Трогательный фильм о превратностях любви. Если сугубо по сюжету, то ситуация, что греха таить, довольно жизненная: бывает влюбишься, а он - порноактер или бандит, или милиционер, или гей. А ты влюбилась, и тут уже приходится выбирать, идти на какие-то компромиссы. А бывает, что компромиссов не найти. В 'Капризном облаке', хочется верить, любовь все-таки победила, а бездыханную девочку оставили в покое. У нее наиболее незавидная участь. Нельзя сказать, что это кино захватывает и держит внимание все два часа. Временами смотреть его любопытно с точки зрения эстетики ракурсов, временами - скучновато (камера 10 минут на одном недвижимом предмете - это для удовольствия режиссера, едва ли - зрителей), но пронзительных чувственных сцен тут тоже вполне хватает. Не порнографии тела, но порнографии души. Поедание арбузов, приготовление лапши, ловля крабов на кухонном полу - ничто так не сближает незнакомых людей, как совместная трапеза. Сближает настолько, что тянет попробовать друг друга. Приятного аппетита.
Арбуз - синоним сладости за толстой коркой. Пробьёшь и разрежешь, получишь сладкое и сочнейшее наслаждение. Клубника - вывернутый наизнанку арбуз. Сочно, эротично и вкусно. Но всё спрятано внутри, до вкусностей надо добраться, постараться. Арбуз как орех, или как человек, в которого надо проникнуть с усилием, чтоб узнать что у него внутри. Это уже проявление труда, желания и любви, а не стихия секса и легкодоступности.. С клубникой проще - она открыта, откровенна и 'легкодобываема'. Любовь, эротика и сумасшедшее, символичное тайваньское кино, которое наряду с южно-корейским поражает своими нестандартными сценами о откровенностями. Один лишь кадр заинтересовывает посмотреть это кино - девушка с раздвинутыми ногами между которых арбуз и мужчина орудующий возле сочной начинки этой ягоды... Фото-мэм в соцсети ВК, после которого захотелось найти это кино. Символизм на уровне Ким Ки Дука. Особенно ключ, который выковыривает из асфальта среди движущегося потока, намекает на потерявшуюся дверь к сексуальности среди заасфальтированности, городской суеты. Люди, ищущие истинной влаги, а не фруктовых, выжатых, как бы подслащённых, цветных вод. Люди серые, бесчувственные, неудовлетворенные, молчаливые, опустошённые снимаются в порно, играя тем самым в подобие любви и страсти.. В общем, много над какими сценами можно поразмыслить... Необычное кино с необычной тематикой. На шедевр кинематографа не тянет, но внимания и изучения фильм явно стоит. Арт-хаусные тайваньцы это что-то интересное...
Он – порногерой, уставший от тела и ищущий отдушины в душе, уже потихоньку подвывая на луну от переизбытка романтики. Она – томится от одиночества и жаждет плотских познаний, потихоньку тренируясь на арбузе из холодильника и, не зная, кому вручить ключ от своего чемоданчика. Они живут в одном доме и, похоже, их встреча неминуема. Цай Минлянь в рамках антиутопии о некоем постиндустриальном обществе, в котором душа (вода) на вес золота, а плоти (арбуз), хоть отбавляй, (почти как в той песне, где хлеба нет, а полно гуталина), создает яркий и шокирующий ягодный soft porn с элементами мюзикла, претендующий на звание одного из самых эпатирующих и откровенных высказываний на тему любви в истории кино. Поэтому, пожалуй, никогда еще романтика не была настолько физиологична, а физиология настолько душевна, как в «Капризном облаке». Тайванец показывает секс так, как обычно показывают еду (живописно, буднично и откровенно), а еду – как секс (косвенно и намеками), исследуя, помимо очевидного, но привычного для кино конфликта между душой и телом, вещественным и метафизическим, еще и связь гастрономии и физиологии, хотя делает это совсем в ином ракурсе нежели, например, Феррери («Большая жратва») или Гринуэй («Повар, вор, его жена и ее любовник»). P.S. Особенного упоминания заслуживают ватерклозетный вариант The Platters и финальная 11 минутная хардкорная сцена встречи тела и души. 7,5 из 10
Тема порнографии в искусстве, в кинематографе довольно часто обыгрывается. Еще в 1976-м Нагиса Осима снял великий фильм «Империя чувств» в котором содержались очень откровенные сцены. А фильм снискал огромный успех, особенно за пределами Японии. И по праву считается великим. Самый большой арт-режиссер современности Ларс Фон Триер тоже любит порадовать публику эпатажными, сексуальными сценами в своих картинах. Сразу вспоминается кульминационная сцена группового секса под занавес фильма «Идиоты». Да и его совсем новый проект «Нимфоманка» тоже будет содержать порнографию. Но по креативности и изобретательности с азиатами в плане откровенности в кино, сегодня не может сравниться никто. Для того чтобы в этом убедится, достаточно посмотреть фильм «Капризное облако» тайваньского авангардиста Цая Минляна, который скрестил здесь порно с мюзиклом и все это подано в его фирменной авторской манере. Все кто знаком с творчеством Цай Минляна знают, что его фильмы это одни сплошные затянутые кадры с минимумом диалогов. Первая же сцена сразу дает понять, что перед нами действительно очень креативно мыслящий творец. Девушка, раздвинув ноги, лежит на спине, а между ног у нее половинка арбуза мякотью к верху. Далее появляется молодой человек и начинает этот арбуз облизывать и засовывать в него свои пальцы, а девушка очень страстно имитировать оргазм. После такого резвого начала, как и положено, наступает спад, и только через час мы увидим вторую великую сцену, я имею в виду песню главного героя одетого в женское платье. Каким бы ваше настроение не было паршивым, эта песня обязательно его поднимет. Далее опять начинаются разные надругательства над арбузами и так минут 20 до следующей песни в мужском туалете. Она также очень изобретательна, у танцовщиц на головах одет уже не арбуз, а инструмент, который используют для устранения засоров в унитазах и все это под музыку из какого-то кабаре 20-х годов 20-го века. Ну а кульминацией всего фильма станет финальный оргазм главного героя, после чего собственно данный шедевр завершится. Меня лично очень порадовал это великий хеппи-энд. Цай Минлян это один из самых знаменитых авангардистов в современном кино, у которого в наличии есть награды всех самых больших фестивалей. Да и самые уважаемые критики, в один голос поют ему дифирамбы. Я конечно не критик и не так уж хорошо разбираюсь в авангардном искусстве, но могу тоже провести некоторые параллели с его образами. В первую очередь хочется отметить, что этот фильм просто пропитан сексом. Даже в самых целомудренных сценах, ощущение животной сексуальности не покидает. Подобное я видел только в фильмах Бернардо Бертолуччи. Во вторых Цай Минлян это крупный философ. Каждый его образ это очень меткая метафора. Например, вантузы на головах у девушек танцовщиц. Это же явное обращение ко всем невежественным зрителям, особенно к молодым девушкам, которые не понимают его искусства, прочистить себе мозги этими самыми вантузами, от всяких шаблонов и стереотипов. Ах как же это актуально сегодня, именно для нашей страны. А разломанный арбуз… я лично усмотрел в этом образе недавнее падение метеорита в челябинской области, а финальный оргазм… это же прямое высказывание автора на тему грядущего апокалипсиса 2012-го года, который, правда так и не случился. То есть Цай Минлян это еще и большой пророк. Кто-то увидит размышления автора на тему недоброкачественного питания современной молодежи во всем мире. Помните сцену, в которой главные герои поджаривают на масле нечто белое, синтетическое и явно не очень съедобное, а потом заливают это все соусом из каких-то морепродуктов. А моя любимая песенка, которую главный герой исполняет в женском платье, это конечно борьба за права трансвеститов всех стран. В общем, перед нами очень многослойный и глубокий фильм. А если серьезно, то почти все творчество этого режиссера это один сплошной черный квадрат Малевича. И я прекрасно понимаю, что есть немалое количество людей, которые ловят кайф, от фильмов Цай Минляна. Но у меня лично ото всех многократных попыток понять истинный смысл его картин, осталось только горькое ощущение зря потраченного времени. Но только за одну потрясающую, настроениеподнимательную песенку готов поставить данному фильму удовлетворительную оценку. 5 из 10
- Обязательно посмотри. Только не читай ничего о нем, не смотри скриншоты, это очень важно! Иначе не сможешь понять, причем исключительно по своей вине. Это все: ни больше ни меньше – чем я была «вооружена» перед просмотром «Капризного облака» Цяй Мин Ляна. Ни сюжета, ни режиссера – ровным счетом ничего. Сейчас я понимаю, насколько это было правильно, и невероятно благодарна человеку, который предварил просмотр именно такими словами. Мне бы очень хотелось, чтобы не смотревшие «Облако» смогли получить такое же удовольствие от просмотра. И, чтобы знакомство с ним прошло приятно и стало началом дружбы, все же позволю себе сказать несколько слов. Прежде всего, спешу Вас предупредить, что: а) этот фильм живой и б) этот фильм – ребенок. На мой взгляд, уже только лишь это позволит избежать недопонимания между фильмом (см. пункт «а») и Вами. А какие они, дети? Открытые. Режиссер не пытается скрыть смысл за семью печатями, не водит зрителя за нос, смеясь свысока над его недоумением. (Честно говоря, всегда боюсь этого, когда начинаю просмотр подобных фильмов). Здесь все совсем не так. Вот он ключ, нужно лишь захотеть его взять, это под силу каждому. Фантазеры. В этом детям и Цяй Мин Ляну нет равных. Если позволите, я не буду перечислять все использованные аллегории, ведь дело не только в символах, в этом «тайном языке». Речь и о многочисленных музыкальных вставках, когда герой представляет себя то морским змеем, то переодевается в платье, и об отдельных эпизодах: ну кто из девочек не засовывал под майку мячик, представляя себя «мамочкой»? Требуют к себе постоянного внимания. Возможно, кто-то найдет определенные эпизоды «лишними» и затянутыми. Думается, мы просто слишком привыкли к бесконечному экшену, когда моргнуть не успеваешь – а всех уже перестреляли. Длинный план, не позволяя зрителю уже через минуту забыть непонравившийся(?) момент, удерживает внимание ровно столько, сколько этого требуется. «Для чего?», - спросите Вы. Чтобы усилить чувства? Настроить на одну волну? Дать насладиться красотой ракурса? Безусловно. Да и просто потому, что так хо-чет-ся! Непосредственные. Неожиданно для себя, я пришла к выводу, что обилие сцен 18+ не смущало, а выглядело очень органично в общем сплетении сюжета. Если так и есть, если это правда, если это нужно, в конце концов, для создания желаемого режиссером эффекта, то зачем что-то там выдумывать, краснеть, бледнеть, путаться самому и запутывать зрителя? Беззащитные. Обнажены здесь все: и актеры (буквально), и режиссер (смело рассказывающий историю именно таким образом, зная, что непонимание неизбежно). И от зрителя тоже требуется определенная смелость, чтобы сбросить с себя всю «броню». Ну согласитесь, нечестно как-то: на обнаженного, полностью открытого и безоружного – в полной амуниции, состоящей из почерпнутой заранее информации, более-менее сложившегося мнения, да еще и со словами «Ну-ну, посмотрим, что это за музыкальное порно такое…». Ранимые. Вот как раз если начинать знакомство таким образом (см. выше), с высоты своей «взрослости», то наш фильм-ребенок этого точно не простит: обидится и уйдет в себя. Этим я и могу объяснить (и даже оправдать), почему многие нажимают на «стоп» до начала финальных титров. Попробуй тут, когда с тобой играют в молчанку, получить удовольствие от просмотра! Стоит ли после этого говорить о том, что дети Капризные? Но даже в своих капризах такие очаровательные! По правде говоря, хочется сказать еще очень многое, рассмотреть в деталях определенные эпизоды... Намеренно убираю руки от клавиатуры, чтобы не раскрыть случайно тайну, не расстроить свое «Облачко», не разрушить его хрупкое доверие. Надеюсь, и Вы подружитесь с ним. Высший балл и поклон Цяй Мин Ляну за то, что так по-детски искренне рассказал о не по-детски сложном.
Стояло чудовищно засушливое, апокалиптическое лето, и дождя не предвиделось. Шян Чуй, как и все жители города, изнывала от жары, хранила в холодильнике пластиковые бутылки с драгоценной водой и дрожала над каждой каплей. В это время ее старый знакомый Сяо Кан на другом этаже ее многоквартирного дома снимался в бескомпромиссном порнофильме, вхолостую расходуя всевозможные жидкости. Она мечтала о любви — его беспокоила эрекция. Она была готова отдать ему последний арбуз — он, дурак, использовал ягоды не по назначению. Фильм открывает гомерически смешная сцена полового акта, где арбуз выступает в качестве третьего участника. В заключительной сцене арбуз заменит дородная мертвая японка. Цай Мин Лян («Река», «Дыра»), как все по-настоящему крупные авторы, словно заново изобретает азбуку киноязыка, соединяя несоединимое, нарушая писаные и неписаные правила, дразня, пугая, блефуя — и неизменно добиваясь нужного эффекта. В то же время, как все по-настоящему крупные авторы, он играет с традицией — причем не столько восточной, сколько западной. «Капризное облако» — это как если бы Жак Тати переснимал какой-нибудь шедевр Антониони. Безмолвная, построенная на сверхдлинных планах история о неудавшейся, да и не нужной любви двух персонажей, случайно забредших из другого фильма (Шян Чуй и Сяо Кан познакомились в картине «Который там час?») и случайно встретившихся вновь, сбивается то в уморительнейшую пантомиму, то в откровенное хулиганство: по «Облаку» разбросаны номера в стилистике мюзикла с участием, скажем, памятника какому-то тайваньскому вождю или, например, человека-пениса. При этом плодово-ягодная порномозаика постепенно складывается в цельное полотно так ловко, что можно только руками развести, а после упомянутого уже финала кимкидуки просто идут покурить: никогда еще оргазм и катарсис не рифмовались на экране с такой филигранной точностью.
'Странное', непонятное кино - впечатление, преследующее весь фильм, да и долго после него тоже. О чем оно? О жизни, о людях, о любви? Нехватка воды - отсутствие жизни? Настоящей, полной, счастливой жизни, где есть ОН и ОНА? Вопросы крутятся и не дают покоя. А может экономить воду - это значит не растрачивать живительную влагу эмоций на пустое, не имеющее значения. Так их и так нет, а есть лишь механические бессмысленные движения. А может арбузный сок - приторная сладость плотских утех, а вода - настоящие ЧУВСТВА? Кино, которое заставляет задуматься, постоянно возвращаться к нему и фантазировать...
Посвящается родному городу Херсону, всем херсонцам и недосягаемому cherocky, благодаря рецензии которого я узнала о Цай Минляне… Она отдалась без упрёка, она целовалась без слов. - Как тёмное море глубоко, как дышат края облаков! Константин Бальмонт Безумства происходят с нами чаще чудес, но, если бы Пак Чхан Ук в тандеме с Педро Альмодоваром задумали снять ремейк любой киноленты Трюффо или Антониони и уговорили бы Верку Сердючку с её шоу-роднёй перепеть для своей затеи несколько хитов на китайском, конечному продукту всё равно было бы страшно далеко до того, что и как сотворил Цай Минлян! Да, это не «Большая жратва» Марко Феррери, ибо кулинарные ухищрения выступают здесь в роли аксессуаров, а поварская вакханалия меркнет на фоне многообразия плотских утех. Это далеко не «Влюблённые» Эльера Ишмухамедова, где романтический герой плывёт по течению реки среди огромных арбузов, – арбузы окружают людей на суше, вода вытесняется из их жизни арбузным соком, любовь – похотью. Это «Капризное облако» Цай Минляна, и «это что-то особенного»! Визионер-авангардист, чьи персонажи, словно мифический Сизиф, из фильма в фильм обречены на монотонное, бесперспективное, одинокое и почти бессловесное существование, на сей раз решил обескуражить всех без исключения «с бесстыжим рёвом, с пылом сумасбродным, оставив русло прежнее безводным». И действительно, композиции и признания из арбузов, арбузные напитки и забавы пользуются популярностью у жителей Тайваня именно в период острого дефицита воды. Водно-ягодный конфликт стал отправной точкой и для возрождения отношений пары его героев-киномарафонцев: Шиан-Чий, придя из картины «А у вас который час?» и сменив чемодан на арбуз, посягнёт сначала на бутылку воды Сяо-Кана, и только потом – на него самого. Сюжет об апокалиптическом лете и «жареном солнце больших городов» пестрит мякотью растительного и животного происхождения. Сам по себе достаточно знойный и неблагопристойный, фильм имеет презанятную фактуру: он дополнен увеселительным дивертисментом, наживо вшитым в и без того скользкую ткань повествования. По мере того, как музыкальная ностальгическая фантазия в духе голливудских мюзиклов и кинолент Жака Деми набирает обороты, уровень зрительского комфорта неуклонно снижается. После «Песни песней» тайваньского человека-амфибии и умноженных на два «девушек из Рошфора», что признаются в большой и светлой любви статуе Чан Кайши, аллегро танцовщиков с «шербурскими зонтиками» и вантузами в мужском туалете кажется продуктом некой подпольной «Sodom and Gomorrah Pictures». В какой-то момент безотвязно представляется, что арбузный сок брызнет и потечёт из чресел славного труженика порноиндустрии Сяо-Кана вместо спермы прямо через экран, а полутёмный коридор, снимаемый камерой долго-долго и длинно-длинно, как и заведено в творческой лаборатории азиатского радикала, начинает походить на влагалище. Человеческие тела с прилипшими арбузными семечками инертны социально, но не сексуально: мастурбаций в кадре столько, что, изобрети какой-либо учёный способ преобразовывать энергию рукоблудия в электрическую, можно было бы осветить ею среднестатистический город. И всё-таки не спешите с постановкой диагнозов и презрительными «фи» в адрес увиденного, его героев и создателей: всё в этом охальническом ералаше куда более спорно, чем может показаться на первый взгляд. За аляповатыми ширмами из юмора и гротескным арбузным безобразием, за сценами спетой и станцованной политической сатиры и откровенного хардкора легко теряется, с трудом находится, зато безошибочно угадывается цельность идеи, созвучной цветаевской боли, проговорённой вслух: «В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел…» Вы когда-нибудь замечали, что в фильмах про счастливую любовь обязательно светит солнце? Про несчастную или неразделённую – идёт дождь. В фильме без любви, которым и является «Капризное облако», господствует засуха. Тотальная засуха. Засуха не техногенного характера – душевная, нравственная, как следствие внутреннего иссушения, а не природного катаклизма. От неё не спасут запасы воды в цистернах на крышах домов или пластиковых ёмкостях, её не утолить стаканом свежеотжатого сока. Человек – раб своих страстей, и одиночество на миру – его расплата за всякую случайную связь, за их многозначное число, которое на самом деле прикрывает постоянный ноль. Арбузные извращения в «Капризном облаке» – это венец прочих извращений, а вся арбузная тема – точно соус из символов: с помощью ткемали улучшают вкус мяса или рыбы, арбузы же приправляют человечину. Новое поколение выбирает не воду-любовь – незамутнённую, кристальную, прозрачную. Оно выбирает арбуз - традиционный символ удовольствия и сладострастия - и сознательно барахтается в сиропе-эякуляте, не задумываясь о последствиях. «Тонет муха в сладости в банке на окне. И нету в этом радости ни мухе и ни мне...» Истинной отрады не наблюдается даже в попытке минляновских Ромео и Джульетты обрести любовь, потому что перспектив у неё столько же, сколько у непредвиденного ручейка воды посреди свежезаасфальтированной улицы. «Позволь своей душе воспарить!» - призывает поклонников очередная дива с броским мейк-апом, однако вряд ли хоть кто-то способен вырваться из арбузного плена и подняться к напитанным живительной влагой и платонической чистотой облакам. Не потому, что они чересчур капризны, а потому что это будет уже совсем другая история в совсем другом измерении: Мы в небе, внутри неба, небо вокруг нас, везде небо, одно небо, сколько хватает глаз. Глаз не хватает. Тает, тает облачная пелена. Внизу – вершина. Пилот, скажи нам, это какая страна? (Вера Павлова)
Поиграем в доктора, надев белые одежды. Пациентка, ложитесь, ноги согните в коленях. Раздвиньте. Начнем. Пальцем, не глядя, медленно найти искомую точку. Остановиться. Тихо, аккуратно, нежно, деликатно ввести внутрь. Красная плоть поначалу оказывает сопротивление, но вот, кажется, освоился. Сказочный «Тяни-толкай» его патронус. Когда станет совсем вольготно, можно присовокупить второй палец, третий, четвертый, и вот уже целая кисть, как подарки ослика Иа, входит-выходит, течет сок, женщина стонет, меж ног дрожащий плод растерзан – можно кончать прелюдию и переходить к непосредственному акту. Такой сценой открывается «Капризное облако». Прямой наследник фильма «Да здравствует любовь» и как бы сиквел «А у вас который час?», The wayward cloud продолжает исследовать современное режиссеру общество, с прискорбием диагностируя прогресс найденных ранее болезней: от частных эмоциональных расстройств и сексуальных девиаций до всеобщего нравственного упадка и тотального одиночества всех и каждого. Знойным восточным летом герои «Облака» страдают от нехватки воды, любви и смысла. Неудовлетворенное либидо пленило мысли цивилизованных животных, тоска объяла мир, сковала души, которые герои рады бы продать, дабы сохранить «искренность сердца», да спроса нет. Зато арбузов вдоволь. Как предмет вожделения эта диво-ягода не раз появлялась и в предшествующем творчестве малазийского уроженца, но в «Капризном облаке» ее фетиш-потенция раскрылась на полную. Алый, мягкий, сочный, сладкий – он утолит не только жажду, но и удовлетворит почти любую прихоть обладателя. И если десять лет назад герои Минляна только целуют волшебный плод, то теперь они зайдут намного дальше. Арбуз вообще штука символичная. Круглый, как планета, он звонко раскалывается при падении, разбрызгивая сок и подчеркивая хрупкость мироздания. В перерывах между сельскохозяйственными игрищами герои неустанно ищут воду, отчаянно занимаются сексом, равнодушно снимают порно, бессмысленно расплескивают жидкость и безмерно тоскуют о чем-то, незнамо чем. В мире фильма вообще очень много жидкости (грязная речная муть, арбузный сок, подсолнечное масло, сперма, вагинальный секрет) и секса (со случайными людьми, с самими собой, с предметами, с трупами), но слишком мало чистой воды, и совсем нет настоящей любви – последняя как будто бы вообще исчезла за ненадобностью в процессе эволюции человека. Осталась лишь какая-то смутная родовая память о ней, неизбывная тоска по забытому, неведомому. Тоже диагноз. Абсурд происходящего, в котором не происходит ничего значимого и значительного, усиливается вплетением в драму элементов мюзикла - прерывающими повествование музыкальными гротескно-бурлескными номерами, в которых герои поют песни о любви и страдании. Однако история и его герои дойдут до точки кипения и извержения, в которой сойдутся эрос, тонатос и все перверсии века. Долгая немая сцена, занавес, и никакой надежды на то, что лучшее - впереди. Завершая фильм эякуляций, Минлян как будто приравнивает его к полову акту, который едва ли можно назвать добровольным. Но и это как шутливая и одновременно беспощадная метафора жизни и всех человеческих отношений.
Арбуз стал денежной единицей... Вы когда-нибудь встречали фильм, где в равной степени присутствует смешное и трагичное, страшное и абсурдное, порно сцены соседствуют с клиповыми вставками, а практически полное отсутствие диалогов - с интереснейшей историей, рассказанной небанальным языком? Если нет, то срочно смотрите этот великолепный фильм Цай Минляна. А если да - то пересмотрите, ведь один раз Вы его уже видели. Все плюсы фильма уже отмечены в первом абзаце, так что теперь автор рецензии даже теряется - о чем писать дальше. Попробуем о сюжете. Он таков - в Тайване вдруг исчезли все запасы воды, и люди, чтобы утолить жажду, пользуются арбузами и, следовательно, арбузным соком. Чтобы помыться - тоже. Чтобы заняться сексом - тоже. Чтобы... Ну да ладно. Так вот, в этом практически постапокалиптическом мире живут двое - Он и Она. Почему двое? Остальных как-то не видно. Они есть в телевизоре, есть на улицах, но как живых людей их не воспринимаешь. Вместе с арбузами Тайвань наводнили призраки...Так вот, живут эти самые Он и Она, Он - снимается в порно фильмах (там тоже арбузы - в качестве чуть ли не актеров), Она - работает в видео прокате и ворует у спящих на улице людей (или все-таки призраков) воду. Которую бережно складывает в холодильник. И вот эти двое встречаются. И начинают друг друга любить. Не в плотском смысле, но любить странно. При отсутствии диалогов и своеобразной игре актеров уловить их чувства тяжело, но по ощущениям, герои просто не могут преодолеть внутренние барьеры. Которых, очевидно, много. Иначе откуда такая всепоглощающая печаль в глазах актеров? Что интересно, при общей трагичности фильма, финал вполне оптимистичен (хотя и очень, особенно на взгляд европейцев, дик). Герои все-таки разрушают эти внутренние барьеры. Любовь и красота спасают мир. Об этом и поется в финальной песне, первая строчка которой и подарила название фильму. 'Капризное облако...' Дальше, увы, не помню. Отдельно о песнях. Постепенно я начинаю понимать, откуда Сергей Лобан брал идеи для своего 'Шапито-Шоу', главного российского фильма 2011 года. Герои 'Tian bian yi duo yun' в минуты наивысшей точки эмоционального напряжения вдруг начинают петь забавные песенки на известные мотивы. При этом персонажи одеты в стиле, который я определил как 'ТЮЗ для 18+'. И забавно, и проникновенно. Все эти, казалось, неподходящие друг другу составляющие картины (длинные планы, редкие диалоги, музыкальные номера и сцены, которые вне контекста обязательно получили бы рейтинг 'XXX') вдруг складываются в такое органичное полотно, что любо-дорого смотреть. Приходишь к выводу, что все самое новаторское и талантливое в сфере кино произрастает сейчас с востока. И фильм Цай Минляна - лишнее тому подтверждение. Великолепно. 8 из 10
На Тайване давно не было дождя, поэтому в Тайбее, столице страны, возник острый дефицит воды. Одно хорошо: дефицит влаги положительно сказался на урожае арбузов, которых выросло невиданное количество. Они продаются почти даром и потому от жары и жажды многие спасаются только арбузным соком. Однако девушка Шиан-Чий все же предпочитает арбузному соку воду, наполняя ею бутылки, где только можно. Время от времени она даже приворовывает воду, сливая себе остатки из чужих емкостей. Юноша Сяо-Кан снимается в кино для взрослых и страдает от нехватки воды ничуть не меньше. Так после тяжелого трудового дня он не может даже принять душ. Поэтому ему приходится мыться в водосборнике на крыше дома, в котором нелегально проходят съемки этого самого порно и живет Шиан-Чий, даже не подозревающая о них. Их случайная встреча становится началом большой любви и чистых непрочных отношений, завершающихся экстремальным порнографическим эксцессом… 48-летний тайваньский радикал Цай Мин-Лянь на тот момент уже более 10 лет будоражил умы тех продвинутых критиков, что имеют возможность разъезжать по самым престижным кинофестивалям – от Канна до Берлина, откуда картины этого режиссера неизменно увозят какой-нибудь приз. Однако только сейчас в 2005-м, уже будучи классиком, Цай Мин-Лянь стал доступен российской публике. Красивый жест наших прокатчиков, классифицировавших этот опус, как порно-мюзикл, способен шокировать непосвященных. И особенно могут пострадать чувства романтических пар, на которых вместо ожидаемых плотских утех с экрана выплеснут не только ушат арбузного сока, но и семени. Впрочем, исходя из собственного наблюдения, могу утверждать, что до конца фильма ни одна такая парочка (что покупает места для поцелуев), скорее всего, не досидела. В этом мне пришлось лично убедиться: к финальным титрам в зале помимо меня остались лишь две юные особы женского пола, с неофитским интересом взиравшие на последнюю эротическую эскападу, способную повергнуть в ступор даже самого стойкого порно-мана. Такаши Миике уже обыгрывал некрофилию как веселый «жизнеутверждающий» перформанс: в его «Посетителе Q» герой, задорно совокуплявшийся с трупом, становился жертвой своей извращенной похоти – вагина закостеневшей партнерши так плотно сжимала пенис, что по завершению акта он уже не мог извлечь его обратно. У Мин-Ляня получилось интереснее, поскольку после финальной некро-оральной эякуляции у меня как у зрителя возникли необычные и противоречивые чувства. Вместе с наползающими на экран титрами нервный смех вдруг сменился меланхолией. А с ней пришло осознание, что тебе только что была явлена история любви, в которой попранная и, можно даже сказать, убитая чистота стала проверкой на состоятельность этой самой любви. Главная героиня эту проверку прошла безропотно, причем буквально - с членом милого во вру. В этой эпатирующей развязке как раз и сфокусирован весь смысл фильма, и любые сентиментальные вздохи под луной после «Капризного облака» могут показаться фальшивыми. А уж про порноиндустрию и говорить не приходится. Творческую импотенцию этих работяг «меча и орала» в полной мере отразили еще «Ночи буги» (1997). Однако тайваньский кудесник вовсе не собирался никого разоблачать и пошел принципиально другим путем, продемонстрировав огромный собственный потенциал применительно к данному жанру. И можно только сожалеть, что он никогда не занимался этим делом всерьез: уже одна только первая сцена - совокупления с арбузом – дает понять, что перед нами «Параджанов эротического киноискусства». Более того, Цай Мин-Лянь даже в танцевальном номере задействует и остроумно обыгрывает муляжи гениталий и туалетную атрибутику. И ловишь себя на том, что эротические приколы Вуди Аллена со сперматозоидами и титьками-мутантами или фаллические хороводы в «Листомании» Кена Рассела еще далеко не исчерпали собой «потенцию» эротического радикализма. Своим арт-порно Мин-Лянь не пытается перещеголять азиатский экстрим в лице Ким Ки-дука или Джана-Сун-ву (поставившего шестью годами раньше провокативную «Ложь»), или фильмы японского шок-мена Миике. Он тяготеет не столько к эпатирующему, сколько к философскому кино, которое уже успело обзавестись собственным набором выразительных средств. Это – «плохо» проявленный сюжет, длинные планы с минимумом действия (а то и вообще без оного), почти полное отсутствие слов (здесь героиня произнесет только одну фразу, а герой вообще ни одной!), необычные композиции тел (причем не обязательно в интимных сценах), постапокалиптическая тональность... Все это дает богатую пищу для всевозможных метафорических трактовок, на которые так и напрашивается «порнографический экстаз» его облака без штанов.
Завораживающее кино. Долгие планы почти каждого эпизода словно гипнотизируют зрителя во время просмотра, как будто расширяя огромные пространства для новых размышлений. Тихий шедевр на фоне засушливого тайваньского города и съемочной площадки порнофильмов. Вечная тема - любовь. Про неё снимали, снимают и всегда будут снимать различные кинотворения. Главные атрибуты - он и она, какой-нибудь городок любого масштаба, если нет города, то дома или маленькие тесные комнатки. Потом уже каждый режиссер решает сам, как снимать фильм о любви. Кто-то может захотеть в стиле саги 'Сумерки', кто-то в духе 'Касабланки' или 'Унесенных ветром', а кто-то, как Цай Мин Лян, в своем собственном видении. Я бы сам не стал столь категорически заявлять, что это фильм об извращенцах и их извращенных делах. Вся эта сюжетная линия с производством порнофильмов с использованием арбуза и нерационального расходования воды во время невероятно засушливого сезона является лишь своего рода нарочито добавленной приманкой для отвода глаз и для мыслей о том, что кроме порно ничего зрителю не демонстрируется. Но ведь у каждого режиссера, а особенно если он еще и художник, всегда есть свой замысел. Через какую-то определенную призму он видит свое изложение сюжета. Вот почему из множества можно легко узнать и запомнить Вонг Кар-Вая, Вима Вендерса, Джима Джармуша, Пьера Паоло Пазолини. Каждый из них снимает личный фильм. Студии не могут диктовать им свои условия, не могут приставлять каких-то определенных оператора или художника-декоратора. Допустим, режиссеров блокбастеров не всегда так легко запомнить, поскольку они используют многочисленные клише и архетипы в своих фильмах, что от себя попросту ничего оригинального добавить не могут. У такого жанра, конечно, есть свои корифеи, но в том и загвоздка, что в основном это американцы. А у мастеров, у настоящих гениев кинематографа нет какой-то определенной прописки в какой-либо стране. Ибо являются они звёздами мирового кино. И каждому из них присуща своя собственная стилистика. А такое положение вещей только радует. Цай Мин Лян в фильме 'Капризное облако' решил воспеть любовь. Любовь такую простоватую, в некоторой степени ненавязчивую, а самое главное и интересное - абсолютно тихую и бессловесную. За все те моменты, когда главные герои были вместе, ни одно слово не было произнесено. Правда, в концовке фильма девушка начнет очень приятно и завораживающе стонать. Хотя это все равно нельзя считать за слово. Когда они вместе, есть место прикосновениям, поцелуям, взглядам, совместным трапезам, но никак не словам. Это-то и завлекает. Нехватка воды есть дефицит любви. Зато можно прикупить арбуз и предаться доступной сладости, тем самым давая понять, зачем зря расходовать воду, если её можно использовать для поливки огородов, где растут арбузы, получая взамен уже натуральную сладкую и прохладительную жидкость для утоления жажды. Вот и капризное облако, равнодушно наблюдая за всем этим, не сподобится даже на прекрасный теплый летний дождик. Как пелось в последнем музыкальном номере: 'Капризное облако словно моя бессердечная любовь...' Каждый ракурс сделан превосходно. Настоящим эстетам в 'Капризном облаке' подготовлено целое раздолье вот таких превосходных ракурсов подготовлено. Начинающему оператору данный фильм будет настоящим практическим упражнением. Еще мне приглянулась этакая 'игра теней', это когда два главных героя с удовольствием и характерными звуками поедают свеженьких крабов. Каждый музыкальный номер оформлен красочно, живо, весело. Больше всего запомнился номер, где главный герой одевается в платье девушки и начинает петь о свидании, в припеве от души смеясь и радуясь. Точно не забуду номер, когда главный герой, внешне очень напоминающий мужской половой орган, бегает в туалете от полчища девушек. Если вы готовы к кино не для всех, если вы большой любитель операторской работы в художественных фильмах, если вам не наплевать на настоящее азиатское кино, то 'Капризное облако' Цай Мин Ляна точно и бесповоротно для вас. Не думайте, что это порнофильм, ибо порнофильм вы можете найти в интернете вдоволь, где не требуется особая сюжетная идея. 'Капризное облако' - самое настоящее произведение искусства. Кто этого не сумеет уловить, тот не лох. Просто ему нужно будет еще поднабраться некоторого опыта по части смотра кино. Так что удачи!
Меня зовут Дедушка Че. Недавно я вышел на пенсию. Теперь мне нефиг делать и целыми днями я смотрю фильмы и сериалы. Рассказывая свою историю, я не могу не рассказывать о них… Ты можешь читаешь это? ШЕПЧУЩИЙСЯ СО ЗРИТЕЛЯМИ Сезон первый. Эпизод пятый Когда говорят об этом фильме, то почему тот говорят не о том… Складывается ощущение, что ни один рецензент так и не досмотрел фильм до конца… Говорят, что это комедия. Говорят, что почти, да что уж там, многие так и говорят – порно… Юмор, конечно, есть. Есть и откровенные сцены… Но каждая из этих сцен на своём месте и необходима, как и каждый кадр, каждый проход, и каждая мелочь… И десятиминутный план пустынного подземного перехода по которому идёт героиня, неся арбуз, и танцы у памятника Чай Кан Ши и мыльный пузырь, вылетающий из водопроводного крана и парящий по кухне… Если пересказывать сюжет человеку, который не знает, кто такой Цай Минь Лянь и никогда не видел настоящего кино, то он будет смотреть на вас как на личность не совсем здоровую и посоветует отправиться на… выставку Херста. На Тайване не идут дожди и заканчиваются запасы воды, выдался хороший урожай арбузов и практически исчезли люди. В пустом Тайбее встречаются он и она. Она - Шиан-Чий - бродит по улицам, воруя воду, он - Сяо-Кан – снимается в порнофильмах на студии, которая располагается в том же доме, где живёт главная героиня. В свободное от работы время Сяо-Кан приходит к Шиан-Чий, чтобы в очередной раз попытаться вскрыть некий чемодан, а она поит его арбузным соком, но прячет воду… Весь этот несвязный видеоряд перемежается яркими видеоклипами на известные музыкальные композиции, которые китайский язык и своеобразные аранжировки делают, практически, неузнаваемыми… Подобный прямолинейный подход и отпугивает зрителей от работ Цай Мин-Ляня. Но прелесть фильма заключается в игре, которую режиссер предлагает зрителю. Автор шифрует содержание несложным кодом и разбрасывает ключи и подсказки на протяжении всего фильма. Он подталкивает зрителя, чуть ли не кричит зрителю: «Смотри, вот ключ, пусть и закатан в асфальт, но с помощью этого ключа ты поймёшь о чём фильм… Вот тебе, и музыкальные номера, в песнях, даже не скрыт, а выложен ключ к шифру… Считай эти музыкальные вставки снами мальчика Бананана, извините Сяо-Кана, в которых раскрываются все его мечты и объясняются поступки…» Но зрителю лень… Лень думать, лень смотреть немного глубже первого плана… А ведь на самом деле, всё очень просто и понятно, как в букваре… Я не буду рассказывать обо всех символах, зашифрованных в фильме, а то тому, кто не смотрел фильм, будет смотреть не интересно, а тот, кто смотрел не захочет его пересматривать. Скажу только о двух главных символах – арбуз и вода. Арбуз – это похоть. Символ низменных желаний, секс в чистом виде. Вода – это любовь. Любовь чистая и возвышенная. Попробуйте теперь посмотреть «Капризное облако», зная значение символов. Попробуйте и увидите грустную историю двух одиноких людей. Она переполнена любовью, но боится расстаться с ней и хранит её «про запас», боясь потратить хоть каплю, сегодня обуреваемая желаниями и эротическими фантазиями. Он – пресыщен сексом, но мечтает о любви чистой и светлой… Он встречает её и видит в ней источник этой чистой воды, а она не понимает его и всё пытается напоить арбузным соком… Финал трагичен. Он срывается. Она получает то, что хотела, но это совсем не то, о чём она мечтала так долго. И слеза медленно течёт по щеке…
Насколько я понял, 'Капризное облако' является продолжением темы, начатой в двух предыдущих фильмах Цай Мин-Ляна 'А у вас который час?' (2001) и 'Мост исчез' (2002). Речь идет о двух одиноких личностях, мужчине и женщине, познакомившихся в первом фильме. И хотя знакомство было лишь формальное, как покупатель с продавцом, между ними возникла некая связь. Но волею судеб они снова встретились лишь в 'Капризном облаке'. Мужчина уже не продавец часов, а снимается в порнофильмах. Женщина ходит по городу и собирает пластиковые бутылки, наполняя их водой, так как в городе катастрофически нехватает воды. Оба они очень одиноки, и лишь всретившись, обретают друг друга. Повествование фильма чередуется музыкальными эпизодами, с красивыми песнями и танцами. Цай Мин-Лянь очень оригинальный азиатский режиссер, ему присущ свой собсвенный неповторимый стиль. Все что мы видим в его фильмах - это статичный длинный кадр, минимум диалогов, пассивная игра актеров. Но в тоже время это не напрягает, так как эти кадры говорят больше, чем слова... 8 из 10