Печально, но это плохой фильм. В неторопливом пеплуме, с его театрализованной пышностью, совершенно пропадает едкое остроумие Шоу. Все реплики, если даже актерам удается произнести их без свойственной жанру патетичности, летят в никуда. Даже с лупой в этом раскрашенном балагане невозможно разглядеть концепт Шоу: противопоставление мудрого тирана, который оперирует исключительно разумом, и порывистой животной страсти (Шоу так и писал о своей Клеопатре: «Она — животное»). В фильме это только маленькая дурочка и рефлексирующий интеллектуал. Они — Клеопатра и Цезарь — действительно дурочка и интеллектуал, но у Шоу это еще и принципы, символы, воплощенные в исторических персонажах. В фильме ничего подобного нет. Полагаю, постановщик этого даже не понимал и снимал историю соблазнения в духе «желтой» исторической прессы или еще какую-то чушь. Пьеса безбожно порезана, причем в значительных для действия и характеров местах. И все ради того, чтобы растянуть хронометраж и втиснуть за каким-то чертом никому не нужные бессмысленные сцены. Клод Рейнс, безусловно, хорош, более того, он — единственное, что тут вообще есть хорошего. Он играет именно героя Шоу, насколько возможно в постановке, где от Шоу ничего не осталось по духу. Но один Цезарь весь фильм не вывезет. Для Вивьен Ли это не самая удачная роль, особенно в первой части, где Клеопатра — «глупый маленький котенок». Ни за что бы не подумала, что когда-нибудь скажу это об уважаемой актрисе, но она не играет, а кривляется, к тому же противно пищит, изображая юный голосок. И она не похожа на девчонку. Она похожа на взрослую женщину, которая очень хочет ею выглядеть. Полный мискаст, но это на совести режиссера. Собственно, больше и добавить нечего. Разве что о том, что сейчас, в XXI веке, все-таки очень режет глаза тогдашний расизм. Темнокожие — или мебель, стоящая по углам, или — в случае раба из начала фильма — играют роли «смешных глупых негров», потешающих публику. Белоснежные, за исключением персонажа Фтататиты, «египтяне» тоже очень бросаются в глаза. Есть отечественный телеспектакль 1979 года со Иннокентием Смоктуновским в роли Цезаря и Еленой Кореневой в роли Клеопатры — постановка умная, тонкая, великолепно разыгранная обоими главными актерами и сохранившая все философские обертона пьесы. После этого фильма ее особенно тянет пересмотреть.
«Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль» Элиа Казан о Вивьен Ли. Это был смелый театральный эксперимент, Лоуренс Оливье режиссер, она — актриса на гравных ролях Главных, потому что их было две. Моноблок из двух спектаклей, объединенных одной героиней, в один вечер. Больше ничего общего. Обе пьесы написаны величайшими английскими драматургами. «Цезарь и Клеопатра», шедшая первой, создана через три сотни лет после «Антония и Клеопатры» — нумера второго. Вневременная актуальность шекспировской драмы с любовью, как главной движущей силой против острой современности драматургии Шоу, со словесной эквилибристикой диалогов и асексуальными героями. Необходимость воплотить два диаметрально противоположных образа, созданных двумя гениями; прожить женскую жизнь от шестнадцатилетней испуганной и дерзкой девчонки до могущественной царицы — эталона женственности двух тысячелетий. И Шоу терпеть не мог Шекспира. Просто быть зрителем такого спектакля достаточно утомительный марофон. Больше семи часов, учитывая антракты. А играть в нем? Как подсчитать уровень энергозатрат, риски профессионального выгорания? Она была Актриса (именно так, с заглавной) и не задумывалась о том, сколько отдает и что получит взамен. Да и кто на ее месте отказался бы: две роли, о которых всякая актриса только мечтать может, созданные в партнерстве с великим человеком и любимым мужем. Критики хвалили, зритель принял благосклонно, но неумолимые законы рентабельности оставили действо в рамках эксперимента на один сезон. И я думала, что никогда не увижу Вивьен Ли в роли Клеопатры. Лет с десяти, когда прочла книгу о ней и влюбилась, ни в одной роли еще не видав, на всю жизнь. Отчего-то уверена была, это только на театре. И в 14, когда читала Шоу, второй после Пигмалиона, стала пьеса о Цезаре. Представляла, какой была в этой роли она. А фильм таки есть. Снятый в 45-м в технологии «Техниколор», безумно дорогой по тем временам и провалившийся в прокате. Ни изумительная цветопередача, ни тонны привезенного из Египта песка, ни номинированные на Оскар декорации, ни даже актерский ансамбль Клода Рейнса и Вивьен ли не спасли. Почему так? Поди разбери. Может оттого, что и впрямь не столь хорош? Но уйма всякого барахла ежегодно зашкаливает в рейтингах, чтобы через пару лет ни под гипнозом. ни под наркозом не вспомниться. Просто такая удача. Для меня возможность увидеть ее в этой роли была подарком. Тем более ценным, что и мечтать о нем не могла. Боже, как хороша. Тридцать два, а в роли шестнадцатилетней органична. Впрочем, это было ее особенностью, секстиль Меркурия к соединению Луны и Урана в гороскопе — женственность с девчачьими, даже почти мальчишескими нотками. Хичкок отказал в роли Ребекки именно с этой формулировкой: «играет недостаточно взросло». Глупец, хотя и гений. Она могла сыграть все. В остальном фильм, ну как сказать? Исторический, костюмный, довольно милый, хотя безнадежно устаревший. Цезарь хорош, Стюарт Грейнджер в роли Апполодора, тягающего знаменитый ковер. В остальном — это возможность видеть ее. Видеть совершенство.
Фильм, от которого я получил настоящее эстетическое удовольствие. То, что он снят в виде большой театральной постановки — одно из главных его достоинств. На мой взгляд отражает много больше полезной информации для зрителя. В нём показаны и осмеяны пороки общества, которые всегда оставались с древнейших времён. Каждый герой ищет свою выгоду. Вивьен Ли — настоящая Клеопатра! Просто наслаждаешься её лицедейством: от кроткой девочки до жестокой царицы. Клод Рейнс сыграл бесподобно. Его Цезарю веришь. На фоне молодой и энергичной Вивьен он смотрится более чем убедительно. Другие актёры тоже не подкачали. На мой взгляд, вполне удавшийся проект. 10 из 10
Мне не понравился этот фильм. Цезарь и Клеопатра являются историческими личностями, о которых слышал каждый. Их история просто невероятна, полна драматизма. Есть несколько хороших и сильных фильмов об этих легендарных людей. Этот же британский фильм к ним не относится, и я постараюсь объяснить почему. Режиссер Гэбриел Паскаль в далеком 1945 году снимает крупнобюджетный фильм «Цезарь и Клеопатра». На главные роли он приглашает замечательных актеров Вивьен Ли и Клода Рейнса. Фильм снимается качественно. Присутствуют хорошие декорации, много статистов, отличные костюмы и грим. Актерская игра радует глаз, особенно Вивьен Ли. Режиссура же у этого фильма очень и очень слабая. Кино смотрится невероятно скучно и безжизненно. Первые минуты смотрятся с предвкушением, но потом все переворачивается на 360 градусов и не понимаешь почему. Почти вся картина смотрится тускло и не интересно, просто безжизненно. Последние минуты фильмы снова обращают к себе внимание, но их приходится ждать два часа. Данная историческая кинокартина получилась провальной и была очень холодно принята как кинокритиками, так и зрителями. Сам фильм не имеет ценности и второй раз я бы его никогда не стал смотреть. Единственно то, ради чего все-таки его можно посмотреть — это из-за тонкой и прелестной игры милой Вивьен Ли. Она потрясающая актриса прошлого века, и единственное основное достоинство данного фильма. Ее Клеопатра была особенной, не похожей на других, которых играли другие актрисы. «Цезарь и Клеопатра» — британская, биографическая, историческая драма, которая получилась провальным фильмом. Я начинал смотреть это кино с большим предвкушением, но кроме игры Вивьен Ли в этом фильме ничего нет. Отсутствие драматизма и некоторой динамичности. Сплошное разочарование. Очень жаль.
Вивьен Ли фактически очень мало снималась во время Второй мировой войны. Однако, в 1945 году на экраны вышел голливудский фильм о «Цезаре и Клеопатре», который визуально вполне можно отнести к жанру «мечей и сандалий». При этом, фильм несет в себе вполне серьезный концепт — ведь он снят по произведению Джорджа Бернарда Шоу. Это означает, что в картине будут замечательные диалоги. Чего только стоит этот: »-Я тебя не предавала, Цезарь! - Я знаю. Я и не доверял». Однако, если сопоставить форму и содержание, то достаточно скоро можно увидеть несоответствие. Великолепные диалоги, совсем не соответствуют неторопливому театральному темпу повествования. Интерьеры напоминают скорее театральные декорации. Особого внимания заслуживает игра актеров. Вивьен Ли, традиционно, на самом высоком уровне. Однако, на мой взгляд, участие в этом фильме едва ли можно отнести ей в актив. Актриса не всегда попадает в темп, задаваемый режиссером. К тому же, излишняя театральность постановки несколько снижает значимость ее роли — многие диалоги кажутся неестественными. Но, в большей мере не повезло Клоду Рейнсу. Замечательный актер, сыгравший во многих картинах классные второстепенные роли (в том числе и в «Касабланке»), на этот раз представал перед нами в главной роли. Ему предстояло играть Цезаря. Артист очень старался. Но… эмоционально роль Цезаря ему совсем не подходит. Это было видно с самого начала картины. Рейнс напоминал скорее рефлексирующего интеллектуала, нежели известнейшего покорителя мира. Худшего эффекта можно было бы добиться, пожалуй, только пригласив на главную роль Вуди Аллена, но тот еще не родился. Вдвойне жаль, что после очевидного провала этой картины, Клод Рейнс так и не стал получать главные роли. В итоге: смотря вполне корректно снятые последние 15 минут этой картины, я удивляюсь тому, насколько вяло и скучно смотрится все остальное кино. Роль Цезаря совсем не подходила для замечательного актера Клода Рейнса, а Вивьен Ли была точна и профессиональна, но не более того. Излишняя театральность и недостаток динамизма — вот причина низкой оценки 3 из 10
Цезарь и Клеопатра. Одна из самых ярких, известных, и в то же время, загадочных пар в истории. И данная экранизация характеризует именно это — невозможность абсолютно точно показать заинтересованному зрителю все грани столь сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мужчины и женщины, наделенных практически не ограниченной властью по нашим меркам, и — безграничной, по меркам Древнего Мира. Вивьен Ли чудесно подошла для этой роли. Юная, свежая, и еще столь невинная девушка, и в то же время особа царской крови, знающая свое предназначение и особо умело пользующаяся и тем, и другим. Та детская непосредственность, которая преобладает в первой встрече Клеопатры и Цезаря, и та не поддельная уверенность в своих силах и царская стать в их последней встрече. Безусловно, роль сыграна блистательно. Как и сама эта волшебная история любви. Клод Рейнс весьма недурно весь фильм демонстрирует одно из самых главных качеств Цезаря — острый ум, решительность, благоразумие. Итог — живописная реализация красочной истории. 10 из 10
Они встретились, чтобы научить друг друга многому, а затем разойтись навсегда.. Цезарь и Клеопатра открываются здесь с другой стороны. Это прототип отца и дочки. Юная, неопытная Клеопатра случайно встречает великого Цезаря, и за «милым старичком» не признает известного правителя. Но эта встреча определит их дальнейшую судьбу и даст свои плоды. Любовь Цезаря к Клеопатре чистая и кроткая. Это некая отцовская любовь, наставляющая дочку. Клепатра, это ранимый ребенок, которого заставили быстро повзрослеть и стать жестокой. Вивьен Ли отлично сыграла, впрочем как и всегда. Но относитесь к этому фильму как к некой комедии, а не к исторической драме. 8 из 10
Должна признаться, что Вивьен Ли моя любимая актриса, однако фильм «Цезарь и Клеопатра» мне не понравился. Безусловно Клеопатра Вивьен Ли прекрасна, но египетская царица всегда представлялась мне иначе. В этом фильме Цезарь уж очень милосерден, а Клеопатра податлива. На мой взгляд она была более жестока, аморальна, а Цезаря пленяла обаянием и наигранной кроткостью. Здесь же, Клеопатра выглядит ребенком, которому дали разрешение быть жестоким, но иногда он путается: каким же ему все-таки быть. Местами фильм навевает скуку, слишком много разговоров и мало действий. На мой взгляд, пьеса Б. Шоу больше театральна и не подходит для экранизации.
Наверно, каждый человек на планете знает Цезаря и Клеопатру, знает их историю любви. Этот фильм далек от правды, но он показывает всю философию, что хотел передать Бернард Шоу. Фильм очень понравился, очень приятно, что и в столь далекие времена фильмы снимали столь красочно и ярко, не хуже чем теперь, а может и лучше. Вивьен Ли просто неподражаемая в этой роли! каждое слово, каждый жест отличается харизматичностью. Очень увлекательно смотреть. как Цезарь учит ее жизни, а она, как маленький котенок плетется за ним. Клод Рейнс был признан самым лучшим Цезарем в истории кинематографа. и я думаю, что заслужено. В отличии от Тимоти Далтона в «Клеопатре`1999 и Рекса Хариссона в «Клеопатре`1963,он постает перед нами не просто, как полководец, а как уникальная личность с незаурядным умом и собственной философией жизни. Знаменитая любовь показывается несколько в другом свете, но в свете очень приятном. Чего только стоит диалог Клеопатры при виде уплывающего корабля Цезаря: -Не плачьте моя госпожа. Рано или поздно он вернется! -Очень надеюсь. что нет. Но, все равно не могу не плакать. 10 из 10
На мой взгляд, Вивьен Ли как нельзя лучше подходит для роли Клеопатры! Вивьен прекрасно сыграла Клеопатру! Я, к сожалению, не смотрела «Клеопатру» с Элизабет Тейлор, но зато я смотрела фильм «Клеопатра» с Клодетт Кольбер, и поэтом мне есть с чем сравнивать. Вивьен в роли Клеопатры мне понравилась больше чем Клодетт, хотя Клодетт тоже отлично сыграла. Фильм «Цезарь и Клеопатра» вовсе не основан на реальных исторических событиях, а снят по пьесе Бернарда Шоу. Большой плюс к фильму — это техниколор. При цветной съёмке получилось очень красиво. Да и сам сюжет интересен, а Вивьен неподражаема! Этот фильм одно удовольствие пересматривать. Безусловно, фильм «Цезарь и Клеопатра» — один из лучших фильмов в блистательной карьере Вивьен Ли. 9 из 10