«Враждебное находится в согласии с собой: перевёрнутое соединение (гармония), как лука и лиры» Гераклит Шестнадцатилетняя девушка уже десять лет живет вместе с шестидесятилетним стариком, не покидая его лодки в открытом море, изолированно от всего остального мира, как принцесса в башне. Размеренная жизнь на лодке старика и девушки являет собой гармонию противоположностей: расцветающая молодость и увядающая старость, доброжелательность и суровость, беззаботность девушки и озабоченность старика. Но появление на лодке молодого человека радикальным образом меняет ситуацию. Уравновешенность противоположностей нарушает самое динамическое начало во вселенной. Любовь порождает движение духа и создаёт дисбаланс застывшей безжизненной системы взаимоотношений. Покой сменяется напряжением. Теперь диалектика выражается в противостоянии антитез: готовности открыться миру и стремления к изоляции от мира, любви как дара другому и любви как желания обладать другим, стремления к росту и жизни и стремления к остановке, а значит смерти. С каждым новым днём напряжение драматического конфликта всё возрастает. В какой-то момент кажется, что разрешить его способна только смерть одного из участников. У-вэй Молодая девушка отказывается от своего личного счастья и возможной лучшей жизни ради сохранения жизни и счастья старика, много лет о ней заботившегося, и к которому она испытывает чувство признательности, как дочь любит отца. Почему она так поступает? Она осознаёт даосскую мудрость: «Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим. Дао мудрого человека — это деяние без борьбы». Таким образом, отрешаясь от себя, следуя философии у-вэй — недеяния, она плывёт по течению жизни в полном согласии с Дао. Этим выбором она сама себя превосходит — акт жертвенности как основа и условие развития. Как сказано в Библии: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Жертвуя своей душой ради любви к ближнему, она её сохраняет. Когда уже натянута тетива, и к старику тоже приходит осознание принципа Лао-Цзы: «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его» и рука отводит лук в сторону. Стрела улетает в небо. Отрекаясь от себя, человек тем самым даёт возможность жить другим, ведь согласно Гераклиту: «…одни живут за счёт смерти других, за счёт жизни других умирают». Жертва порождает ответную жертву, доверие к миру вознаграждается миром. То что разумно, осуществляется в действительности. Стрела всё же попадает в цель. Но почему? Потому что был проведён сакральный ритуал, дана нерушимая клятва перед богами. Справедливость Дао не позволяет нарушение мирового порядка. Именно поэтому совершается символический акт консуммации. «Я бы до самой смерти хотел жить как натянутая тетива лука, обладающая огромной силой и прекрасным звучанием» Ким Ки Дук Фильм Ким Ки Дука — «Натянутая тетива» обладает огромной силой и прекрасным звучанием. В нём музыки больше чем диалогов. При просмотре покачивает на переливах звуковых волн мелодий, как лодку на волнах морских. А сила заключена в глубокой восточной мудрости и в художественной выразительности. Поэтичность натянутой тетивы такова, что она, прямо не давая имена (в частности все персонажи остаются безымянными), тем не менее, называет все события своими именами. Не проговаривая вслух самого главного, она тем самым говорит больше, чем можно было бы выразить словами. Несказанное проявляет себя в символической форме, давая возможность интуитивного постижения. Образы девы и старика являются проводниками универсальных понятий, отсылают к диалектике космических начал: жизни и смерти, любви и войны, отрешения и желания, развития и увядания, открытости и отчуждения. В конечном образе натянутой тетивы разворачивается и звучит диалектика бесконечных универсальных начал, в своём слиянии составляющих Дао. 8 из 10
Следующая за «Пустым домом» в фильмографии корейца безмятежная видовая мелодрама «Натянутая тетива» вновь закрепила за Ким Ки Дуком, этим когда-то аналитиком жестокости, славу мастера визуальных красивостей и сентиментальных клише. По сравнению с «Весной, летом…» и «Пустым домом» она не добавляет ничего нового к его творчеству, разве что некоторые необычные концептуальные штрихи. Главный из них — размышление о мертвящей, пуританской роли религиозной традиции (ей в фильме выступает буддизм, а олицетворением — старик, воспитавший девушку): герои живут на шхуне в открытом море, вдали от цивилизации, как когда-то персонажи «Весны, лета…» жили в плавучем доме. Однако, в отличие от них постановка проблемы в «Натянутой тетиве» острее: старик бережет девушку для себя, более всего удаляя ее от тайн пола. Некий фрейдизм присущ этой картине даже чересчур нарочито (особенно, конечно, в сцене оргазма во сне ближе к финалу), а сам образ натянутой тетивы выступает символом напряженной страсти, которая может и уничтожить своего носителя. Ким Ки Дук показывает, что условия, поставленные девушке стариком, невыносимы и она бунтует против них, как любой человек протестует против традиции отцов и дедов в период пубертата. Однако, она же и возвращается к тому, против чего бунтовала, потому Традиция показана здесь, хоть и не безусловно положительно, как в «Весне, осени…», но и не полностью отрицательно. Главный недостаток «Натянутой тетивы» — это ее нацеленность на западного зрителя, вследствие чего все символы режут глаз своей очевидностью, они разжеваны и слишком уж понятны, им не хватает многозначности, многомерности, а фильм становится довольно плоской аллегорией о борьбе отцов и детей, традиции и инновации. Конечно, пейзажи и музыка, как всегда у Ким Ки Дука красивы, но даже их пленительность просчитана, не спонтанна, не органична, а рассчитана на экспорт. Желание во что бы то ни стало понравиться Западу погубило многих восточных режиссеров, даже гениев своего дела, среди которых Чжан Имоу, что уж говорить о талантливом, но не сверх меры, Ким Ки Дуке. «Натянутая тетива» — экспортная экзотика в духе «Кукол» Китано (есть даже цитата их них, когда герои наряжаются в национальные одежды подобно персонажам японского режиссера), и этим все сказано, постановочное мастерство в таких условиях не может сделать решительно ничего, чтобы спасти ленту от вторичности.
Нахожусь в каком-то замешательстве. Возможно из-за того, что корейское кино сильно выделяется стилем повествования от европейского или того же американского кино. Вся философия состоит в том, что зрителю дается только ощущение. Не надо слушать и думать, а надо просто смотреть и чувствовать. Фильм течет очень медленно, но главное — не нудно. Ты словно медитируешь и проходишь какую-то особую терапию. Имен и прошлое персонажей мы не знаем. Знаем только самое нужное для понимания сути фильма, что повторяется второстепенными персонажами несколько раз — «Старик нашел ее, когда ей было 6 лет, и все последние десять лет она живет на судне и не видела настоящий мир». Также из их уст мы узнаем, что «старик хочет на ней жениться, и он вовсе не ее дедушка». Так режиссер не тянет с завязкой, и сразу с первых же минут ставит определенную черту и главную линию повествования — конфликтную ситуацию, мотивации каждых героев, и всю нужную информацию с тех же уст второстепенных персонажей. Дальше нам остается просто наблюдать за ходом событий. Кстати, старик и девочка могут только шепнуть друг-другу на ушко, но мы за все полтора часа ни услышим их голоса. Фильм о взаимоотношении между одержимым девушкой стариком и самой девушкой, которая после появления молодого парня, начинает чувствовать отвращение к старику. Тут можно заметить конфликт между старого и нового поколения. Как шестнадцатилетняя девушка стремится увидеть новый мир и стариком, который всячески старается удержать ее возле себя. Ведь его устраивает такая отрешенная жизнь. Необразованная девушка живет первичными инстинктами. Проводит время на качелях, стреляет из лука, и играет на нем, встречает старика и гостей, гадает им, а ночью старик ее купает. и так проходит каждый день. Честно сказать, мотивация ее не вполне понятна. Она колеблется между стариком и парнем. То ли она из-за обиды на запреты старика отталкивает его, то ли ей просто любопытен молодой парень. Ясно одно — у нее нет личного мнения, она как маленькое зависимое от взрослых дитя. И вправду, слоган фильма описывает весь сюжет: «Девушка, считавшая море целым миром, стала целым миром для старика». Развязка вполне была неожиданной. Считаю, мистика тут очень даже оправдана. Режиссер смог виртуозно обмануть мои ожидания насчет развязки. Сцена казалась метафоричной и сказочной. Музыка с традиционным корейским звучанием придает красивую атмосферу. Считаю, что она является основополагающим инструментом повествования. Без музыкального сопровождения фильм навряд ли смог бы передать чувства. Операторская работа вполне простая. Пейзажи временами красят фильм. Сильные эмоциональные моменты были только у старика. Однако от других ничего сверхъестественного и не требовалось. Главной героине надо было только улыбаться и иногда делать пронзающий взгляд. Смотря на нее, видишь обнаженную и наивную детскую душу. актриса обладает ангельским лицом и взглядом. Поэтому ей оставалось только улыбаться. Несмотря на маленькое количество диалогов, временами они были лишние, и давали излишнюю информацию. Но на это можно закрыть глаза, так как общая картина просто завораживающая и очень атмосферная.
Если говорить шекспировским языком, «Натянутая тетива» — это история о превратностях любви, снятая в жанре «поэтического» кино. Здесь есть любовь, есть ненависть (от которой один шаг до любви), есть старческо-маразматическая ревность, есть жертвенность, есть великодушие. Действие происходит на очередной рыбацкой посудине, неизвестно зачем дрейфующей в очередном озере, на фоне полудикой природы, вдали от благ цивилизации. Помните, в фильме «Особенности национальной рыбалки» нетрезвый генерал произносит традиционный тост (короткий, как выстрел): «Ну, за молчание. За настоящее мужское молчание»? Так вот, персонажи «Натянутой тетивы» молчат 99 процентов экранного времени. Вместо них говорит музыка. Как пел один советский бард, «врут слова, а музыка права». Кстати, это очень удобно, проблема удачного или неудачного перевода исчезает сама собой. В этом фильме главные герои (сексуально озабоченный дедок и его несовершеннолетняя воспитанница) время от времени реально натягивают тетиву и постреливают из настоящего лука. Но мы-то с вами, как искушенные зрители, отлично понимаем, что в названии фильма подразумевается тетива аллегорическая, натянутая между душами людей. Согласен, это несколько прямолинейный ход, но мастерство режиссёра превращает недостаток в достоинство. Прямая линия уходит в бесконечность, а выпущенные стрелы попадают в цель. Цель эта — мы с вами. 9,3 из 10
Наводки на этот фильм попадались мне везде и всюду. И везде с торжественными отзывами. Фильм пролежал полгода и вот, наконец, звезды сошлись и настал момент истины. Первое, что хочется отметить: не зря. Не зря я взялась за просмотр. И не зря его рекомендовали люди в совершенно разных ситуациях и контекстах. Фильм, однозначно, стоящий. Однако стоящим он окажется только в том случае, если ваша душа, как и моя, истосковалась по настоящему, пронзительному искусству. В котором нет места банальщине, пустословию и притворству. В котором все — правда, и взвешен каждый жест и каждая реплика (поэтому озвученные здесь предложения можно пересчитать по пальцам). О главном не говорится прямо, а то, что показывается, снято с такой любовью и серьезностью, что от восхищения захватывает дух. Смело скажу, это один из самых чувственных фильмов, которые я посмотрела за последние пару лет. И дело не только в откровенных сценах (или намеках на них). На самом деле, здесь продуман и прожит каждый взгляд, а каждая мизансцена — это отдельная драма. Честно, я физически ощутила, как мне не хватает кино с таким вот размеренным, плавным темпом. И при этом автор совершенно не дает заскучать: то, что он показывает, необычно нашему славянскому глазу, оно будоражит воображение, оно вызывает бунт и восторг, тревогу и умиротворение. Внутри то и дело борются смятение и наслаждение, и побеждает, конечно, последнее. О чем бескомпромиссно заявляет знакомое послевкусие: щемящая, светлая грусть и немое обожание в адрес режиссера. Другими словами — чистой воды катарсис. И заявляю всерьез (и с пеной у рта готова доказывать свое мнение): Ким Ки Дук — гений. Проявляется это не только в ярких метафорах и завораживающем видеоряде, но и в отборе актеров: колоритный старик, в глазах которого безумная страсть соседствует с редкостным благородством; юная, игривая, свежая, как весенний цветок, девушка; приятной наружности парень — привлекательный ровно на столько, сколько необходимо, чтобы зритель мог правильно расставить акценты. Что же до метафор, мне трудно представить, что они могут оставить кого-то равнодушным. Быть непонятыми, нераспознанными, неверно трактованными — пожалуй, но меня, например, просто разрывало на части от сцены с канатом (про отпустить, про нечеловеческую муку, без которой не бывает расставания), уносило в эйфорию от удивительной самобытной музыки, которая — неотъемлемый символ языка Ким Ки Дука, а финал стал для меня пресловутой вишенкой на торте. Вкусной, спелой и гармонизирующей: прощание с домом детства, прощание с невинностью. Инициация. Неизбежная для нас всех. Выпустив стрелу, он уже задал ей цель. И сделал женщиной ту, которая могла стать ею только благодаря нему. 10 из 10
Это мой первый корейский фильм. Могу сказать, что это один из самых красивых фильмов, которые я видела. Увы, наверное, не все метафоры мне были понятны, так как я очень плохо знаю корейские традиции. Фильм, в котором главные герои почти все время молчат, молчат просто потому, что не хотят говорить. Зачем им слова, когда все и так понятно? Слова нужны только шумным заезжим гостям, вторгающимся в их маленький мирок. Шумные, дерзкие, они представляют собой разительный контраст с главными героями. Дед и девочка, которые живут в согласии с морем, в согласии с некими незримыми силами и традициями. Но девочку привлекает неизвестный мир этих шумных гостей. (Или ей просто очень одиноко?) Ведь в их мире оказывается тоже живет музыка, но сможет ли она бросить человека, который заботился о ней столько лет? Загадочный фильм, который открывает каждому зрителю какую-то свою отдельную тайну, непостижимую для других. Кто тот дед, который ныряет в пучины морские и оставляет свою уже жену? И девушка, которая становится девушкой при помощи неизвестных сил (или все-таки известных?), продолжает улыбаться так, будто знает что-то, чего не знаем мы. Она остается с шумным гостем, она едет в его владения и несет с собой неведомые нам знания… Аллегория, в которой каждый видит что-то свое. 10 из 10
Обожаю фильмы Ким Ки Дука. Он один из ведущих южно-корейских режиссеров и прекрасный творец, который радует мировой кинематограф своими необычными кинокартинами. Начиная смотреть очередной его фильм, погружаешься в гипнотическую атмосферу, полную тишину и одиночество. Ким Ки Дук снимает свои фильмы в особенном своем стиле и жанре, его картины несут собой глубину и некоторое мировоззрение южно-корейского режиссера. Данный фильм не исключение. В этой истории мы видим, как в открытом море на барже живет и работает старик, который взял на воспитание девочку. Она уже выросла и ей исполнилось шестнадцать лет. Старик одержимо влюблен в нее. Он кормит, одевает, купает девушку и скоро планирует их свадьбу. Их гармоничную жизнь рушит молодой парень, появившийся на барже, с которым у девушки возникает любовь… У этого режиссера всегда есть тайный смысл. Он ставит зрителя в сомнения, зачастую сюжеты преобладают с судьбой или легким оттенком мистики. Весь этот фильм смотрится на одном дыхании. Мне не хотелось, чтобы он кончался. В картине гармонируют яркие цвета, все время красивые съемки с морем, и любовь, она здесь является самым важным аспектом. Мне особенно запомнились сцены с качелями и луком, весьма необычное гадание. Старика в этой истории очень жаль, он одержимо любил девочку, но в конце концов должен был ее отпустить, хотя этого очень не хотел. Лук и стрелы олицетворяют его мужскую силу. «Натянутая тетива» — южно-корейская драма 2005 года и чудесный подарок от Ким Ки Дука. Фильм, как одна глубокая, восточная мелодия, звучащая так тонка, так пронзительно, отдавая тайными оттенками душевной боли. Всем ценителя «другого кино» и прекрасных, чистых фильмов я эту картину к просмотру рекомендую. Спасибо! 9 из 10
Как и многие другие режиссеры, режиссер данной картины Ким Ки Дук с возрастом становится всё сентиментальней и мене жестче, чем он был когда то. Многочисленные сцены сексуальных и насильственных извращений оказываются заменены красотой бытия, а сексуальный контент достаточно интересными отражениями духа и существа культуры корейского народа. Если в переломной для своего творчества «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» это ощущается более всего, то и данный фильм не оказывается обойденным стороной. Фильм снят безумно красиво, лирично и чертовски завораживающе. Наблюдая за роскошным визуальным рядом и просто потрясающей музыкой, просто нет ни желания, ни возможности оторвать глаза от экрана. Лишь поражаясь уникальному таланту визуализатора режиссера Ким Ки Дука, который умудряется рассказать историю нисколько сюжетом, а всем остальным. Будь это отдельное состояние нынешнего пейзажа, или же декорации окружающие актеров. Лишь подчеркивая то, в какое полу немое кино он пытается «поиграть» в каждой своей новой картине. Можно сказать, что сюжет картины получился очень необычным и его поймет далеко не каждый. Так как не смотря на свою доступность, картина в полной мере держится на уникальных свойствах менталитета и богатой культуры корейского народа. Лишь подчеркивая всё это вокруг достаточно необычной истории любви и опасности красоты. Тем самым, просто идеально отражая основную идею ленты. Натянутая тетива является уникальной вещью. Если вложить в неё стрелу, то она может выстрелить и быть опасной. Если же нет, то она способна создавать поистине уникальные звуки, которые радуют слух. Вот и человеческая судьба может легко изменится на фоне тех, «кто нас приручил». Так как именно они закладывают фундамент нашей жизни, который может изменить изначальный сценарий нашей судьбы в корне. Вот и тут размеренная жизнь старика и его юной возлюбленной был нарушен назойливым молодым парнем. Преграда ли это, или же средство для осознания своих ошибок ? Фильм слишком многослоен и необычен, что бы думать о нём однобоко. Игра актеров впечатляет. Поистине. Во многом тем, что без каких либо слов они умудряются не только раскрыть своих персонажей на экране, но и рассказать личную историю их жизни. Главные герои фильмов Ким Ки Дука всегда предпочитают молчание и тишину, а многочисленная болтовня для них чужда. Вот и это изящно отражают на экране очаровательная Хан Ё Рым и солидный Чон Сон Хван. 9 из 10 Натянутая тетива — неописуемо красивый, глубокий, насыщенный и сильный фильм потрясающего художника в лице режиссера Ким Ки Дука. Кино сложное, особенное и не для каждого.
«Натянутость обладает сильным и красивым звуком» (Ким Ки Дук). История, похожая на красивую легенду, которая перенеслась из древнейших мифических времён в более близкое и понятное нам настоящее. С возрастом Ки Дук меняется внутренне, и претерпевают изменения стиль, форма и содержание его работ. Через жестокость, садизм и шокирующую реалистичность раннего периода к философско-религиозной притчевости, помещённой в созерцательную красоту природы, самых известных работ. А от них — к созданию мифоподобных современных легенд об удивительной энергии любви, способной стать силой, преобразующей человека. И если в «Пустом доме» изменение выступало в форме развития особых качеств, граничащих со сверхъестественными способностями, то в «Натянутой тетиве» трансформация коснулась глубинной сути человека (почти в соответствии с идеями древнеиндийской Тантры). Вплоть до утраты самой человеческой формы. Синее море, высокое небо, яркое солнце. Старая баржа мирно покачивается на волнах. На борту истыканное стрелами изображение Будды. Яркие краски поблёкли, но приобрели некую трогательность. Уютные цветные диванчики на палубе, сидя на которых так приятно закидывать удочку. Хозяева баржи: дедушка и девушка, искренне привязанные друг к другу. Красивая старость и цветущая юность. Со стороны старика — смесь отеческих чувств с желаниями жениха. А со стороны девушки — благодарная любовь, соединённая с милосердием и состраданием. И всё идёт своим чередом до тех пор, пока не появляется некий миловидный юноша. И все планы старика растворяются в солёной морской воде, в которой слёз не видно. Из троих основных героев говорит один только юноша. Ведь он парень из цивилизованного общества. Он не умеет общаться по-другому. Старик и девушка бессловесность переняли у моря. Но их молчаливость способна поведать больше и выразительнее любых слов. Их взгляды передают десятки оттенков эмоций, а действия отражают ход мыслей. И благодаря скудности речи на первый план выходят иные средства выразительности: музыка, цвет, свет, игра актёров. Они создают атмосферу завораживающей красоты, вызывающей у зрителя то эстетическое состояние души, которое древние греки называли катарсис. На первый взгляд, кажется, что сложно разобраться: где в фильме метафора, а где — правда жизни. Ключом ко всему служит лук и его интерпретация через символику буддизма. Это любовно ухоженное древнейшее человеческое оружие является фактически третьим жителем плавучего морского дома, одинаково искусно используемым как стариком, так и девушкой. Лук служит средством профилактики нахальства слишком много позволяющих себе клиентов и музыкальным инструментом, способным порождать пробирающую до глубины души мелодию. В то же время он — воплощение мистического способа извлечения ответов на любой вопрос в процессе экстремального гадания. Лук — верный друг, никогда не подводящий и способный вместе со стрелой передать мистический энергетический импульс. Ведь согласно буддийской символике лук есть отображение внутренней силы человека, посылающей стрелы эмоций. Это воплощение духовной энергии старика, неразрывно связанной с его чувствами к своей юной воспитаннице как со стрелой. Это кино — современная легенда и искусство воплощения мысли в сочетании звука и кадра. Средство очищения духа, посредством внутреннего сопереживания героям и чувства сопричастности мистической красоте песни тетивы среди умиротворяющего плеска волн.
В этом фильме совершенно не нужны слова. Как здорово, что Ким Ки Дук ими не пользуется. Да и как описать человеческую жизнь всего лишь словами? Одно слово, два, десять, легион слов… слова сливаются в поток и уносятся… Весь фильм — это по сути мелодия. Скромный мотив, еле слышный звук усиливается, усложняется, ноты сбиваются и захлебываются, распадаются на отдельные звуки, соединяются в тонкую вибрацию, в мелодию. Старик и юная девушка, двое из мира, отдельно от мира, вне мира. Волны, ветер и любовь. У старика к девушке, у девушки к ее юной жизни, она не знает, что бывает за бортом баржи, где живет с 6-ти лет. Ее наивная любознательность к нечастым посетителям кораблика, где старик растит ее для себя, для свадьбы в день ее 17-летия, легка и чиста, она не знает грязи, навязчивые мужские руки ей смешны и удивительны. Не смешны они старику и он натягивает тетиву своего лука. Выпущенная стрела отбивает охоту у посторонних приставать к девушке. Наедине эти двое отражают друг друга в звуках музыки, лук превращается в музыкальный инструмент, девушка звучит высокими нотами, старик звучит глуше, у старика — желания. Он зачеркивает прожитые дни в календаре, иногда тайком зачеркивает сразу несколько, приближая дату свадьбы. Однажды струна рвется, на корабль ступает молодой красивый парень и девушка очаровывается. Привычный ритм жизни сбивается, в чистое звучание добавляются яростные нотки, ведь теперь и у девушки появляются желания. Фактически именно звуки передают все нюансы происходящего, ржавые петли дверей, когда девушка мечется по кораблику, с хрустом ломающуюся стрела в ее гневных руках, визг пилы, с помощью которой старик превращает их кровати в брачное ложе, рев шторма за бортом как крещендо и кульминация. Им обоим нужно дойти до грани, разрушая, ломая, ревнуя, борясь, ускользая, ненавидя, чтобы в самой нижней точке начать снова слышать ту, свою мелодию. Музыкальная сюита окончена, но мелодию мы продолжаем слышать.
Открытое море. На старом и ржавом баркасе живут двое: пожилой мужчина и юная девушка, которая годится ему во внучки. Всем, кто приезжает сюда с берега ловить рыбу невдомек, что старик любит девушку больше жизни с того самого момента, как подобрал ее совсем крошкой и начал воспитывать. Он мечтает жениться на ней и отсчитывает дни до свадьбы. А она, никогда не видевшая иного мира, никогда не ступавшая на берег, подчиняется ему во всем. Но однажды в их жизнь врываются неожиданные перемены. Девушка сильно и искренне влюбляется в молодого человека, приплывшего на баржу порыбачить. Ревность старика не знает границ, а их отношения с девушкой портятся с каждым днем. Ситуация накаляется практически до предела, когда юноша предлагает ей уплыть на берег вместе с ним и пытается уговорить старика отпустить ее. «Натянутая тетива» — очень удачное название, потому что нервы главных героев натянуты, словно тетива лука. Натянутая тетива может быть и опасной, когда на нее кладут стрелу, и в то же время она может издавать прекрасные звуки, если уметь на ней играть. Принцип дуализма, двух сторон одной медали, лежит в основе фильма Ким Ки-дука, но каждый воспринимает его по-своему. Старик никогда не возил девушку на материк, она была практически заложницей ржавого баркаса. С одной стороны он таким образом оберегал ее от многих соблазнов, от дурных людей и тому подобного. С другой же он намеренно лишал ее радостей жизни, в которых нуждается молодость. Он сделал ее жертвой собственного эгоизма, решив за нее, что она тоже хочет свадьбы. Она и не перечила ему и так же безропотно стала бы его женой, если бы не появление юноши. Молодость тянется к молодости, восставая против запретов старости — на лицо юношеский максимализм и эгоизм. Зрителю самостоятельно придется решать, кто из действующих лиц прав, потому что Ким Ки-дук не делает выводов, а лишь предлагает пищу для размышления. Его фильм насквозь пронизан символами. Взять хотя бы море — оно словно отражение душевного противостояния героев: обычно спокойное и величественное, оно начинает бушевать, когда привычный мир старика и девушки окончательно рушится. Море на время примиряет их, заставляя забыть все раздоры перед лицом разбушевавшейся стихии. И подобных символов в фильме множество, главное суметь их заметить и расшифровать, тогда и диалоги к которым мы так привыкли, становятся, действительно, не нужны. Сам режиссер отмечает, что в жизни люди слишком много говорят, в фильме же он хочет показать, как они действуют. Действительно, у кинематографа есть множество других выразительных средств, чтобы раскрыть сюжет и показать эмоции — музыка, цвет, игра актеров и так далее. Ким Ки-дук из тех режиссеров, которые умеют всем этим пользоваться, поэтому в его фильмах даже молчание красноречиво. Немаловажную роль в фильме играет мистика. Конец насыщен ею просто до предела. Можно не получить удовольствия от картины в целом, но финал просто завораживает, и отрицать этого нельзя. Если представить, что «Натянутая тетива», словно мозаика, состоит из разных кусочков, то одним из самых важных составляющих будет музыка. Инструментальные композиции всегда предают фильму какую-то определенную патетику, насыщают его каким-то особым духом. Второй раз можно сходить на фильм, чтобы, закрыв глаза, наслаждаться только музыкой. Творение композитора Кан Ын-ила просто кощунственно было бы назвать безликим словом «саундтрек». «Натянутая тетива» — фильм «для мозгов», поэтому не стоит тратиться на билеты, если вы идете в кино для того, чтобы, похрустывая поп-корном, развалиться в мягком кресле. Однако, вряд ли, подобные картины в ближайшее время могут стать популярными в нашей стране. Для них нужен специально воспитанный зритель, которого в большом количестве у нас пока нет. Видимо, прокатчики надеются лишь на «звездное» имя режиссера.
Восхитительно красивый и необычный фильм, который мог снять, пожалуй, только человек с восточным мировоззрением. Его привлекательность в том, что герои — не такие как мы, хотя чувства у них не могут быть другими. Жить на море, на корабле, каждый день слушать крики чаек и плеск волн, дышать чистым и соленым воздухом — об этом мечтает если не каждый, то многие. Но если вы родились и выросли в таком месте — будет ли оно все таким же прекрасным, или рано или поздно захочется сбежать из этой плавучей тюрьмы? Любить — значит, желать счастья. Беречь свою любовь — это хорошо, это правильно. Но где граница между заботой и собственничеством? Когда вы не уверены, что вашу любовь никто не украдет, будете ли вы прятать ее от чужих взглядов, или позволите ей свободно сиять, даря всем и каждому свою удивительную красоту, даже если она для вас дороже всего на свете, дороже воздуха и неба? Ответ на эти вопросы для каждого однозначен, но так ли легко поступить правильно, если сердце звенит от боли, как натянутая тетива? Невероятно красивый и невероятно правдивый фильм. Фильм, над которым нужно думать, который стоит смотреть, который просто невозможно не полюбить. Фильм-притча, в котором рассказывается реальная история с невозможным финалом. Пожалуй, один из лучших фильмов Ким Ки Дука, во всяком случае, для меня.
Смею предположить, и думаю, что знатоки и истинные ценители настоящего кино со мной будут солидарны, что южнокорейский кинорежиссер Ким Ки-Дук-это один из самых гениальных, самобытных и успешных, ни на кого не похожих кинематографических деятелей современности. Он является фестивальным режиссером, обласкан многими кинопремиями мира, включая самые престижные и авторитетные. За его творчеством следит, воистину, весь мир. Снимая свои картины преимущественно на родине в Корее, выпуская их практически ежегодно(а иной раз и две за год),он приучил зрителей и почитателей его таланта, к неповторимости сюжета, четким и выдержанным сценариям, использованию гармоничного звукового ряда(саундтреки ко всем его фильмам безупречно органичны в сочетании с картинкой на экране). В конце концов, это эстетика, подаваемая так аппетитно и изящно, простите за излишний пафос. И один из таких фильмов, имеющий все перечисленные выше факторы, — это «Натянутая тетива», снятая маэстро в 2005 году. Опишу вкратце сюжет, не вдаваясь в подробности, ибо такие фильмы рассказывать также глупо и бессмысленно, как петь глухому. Старый рыбак путешествует и живет на лодке, которую на короткое время сдает в аренду, с молодой девушкой-сиротой, которую спас, когда та, в пору своей юности тонула. Они любят друг друга, не смотря на дикую разницу в возрасте (порядка полувека), и хотят поженится, когда невесте исполнится 17 лет. Старик очень скрупулезно готовится к данному событию, заранее купив ей все атрибуты свадебной церемонии. Особенно он рад туфлям, которые купил девушке, часто на протяжении фильма их показывает, отчего создается впечатление, что они ему достались с большим трудом. Дед ждет — не дождется дня свадьбы, зачеркивая в навесном календаре все прошедшие дни. И все бы так и случилось, если бы однажды они не взяли на борт юношу-рыбака, который оказался ровесником девушки и между ними вспыхивают чувства взаимности. Философский мотив, медленное развитие событий, минимум диалогов, идеальное музыкальное сопровождение — вот все положительные стороны данной ленты. Отдельной строкой хочется написать о игре актеров. ОНА БЕЗУКОРИЗНЕННА. Азиаты, как никто другой, умеют играть на эмоциональном уровне, не прибегая к вербально-коммуникативным методам. Вся их игра построена на выражении лица. Другим народам, к моему большому сожалению, это практически не присуще, увы! «Натянутая тетива» завоевала много престижных кинематографических премий, не будем забывать, что это все же фестивальное кино. Ничего отрицательного писать не буду — нечего. Мне все понравилось, все к месту, ничего лишнего или ненужного нет. Оцениваю на 10 из 10 (думаю — это справедливая оценка)! P.S. Друзья, смотрите больше качественного кино и меньше всякой проходной ереси! Получайте удовольствие!
«Я бы до самой смерти хотел бы жить как натянутая тетива лука, обладающей огромной силой и прекрасным звучанием» 12 фильм Ким Ки Дока «Натянутая тетива» 2005 года. Вот час назад посмотрел еще один фильм очень мною любимого корейского режиссера. Для меня это пятый его фильм и я думаю не последний. Где-то в море на маленькой шхуне качаются на волнах старый дед и 16-летняя девушка, которую он подобрал 10 лет назад. Дед считает дни до её совершеннолетия и отмечает их крестиками на календаре, ведь он влюблен в неё. По вечерам он бережно омывает её и играет ей на луке (как на музыкальном инструменте), днем же он из этого лука стреляет, причем довольно метко. Вместе они гадают, довольно странным способом, рыбакам, предсказываю им будущее. Но в их жизни появляется молодой рыбак, приехавший поудить рыбу, в которого и влюбляется молодая дива (имен в фильме нет, там вообще мало говорят). Планы деда расстроены, свадьба срывается и он не знает что делать… Красивое чувственное кино, рассказ или притча, с восточными традициями, мудростью, молчаливой и бессловесной радостью и грустью одновременно. И конечно морские пейзажи… В конце фильма происходит самое интересное, самое трогающее и вдохновляющее… посмотрите сами! 9 из 10
Где-то на просторных водах Южно-китайского моря, на ветхой шхуне, вместе проживают старик-отшельник и девушка, которую он подобрал, когда она была еще ребенком. Живут в гармоничном отношении с природой и друг другом. Девушка ждет дня своего совершеннолетия, старик ждет дня когда сможет законно взять ее в жены (это один и тот же день). Вдобавок она слывет предсказательницей и гадает приезжим рыбакам с помощью лука и стрел. Рыбаки время от времени появляющиеся на шхуне, приносят крупицы цивилизации, неизведанные и манящие для не искушенной, юной девичьей души. Ее сердце начинает биться сильнее, когда на лодку прибывает очередной рыбак с материка со своим молодым сыном, гармония аскетической жизни начинает исчезать под напором волнующих юношеских переживаний. Такова завязка, классическая, почти банальная основа для назревающей драмы. В своем двенадцатом фильме Ким Ки Дук, в классической для себя, почти камерной манере, одновременно затрагивает несколько серьезных тем. Начиная с темы аскетического отстранения от цивилизации, которая находит отражение в образе жизни старика. Следуемому пути он придерживает и свою юную спутницу, в которую искренне влюблен, с одной стороны оберегая ее от вредных воздействий внешнего мира, с другой выращивая ее как комнатное растение, в ожидании свадьбы. Подобная праведная отрешенность восходит к классическим канонам буддизма, которые пусть не в самой большой степени, но все же исповедуемы и почитаемы в Южной Корее. От буддийской культуры режиссер плавно, под аккомпанементы народных инструментов двигается в сторону основанной на традициях и религии, тематике национального мировоззрения и мироощущения под воздействием все того же традиционного буддийского аскетизма. Далее режиссер отклоняется в сторону, рассматривая историю собственной страны через призму образов. Старик и девушка, как «старая» и «новая» Корея, разделенная политикой, войной, непониманием и новой историей, она ждет своего часа, чтобы объединится вновь. А заканчивает размышлением о менталитетности, проводя жирную черту под богатыми, загадочными для европейцев национальными традициями народа с корейского полуострова, акцентируя внимание на эстетической ритуальности и углубляясь дальше, затрагивая уже ритуальный мистицизм и циклично возвращаясь к начальной гармонии. Отражая свои взгляды на историю и национальную философию, Ким Ки Дук дальше развивает концепцию начатой им в «весна, лето, осень, зима и снова весна» и продолженной в «пустом доме». Его герои и раньше молчали, общаясь через духовную сферу без помощи слов посредников, но окончательную форму эта концепция приняла лишь в данном фильме. Мы видим как гармония в отношениях старика и молодой девушки проходит несколько стадий, от невероятной идиллии до фактической неприязни, циклично возвращаясь в первоначальное состояние, замыкая круг. Все это при полном отсутствии словесного диалога между героями. Корейский режиссер понимает молчание как идеальный эквивалент слову, развивая эту концепцию, он добавляет музыку. Синтез молчания и музыки в кадре, полностью заменяют диалог между главными героями, демонстрируя концептуальный режиссерский взгляд. Молчание и музыка, сливаясь воедино, постепенно становятся все более многозначными частями целостного потока повествования, которое ближе к концу повествования достигает своего апогея, принимая упомянутый выше национально — ритуальный характер. Перед зрителем расстилается красочная панорама свадебного ритуала, тщательно подготовленного со всеми своими тонкостями и особенностями: неудобными церемониальными одеждами, специально приготовленной едой и музыкой, извлеченной из универсального предмета — тетивы лука. Лук вообще является самопровозглашенным краеугольным предметом, предназначенным для всего: стрельбы, гадания, музыки и свадебных ритуалов плюс английское название фильма — the bow; стрела, пущенная высоко в небо возвращается с естественным потоком вещей. В этих цикличных преображениях сознания прослеживается символизм инь и янь, гармоничное сочетание мужского и женского, аллегория ухода старого мироздания и прихода нового, системная культура восточных верований которая для зрителя незнакомого с азиатской культурой и философией не может трактоваться как-то конкретно, поэтому о конкретике смыслового послания мы наверняка знать не можем. Что мы знаем, так это то, что образ Ким Ки Дука, режиссера с почти мифологическим ореолом международного, фестивального успеха, поэта радикализма затем молчаливого философа — романтика, сотворила европейская фестивальная элита. Его картины из года в год представляются на МКФ в Канне, Берлине и Венеции при этом на родине, в Южной Корее производят крайне мало впечатления. В ответ, снимать для своего, корейского зрителя режиссер не очень-то желает, в отличие от зрителя западного, на которого и адаптирована большая часть последних работ режиссера. От того ли возникает ощущение, что в одном ряду с мистической буддийской эстетикой соседствуют искусно созданные поэтические образы? Конечно, одно не мешает другому, но красивые образы, в отличие от сложных аллегорий, легче перевариваются европейскими зрителями и разжевываются критиками. Которые в свою очередь, предпочитают проверенное, фестивально-адаптированное, корейское кино от его не единственного, но уж точно самого известного представителя.
Впечатление сильное, но, а может быть, именно поэтому, вот сижу и не знаю, что написать. Как-то не объять это неоднозначное впечатление, не выразить его в словах. Кстати, в самом кино текста наберется не больше, чем на страничку. Почти немое кино. Фильм-интроверт, если можно так сказать, потому что в нем сокрыта огромная энергия, зачастую даже разрушительная, но она не имеет выхода во вне, она кипит и накаляется внутри, создавая настроение фильма. Наверное, это почерк Ким Ки-дука — микро мир, где все на поверхности, полный отрыв от социума и реальности, и в то же время именно в этом микро мире происходит то, что так свойственно миру большому, со всеми его противоречиями, желаниями и запретами. Просто на примере микро мира то, что скрыто в мире большом за будничной суетой, слишком хорошо видно, слишком велики тени от любого движения, слишком сильно эхо от любого звука, слишком велика сила соблазна и разочарования. Как я уже упомянула, слов в фильме предельно мало, причем все они принадлежат тем, кто приходит в микро мир из вне, внутри же- царит полное молчание. Взгляды, жесты, движения- немой минимализм, который в руках талантливого режиссера рассказывает больше, чем тысячи слов и эмоциональных реплик. Слова не нужны, все понятно и так. И только слияние смычка и тетивы пронзительным звуком разносится над водой, незаметно все сильнее и сильнее раздувая пожар страстей и обнажая пороки и желания. Признаться, несмотря на то, что я имею склонность к сильно разновозрастным отношениям, даже я содрогалась от одной мысли о желаниях этого старика, и морщилась, сжимаясь от отвращения всем естеством, когда он тянул руки к этой чистой девочке. Характер старика прорисован ювелирно, до мелочей, каждая грань. Сила, упрямство, даже жестокость, острый эгоизм, забота, и в то же время наивная, почти детская сентиментальность, идеализм, максимализм. Прекрасно поставлено и сыграно, характер яркий, многослойный, сложный, противоречивый, и в то же время целостный, -сделан мастерски. Характер девочки попроще, но и она сыграла отлично- взгляд, тысячи разных взглядов, наклон головы, и все понятно. Ячень ярко просматривается эволюция ее личности, чувств, отношений со стариком, то, как закипает вулкан в ее душе, и борются противоречивые чувства в ее неопытной, но чистой душе. Немая буря, возникшая из полного штиля, и нарастающая в течение фильма до тем пор, пока не достигла своего апогея- показана мастерски. Но впечатление остается очень неоднозначное. Сделано- отлично, но не могу назвать этот фильм приятным, это социальная драма, а в этом жанре, и уж тем более, у азиатов, едва ли стоит ожидать каких-то приятностей. В целом, тем, кто любит и понимает азиатское кино, очень рекомендую. Всем остальным — даже не знаю. Под настроение, наверное, можно посмотреть, потому что фильм очень качественный и действительно очень сильный.
Я люблю фильмы Ким Ки Дука за их молчаливость, созерцательность и символизм (есть, правда, парочка «болтливых»: я видела все его Творения). Но здесь режиссер превзошел сам себя: за 1,5 часа главные герои не сказали ни слова! Я не буду писать о каких-то смыслах скрытых и не скрытых, не буду пытаться что-то разъяснить: ведь каждый поймет по-своему и сделает соответствующие выводы. Этот фильм — творение искусства! Так глубоко раскрыть характеры героев, их мысли, чувства, эмоции — и все практически без слов (говорят только второстепенные герои, но их разговоры помогают «раскрыться» главным персонажам)! Только Мастер может настолько тонко, прозрачно передать образы и чувства, используя только музыку и символы! Музыка… Она настолько прекрасна, совершенна, глубока! В ней выражаются тихая грусть, боль, тоска, переживания старика, когда понимаешь, что что-то теряешь, и мир твой рушится, и ничего не можешь сделать кроме глупостей. В ней выражаются любовь и надежды девочки, ее первая и невинная влюбленность, когда ты живешь ожиданием встречи, высматриваешь Его, когда у тебя все впереди и мир прекрасен. Символы… Их много. Мой самый любимый момент — когда девочка стоит на палубе, смотрит вдаль и слышит музыку в наушниках, а они даже не подключены к плееру! И конечно же, лица… На них все написано, и не нужно слов. Актеры сыграли просто превосходно. 10 из 10
«Ковчег» или «Натянутая тетива» — фильм-притча. Подобные произведения невозможно трактовать однозначно. Вариантов прочтения может быть множество и, как минимум, 2—3 из них будут вполне логичными и обоснованными. Каждый из нас вправе выбрать ту трактовку, которая ему наиболее близка. И я, считая, безусловно, интересными и заслуживающими внимания взгляды тех, кто сосредоточился на вечном конфликте Старого и Нового, или увидел в фильме иносказательный рассказ о духовной жизни современной Кореи, тем не менее, хочу поговорить об еще одном варианте прочтения, который наиболее интересен лично для меня. Фильм — как размышление о том, что такое Любовь и что такое Свобода. Старик и Девочка живут в своем Ковчеге мирно и вполне счастливо. Они понимают друг друга без слов, они обладают своей собственной музыкой. Старик заботится о Девочке и та безгранично доверяет ему. И это доверие, в сочетании с внутренним покоем и уверенностью в завтрашнем дне дает им возможность предсказывать будущее. Девочка вовсе не пленница Старика, предстоящий брак между ними для нее такое же естественное продолжение отношений, как и для него. Тем более, что Старик вовсе не дряхлый старец с трясущимися руками и слезящимися глазами. Мужчины в его возрасте и физическом состоянии в реальной жизни довольно часто становятся отцами. Но весь этот покой только до первого испытания. Недаром в народе говорят, что «Бог посещает скорбями». Пока все идет гладко, мы, зачастую, даже не подозреваем о том, насколько далеки от совершенства. Но как только происходит что-то нарушающее размеренный образ жизни, причиняющее боль, из недр нашей души страсти всплывают на поверхность, как морские чудовища. С момента появления на корабле юноши-студента становится ясно, что и Девочка и Старик одинаково не готовы к предстоящему браку. Девочка ведет себя, как капризный ребенок, который увидев в витрине магазина яркую игрушку, бросается к ней через дорогу, полную мчащихся автомобилей, и яростно отбивается от того, кто пытается его остановить. Она не только не задумывается о том, какую боль причиняет единственно близкому ей человеку, но даже начинает наносить удары сознательно. Девочка рвется в другой мир, полный духовных опасностей, к встрече с которыми она не готова, при этом бездумно разрушая жизнь и надежды другого человека. Она мечтает о свободе. Но отказ от обязательств, жизнь на поводу у своих желаний, «сегодня я здесь, а завтра пойду куда захочу, буду делать что хочу, когда хочу, а что будет с тобой — неважно» — это никакая не свобода, это — эгоизм, ведущий к очерствению души и одиночеству. Юноша, вступая в «борьбу за права», не понимает, что Девочка, бросив Старика, в свое время предаст точно также и его самого, потянувшись за очередной манящей игрушкой. Она превратится в «перекати-поле», постоянно ищущее лучшее место, лучшего спутника жизни и никогда не знающее покоя. Но чувства Старика тоже далеки от совершенства. Его любовь при первом искушении превращается в ревнивую страсть, желание владеть другим человеком как вещью, приковать его к себе, властвовать над его душой безраздельно. Его мечта о браке становится навязчивой идеей, почти болезнью. Страх потери делает жизнь невыносимой, и трагический исход кажется неизбежным. Но дальше происходит то, что и позволяет назвать этот фильм притчей о Любви и Свободе. Подлинная Свобода — это состояние души, дар Любви, чистота совести, победа над своими страстями и страхами, умение управлять своими желаниями. Такую Свободу можно обрести, только научившись любить. А научиться любить невозможно, не научившись жертвовать. Цена Свободы очень высока, но добившись ее, человек будет чувствовать себя счастливым везде, где бы он ни находился. Именно такую Свободу обретают Старик и Девочка, поборов свои страсти и желания и пожертвовав друг для друга своими мечтами и надеждами. Их соединило то чувство, которое «не ищет своего», то, о котором Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». То, которое заставило Русалочку в изумительной сказке Андерсена отложить в сторону нож, поцеловать спящего принца и его избранницу и броситься в море, отказавшись выкупить свою жизнь ценою жизни другого человека. Наградой Русалочке за то, что она научилась Любить, стало осуществление ее заветной мечты. Она получит бессмертную душу, которую так желала. Старик и Девочка также получат свою награду за самоотверженность, их мечты тоже осуществятся. По древней традиции брак не считается вступившим в силу, если первая брачная ночь не состоялась. Мужчина и женщина продолжают считаться обрученными друг другу. Это объясняет ту, на первый взгляд, странную сцену со стрелой. Она призвана показать, что брак состоялся по закону и обоюдному согласию и получил благословение Небес, как соединивший родственные души. Но юноша, сумевший понять, что не все, кажущееся правильным на первый взгляд, оказывается таковым на самом деле, тоже не останется без награды за свое смирение и терпение. Он увезет с собой Женщину, научившуюся Любить, которая станет ему верной спутницей. По преданию, когда закончился Потоп, Ной выпустил из Ковчега на волю двух голубей, и это стало началом Новой жизни. В фильме Ковчег также отпускает на свободу своих обитателей и прекращает свое существование. Как человеческое тело, умирая, отпускает душу, готовую к переходу в иной, лучший мир. Вот такая получилась история, а нравится ли она вам и согласны ли вы с такой трактовкой, это уж решайте сами. Если вы еще не видели этот фильм, то советую посмотреть и постараться найти что-то для себя. Возможно, не то, что увидела я, но то, что затронет именно вас. При желании, это нетрудно сделать. Фильм, на мой взгляд, весьма интересен и многогранен. 9 из 10
Даже великий режиссер не может снимать одни шедевры. А когда настроишься увидеть гениальную картину, а тебе предлагают просто хорошую, в ней раздражает решительно все. О чем фильм? Сюжет немного напоминает «Скрута» М. и С. Дяченко (ретроспективную ветку), там мужчина, воспитывавший из маленькой девочки свою будущую супругу, и будучи, как он думал, ею преданным, превратился в чудовище — Скрута. В романе киевских писателей речь шла как о любви, так и об обязательствах. В фильме Ким Ки Дука любви нет на расстоянии полета стрелы. Есть готовый Скрут, потративший море сил и времени на девочку-подкидыша, выросшую в чудесную невесту, и теперь «ни Бог, ни царь и ни герой», ни даже сама смерть не помешают ему «отбить бабки». И я бесконечно далек от утверждения, что главной его движущей силой была похоть. Нет, тут какое-то сугубо азиатское понимание долга и воли судьбы. А что же девушка? Чужой труд надо уважать, даже я это знаю, а корейцы, тем более, должны знать. Вот и уважила усилия, потраченные на нее. Именно утверждение, что отношения мужчины и женщины должны длиться до тех пор, пока между ними есть непогашенные обязательства, даже если кому-то в тягость общество партнера, и что такова едва ли не воля небес, делает идею фильма неприемлемой для меня. В другой картине режиссера, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», старый монах отпускает своего ученика, воспылавшего страстью к мирской девушке, хотя отлично понимает, что юные любовники не будут счастливы вместе. Но понимает он и то, что если не позволить человеку совершать ошибки в молодости, он и в сто лет будет ребенком. Герой же нового фильма корейского режиссера слишком увлечен своими проблемами, чтобы думать о ком-то другом. Верно говорят: «мудрость приходит с годами, но иногда годы приходят одни». Из всего сказанного не следует, что фильм плохой, я только объясняю, почему мне было неприятно его смотреть, и почему я не посмотрю его во второй раз. Более-менее объективно можно говорить из негативного о неоправданно затянутой «брачной» церемонии, а из позитивного об эстетических достоинствах видеоряда. Впрочем именно эстетический уровень фильмов Ким Ки Дука всегда настолько высок, что «Натянутая тетива» кажется очень далекой от эталона и в этом аспекте. 5 из 10
Ким Ки Дук порадовал. Весьма специфично. Как любитель именно авторского кино, скажу, что режиссер со своей задачей справился. Его можно узнать. Его можно прочувствовать. Необыкновенная атмосфера, старик и море, восточные мотивы, красивая девушка… индивидуально режиссерская концовка.