Фракия - зверь в человеческом облике: отзывы и рeцензии

Боб
Боб29 мая 2010 в 16:43
Калиф на час

В 70—80-е гг. разве что Адриано Челентано мог тягаться с Паоло Вилладжо в популярности в комедийном амплуа. Найдя свою нишу в быстро развивающемся итальянском коммерческом кино, этот «Гамлет в клоунских одеждах», доказавший свой редкий трагикомический талант в фильмах «Приведу в порядок Америку и вернусь» и «Не тронь белую женщину», не стремился больше искушать судьбу, и, забыв на время о фильмах крупных режиссеров-авторов, которыми восторгались критики, надолго застрял в образе комического неудачника, не без удовольствия переходя из фильма в фильм, не меняя, как говорится, даже белья. Эти простенькие комедии, сменявшие друг друга в кинотеатрах с завидной регулярностью, проходили мимо авторитетных критиков и даже взыскательных зрителей, но народу комедии с Паоло Вилладжо нравились безумно, даже их одинаковость не могла заставить зрителя игнорировать фильмы с участием быстро ставшего международной звездой маленького упитанного комика, открывшего золотую жилу буффонными ролями придурков, козлов отпущения, жалких неудачников из низов общества. Но, если серия о Фантоцци, ставшая на тот момент вершиной творчества Вилладжо как писателя, актера и сценариста, выделялась отчетливой проработкой характеров, крепкой драматургией, оригинальными находками, и, что важнее всего, умелым балансированием на грани трюковой комедии и убедительной человеческой драмы, то большинство фильмов, выпущенных по образу и подобию «Фантоцци», на потеху, так сказать, публике, просто повторяли удачные комические номера Вилладжо, смешные трюки и шутки, на которые, кажется, со скрипом натягивалась какая-никакая сценарная оболочка. Имени Вилладжо было достаточно, чтоб запустить фильм в производство, любая кинокомпания знала, что начатый фильм, еще без утвержденного сценария и съемочной группы заранее можно записывать в успешные проекты. Гарантией успеха был Вилладжо. Он и сценарий отшлифует, и сыграет всегда, как надо, и за ним в картину подтянется его постоянная команда — ставшие любимцами публики актеры, режиссер Нери Перенти и др. Коммерческий успех будет обеспечен. Созданная между шедеврами «Фантоцци против всех» и «Бонни и Клайд по-итальянски» комедия «Фракия — зверь в человеческом облике» для Вилладжо стала проходной. Хотя создатели картины задумывали открыть этим фильмом новую франшизу, в которой очередной клон Фантоцци — неудачник (благо, что не бухгалтер, а рабочий шоколадной фабрики) Фракия переходил бы из серию в серию, погружаясь в пучину унизительных для человеческого достоинства приключений. Но маневр продюсеров не вполне удался. В отличие от эпохального Фантоцци герой получился полностью вторичный, как, впрочем, сам фильм, и зрителю был необходим лишь для беззаботного смеха на полтора часа в кинотеатре. Поэтому эпопея с Фракия забуксовала, появился второй фильм, «Фракия против Дракулы», но он не принес ожидаемых прибылей и персонаж оставили в покое, тогда как многострадальный Фантоцци радовал зрителей аж до конца 90-х, оказавшись нечувствительным и к времени, и к моде и к успеху совсем другого кино. Фантоцци оказался вечным, Фракия — лишь калифом на час. Чем же отличается Фракия от Фантоцци? Ничем и одновременно многим. Его преследуют те же неудачи, что и незадачливого бухгалтера, у него такая же машина, те же проблемы и то же место в обществе. Он настойчиво пытается ухаживать за местной красоткой (все та же Анна Маццамауро), подвергается постоянным унижениям со стороны своих сотрудников, страдает от произвола полиции, бандитов, соседей и вообще всех вокруг и буквально боится выйти за порог собственной квартиры, в которой тоже, к слову, не безопасно. Но почему-то Фракия получился персонажем выхолощенным, начисто лишенным человеческой привлекательности, души, самосознания. Это просто клоунская маска, за которой не стоит в этот раз ничего, кроме желания быстро и просто рассмешить зрителя. Это у Вилладжо получается как всегда, на 100 баллов из 100! И хотя практически все трюки и шутки из этого фильма я видел в сериях про Фантоцци, в комедиях «Доктор Джекилл и милая дама» (из которой, кстати, позаимствованы многие сюжетные коллизии), «Синьор Робинзон», «Везет богачам» и др., они на удивление работоспособны. Это странно, потому что шутка, повторенная дважды, не должна казаться смешной — теоретически. Но на практике Вилладжо доказал, что даже повторенный 20 раз трюк способен вызывать смех, просто потому что он на него рассчитан и многократно проверен. В Фантоцци был заложен огромный заряд жизненной энергии, обаяния, доброты, уязвимости «маленького человека», сатиры на ситуацию в стране и мире. С Фантоцци Вилладжо чутко реагировал на все, что происходило в стране и в мире и зло высмеивал выборы, спортивные состязания, политическую гонку, жизнь «футлярных людей», обывателей из многоэтажных серых коробок. Фантоцци был близким, настоящим, он был в чем-то каждым из нас. Фракия — просто смешной придурок из очередной комедии, с успехом отрабатывающий формулу «упал — смешно, упал в говно- вдвое смешнее». Грубая формула, но работающая без износа лет 130, если не считать, что начало ее — аж из Древней Греции. Поэтому чужой и нелепой смотрится грустная концовка фильма, отсылающая все к тому же Фантоцци. Безудержно фарсируя каждую ситуацию, в которой оказывается его герой, Вилладжо добивается усиленного комического эффекта, поэтому все мысли о различиях этих образов приходят позже. Во время просмотра мы забываем о том, что все это — лишь очередное повторение пройденного, что фильм совершенно ни о чем и, в сущности, не посмотрев его, мы ничего не потеряем… Хотя нет, я не прав — мы потеряем полтора часа угловатого, но невероятно привлекательного юмора, легкого, здорового смеха, честного и простого. Еще Чаплин сказал, что жизнь — это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали. Вилладжо в этом фильме смотрит на жизнь очень издалека, так далеко, что жизнь здесь вообще не различается, но его комические номера уже вошли в историю и на них с удовольствием будет смотреть снова и снова еще не одно поколение зрителей. «Фракия — зверь в человеческом облике», к сожалению, не нетленка, и по экспрессии и эмоциональной силе не сравним с ярчайшим бенефисом Вилладжо в сатирической эпопее про Фантоцци, но как хорошей буфонной комедии, традиционной и честно выполняющей свое предназначение, этому фильму просто цены нет! 10 из 10