. Комната загромождена мешками. Дети мира присылают ей письма, рисунки и даже магнитофонные записи. «Как у тебя получается так писать о детях? – спрашивает в письме какой-то мальчуган. – Ты же не ребёнок». История, рассказанная Перниллой, не даёт прямого ответа на вопрос, была бабушка ребёнком или не была. Скорее всего – да. Но прямо сейчас Астрид – 16-летний подросток с рыжими косичками, почти как у Пеппи, до появления которой на свет ждать ещё долгих 22 года. Она живёт в не очень бедной и не очень богатой крестьянской семье с мамой, папой, братом и двумя сёстрами, скучает в церкви и работает по хозяйству (сначала конюшня, потом дрова и только потом коровы). Она не Мисс Виммербю и не слишком востребована на танцах. За грамотность и фантазию её в шутку называют Сельмой Лагерлёф. За это же редактор местной газеты берёт её на работу. Сначала в офис на корректуру, новости и некрологи. Но время идёт, и вот Астрид Эрикссон делает свой первый репортаж с открытия железной дороги. «Астрид, почему в твоих книжках так много смерти? – спрашивает следующее дитя всего мира. – Мама Пеппи умерла, родители Мио тоже. Но я читаю и хочу жить». Хороший вопрос, мировой ребёнок, далеко пойдёшь. Интересно, что на него ответила писательница. Астрид повезло – все члены её семьи жили долго (и даже, кажется, счастливо). Её миновали настоящие трагедии, ничто не оставило гноящихся незаживающих ран. Но это ясно по её творчеству – лёгкому и озорному, не нужно ей было искать прощений и покаяний по мрачным углам воспоминаний. С трагедией на плечах домумучительницу не покурощаешь – во всяком случае, от души. А вот драма была. Что за жизнь без драмы, и, что важно в нашем случае – что за фильм без драмы? Редактор Аксель Блумберг, мужчина в солидном возрасте и сомнительном браке, считал Астрид ослепительной, талантливой, полной жизни и энергии. А много ли нужно крестьянской девушке, просиживающей юбки на танцах? Результат – полулегальный и несвоевременный малыш по имени Лассе. Чтобы избежать неприятностей, как гражданских, так и церковных, Астрид рожает сына в Копенгагене и оставляет его у временной матери до лучших времён. У мальчика две мамы: мама и Лассе-мама. Эта ситуация и становится драматической основой фильма Кристенсен. «В твоих книгах детям всё по плечу. Они борются до конца, – пишет следующий маленький умник. – В жизни я должен много чего делать. Иначе я не человек, а пустое место». Астрид Эрикссон (а фильм заканчивается незадолго до свадьбы с Линдгреном) – не герой и не мученик, она сама ещё ребёнок и только начинает свою борьбу за счастье. Без какого-либо плана и без помощи со стороны, полагаясь на свои очень скромные силы, терпя неудачи и подстраиваясь под обстоятельства. Этот фильм – настоящая северная драма, не слишком травматичная и не слишком яркая, в потёртых выцветших интерьерах. На дворе двадцатые годы – задолго до швецсоца; современные северные драмы происходят уже не в потёртых, а в практичных выцветших интерьерах. В этом фильме есть всё для конкурсной программы любого европейского фестиваля – бедный на события, но богатый на высосанные из пальца интерпретации сюжет, тусклый застиранный антураж, реалистичная камера и добротные актёрские работы (опытные любители творчества Звягинцева узнают в матери Астрид Веру из «Изгнания»). Признаться, в истории маловато остроты (для меня), и, если бы она не была о любимой писательнице моего детства, я мог бы заскучать. И, по-моему, удивительно, что «Быть Астрид Линдгрен» попал в обычный, широкий по нашим меркам прокат. «Бабушка любит с нами играть, хоть она и старая, – пишет в письме мальчик, видимо, слишком маленький для понимания основ вежливости. – Ты такая же. Ты всегда на стороне детей». Спасибо, бестактный малыш. Ты чётко и лаконично (хотя ещё не знаешь этого слова) описал причину, по которой нам, внукам всемирной бабушки, всё-таки интересно посмотреть на её самую обыкновенную жизнь с 16 до 23. Она присматривала за нами всё наше детство, а пока мы хоть немного дети, пока мы помним вставные челюсти дядюшки Юлиуса и картину Карлсона «Очень одинокий петух», она будет оставаться на нашей стороне. А то, что Астрид Линдгрен заработала свои мешки с деньгами, но предпочла им мешки с письмами в самой обыкновенной стокгольмской квартире, я запомню навсегда.
- Газета. - Бумага. - Будущее. - Свобода. Unga Astrid - 'Юная Астрид' - всем понятно про кого, хотя тогда еще Эрикссон, а вовсе не Линдгрен. В начале фильма узнаваемая даже со спины, с характерной стрижкой, бабушка всея Швеции (и не только) читает и слушает записанные на пленку поздравления с днём рождения. В детских письмах - множество вопросов. Почему в книгах Астрид часто говорится о смерти? Как она придумывала героев, которым приходится бороться и преодолевать трудности? Почему, давно став взрослой, она не перестала понимать детей? Но бОльшая часть фильма посвящена драме, которая, на первый взгляд, не имеет отношения к творчеству будущей писательницы. Это появление незаконнорожденного сына Ларса (Лассе) и борьба за право быть вместе с ним. В этой истории мало веселого, хотя внешне она кажется относительно благополучной. Два часа действия на фоне прекрасной природы Швеции, солнечного Стокгольма и уютной Дании. Среди людей, которые 'всё делают правильно' или хотя бы стараются. Где слезы невидимы, а крик неслышим и лишь иногда вырывается наружу как нечто животное, а значит - естественное, а значит - чуждое этим местам. К минусам фильма, пожалуй, надо отнести явный расчет на подготовленного зрителя, хорошо знакомого с биографией Линдгрен. Потому что неподготовленный ожидает увидеть что-то про Карлсона и Пеппи Длинный Чулок, и ему трудно простить обманутые ожидания и совсем не детский сюжет. Особенно если в русской локализации фильм называется 'Быть Астрид Линдгрен'. Картина совместного производства Дании и Швеции. Авторы создали идеальный образ датчанки Мари - женщины, которая стала ангелом-хранителем для Астрид и других шведских девушек в похожей ситуации, а для Лассе в первые годы его жизни - Мамой. Тем более странно, что ее линия обрывается в тяжелый для нее момент, а потом как будто никому не интересно, что с ней будет. Мне кажется, дальнейшая судьба этой героини заслуживает хотя бы упоминания в виде текста на экране. В целом, фильм сделан с уважением и даже некоторым благоговением по отношению к Линдгрен, он удерживает внимание, несмотря на неспешность и большой хронометраж. Актриса не совсем похожа внешне (и ей не стали гримировать носик, который отличает юную Астрид от старой), но она живая, светящаяся и делает фильм, хотя так же хороши все актеры второго плана, и костюмы, и музыка.
Фильм повествует о непродолжительном периоде жизни шведской писательницы Астрид Линдгрен, подарившей миру Карлсона и Пеппи. Это период её юности, первой, не самой удачной, любви и рождения её первого сына Лассо. Сам фильм довольно динамичный и очень живой. Очень порадовала игра актрисы, играющей Астрид. В фильме очень интересно и неоднозначно показана тема материнства Астрид и её отношений с отцом сына. По поводу материнства интересен эпизод, где она встречается с сыном после долгого отсутствия, когда первый раз приехала его забирать. И здесь мы видим совершенно растерянную, неуверенную в себе молодую девушку, которая понятия не имеет что такое быть мамой. С одной стороны, ее можно понять — она молода, ребенок незапланированный, ей страшно. С другой — у неё был шикарный опыт отношений её родителей, и она все детство находилась в семье, где царила любовь, близость и здоровая атмосфера. Ей, как никому другому, хорошо известно, что такое здоровые детско-родительские отношения, и как это быть ребенком. Но в отношении своего сына она делает нечто совсем другое. Что-то на самом деле вопиюще неприемлемое. Она отнимает у себя право быть его Матерью, вести его за собой, обнимать его, ласкать и укладывать спать. Она идет на поводу детской неосознанности и еще на продолжительное время лишает его родной матери, оставляя его на женщину, у которой он жил в ожидании приезда мамы. И ведь женщина эта сделала все правильно и хорошо. Она не скрывала от ребенка, что она не мама, она рассказывала ему про его настоящую маму. Но реальной маме еще только предстояло стать настоящей мамой. Дети не выдерживают растерянности взрослого и инстинктивно ищут любую старшую фигуру, на которую могут опереться. Это ключевая динамика в детско-родительских отношениях. Дети опираются на родителей. На тот момент такой фигурой для Лассо стала Мари, но не Астрид. Самой Астрид помешала ее вина перед сыном. Вина родителя меняет иерархию отношений. Вина делает второго обиженным, даже если он не в курсе того, что происходит, и только видит вину на лице другого человека. Вина обесточивает отношения. Вина дает поводья управления тому, перед кем человек испытывает вину, а для ребенка такая нагрузка/ответственность непосильна. Естественно, что Лассо мгновенно нашел единственную фигуру, на которую мог опереться и за которую смог спрятаться от этой странной перепуганной и виноватой тётеньки… Подобные истории встречаются сплошь и рядом, даже при условии, что никто никого нигде не бросал. Женщины часто любят этим заниматься, преследуя себя за то, что у них не получается быть идеальной матерью, а в итоге еще больше калечат психику ребенка. Второй момент, на который захотелось обратить внимание, — это отношения Астрид с Акселем Блумбергом… Ну просто детский сад какой-то. Здравый смысл здесь явно отдыхает. Вся история их отношений и ее развязка – это классический вариант отношений Жертвы и её жертвы. Астрид долго изображала послушную овечку, самопожертвовала собой ради любви… и, как обычно в таких историях, в самый ответственный момент жертва жертвы… В общем, сами посмотрите что происходит в самый ответственный момент. Прямо пример из хрестоматии о том, как опасно коммуницировать с жертвой, и чем это чревато. Как она выставляет счет за все свои страдания в самый неподходящий момент, когда ничего не подозревающий человек думает, что наконец-то все хорошо… Классика жанра. Баланс рано или поздно, так или иначе должен будет быть восстановлен. Но когда такие жертвы случаются неосознанно, это происходит крайне болезненно для всех участников истории. В связи со всем вышеописанным, стало любопытно перечитать Карлсона и Пеппи, и проанализировать их на тему здорового родительства и отношений. Впрочем, даже моих поверхностных воспоминаний достаточно, чтобы вспомнить что с этим там беда. Но фильм в целом смотрится легко и динамично.