Высококлассный химик Брюно, специализирующийся на производстве бумаги из вторсырья, теряет работу в связи с поглощением-сокращением-экономией. Поскольку специализация узкая, да и увольнения кругом, кандидатов с блестящими резюме на вакантные должности хватает. Просидев на каникулах критический отрезок времени, наш герой достает из подвала фамильный эсэсовский люгер и начинает конкурентную борьбу. По названию можно подумать, что это мясная черная комедия или очередной бессмысленный триллер, но фильм ни на секунду не скатывается ни в пошлость, ни в пафосность. Лично я в эпоху тотального поиска работы восприняла сюжет близко к сердцу, но меня, к счастью, в отличие от главного героя подобные идеи пока не посещают. Зато теперь я знаю, как отвечать на собеседованиях на вопросы о несоответствии моей высокой квалификации данной вакансии. И не то чтобы Брюно вызывает сочувствие, за ним скорее интересно наблюдать, как за Юрием Деточкиным, да и сам фильм походит на старые советские трагикомедии более, чем на современное европейское кино. Всем знакомый вальс из 'Берегись автомобиля' местами напрашивается очень сильно - интересно, а режиссер Коста-Гаврас смотрел нашу классику? Интересно, что единственный фильм, который я видела ранее у данного режиссера, тоже об отчаявшихся людях, вылетевших с работы. И все равно удивительно, как на восьмом десятке можно снимать так потрясающе тонко и весело: герой подкрадываясь к жертве (здоровому мужику под два метра), видит, как тот, вспотев, снимает накладку из волос и сверкает потной лысиной, - еле сдерживается, чтобы не рассмеяться в голос. Да и в чем-то этот фильм оказался пророческим - кто бы мог подумать в теперь уже далеком и сытом 2005 году, что теперь все будет так печально. Но кино на то и существует, чтобы проецировать наши желания, и это кино отражает их в полной мере. С одной лишь небольшой заменой - на месте конкурентов я хотела бы видеть менеджеров по персоналу. 10 из 10
Шикарный сатирический триллер с чёрным юмором ветерана Коста-Гавраса по роману Дональда Уэстлейка. Первая экранизация романа Дональда Уэстлейка «Топор» / The Ax, по которому долгие годы хотел сделать и наконец сделал свой Пак Чхан Ук, не раз признававшийся в любви, в т. ч. самому Коста-Гаврасу, к этой адаптации. И, надо сказать, кино (один из вариантов названия - «Гильотина») получилось просто роскошным, многослойным и нетривиальным. 72-летний (на тот момент) Коста-Гаврас — классик авторского драматичного кино, и на тот момент он уже снял все свои главные фильмы, и даже успел, как водится, сделать посредственный «Безумный город» в Голливуде с Траволтой и Хоффманом. Никто и не ожидал, что у мастера откроется второе дыхание, и он способен удивить. И он удивил. Картина сразу берёт места в карьер, и динамика не ослабевает до самого финала. Самозабвенно оттаптываясь на зверином оскале капитализма (одна из ключевых тем постановщика, как и тема власть имущих и диктатуры) режиссёр, используя литературный источник, обходится без дешевого морализаторства и хлёстко и с огоньком подаёт в формате триллерного фарса историю оставшегося без престижного работы персонажа, который решает кардинально решить вопрос, в буквальном смысле избавляясь от конкурентов на рынке труда. Картина отлично держит в напряжении, радует изящной и тонкой режиссурой и неожиданными ситуациями, а уж какие тут внезапные вспышки юмора (один эпизод с париком чего стоит) и всё это с убийствами, саспенсом, нелепостью и буквально убийственной серьёзностью происходящего, ведь, несмотря на чёрный юмор и абсурдность действа, люди-таки гибнут. Параллельно здесь ещё развивается пара сюжетных веток, которые неплохо разбавляют магистральный сюжет. Снят фильм достаточно просто и по классике, но при этом от действия не оторваться, и градус интереса не падает ни на йоту. Главная звезда и украшение фильма — бесподобный Хосе Гарсия, и мужик тут дьявольские хорош, а в некоторых ракурсах напоминает Джейсона Стэйтема. Тут и отчаяние, и юмор, страх, уверенность в своих действиях, а уж как он двигается или выкручивается из сложных ситуаций — любо-дорого смотреть. Остальные тут больше фоном, но типажи встречаются занятные, особенно среди коллег-конкурентов. В общем, вот именно таким и должен быть блестяще сделанный социально-сатирический триллер — сбалансированный, тонкий, изящный, заводной, хлёсткий, злой и при этом смешной. Филигранная работа. Теперь с нетерпением жду, как это всё обыграет Пак Чхан Ук, как раз его тема. 9 из 10
Этот вопрос задает отцу сын во время завтрака. Что он может ему ответить когда сам запутался в жизни и ходит на волоске?.. Герой фильма - Бруно Давер, занимавший высокий пост на фабрике, изготавливающую бумагу (отсюда и франц. название - `le couperet`, приспособление используемое в полиграфии для нарезания бумаги). В результате слияния и переезда компании Бруно попадает под сокращение. Просидев 2 года дома и прочувствовав безработицу на себе, которая по словам Давера сначала мобилизует, а затем забирает все, Давер понял, что теряет семью - с детьми не разговаривает а жена ему изменят. Проваливая одно за другим собеседование Бруно пытается разобраться чем же он хуже своих конкурентов. И после неоднократных изменений реюме, Бруно решает физически устранить всех `бумажников` которые ищут работу. Отобрав 5-ку самых привлекательных резюме Бруно берется за дело. Драма, триллер, комедия - сложно определить жанр этого фильма. Обаятельный герой Хосе Гарсии не отрывает ни на секунду от экрана и заставляет переживать и смеяться вместе с гл. героем. Шикарный фильм французского классика с греческими корнями Косты Граваса, который снят при поддержке знаменитых бельгийских режиссеров братьев Дарден, выступившими продюсерами этой картины. Стоит также отметить что в одной ролей снялся любимчик Дарденов Оливье Гурме, знакомый нам по фильмам `Дитя` и `Молчание Лорны`. 10 из 10
Коста-Гаврос известен прежде всего как постановщик политических триллеров из жизни стран третьего мира, но вот 'Маленький Апокаллипсис' и 'Гильотина' существенно расширяют спектр авторской тематики. 'Гильотина' - драма, посвященная всестороннему анализу главной фобии среднего класса - потере работы, грустный и содержательный фильм. Как бы условность сюжета и ряд моментов в стиле черного юмора не должны отменять важность и остроту темы. Фильм не сводится к показу как бы психического расстройства персонажа и его очевидным комплексам - его можно рекомендовать к просмотру розовым почитателям того, что называется 'западным образом жизни'. Тоже все не слава Богу. Внятный сценарий, с десяток запоминающихся эпизодических персонажей, прекрасная режиссура - что может быть лучше. 8 из 10
Отметим сразу: уж что-что, но это не комедия, за два часа не засмеялся ни разу. Скорее, фильм способен создавать гнетущее впечатление. Легкость, с которой герой Х. Гарсии идет на крайние (казалось бы) меры, есть свойство капиталистической парадигмы социального хищничества: есть ресурс, есть конкурент, конкурента надо загрызть, чтобы выжить самому и своей семье. Вообще тип общества в фильме постоянно подчеркивается: оригинальными рекламными плакатами, классовым расслоением, фантазиями представителей среднего класса, перипетиями рынка труда и т.д. Впечатляет, конечно, как передано состояние Брюно после совершенных им преступлений: очень реалистичный тремор, неудержимая потребность двигаться - словно какими-то телесными движениями можно заретушировать содеянное, затмить его. Никакой 'достоевщиной', то бишь сложными рефлексивными играми post factum, впрочем, и не пахнет. Этот 'белый воротничок', доведенный безработицей и страхом дна долговой ямы, не способен представить иной выход из ситуации - быть человеком, к чему его прямо или косвенно призывают весь фильм. Под маской дружелюбного и вежливого человека, случайно оказавшегося крайним, скрывается манипулятор, ксенофоб, ханжа и мещанин - чуть ли не типичный буржуа, каким его любили изображать в СССР. А потому и никакого раскаяния, признания вины и т.п. вы не увидите. Мне также неясна роль некоторых 'облагораживающих' героя сцен типа спасения сына или попытки разрешить конфликт с женой в кабинете психотерапевта: в свете совершаемых Брюно действий сцены эти служат лишь как иллюстрация к той самой социальной маске, к тому, чем герой хочет казаться обществу - и чем решительно не является. 7 из 10