То, что Гашек представил читателю — это сам читатель. И пусть тот не обольщается высотой наблюдения — он не умнее, так же бессилен угадать пружины хаоса событий. В оценках разума кроется порок; по видимой сложности событий предполагают столь же сложные мотивы действующих лиц, или выделяют главных, инициаторов, ищут и находят их мотивацию. Удобство объяснения — не более того. Того же рода упрощение, видение народа, как некоего, наделенного всеми достоинствами гражданственности субъекта, только потому, что «народ всегда прав», как прав тот за кем последнее слово. Мотивы поступков естественны, просты, и другими быть не могут. Сложность привносится объясняющими, как соответствие непредсказуемости жизни. Так морализаторы ищут и находят мораль и ее носителей в любом событии, идеалисты-идею, даже замысел Творца, а любители экономических схем- отношения бездушных потребителей. Швейк вовсе не воплощение глупости, он — неожиданность для упрощающих жизнь, опровержение схем естественностью. Его потребности и его самооценка в равенстве с теми кто его окружает. А заявления о слабоумии — защита от навязчивых, наставляющих правилам жизни-схемы, начальников. Этакое право быть глупым, но свободным от поучений. Недаром Швейк фонтанирует историями о тщетности замыслов праведности человеческой, всякий раз когда его » учат жить». Единственный учитель — жизнь, ее уроки затверждает каждый; ни народ, ни власть на эту роль не годятся. Самый острый интерес — личный. Интерес общественный, народный более инертен, интерес власти — утилитарно временный. Недалекий интерес простака — Швейка, интерес жизненный, своей естественностью вписывается в интересы простых людей, его окружающих. А вот амбиции заносчивых ставят их в смешное положение, опровергаются жизнью. Фильм наиболее четко (в своей сжатости) подчеркивает эту правоту жизни. Неунывающий Швейк действием опровергает любой вывод знатоков; потрепанных неудачами, или предписывающих «добродетели жизни». В том, что и замысел романа и правда жизни воплощены в фильме в полной мере главная заслуга Грушинского-Швейка. Его оптимизм заразителен, только жизнь может быть такой щедрой.
На мой взгляд, лучшая экранизация похождений Швейка. Пусть и не идеальная, но максимально близкая к книжкам Ярослава Гашека с иллюстрациями художника Йозефа Лады. Замечательный актер Рудольф Грушинский, у которого была репутация «чешского Жана Габена», раскрыл главную тайну хитрых чехов: Швейк не был идиотом. Более того, он был умен настолько, чтобы поддерживать двусмысленный имидж, доводя до абсурда идиотизм чуждого ему общества «служак государевых». Швейк всегда себе на уме. И для него это — единственная возможность выжить во враждебном мире. Кроме Швейка, еще одно абсолютное попадание — образ фельдкурата Каца. Приключения Швейка экранизировать невероятно сложно, потому как книга слишком известна, любима и разобрана на цитаты. Но Стеклы удалось выдержать генеральную сюжетную линию и подобрать актерский состав, соответствующий рисункам Лады. Говорят, чешское телевидение в прежние времена показывало эту экранизацию каждый год во время рождественский каникул. В фильме использован сюжет первой части Похождений Швейка — «В тылу». Чуть позже вышла вторая часть приключений бравого солдата — «Швейк на фронте». А Рудольф Грушинский через десяток лет роскошно сыграл совершенно противоположную Швейку роль в фильме «Сжигатель трупов» (Spalovac mrtvol, 1968). 7 из 10
Как ни странно, одну из величайших книг 20 века экранизировали редко и довольно неумело. Узнав о том, что лучшей киноверсией считается послевоенный чешский фильм, я решил с ним ознакомиться. Что можно сказать — достойное переложение со своими неизбежными недостатками. Минусы: Выкинуто ну очень много, в том числе весьма колоритные персонажи. Но как этого избежать в 2х часовом формате — непонятно. Текст книги ведь очень плотный, много диалогов… Неровный подбор актеров. Швейк хорош, хотя слишком уж молод, понравился Кац, а вот Лукаш, на мой вкус, не совсем удался Швейк очень мало рассказывает своих знаменитых историй, которые в оригинале очень забавляют. Кусочки отсебятины, причём не самого высокого качества. Уж к такому тексту зачем что-то прибавлять — непонятно. В целом же фильм удался, прежде всего, конечно, благодаря первоисточнику и хорошо переданному режиссером чешскому колориту. Странно, что фильм никогда по российскому ТВ не крутят — ведь имеется очень достойный дубляж 7 из 10 Хорошо
Главный герой — клинический идиот, и сам хорошо об этом знает. Все имеющие с ним дело очень быстро понимают это, и разочаровываются в своих претензиях к нему. Но всё же некоторые предпочитают пользоваться его услугами, т. к. находят это выгодным. Власти не могут привлечь его к ответственности по закону, т. к. у него пожизненный «жёлтый билет». То есть это настоящий слабоумный, и лучшим девизом его отношения к жизни является «слабоумие и отвага!» Однако же подчас Швейк проявляет чудеса логического мышления, что на фоне его слабоумия приводит окружающих в ещё большее замешательство. Не знаю, как в оригинале, но в целом экранный Швейк не производит впечатление идиота-симулянта. Каким-то образом этот человек неплохо социализирован, и к началу повествования имеет возможность не только снимать приличное жильё, но даже иметь прислугу и уважение в её лице, как к господину. По роду занятий Швейк — мелкий жулик и вор, и нисколько не тяготится своей профессией, то ли в силу тупости, то ли в силу полного отсутствия совести (история об этом умалчивает). Во всяком случае, он никогда не раскаивается в содеянном, и с его точки зрения, совершает только правильные поступки. Вместе с тем, находясь на непосредственной службе в роли денщика, он выполняет свои обязанности исключительно хорошо, и иногда даже способен давать хозяевам дельные советы. Сама по себе личность Швейка неинтересна, да её и не пытаются хоть сколько-нибудь раскрыть или развить. Общий комедийный настрой фильму придают контакты окружающих к этим персонажем и общий хаос предвоенного времени. В целом же фильм совершенно не смешной и не интересный, а если совсем точно — скучный. Диалоги не вызывают даже улыбку, и по большей части наблюдать за этим неунывающим идиотом и его пустой болтовнёй не весело. Современному зрителю непонятно, почему Швейку не позволяют прославлять императора, а вместе с тем на этом построены многие шутки. Иногда окружающие ведут себя ещё похлеще Швейка, в сущности, — кривляются как обезьяны, и тогда это выглядит пустым насмехательством над реальностью, которая совсем не такова. Лишь пара-тройка достойных шуток за весь фильм — вот и весь юмор, да и те про клистир. Это не стоит потраченного на просмотр времени. Очевидно, что история про Швейка высмеивает бюрократизм, тупость и чёрствость людей во власти, работу сексотов-провокаторов, пьянство, разврат и прочее. Вместе с тем в лице главного героя история словно делает поблажку всему вышесказанному, т. к. его личные пороки нисколько не осуждаются, а преподаются в виде невинной комедии. Вывод. Фильм абсолютно тупой и малоинтересный, в процессе просмотра ожидаешь развития сюжета или резких поворотов, но не происходит практически ничего, если не считать временные мытарства Швейка «по этапам». ПС Я в растерянности, придётся читать первоисточник, т. к. сомневаюсь, что ширнармассы любят творчество Гашека за эдакую пургу. (Начал читать, и пока лишь видно, что экранная версия слово в слово пытается повторить текст).