Как гласит расхожая фраза, месть — это блюдо, которое следует подавать холодным. Вполне возможно, если допустить, что месть — это торт, ведь главная героиня работает в кондитерской, и разнообразные произведения кондитерского искусства мелькают на экране с завидной частотой. Фильм снят в лучших традициях корейского и в целом азиатского кинематографа, когда юмор сопутствует жестокости (чего, в общем-то, быть не должно, иначе наступает диссонанс), а лицом в торт можно упасть не из желания подурачиться, а в состоянии глубокого отчаяния или даже горя. Судя по названию фильма совершенно очевидно, что «Сочувствие госпоже месть» — это фильм про месть, причем про месть женскую. Очень хочется сравнить эту корейскую картину с другим недавно вышедшим фильмом — «Молодая женщина, подающая надежды». Несомненно, фильмы эти абсолютно разные, хотя объединены общей тематикой женской мести и жанром нуара. Разные хотя бы по причине разности азиатского и европеоидного менталитетов. Но есть что-то в корейской картине, чего отчаянно не хватает «Молодой женщине, подающей надежды», хотя последний фильм и был тепло встречен критиками, но, мой взгляд, был ими слишком переоценен. «Молодой женщине» не хватает именно того отменного стиля, тонкости и совершенности, которая присуща «Госпоже месть». «Госпожу месть» можно назвать законченным произведением, выдержанным в одном стиле со своим шармом и непредсказуемостью, чего, к сожалению, нельзя сказать о «Молодой женщине». Перевес в сторону «Сочувствия» тем более очевиден, если задуматься о том, что «Сочувствие» снял мужчина (Пак Чан Ук), а «Молодую женщину» — женщина (Эмиральд Феннел). И насколько же лучше удалось мужчине показать в фильме мир глазами женщины, через ее призму, сколько в нем эстетства и изящества, даже изящества преступного, я бы сказала (героиня хочет мстить, окей, пусть у нее тогда будут на веках тени, максимально приближенные к цвету крови). Напрашивается сравнение этих двух фильмов с вином — молодым и выдержанным. Вроде бы и то, и другое можно пить, но от какого удовольствия будет больше? Ответ настолько очевиден, что его не стоит даже озвучивать. Вскользь в «Госпоже» упоминаются и другие темы — социального неравенства, очень любимого, кстати, корейскими кинематографистами, насилия в тюрьмах и ошибок молодости. Как и в «Воспоминаниях об убийстве» Пон Чжун Хо, в «Госпоже месть» поднимается вопрос о собственно морально-нравственном аспекте преступления и последующего за ним наказания. Как спросил герой другого, российского фильма «Метод-2»: «Как бы вы поступили с преступником — по закону или по совести?» Можно ли устраивать самосуд или нужно все-таки положиться на правосудие? Режиссер долго играет с этой темой (как и с цветовой гаммой в фильме), демонстрируя нам, как колеблется группа людей, собравшаяся для вынесения вердикта по одному очень важному вопросу, как долго каждый из собравшихся обдумывает свое решение. С другой стороны, мы также видим, как заразительна жестокость — пусть даже по отношению к преступнику. И еще, нам внятно преподается очень важный урок — что правосудие и сама система наказания никогда не будут совершенны просто по причине человеческого фактора, так как частное всегда будет стремиться преобладать над общим. Как можно заметить, во всех фильмах трилогии о мести режиссера Пак Чан Ука зачастую заняты одни и те же актеры. Однако, интересно, что во втором и третьем фильме трилогии актер Чхве Мин Сик выступает в разных ипостасях, в одном фильме играя роль положительного персонажа («Олдбой»), а в другом — отрицательного «Сочувствие госпоже месть»). Хотя положительность эта с топорами, ножницами и молотками в руках чисто условна, и это, конечно же, является фирменной фишкой трилогии. Есть ли там кто-то положительный, если одни совершают преступления, а другие потом жестоко за эти преступления мстят, порой даже превосходя в своей изощренности самих преступников? Ответ однозначен — нет, ибо быть положительным — это быть чистым и безгрешным, как белоснежный тофу. 9 из 10
Чего ждать от картины повествующей о мести? Сложного сюжета, сотворённого в результате боли и страданиям персонажа? Или остросюжетную захватывающую драму, развивающуюся в стремительном темпе? Безусловно, примеров таких картин более чем предостаточно, и пожалуй, одними из лучших в этом жанре являются «Олдбой» или потрясающая книга А. Дюмы. В этой картине все обстоит немного иначе, тут нет какого-либо острого сюжета — он банален, нет каких-либо нарастающих моментов и стремительного темпа, все протекает довольно спокойно и равномерно. Тут все проще, но и в тоже время намного сложнее. Суть этой картины не в самой мести и способе ее осуществления, суть этой картины в искуплении, которого так жаждала Ли Гым-джа, ответственности и прощении. Пак Чхан-ук умело расставил приоритеты разделив картину разными красками. Где черно-белая его часть, это часть жестокого греха, совершенного в результате не менее жестокого греха. Где месть, являет собой покаяние. Но получила ли прощение Ли Гым-джа? Пак Чхан-ук отлично завершил трилогию мести. Прекрасная работа оператора и композитора характерно передала идею автора. Заслуженный приз венецианского кинофестиваля и очередной добротный фильм в копилку отличного южно-корейского кино. Вопреки этому, точнее благодаря этому Гым-джа мне понравилась, а Вам? 8—10
Режиссёр Пак Чхан-ук очень любит исследовать тему мести. Ей у него посвящено три его основных фильма, по хронологии съёмок: «Сочувствие господину Месть», «Сочувствие госпоже Месть», «Олдбой». Эти фильмы можно смотреть в любой последовательности, их не связывает сюжет или персонажи, а только тема. И вот недавно я посмотрел все 3 эти картины. Из всей троицы больше всего понравился «Олдбой», который хоть имеет шероховатости и пресловутую азиатскую специфику съёмок и постановок, но всё же получился довольно сильным. На втором месте — «господин Месть». Он слабее «Олдбоя», но как отдельный фильм очень даже впечатляет. А «Госпожа Месть»… Этот фильм меня вообще сбил с толку. И я уж было думал, раз первый фильм «г-н Месть» был вот такой, а «Олдбой» вот такой, то этот должен быть нечто среднее. Но не тут-то было. Этот режиссер известен тем, что исследует сложные темы, создавая тяжелые фильмы с обилием насилия периодически лихо закручивая сюжет («Служанка», «Олдбой»). Так вот, здесь нет практически ничего от этого режиссера. Поговорим о минусах. Во-первых, здесь явные проблемы сценария. Он пестрит нелогичностями и нестыковками, оставляя недоразумение и вопросы. Во-вторых, в нем нет должной интриги. Точнее она вроде как есть, и, зная режиссера, я до последнего ждал, что он что-нибудь выкинет, но нет, сюжет оказался прямой как рельса, а интрига таяла в течение фильма, чтобы в конце просто поразить свой банальностью. Нет, ситуация в конце своеобразная выходит, но вот как-то не будоражит абсолютно. Возможно это проблемы постановки, не знаю. Просто в первой половине фильма нам дают понять, что тут будет какой-то хитроумный план, чуть ли не плетение сетей интриги в стиле Монте-Кристо. Увы, нет, всё гораздо примитивнее выходит. С таким же успехом можно было просто показать, что она вышла из тюрьмы, взяла оружие, пришла к нему домой и убила бы его. Настолько всё тупо, примитивно и беззубо. Режиссер, конечно, разбавил «рельсу» парочкой поворотов и эпизодов, но этого оказалось катастрофически мало. В-третьих, картина слишком затянута. Особенно финальная сцена. А т. к. она еще и тупая (при том, что я понимаю, что хотел сказать режиссер и сама идея как бы неплоха) я её уже проматывал. В-четвёртых, нет глубины мысли и нет должной драматичности. Что всё плохо? Нет, ведь несмотря на шероховатости, в фильме все же есть пару эпизодов и мыслей. Резюмирую: очень слабый фильм, которому не достаёт… всего. Я разочарован. Откуда такие восторги? Кому не стоит смотреть: кто не любит замудрённые фильмы, азиатскую специфику, насилие 4 из 10
Вот и посмотрел я все фильмы «Трилогии о Мести». Теперь могу с уверенностью сказать, что только в последнем фильме трилогии есть настоящая месть. В «Сочувствии господину месть» — сама месть появилась только под конец, сам фильм был больше о несправедливости. В «Олдбое» — месть тоже пришла только под конец, сам фильм был больше про поиск ответов. И вот, в «Сочувствии госпоже месть» — месть поставлена в центре сюжета. Фильм повествует нам историю Гым-джа Ли, девушки которая отсидела 13 лет в тюрьме за убийство ребенка. Естественно, она не совершала этого преступления, и по выходу из тюрьмы единственное чего она желает — это месть. Плюсы: 1) Сюжет. Сюжет действительно достоин всех наград. Он интригует от начала и до конца, он не оставляет момента на расслабление ни на минуту. Финал картины шикарен по своему, каждый найдет в нем что-то свое. 2) Актерская игра. Тут я даже не удивлен, Пак Чхан-ук всегда подбирает на роли только лучших актеров. 3) Саундтрек. Музыка в фильме великолепна. Тут присутствуют и фирменные скрипки режиссера, и традиционная корейская музыка в финале. 4) Сценарий. В плане сценария Пак Чхан-ук всегда на высоте. Минусы: 1) Затянутость. Справедливости ради, я хочу отметить что затянут фильм только в начале, из-за этого смотреть довольно тяжело. Вывод: Великолепный фильм великолепного режиссера. 10 из 10
Посмотрев совсем немного, ничтожное количество корейских фильмов (около 10),я увидел, как здорово и правдиво в них раскрывается человеческая сущность, жизнь. Месть — чувство, которое посещало нас и возможно и не раз. Разобраться с человеком, который нам подарил данное стремление, мы хотели по разному. В корейских фильмах выход один- месть, через убийство, что бы жертва умоляла, просила прощения, но дни ее решены. Одним из режиссеров, который любит и умеет снимать чувство мести является — Пак Чхан Ук. Одна из его картин — Сочувствие госпоже Месть, повествует о молодой женщине, которая спустя 13 лет, хочет найти справедливость. Жизнь за эти годы ее изменила, от веселой, доброй, отзывчивой, Кем-Джа Ли, становится холодной, расчетливой и мстящей, но любящий свою дождь, которая уже давно живет в Австралии. Во всем виновата тюрьма, а точнее человек, который подставил ее. Остановлюсь на художественной составляющей. Великолепная сьемка, алая кровь на снегу, медленный крупный снег под фонарями, красота и макияж героини, эмоции (страх, ненависть, любовь) и все это на фоне классической музыки. Шедевр! Корейцы умеют соединить казалось бы несовместимое. Главная идея фильма любовь и забота к детям. Если вы по настоящему их любите, даже спустя 13 лет вы их найдете, вы отомстите, человеку, который отобрал у вас самое любимое. Дети- это та составляющая, ради которой можно жить, трудиться, терпеть и ждать. Отнять детей, любовь к ним, и вы потеряете все! Главная героиня прежде всего мать-ее стремление и желание понять можно. Фильм рекомендую для тех людей, кто не боится думать, переживать, ставить вопросы, а как я бы поступил? И да, если вы не боитесь крови (хотя ее тут немного, в сравнении с тем же «Олдбоем»),сильных сцен и слез. Спасибо, за жизненный фильм. Берегите и любите своих детей! 10 из 10
Вот и подошли к концу два часа ленты, впечатлившей меня до невозможности. Хотелось бы отметить, что ни один фильм, просмотренный мною за всё время (а их немало) не вызывал во мне желания написать рецензию. Так же ни один фильм не оставлял внутри после просмотра такое сильное чувство сдавленности и горечи. Из знаменитой трилогии мести Пак Чхан Ука помимо Сочувствии госпоже Месть мне удалось посмотреть ещё и Олдбоя. Скажу честно, оба фильма данного режиссера оставили во мне очень противоречивые чувства: эдакую смесь в очень концентрированном виде прекрасного и отвратительного. И, если в Олдбое совсем на одну сотую преобладало чувство отвратительного, то в Сочувствии госпоже Месть — это, безусловно, победа прекрасного. Хотелось бы начать с того, что картинка просто безупречна: смотря фильм, ты совсем не ощущаешь, что это просто кино (как при просмотре большинства творений Фабрики Грёз), происходит полное погружение в сюжет при всей его вязкой тягучести. Сколько раз при просмотре хотелось прекратить всё это и выключить из-за наличия сцен, от которых кошки на душе скребут, но как красиво были сняты эти сцены, какая потрясающая игра актёров, как глубоко сумел проникнуть этот фильм, задевая самые тонкие струны души. С первого взгляда, сюжет кажется банальным: главную героиню подставили, она отсидела срок по ложному обвинению и, выйдя на свободу, жаждет мести. Из раскаявшейся в своих грехах и добродушной девушки, какой она была в тюрьме, она превращается одержимую местью женщину с бардовыми глазами. Но это происходит в Корее…всё так просто однозначно не будет. Месть по-корейски — это далеко не долгая погоня за злым дядей, гора трупов на своём пути и выстрел ему в затылок не без пламенной речи перед этим. Главная героиня придумывает куда более изощрённый план, используя для его осуществления не только свои руки. Немного сомневаясь, но доводя дело до конца с присущей только азиатам непоколебимой хладнокровностью. И вот, в финальной сцене, когда уже всё закончилось, когда сломанная жизнь героини и уничтоженные жизни детей кажется отомщены, она стирает бардовые тени и готовит торт в виде белого и чистого тофу, который предлагает своей дочери. Но сама не пробует, потому что понимает, что уже никогда не станет прежней красивой, но глупой девчонкой. Месть, безусловно, сладка, но она не возвратит потерянных жизней и не склеит разбитую. За что я люблю этот фильм? За то, что так мастерски он оставляет то чувство обречённости. Эмоция не из приятных, но повторю…как красиво это подано. Так по-корейски. 9 из 10
Первый фильм показал нам настоящую физическую месть с формальным истреблением недруга всеми физическими способами. Второй фильм показан настоящую психологическую давку, которая может стать куда более жестокой местью, чем все причиненные физические увечия. Удивительно, но развивая трилогию на теме жестокой мести, конец своей трилогии о мести Пак Чхан Ук развил весьма иронично и не обычно. Всему приходит в нашей жизни конец рано или поздно. Хотим мы этого или нет. Вот и завершение трилогии мести Пака Чхан Ука было вполне очевидным. Удивительно то, насколько необычно обставил свою финальную ленту корейский мастер и насколько сильно она выбивается из всей трилогии. Ведь если первые две ленты в большей степени получились кровавые, тяжелые и достаточно отталкивающие как в плане жестокого насилия, так и психологического давления, то сказать про данный фильм тоже самое крайне сложно. Подхватив тему прощения и освобождения, Пак Чхан Ук словно даёт возможностью зрителю перевести дух и попытаться избавится от того депрессивного груза, который накопился после просмотра первых двух картин. Тем самым, развивая ленту в рамках весьма необычной комедии с достаточно циничным и пожалуй даже ироничным чувством юмора. Странность картины проявляется и в её очевидной неровности. Ведь в большей степени фильм вызывает абсолютно разные эмоции при просмотре и уж точно вызывает ощущение того, что картина не завершена практически намеренно. То и дело позволяя зрителю уже самому заканчивать каждую сцену как идейно, так и визуально. Хоть и стоит признать, что с визуальной точки зрения фильм получился безупречный и за это многие и любят творчество Пака Чхан Ука. В том числе и я. В купе с тем жестоким насилием, которое он умудряется отражать настолько легко. В том числе и финальную расправу с маньяком, которая лишь вызывает улыбку своеобразным чувством юмора сцена и её сумасшедшей иронией. Глупо отрицать, что вся трилогия мести Пака Чхан Ука не о мести как таковой. Ведь даже при наличии мести в качестве действующего персонажа каждой истории, она по большей степени является лишь мишурой. Той мишурой, которая и связывает историю с жестоким насилием. Как визуальным, так и содержательным. Когда как первый фильм больше проявлял элемент эффекта бумеранга с обраткой всех совершаемых нами поступков, а второй фильм — грехи человеческие и хрупкость человеческой души. Вот и тут по сути месть ничуть не главный элемент всей истории. Скорее она развивается абсолютно параллельно в такт самой истории. Где основной темой является прощение и искупление. Ведь мало совершить ошибку или грех. Все мы не без греха и так как все мы люди, каждый способен совершить ошибку, а порой даже и роковую. Отсюда и не важно, совершил ли ты этот поступок или нет. Важно лишь то, чувствуешь ли ты сожаление за совершенное и жаждешь ли ты искупления своих грехов, да бы спасти свою душу и совесть. Именно это толкает героиню в один сплошной трип. Где она разрывается между тем, чего жаждет её тёмная сторона и то, как она пытается спасти в себе то немногое человечное. История получилась не ровная и странная, но однозначно интригующая. Во многом тем, насколько легко развивается сюжет не без помощи циничного и иронического чувства юмора. Ли Ён Э сыграла очень сильно. Говоря откровенно, печально, что карьера данной актрисы не дошла тех высот, которые ожидались на заре её карьеры. Тем не менее, именно эта роль в полной мере отражает выбор актрисы метить «редко, но метко». Ибо на экране удаётся увидеть не просто великолепную игру и удивительное перевоплощение в поставленного персонажа, но и однозначно лучшую роль в карьере актрисы после её роли в триумфальной «Объединенной зоне безопасности». Великолепен и Чой Мин Шик. Казалось бы, снова он сыграл маньяка, но преподнёс его с очень необычной и действительно неожиданной стороны. Что позволило взглянуть на творчество и талант Мин Шика с абсолютно иной стороны. В том числе и проникнутся к нему и его творчеству еще большей симпатией. Приятно было увидеть так же Сона Кан Хо даже в весьма вторичной роли. Роль получилась очень короткая, но запоминающаяся. В том числе и в качестве «пасхалки» как к первой ленте трилогии о мести Пака Чхан Ука, так и к неоднократному совместному сотрудничеству актера и режиссера. 8 из 10 Сочувствие Госпоже Месть — это весьма необычное, странное и достаточно ироничное завершение трилогии мести Пака Чхан Ука. Где обилие жестокого насилия, сцен эротического характера и тяжелой атмосферы легко заменяется умиротворяющим содержанием, циничной историей и весьма необычным перфоменсом как для самого Чхан Ука, так и для всей его актерской команды в картине.
Итак, три из трех. Бинго! Трилогия «мести» завершена, но забыта она однозначно не будет, ее дело живет и будет жить. После успеха первой части трилогии Пак Чхан Ук получил массу лестных отзывов от кинокритиков, а «Олдбой» не просто снискал мировую славу, так еще и был расхвален в пух и прах самим Тарантино. Тем самым Пак получил своего рода марку качества, вип-пропуск в ту область интеллектуального кино, где твой успех ожидаем заранее, и даже если ты снимешь полный шлак, в нем все равно будут искать запредельный смысл, ведь на твоем фильме уже висит ярлык элитарности. Так всегда, сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя. И подобные метаморфозы практически всегда ознаменовываются некоторыми изменениями в почерке режиссера. А именно — рука становится тверже, пишет увереннее, но доказывать что-либо кому-либо больше нечего, а соответственно нет необходимости чересчур напрягаться. И в итоге у нас есть фильм, который приятно удивляет своим качеством (иного то мы и не ждали), радует своим весьма оригинальным сценарием, но в плане эмоций, вызываемых у зрителя, уступает не только второй, но и первой части трилогии. Итак, что сделал Пак в этот раз с так полюбившейся ему местью? В первом «Сочувствии» и «Олдбое» он наглядно показывал, что бывает, когда дух отмщения вырывается из человека и губит все в радиусе его поля зрения. В вышеназванных фильмах мы наблюдали своего рода передоз этим страшным наркотиком. Здесь же месть не свершилась. Госпожа смогла перебороть себя и отдать право вершить суд тем, кто заслуживал это больше, нежели она. Убийца получил свое, но Госпожа не удовлетворена. Я до последнего верил и надеялся, что она сама нанесет решающий удар. Однако мои надежды не оправдались. Она умыла руки. Теперь месть внутри нее стала гниющей опухолью и уже ничего не поделать. Логическая составляющая наконец-то вылечилась от своей хромоты — мотивы для мести абсолютно реалистичные и никаких сомнений не вызывают. Добросердечной Гым-джа, жаждущей отмщения за потерянные 13 лет молодости верится гораздо больше, нежели например зеленоволосому Рю из «Сочувствия господину.. .», который приготовил три порции кровавого месива за вырезанную у него обманом почку. Знак качества? Безусловно. А изюминка потерялась. По-моему фильм чересчур изобилует героями. Тут и огромное количество сокамерниц Гым-джа, и её дочь со своими приемными родителями, куча мам, пап и бабушек, желающих отомстить за убитых детей, кондитер со своим пасынком, полицейский, какой-то непонятный священник, кот, пес и оркестр корейских санта-клаусов. И если во второй половине фильма с героями более или менее все понятно, то поначалу, например, тяжело отличить одну уголовницу от другой и понять, что они натворили да и для чего вообще присутствуют в сценарии. В графе «эстетика» можно смело ставить жирный плюс. Снято реально красиво. Начиная от эффектных красных теней Госпожи Месть и заканчивая волшебной снежной сценой в финале фильма. А Йенг-Вук Джо со своей чарующей музыкой… Тут у меня даже слов особо то и нет. В общем и целом — красиво, качественно, с небанальным сюжетом, с неплохим юмором. Нет ни чувства недосказанности, ни чувства незаконченности. Однако еще в Древней Греции обозначили небольшой пунктик, стремление к которому определяет смысл кинематографа, да и в принципе искусства в целом. Катарсис. Эстетическое очищение путем переживания. Вот его я, к моему величайшему сожалению, не испытал. 7 из 10
Фильм, завершающий небезызвестную трилогию мести. В оригинале «Добросердечная Гым Джа-щи». Это наверное, самый женственный фильм. Он поражает красотой кадров. Уже с начальной вставки (кстати, заметьте, корейцы практически не используют в фильмах долгих заставок с музыкой и чтением кто же там в ролях) фильм поражает своей красотой… Не только в плане операторской работы, но и музыки. От музыки я получала просто огроменное удовольствие. Для меня этот фильм сродни какому-то предмету искусства вроде картины или скульптуры. В нем действительно чувствуется женская месть. Фильм женственен, красив, изящен — как и месть в нем. Красивый пистолет, изощренный способ отомстить… Это что-то вроде десерта, который готовила главная героиня. Он воспринимается гораздо легче предыдущих работ. Тем более, что он наполнен огромным количеством черного юмора. Пак Чхан Ук то ли пошутить решил, то ли подытожить так — в этом фильме присутствуют все главные актеры предыдущих двух фильмов. Пусть даже и некоторые появляются на несколько секунд. 10 из 10 «Гым Чжа совершила огромную ошибку в молодости, и хотя она использовала других людей для достижения своей цели, она так и не смогла искупить свой грех и успокоить свою душу.»
Заключительный фильм трилогии Пак Чхан Ука «Сочувствие госпоже Месть» сосредотачивает свое внимание на собственно личности, берущей на себя роль праведного судьи. По силам ли этот груз людям, и вообще, человеческое ли это дело или Божье — над этим и размышляет режиссер. В связи с этим основная роль отводилась главной героине, на нее падла вся основная нагрузка и ответственность. Гым Чжа Ли — героиня с нелегкой судьбой, которую мало кто захотел бы на себя »примерить». Чужие низость и подлость искалечили и изломали ее жизнь, но не сломили ее волю. Несмотря на все испытания и более чем веские причины относиться к людям, по меньшей мере, настороженно, она сумела сохранить в душе любовь, доброту и терпение, чем помогла многим. Но главное испытание она устроит себе сама, когда захочет заплатить по счетам и взять на себе роль того самого праведного судьи. Хотя Гым Чжа вроде и убеждена в своей правоте, демонстрируя внешне твердость и непреклонность, ее начинают снедать сомнения: не ошибается ли все-таки она, адекватна ли замышляемое ей возмездие тяжести проступка, может ли она нести такую ответственность? Ответы на эти вопросы героиня будет искать практически до самого финала, и все это на экране просто и убедительно играет неподражаемая Ли Ён Э, которая была мной после просмотра занесена в список любимых актрис. С ролью она справилась на «отлично»! Практически за всеми сценами с ее участием в «…госпоже Месть» следишь, не отрываясь, настолько искренне — нет не сыграла, а прожила на экране актриса. В частности, она очень впечатляюще показала, насколько героини, подобные Гым Чжа, одиноки, ибо даже люди, которым она сделала добро, начинают порой неосознанно ее сторониться и даже бояться. В первую очередь, боятся не соответствовать в чем-то ее моральным принципам, настолько они чисты и высоки, а ведь у всякого человека есть грехи, о которых он знает и которых стыдится. Гым Чжа же становится практически очеловеченной совестью, а ведь даже к совести собственной далеко не всегда хочешь прислушиваться. Лично мне до сих пор немного довелось видеть на экране столь профессиональных работ, которую продемонстрировала Ли Ён Э, а в южнокорейском кино, — это точно для меня первое откровение. Сцена суда над преступником — без сомнения лучшая в фильме, настолько натурально, эмоционально, классно все разыграно. Ни одной лишнего слова, жеста, взгляда, и поэтому этот эпизод потрясает до глубины души. Хотя, в принципе, в ленте Пак Чхан Ука есть, на что посмотреть и кроме этого момента. Профессиональная работа оператора Чун Чун Хуна дополняется чудесным музыкальным рядом композитора Сенг-Хюн Чои, давшем мощную подпитку эмоционально-чувственной составляющей фильма. Особенно трогательна в этом плане финальная тема. Не скажу, что разочаровали другие актеры, нет, все отыграли на пристойном уровне. Просто слишком уж хороша была Ли Ён Э, которая подавила и затмила буквально всех. Таким образом, и третий фильм, и трилогия Пак Чхан Ука в целом могут быть записаны с полным правом в золотой фонд не только южнокорейского, но и мирового кино. 10 из 10
Из всей «трилогии мести» Пак Чхан-Ука «Сочувствие госпоже…», пожалуй, самая изящная, женская, утончённая часть. Режиссёр, кажется, перевоплотился на время съёмок в женщину и стал лучше понимать, что есть дева, как думает дева и чем она может чувствовать, если не каменным своим сердцем. А, впрочем, это всего лишь размышления, проходящие второй «красной нитью» до минуты, с которой, как спусковой крючок неведомого механизма, запускается следующая заглавная тема истории-притчи: правосудие. Итак, вы всё ещё не поняли, с чем имеете дело? Фильм рассказывает нам о девушке, вышедшей из тюрьмы и собирающейся отыграться на человеке, сломавшем ей жизнь. Красиво и тонко повествование обыгрывается с совершенно разных сторон, и, в отличие от прошлых двух картин трилогии, является как бы абсолютно завершённым, даже имеющим сопоставимое «двойное дно» с потаённой метафоричностью. Большую часть экранного времени занимает жизнеописание событий, уже произошедших с Кэм Чжа Ли. Составляется полная мозаика бытия, после чего каким-то не совсем резким, но очень заметным ходом паззл из различных отсылок во времени принимает одну-единственную форму «настоящего» как определяющий контур развивающегося действа. Поэтому у зрителя может создаться впечатление, что история завернула за угол и пошла другим ходом. Так и есть, так, в принципе, и должно быть. «Сочувствие госпоже Месть» на сей раз отождествляет возмездие как кару, а не обычное наказание. У Пак Чхан-Ука, как бы то ни было и что бы там ни говорили, твёрдое убеждение, что месть хорошего не приносит. И если в прошлых фильмах трилогии обиженные, униженные и оскорблённые, осмелившиеся не поступиться страхом и совестью для ответного удара, в конце концов так или иначе умирали или калечились, то здесь кара предстаёт именно душевным грузом. Да, можно ещё долго рассуждать о фильме, приводить всякие аргументы, но ведь эта рецензия не является глобальным философопсихологическим кинообзором-анализом, потому стоит подвести итоги. Из всей трилогии я не осмелюсь выделять какую-либо часть более остальных (но «Олдбой», тем не менее, по эпичности своей явно лидирует), так что корейский кинематограф вновь нашёл чем поразить. Даже при пересмотре не отпускает ощущение высокой художественности, эстетичности грязного и мерзкого, чистоты последующего искупления. Так многогранно в Голливуде не снимут, нет уж. Нельзя не похвалить всех-всех-всех, работавших над проектом, и если я скажу, что фильм очень музыкален (и музыка поразительно красива), то придётся потом отметить отдельно оператора, режиссёра… Словом, если вас привлекают необычные, неординарные психологические триллеры с вендеттой, то не проходите мимо. Люблю твоё творчество, Пак Чхан-Ук. 8 из 10
В 1991-м году 19-летняя красавица Ли Гэм-чжа попадает в тюрьму по ложному обвинению за убийство и похищение ребенка. За решеткой она быстро завоевывает расположение сокамерниц, за что получает имя «Сердечная госпожа». Отсидев 13 лет, Гэм-чжа выходит на свободу с чистой совестью и планом мести, который вынашивала все эти годы. Правда, прежде чем приступить непосредственно к вендетте, ангел-истребитель отправляется на покаяние к родителям погибшего малыша, и чтобы они до конца поверили в искренность ее раскаяния, отрезает себе палец… Добившись желаемого прощения, Гэм-чжа пускается на поиски того, по чьей вине ей пришлось провести в заключении свои лучшие годы. В этом ей содействуют бывшие тюремные шалавы, чье расположение она усердно завоевывала на нарах. То, в чем именно заключалась сердечность Гэм-чжи, как раз в подробностях живописуют многочисленные флэшбэки, которые вставляются в ткань повествования синхронно основному действию. В ретроспекциях, эффектно и систематически нарушающих линейный порядок сюжетоизложения, утверждается статус Гэм-чжи, как праведницы, этакой корейской Амели Пулен, которая любила делать добрые дела, помогала слабым и наказывала нехороших. Наибольше впечатление производит то, как ловко она расправилась с тюремной паханшей — дородной лесбиянкой, терроризировавшей и подчинявшей себе некрепких духом сокамерниц. Несмотря на то, что в середине первого десятилетия мести было посвящено немало заметных и даже значительных картин (мстят своим врагам герои фильмов «Гнев» и «Мюнхен», «Набережная Орфевр, 36» и «Трое похорон Мелькиадеса Эстрады», «Самаритянка» и «Ботинки мертвеца», «Таинственная река» и «Хостел», «Догвилль» и «Столкновение»…), всерьез взялся культивировать теорию и практику возмездия только Пак Чхан-ук. Если рассудить по справедливости, то вендетта вошла в моду вовсе не с легкой руки Тарантино, ведь еще за год до выхода «Убить Билла» именно этот корейский шокмен снял «Сочувствие господину Месть», да и «Олдбой» появился на экранах чуть раньше истории про Черную Мамбу. По Чхан-уку следует, что месть — та естественная мотивация, что компенсирует дефицит сильных эмоций, являясь протестом против цивилизации, которая категорически не приветствует личное сведение счетов. По признанию режиссера, насилие сегодня стало одной из главных движущих сил общества, а возмездие, таким образом, — действенной пружиной его собственных фильмов. Больше того, Чхан-ук свято убежден, что это вообще самая драматичная тема на свете: ведь человек во имя отмщения готов не только переступить через закон, но и пренебречь любыми ограничениями. Месть — это в то же время «прекрасная» возможность выпустить накопившийся гнев, поэтому если у вас до сих пор такой возможности не было, то вы должны быть благодарны судьбе, что она дала вам такой шанс. Обратившись к данной теме, Чхан-ук не только (что уж кривить душой) эстетизирует насилие, но и критикует потребительское отношение своих сограждан к жизни. Так после коллективной мести детоубийце, родители малолетних жертв сначала хором поют «С днем рождения», а потом принимаются дружно собирать номера своих счетов для перевода денег, некогда выуженных у них преступником в качестве выкупа. В этой, в общем-то земной истории о грехе и искуплении Чхан-ук чудодейственным образом совмещает фантастический взгляд на окружающий мир (здесь вы не найдете «ни кадра в простоте», а каждый второй вообще похож на сновидение), музыку Антонио Вивальди (под которого уже устраивалась нешуточная бойня в «Олдбое») и Николо Паганини, отсылки к классическому детективу Агаты Кристи и резкие социальные нападки (служитель закона лично инструктирует родителей, как лучше убивать маньяка, чтобы доставить ему наибольшие страдания). Этот до жути красивый гиньоль еще больше упрочил престиж корейского кино. После таких фильмов, как «Ложь» Чан Сон У в 1999, «Остров» Ким Ки-Дука в 2000 году, «Адрес неизвестен» (его же) и «Остров цветов» Сон Иль-Гона в 2001 году, «Оазис» Ли Чхан-Дона в 2002 году, «Жена хорошего юриста» Им Сан-Су в 2003 году, «Низкая жизнь» Им Квон-Тхэка и «Пустой дом» Ким Ки-Дука в 2004, история о «добросердечной леди Макбет» стала уже девятым южнокорейским фильмом, представленным за последние 6 лет в конкурсе МКФ в Венеции. Оттуда в сентябре 2005 года «Сочувствие госпоже Месть» вернулось сразу с двумя призами.
Заключительная и самая странная часть трилогии режиссера Чхан-Ук Пака, посвященной мести. В фильме «Сочувствие госпоже Месть» режиссер умело совместил гиперреалистическую жестокость и символизм, наполнив видеоряд картины набором тяжелых символов, дабы превратить ленту в универсальное произведение искусства. История Кем Чжа Ли, 13 лет отсидевшей за преступление, которое она не совершала и ее потрясающей, коварной и чисто женской мести, рассказана режиссером в духе азиатского магического реализма. Режиссер в своей позиции оправдывает Кем Чжа, считая ее месть праведной(в предыдущих фильмах трилогии позиция была иной). Тот, кто отправил Кем Чжа в тюремный ад, будет страдать за свои грехи. Его преступления будут отмщены и зритель будет шокирован тем, КАК героиня будет мстить, все равно оставаясь при этом ранимой и искренней(об этом говорит и музыкальное сопровождение фильма, состоящее из красивейших классических мелодий, и большое внимание режиссера на белый цвет как символ очищения, и необычные приемы оператора на протяжении всего фильма, открывающие суть характера героини). «Сочувствие госпоже Месть» — жестокий, тяжелый и неприятный фильм, достойно завершивший трилогию Чхан-Ук Пака. Поймут его немногие, но я рекомендую данную картину всем, ибо это не столько жанровый фильм, сколько притча о мести во имя справедливости. 10 из 10
С вами, подруги, так много раз шла я плечом к плечу. Слышите, я говорю за вас, Ваши слова ищу. Бережно сердце в руках держу, Ваши слова просты. Все будет просто, что я скажу, Сразу сойдясь на «ты». Интересный проект Пан-Чхан -Ука, но не более того. Поскольку это самая что ни на есть артхаусная история о мести. Это история Ли Гын Джа. Эту женщина обвинили в том, что она похитила и убила ребенка. Тринадцать лет она отсидела в тюрьме. И теперь она жаждет мести. Знаете. Если бы я снимала данный фильм, то он бы получился совершенно другим. Не потому, что он плох, а потому, что это абсолютно мужское представление женской души, со смакованием приправленное флешбеками о судьбе главной героине и ее товарок по камере. С десяток жизней вплетаются в одну «женскую долю», так сказать. Однако понятие этой самой «доли» для женщин и мужчин весьма разнятся. Да, Гын Джа хочет отомстить. И с мужской точки зрения месть эта показана наилучшим образом. Однако ни один мужчина ни на йоту не знает женскую душу. А зрителю остается смириться и наслаждаться. Поскольку картина действительно хороша. Здесь есть интересные режиссерские находки. Например: расправа родителей с похитителем детей или разговор главной героини с дочерью в конце фильма. Вот только женщина действовала бы по-другому. Оружие женщины не пистолет, а яд и хитрость. Поэтому сама картина мною названа хоть и хорошей, но слишком мужской. Вот и все. Ни одна женщина не станет такой, как Гын Джа (а в данном случае режиссер представил ее настоящей сукой, прошу простить мой французский), поверьте мне, даже оказавшись в ее ситуации. Поскольку даже мстительная женщина никогда не убьет животное, и уж точно никогда, разыскав давно потерянного ребенка, не станет обращаться с ним столь хамски и пофигистски. Господин Чхан-Вук, вы сняли отличный фильм, но вы абсолютно не знаете женщин. 10 из 10
Как-то где-то я читала, что уровень технического прогресса дошел до такой степени, что мы уже не можем сказать, гениален ли фильм или просто у него безупречная картинка. Визуальный ряд «Сочувствия госпоже Месть» безупречен с самых титров. Безупречен, выверен, отточен и мастерски дополнен звуковой составляющей. Тем не менее смотреть фильм очень тяжело. Одновременно тоскливо и невозможно остановить. Действие есть, героиня присутствует и, хотя недостает интриги, тем не менее, нельзя сказать, что полностью отсутствует элемент неожиданности. При всем при этом фильм режет глаз как яркое солнце на белом снегу. Медленно, ненавязчиво и бесповоротно погружает в отчаяние и глухую депрессию. Белый снег («Я хочу, чтобы жизнь твоя была чиста и безгрешна»), бордовые тени Кем Джа («Так я кажусь добрее»), почти гротескная жестокость тюрьмы («Ты же знаешь, что мне нравятся полненькие»), мрачная темнота ночных улиц — все как будто пытается донести до нас больше, чем кажется на первый взгляд. Возможно, в этом специфика азиатских фильмов. А возможно, так на нас из-под незнакомой одежды любопытным глазом смотрит арт-хаус.
- Ты начала краситься бардовыми тенями? - Так я выгляжу добрее… «Сочувствие госпоже Месть» — третий и последний фильм «трилогии мести» Пак Чхан-ука. Картина получилась легкой, изящной, но совершенно бескостной по сравнению с первыми двумя фильмами. Главная героиня «Сочувствия» — Кем-Джа Ли — выходит из тюрьмы по истечении 13 лет, чтобы воплотить свой блестящий план мести в жизнь. В конце концов ей это удается. Только вот какой ценой… Посмотрев этот фильм, я понял что полноценной «трилогии мести» ну никак не получается. «Госпожа» очень близка к проблематике первого фильма, а «Олдбой» у Чхан-ука слишком самостоятельный, чтобы быть всего лишь «одним из». Поэтому тут было бы логичней говорить о дилогии «Госпожи» и «Господина Месть». У этих двух фильмов много общего. Главная мысль — «Если ты возвращаешь ребенка родителям — это во благо, если нет — во зло…». Единственное, что отличает «Госпожу» от первой картины — общая незаконченность. Концовку, я думаю, каждый поймет по-своему. Ну, а с технической стороны нет никаких претензий. Все очень даже на уровне. Бьющий по мозгам стиль, брутальные сцены под классическую музыку, замечательные актеры… Все, что касается формы — идеально. Содержание только подразочаровало чуток. Хотя в отличие от того же тарантиновского «Убить Билла», фильм получился более честным. Там «кино о кино» без особой идеи, здесь идея есть. Я слишком много грешила… Я не достойна такого ребенка как ты… Что-то в этом есть такое, чему веришь. Мой вердикт: достойно. Пак Чхан-ук отполировал свое кино до блеска и у него получился действительно нужный трилогии фильм. Первая картина мне представляется наброском будущих работ, вторая — основой всей трилогии, третья — корректировкой того, что уже было написано. В любом случае мне понравилось: 8 из 10
Кровь и кондитерский крем — странное сочетание. Но в этом что-то есть. Чистота и жестокость — небывалая пара. Но Ли Кымджа объединила их в себе. Невинная жертва справедливо мучается от угрызений совести. Она же не причастна ни к убийству несчастного мальчика, ни к сиротству собственной дочери. И единственное, что должно в ней гореть, — это ненависть, слышащая хищное шипение мести. Однако кинематографический мир Чхан-ука не для однозначных мотивов. Кажется, в нем у всего есть оборотная сторона. Закончились вступительные титры, грянула приветственная песня. Возрадуйся же, Кымджа, новой жизни, белой и чистой, как этот идеальный торт со сладким кондитерским кремом. Ах, нет — ее ведет след крови, что пролилась 13 лет назад. И Кымджа идет вперед, спеша по зову жестокости. Лишь сюжет смотрит ей в спину, ибо его путь иной. Разлетаясь, как хрупкий хрусталь, в мелькание фрагментов, он живет анахронизмом, не признавая условности кино. Последовательность кадров — не ограничение для режиссер, а все лишь правило игры со временем, повод, чтобы разрушить границу между настоящим и памятью. Время на экране сворачивается в узел, ритм истории способен вызвать мигрень своею безумной какофонией. А мысль тем моментом сама по себе начинает собирать мозаику, становящуюся параллельной витиеватому контуру чувств, которыми Чхан-ук сплетает собственную картину реальности, видимой лишь ему одному. Не преминув упрекнуть режиссера в запутанности и неоправданной сложности повествования, зритель останется наслаждаться изобретательными кинематографическими шарадами. Между тем, само изображение выстроено по-юношески остроумно и прозорливо, с тонкими намеками и очевидными завитушками, точно на том торте, который так умело готовит Кымджа. Если монтаж соединяет совершенно не связанные кадры, это не значит, что они разобщены. Потому что зоркий глаз режиссера всегда находит вещи, штрихи, детали, которые существуют как бы вне времени и ситуации. Пространство оказывается замкнуто на себе, его диалектическая сущность преодолевается и становится похожа на аморфную перетекающую субстанцию, в которой нет физической логики. Она парадоксальна так же, как и поток сознания в голове героини. Чхан-ук словно откололся от созерцательной традиции восточного кинематографа, поэтому его экранные экзерсисы замешаны вовсе не на метафизике расширенного сознания или медитативном растворении в пейзажах. Стержнем картины становится вечная разнородность мысли и чувства. Как это часто бывает, иррациональное кажется непобедимым для расчетливого разума. Вместе с тем Чхан-ук показывает естественную и закономерную двойственность реальности в каждом ее проявлении. И дочь Кымджы все равно винит свою мать, потому что она ее бросила, а причина тому уже не важна. Действие, словно изолированная субстанция, несет в себе конкретный характер, заранее определенный и не зависящий от контекста. Как бы мы не хотели простить героиню, указав на объективные обстоятельства, она преступница в глазах дочери. Это истинно так же, как истинна ее невиновность для любого другого человека. Отношение чувств видится центром художественной системы Чхан-ука. Он ставит их в странные сочетания и наблюдает за возникновением искры от трения, которое и рождает драму, скрытую во внутреннем монологе. На поле «Сочувствия госпоже Месть» пытаются ужиться спасение от призраков прошлого вместе с утоленной жаждой мести. Героиня идет от собственной юности, безукоризненно чистой, наивной к зрелости, пропущенной через все горнила порока. Но безжалостное убийство злодея прошлого, не очищает ее настоящее. С белоснежного торта для нее никогда не сойдут пятна крови. И оттого в последних кадрах отчаяние так невыносимо прекрасно, что хочется одновременно смеяться и плакать. А то, что это возможно, Чхан-ук доказал своим фильмом — обворожительным кинематографическим узором, соединяющим несоединимое.
Глубокий вдох и разнеслась нежная мелодия. И хрупкий женский голосок напевает мотив… Воздушные белые одежды и падающая листва… Снег, плавно ложащийся на мостовую… И женщины, много женщин с глазами полными боли. Такие воспоминания остались у меня после «Сочувствия госпоже Месть». Я не люблю восточное кино. Его чрезмерная специфичность либо сводит с ума, либо раздражает. Но в данной картине не видишь лиц — только сплошная красота. А красота не имеет национальности. Сюжет фильма похож на острие ножа. Ты любуешься совершенством отражения в стальном лезвии пока не понимаешь, что оно — суть зла и жестокости. Гым Чжа — воплощение нежности и чуткости восточной бабочки. Ее юная наивность трогает и умиляет до глубины души. Ее стойкость и спокойствие восхищают. Ее самоотверженность дают мне силу надеяться. Выдох. 10 из 10 ЗЫ. мужчины вряд ли достойно оценят этот фильм. Впрочем, как и дилогию «Убить Билла». Кино, наполненное исключительно женскими нотами, но представленное мужчиной, удивляет и пленяет. Не обижайте женщин…
Начальные титры фильма о многом говорят зрителю, игра двух цветов, красного и белого, своего рода аллегория. Художественные образы белого — это свет, раскаяние, добро, ангельское начало. Красный — демон, живущий в душе героини, ожидающий мести. Очень жесткий фильм, подобный мне по ощущениям, наверно был «Кинопроба», Такеши Миике. Теперь эти картины для меня входят в десятку самых страшных фильмов. Ведь страшно то, что может произойти в жизни. Нет хуже маньяка, издевающегося над ребенком… Нет хуже женщины, которую обстоятельства превращают из ангела в дьявола… История ужасна по своей сути, женщину незаслуженно обвиняют в убийстве мальчика. 13 лет в тюрьме она давит гнев лишь для того, чтобы выйти и расправиться с обидчиком. Сон, в котором она убивает его, доставляет ей счастье. Этот момент заслуживает отдельных похвал оператору, образ мужчины, ассоциируется с животным, которого тянет за веревку героиня. Кровь, которая брызжет из человечьей головы в теле собаки на снег, будет литься не только во сне, но и изощренным образом на яву. Все актеры, занятые в этой ленте — удачно воплотились в своих образах. Персонажи, во многом харизматичны. Запомнился проповедник, дьявольская сокамерница, убившая своего мужа, а потом съевшая его. Родители умерших детей и т. д. Просто невозможно представить момент расправы над маньяком, я точно еще не видела подобного в кино! Слабонервным я бы не рекомендовала фильм к просмотру, но любителям азиатского, стильно снятого, жесткого триллера-драмы, с элементами мистики настоятельно советую! 10 из 10
Чхан-Ук Пак снова на высоте. Быть может, не столько в плоскости сюжета или своеобразной филисофии мести. В последней части трилогии съёмочная команда во главе с режиссёром радует нас больше визуальными ощущениями, качественными сценами с точки зрения восприятия и радующими глаз переходами от эпизода к следующему. Но указанное выше относится скорее к категории «ожидали — получили», ибо о сохранённых умелым режиссером традициях постановки забывать не приходится. Наблюдать смену действия в творении Чхан-Ук Пака невыразимо приятно. Глубокие, аккуратные, отточенные и отчасти захватывающие кадры картины, выразительная актерская игра, прекрасная музыка заставляют сопереживать главной героине Гем-Джа Ли в её святом стремлении отомстить труднопредставимому злодею, герою перерожденного, неповторимого Мин-Сик Чои. Фильм можно отнести в разряд оканчивающихся грустным, от того еще более проникновенным, happy end`ом. Стоит посмотреть, стоит почувствовать и капельку захотеть настоящей мести.