Полицейская история: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск1 июня 2010 в 09:10

Фильм 'Полицейская история' прежде всего о жизни, он понятен тем, кто уже 'понюхал пороха', понял, что такое смерть и риск, ощутил угрозу своей собственной жизни. Это рассказ о каждодневной полицейской рутине. Причем все в этом фильме продумано до мелочей: начальник, думающий о нераскрытом деле больше, чем о жертвах, инспектор, стремящийся поймать преступника, но при этом не забывающий про свой выходной, девушка, почти жена инспектора, тоже прекрасно понимающая, что ее избранник среди ночи может сорваться в погоню за преступником, или рано утром ему может позвонить начальник и сообщить неприятные новости, или возможно, что он больше вообще не вернется. В этом фильме нет патетики, но она здесь и не нужна! Какое точное название: полицейская история, одна из тысяч таких ежедневных историй, рабочих дней полицейского. Образ полицейского, по-моему, идеален. Ален Делон показал человека, внешне спокойного, достойного служителя закона, но в большей степени служителя народа. Образ маньяка превосходен. Зритель сразу понимает, что это какая-то психопатическая личность со звериным чутьем. Что же касается жалости, любого человека следует пожалеть, даже такого преступника, как Бюиссон. Нельзя забыть о том, что нет на свете абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, нет в жизни черного и белого. Понимание этого приходит со временем. Кстати, это замечательно показано в еще одном фильме Алена Делона 'Двое в городе'. Совершенно естественно, что Борнишу стало жаль преступника, потому что он каждый день в течение года видит его с хорошей стороны, разговаривает с ним, а все убийства - это просто, для Борниша, цифры на бумаге. Он понял, что Бюиссон - это незаурядная личность, совершенно естественно, что Борниш пожалел его и подумал о том, что было бы если б этот человек направил свои таланты в мирное русло. Этот фильм заставляет задуматься о жизни и о судьбе. 8 из 10

Рыжая кошка
Рыжая кошка11 апреля 2010 в 18:06

Фильм Жака Дере «Полицейская история» базируется на реальных событиях, действительно имевших место быть в послевоенные годы во Франции. В основе фильма лежит история охоты французской полиции на налётчика и убийцу Эмиля Бюиссона, который был объявлен «врагом общества № 1». Одним из тех, кто приложил руку к его поимке, был Роже Борниш, инспектор бригады по борьбе с бандитизмом. Он же и написал книгу, роман «Полицейская история». Как гласят факты, Роже Борниш писал детективные произведения, базирующиеся на реальных событиях. Интересен факт, что по его рассказу так же был снят фильм «Банда» с тем же самым Аленом Делоном, за режиссурой того же самого Жака Дере, и развиваются события тоже в послевоенное время. Сюжет банален до предела. Главный герой, инспектор Роже Борниш, желает получить чин комиссара, соответствующие ему привилегии, зарплату и жениться на своей любовнице. Его шеф поручает ему найти Эмиля Бюиссона, опасного преступника, который сбежал, держит общество в страхе. Роже начинает поиски, периодически оставаясь в дураках, пока после множества неудач ему не приходит в голову светлая мысль, как действовать. Казалось бы, изувечить столь простой сюжет невозможно. Но нет! — парадокс сюжетов в действии. «Полицейская история» сшита гнилыми нитками. Фильм отличается редкой перегруженностью длиннотами. Никто не против того, чтобы действие было затянутым, но затягивать его тоже надо уметь. А коли привык работать в жанре выверенного динамичного действия — не нужно пытаться придать фильму многозначительность. «Полицейская история» идёт один час и сорок шесть минут. А кажется, что тратишь три часа. Почему? Да потому что режиссёр решил поэкспериментировать с длиннотами. И поэтому появляется желание заснуть уже на тридцатой минуте просмотра. Сюжет будто топором вырублен, затянут общим переизбытком длиннот. Но это всё субъективные недовольства. Впрочем, разве можно быть объективным в критике фильма, который остро разочаровал? Едем дальше. Роже Борниш. Полицейский инспектор, который поставил себе во главу угла поимку Эмиля Бюиссона. Здесь возникает правомерный вопрос: неужели полицейский инспектор, по сюжету явно очень профессиональный и к тому же не поощряющий звериных методов своих коллег, должен выглядеть так бледно? Не про цвет лица речь идёт, а про воплощение. Роже Борниш в этом фильме — персонаж какой-то совершенно не запоминающийся. При попытке вспомнить, чем же именно он запомнился после просмотра, на ум приходит… неизменная сигарета в зубах. Даже незажжённая. При тотальном отсутствии нормальных диалогов. Какой-то шаблонный, вырезанный по трафарету, чрезмерно заурядный персонаж, пусть даже с очень привлекательной внешностью. От полицейского, который вроде бы вполне заслуженно идёт на повышение, ждёшь артистизма, незаурядных личностных качеств, а вместо этого видишь представителя серой массы, вырванного из толпы и засаженного за поиски Бюиссона. Эмиль Бюиссон. Тут безусловная удача фильма! Жан-Луи Трентиньян воплотил жестокого и бездушного убийцу очень достоверно и точно психологически. В отличие от незаметного Роже Борниша, он очень яркий, запоминающийся тип. Он потрясающе органичен в каждом жесте, движении, слове, взгляде. На его фоне все остальные участники тихо курят в сторонке. Фактурный тип, хоть и жестокий убийца, но всё же какой запоминающийся, врезающийся в память. Именно на отрицательном герое фильм кое-как удерживается на нужной планке. Ну а теперь о главном… О, Запад есть Запад. Восток есть Восток. И с мест они не сойдут, Пока не предстанет небо с землёй На Страшный Господень суд… (с) Джозеф Редьярд Киплинг. И Роже Борниш с Эмилем Бюиссоном тоже практически не сходили с мест, пока не настал коронный момент любого криминального фильма — момент, когда полицейский всё-таки добирается до преступника. О-ля-ля, как говорят в подобных случаях сами французы. Тут мнение двойственно — последние несколько минут фильма в художественном плане выдержаны лучше, чем остальная часть. Зритель перестаёт моргать, роняя голову на плечо, и начинает внимательно следить за развитием событий. И вот тут «здравствуйте, приехали». Как назвать то, что нам демонстрирует режиссёр? Жевание соплей? Размазывание слёз? Давление на жалость? А не слишком ли много чести, простите, пытаться ещё вникнуть в личность преступника, на котором висит куча убийств и ограблений? Из-за подобного подхода, из-за того, что мы извечно пытаемся найти в каждой душе чего-то разумное, доброе, и вечное, наше общество и страдает вследствие излишне гуманного отношения к подобным шлакам человеческого рода. Полноте, да был ли сам Эмиль Бюиссон подобным типом, к которому Роже Борниш испытывал жалость? Увы… Криминалитет — это то, что вырубает в душе всё хорошее и светлое на корню. Как алкоголь и наркотики. Когда идёшь по нарастающей, все эти вещи захватывают человека, подобно злокачественной опухоли. Грабёж тянет за собой грабёж, следом — убийства. И так до тех пор, пока не преступается грань между человеком и нелюдем. Мало кто способен остановиться до этого момента. А дальше… дальше, по сути, терять становится нечего. Но, ах-ах-ах, в нашем обществе хватает жалости на всех: на маньяков, на алкоголиков и наркоманов, которые в жажде денег на бутылку или дозу готовы мать родную придушить… Странный парадокс, да? И поэтому финал «Полицейской истории» выглядит как совершенно неуместное размазывание соплей и попытка как-то «вытащить» фильм. Но увы… Есть люди, которых можно купить на анализ психологии преступника и попытку показать, что вообще-то преступники такие ж люди, как мы, чёрт возьми… Спровоцировать жалость — жалость к человеку, по которому давно уж виселица плачет. Показать, что Эмиль Бюиссон — ничтожество. Ага, именно так. Но кто сказал, что подобных надо жалеть? «Полицейская история» же ненавязчиво пытается внушить зрителю жалость к Эмилю Бюиссону, который, прикованный к батарее, пьёт из стакана бордо (которое Борниш купил спецом для него — ну с чего, спрашивается, у инспектора такие заморочки по маньяку??), надевает очки в черепаховой оправе и читает газету «Фигаро». Ну прям сердце сейчас кровью обольётся. Хочется с сарказмом спросить: «Глядя на это, надо расплакаться? Да туда ему и дорога!» Слава богу, окончательной дискредитации правосудия и торжества этого лже-гуманизма в фильме нет. Спасибо и за то, от всей души. А то в подобной тематике выгораживания жестокого убийцы можно далеко зайти… Итог: *Полицейский инспектор, доблестно захвативший Бюиссона, бледен, ординарен и запоминается лишь неизменной сигарой во рту; *Острые моменты фильма идут ему, как корове седло; *Концовка вообще вызывает мысли о том, а не выкурил ли режиссёр лишнего, внушая жалость к преступнику?.. *Эмиль Бюиссон в исполнении Трентиньяна — великолепен, ярок и органичен. За одного только главного антигероя — фильму два балла. Ещё один за «заслуги», из уважения к классическому криминалу во французском кинематографе, Алену Делону и Жаку Дере. Ах да, ещё в фильме звучала песня в исполнении Эдит Пиаф… Итого — 3 из 10. На мой взгляд, я крайне мягка и беспристрастна!