Джеки Робинсон — такая же легенда в бейсболе, как Мохаммед Али — в боксе или Джесси Оуэнс — в легкой атлетике. А для афроамериканцев — самая настоящая икона. В честь первого в высшей лиге чернокожего бейсболиста названы стадионы и школы, улицы и университеты, больницы и премии. Его лицо украшает почтовые марки, фасады стадионов и юбилейные монеты, а номер 42, под которым он выступал в «Бруклин Доджерс», закреплен за ним на веки вечные как символ борьбы с расизмом в американском спорте. Но все это лишь фасад тяжелой, увлекательной, полной событий и борьбы жизни выдающегося человека, который смог перешагнуть через стереотипы и предрассудки и выиграть самую страшную войну — войну с лицемерием, узостью мышления, тупостью, ненавистью, непониманием, косностью взглядов других людей и собственными страхами. Очень трудно не скатиться в пафос, говоря о таких людях. Тем более в XXI веке, когда многие белые утопают в комплексе вины, политкорректность правит бал, а борьба за расовое равноправие приобрела совсем иное измерение, нежели в далеких 40-х, когда «свободному» негру отводились «особые» места в автобусе, «особые» туалеты, «особые» школы, «особые» дороги и, конечно, «особые» спортивные команды. Негры были свободны в пределах отведенных им белыми резерваций и неписаных правил. Несомненно, в фильмах на подобную тематику нужно быть очень тонким психологом и знатоком своего зрителя. Дешевый пафос зритель раскусит, с другой стороны, любая неполиткорректность может вызвать скандал. Уверенный профессионал Брайан Хелгеленд аккуратно обошел острые углы, сосредоточившись на высоконравственной борьбе Робинсона с системой, которая всеми силами старается выдавить его. Каким образом Робинсон воспитал в себе ту внутреннюю свободу, с которой ничего не смогли сделать травившие его коллеги и журналисты? Что сделало его человеком такой несгибаемой и поистине гандиевской силы воли и духа? Как он стал таким серьезным профессионалом бейсбола, что на него обратили внимание главы одной из самых сильных команд? Хелгеленд все это оставил за скобками. Возможно, это и не нужно. Ведь фильм о легенде, а легенда родилась в тот день, когда черный парень вышел один на один с ненавидящей его толпой белых на бейсбольный стадион, чтобы побеждать и доказывать свое собственное и своей расы право на жизнь. Получилось хорошо. Конечно, совсем уйти от пафоса режиссер, он же сценарист не смог, но, скорее всего, это просто невозможно при поднятии такой многосложной темы и рассказе о столь значительной личности, имеющей слишком много поклонников и слишком много живых свидетелей ее деятельности, чтоб откровенно врать или говорить без пиетета. Правда, вместе с добавлением восхищения и уважения, ушла какая бы то ни было противоречивость, необходимая для создания объемного образа. Очень интересную работу над собой проводят герои второго плана, вынужденные мириться с чернокожим коллегой, принимать новое и учиться взаимопониманию. Сам Робинсон остается фигурой слишком положительной, слишком правильной — как нарисованный. С одной стороны, это правильно, и не нам, людям из страны, где снят «Ленин в Октябре», «Чапаев» и «Щорс», говорить о чрезмерном любовании выдающимися личностями, но с другой — идеализация Робинсона в течении 2-х часов экранного времени несколько надоедает, нивелируя конфликт героя с миром и самим собой. Поэтому к финалу лента теряет драматический накал и превращается в панегирик. Чедвик Боузман сыграл своего героя красивым, вспыльчивым и решительным человеком, способным противостоять целой банде ненавистников с созерцанием и спокойствием, достойным Конфуция. Конечно, в его душе кипят страсти, и его герою больших сил стоит держать себя в рамках данного владельцам команды обещания не отвечать на провокации. Все было сыграно хорошо и достаточно правдиво, хотя иногда казалось, что Чедвик не дотягивает, что он слишком спокоен внутренне и внешне, что ему — сыну другого века, не хватает осознания трагедии, в бой с которой вступал его герой. Хотя пенять в данном случае нужно скорее режиссеру. Так же слишком идеализирован и герой Харрисона Форда. Пожилой актер прекрасно исполнил роль человека, принявшего на себя ответственность за самое, возможно, важное решение в истории американского бейсбола — преодоление цветного барьера, но Форду, сильному актеру, не так уж часто дается возможность углубиться в характер своего персонажа, большую часть времени он остается типичным «мудрым дедушкой», напутствующим главного героя, а ведь Бранч Рики — фигура в бейсболе едва ли не более масштабная, чем Робинсон, и он получил не многим менее серьезную ответку от различных расистских организаций, чем сам Робинсон за свое невероятно смелое по тем временам решение. В «Большом Голливуде» не очень любят копаться в мотивах, но, надо отдать должное Форду, в нескольких сценах у него получилось показать своего героя именно тем самым несгибаемым идеалистом и одновременно бизнесменом, который смотрел в будущее на сто шагов вперед и был столь уверен в своей правоте, что не сломался под натиском всяких фашиствующих молодчиков. «42» — хорошее, цельное, хотя и довольно традиционное биографическое кино, неспешное и достаточно вдумчивое. Обозначающее проблемы и предлагающее для них спорное, но все таки решение. Рассказывающее о великом человеке несколько возвышенным, но все же довольно честным языком. Правда, людям, которым плевать на бейсбол, он может показаться длинным и скучноватым. Хелгеленд, на мой взгляд, слишком увлекается бейсболом: кажется, ну одну игру показали, ну, другую, ну, третью… Сколько можно? Неужели нигде не проявлялась борьба и сила Джеки Робинсона, кроме бейсбольного поля? А нас ждут еще несколько довольно утомительных, хоть и судьбоносных для Робинсона игр. Тем не менее, картина не кажется плоской и отчаянно хвалебной, как многие подобные ленты. Тема расизма слишком щекотливая, чтобы к ней можно было относиться ровно, даже если ты такой спокойный, осторожный и рассудительный режиссер, как Брайан Хелгеленд. Несмотря на умиротворяющую, пацифистскую интонацию фильма, правды, которая была показана, достаточно, чтобы ненавидеть расизм и однозначно приветствовать то, за что боролся Джеки Робинсон. А сейчас, когда во всем мире начался новый виток протестов против дискриминации, этот фильм становится еще более актуальным, ибо говорит о возможности мирного сосуществования через простое признание существования у любого «другого» человека таких же талантов, такой же души, такого же мозга и тех же умений, что и у условного тебя. Что важно, без перегибов и заискиваний, без похотливой лицемерной узаконенной толерантности, а просто с обычным взаимоуважением, терпимостью, как это умел делать Бранч Рики, как это понимал Джеки Робинсон. Действуя слаженно и заодно, они смогли вывести бейсбол в стране на новый уровень, а значит, такое возможно и во всем мире. По-крайней мере, авторы фильма в это верят и заставляют верить своих зрителей. 8 из 10
Жизнь — крайне беспощадная штука! Порой недостаточно просто иметь талант и целеустремленность, если окружающие вдолбили себе в голову зацепиться за что-нибудь незначительное (вроде цвета кожи, разреза глаз, религиозных предпочтений или ориентации), вгоняющее необразованное стадо, существующее по заржавевшим лекалам в неконтролируемые приступы гнева. Не удивляйтесь, что века назад, что сейчас, эта гнилая часть общества, будет пытаться заставить тех, кто хоть чем-то «отличается», чувствовать себя изгоем. Мы, как-то уже поднимали эту тему, и пришли к следующему выводу — подобных индивидов плодит невежество, воспитание, извращенные понятия ценности человека, как создания свободного, разумного, закладываемые в умы людей с раннего возраста. А те в свою очередь передают сей «мудрые» наставления подрастающему поколению и проходит чуть больше двух десятилетий и новая группа испорченных (в моральном смысле) вчерашних спиногрызов готова к выдвижению. Ныне, нам представлена история из далеких сороковых, в центре которой, одно молодое дарование — Джек Робинсон, что не уподобился толпе и нашел в себе мужество выдюжить там, где малодушные тотчас же опустили бы руки. Давайте поподробнее: Персонажи: Джек Робинсон: «42» — художественный фильм, основанный на реальных событиях и, увы, о точности его следования достоверности я судить не могу, но, по моему мнению, это не столь важный критерий в большом и добротном кино. 1945 год, окончание Второй мировой войны, всесветная победа над фашизмом и предстоящая борьба с расизмом на территории США. Джек Рузвельт Робинсон, 26 лет, игрок «Канзас-Сити Монаркс», привлекает внимание руководителя бейсбольной команды «Бруклин Доджерс». Коли место в Вышей лиге, Джеку досталось за невероятные успехи в спорте, трудолюбие и непоколебимый характер, впереди у него еще более суровое испытание — противостояние с предрассудками, крепко укоренившимися по всей Америке. Благо у нашего героя есть то, за что стоит стараться и поддержка в лице близких друзей. Успех рано или поздно приходит к тем, кто сегодня прилагает усилия, с верой в себя и в завтрашний день — рабочая формула, проверенная временем, практически не имеющая исключений. Бранч Рики: Чья прогрессивная политика норовит потрепать нервишки не одному богатею у руля национальной игры. На дворе 46-й год, 16 команд, в Главной лиге ровно 400 человек и все белые, однако мистер Рики переломил типичный расклад, и в апреле 47-го их стало 399 — 1 был чернокожим. Всё начинается со строго отбора, где отсеиваются слабовольные и старички, по весьма понятным причинам — первых консервативные фанаты обглодают до костей, вторых хватит ненадолго. Основная цель этого исторического решения, со слов Бранча Рики — заработок и веяние эпохи, тем не менее, позже, в процессе его душевного разговора с Джеки, зритель понимает, что действия директора носят больше личный характер, нежели дешевая работа на публику. Бен Чапмен: Менеджер «Филлис» — олицетворение нигилизма в том понимании, что его громогласные расистские выступления вносят разлад в шаг за шагом выстраиваемую систему принятия «не такого как все» в дружеские объятия команды и зрителей на трибунах, которые волей-неволей начали воспринимать Робинсона всерьез. Желание выкобениваться у Чапмена пропадает тогда, когда его выпады начинают мешать его карьере, и под давлением стремительной смены негласного закона о расовой сегрегации, он становится покладистым. Иронично, не правда ли? Атмосфера: Тех, кто не знаком с правилами игры в бейсбол (коим я и сам являюсь), происходящие на экране зрелища могут не зацепить. Впрочем, нужно отдать должное постановщикам, они сумели привнести динамику в непопулярный у нас вид спорта и все же зажгли мой интерес, а декорации (возведенные в мельчайших деталях), костюмы и общее настроение отправили в первую половину XX века. Актерская игра: Чедвик Боузман невероятен! Сколько бы картин я с ним не посмотрел, всякий раз он удивляет все новыми и новыми образами. Он великолепный драматический актер, способный выжать максимум из любой сцены (момент в коридоре между раздевалкой и бейсбольным полем, когда доведенный до безумства Джеки крошит биту о кирпичную стену, пробил до дрожи!)! Харрисон Форд, в роли Бранча Рики совмещает в себе строгость начальника и проницательность доброго товарища, без робости говорящего правду в глаза. У Алана Тьюдика, сыгравшего Бена Чапмена получился скользкий мужлан, застрявший в пучине устарелых соображений обывательской пошлости. Итог: Лента Брайана Хелгеленда — мастерски написанная, снятая и сыгранная ода легендам бейсбола! Каждый причастный к данному фильму очень четко понимал ответственность, стоящую перед ними и выдал предельно качественный результат. 9 из 10
За последние несколько лет вышли как минимум три выразительных проекта, посвященных непопулярной сегодня теме расовой сегрегации в Соединенных штатах. Поэтому экранизация истории чернокожего бейсболиста у меня вызывает ассоциации с «Прислугой» и «12 лет рабства» и сравнение в целом выдержано, хотя перед нами изначально картина более скромного кассового калибра. Спортивная драма без творческого размаха от просмотра которой получаешь ровно столько, сколько ожидаешь. С первых же минут я, в самом приятном смысле, обратил внимание на бережно переданную атмосферу 1940-х, хотя не стоит ожидать десятков раритетных автомобилей и дорогого реквизита в кадре. Производственные затраты выдержаны довольно скромно, хотя вы увидите приличное количество статистов, естественно, в сценах на стадионе. Как человек, давно интересующийся темой сегрегации, могу отметить, то тема по-своему передана интересно и лишний раз интересно наблюдать противоречия между многовековыми стереотипами и вызовом времени. Соединенные штаты принимали участие в уничтожении нацисткой идеологии, а сами же приравнивали чернокожих чуть ли не к животным. Вторым важным мотивом всей рассказанной истории можно смело назвать именно бейсбол, ведь перед нами все же спортивная драма. Никто не станет разжевывать вам правила американской национальной игры (как обычно, впрочем), но это и не требуется в рамках фильма — все завязано именно на истории конкретного игрока и его команды. При этом меньшее значение уделено тренировочному процессу, а акцент сделан на климате доверия внутри коллектива. Наблюдать за изменением градуса напряжения, за отходом от предубеждений — очень интересно. При этом Робинсон в фильме не показан в качестве какого-то сверхчеловека, которому нет равных. Здесь, опять же, очень тонко передана мысль о несправедливых притеснениях по расовому признаку, лишающих талантливых спортсменов шанса проявить себя. Хотя исполнитель главной роли немного старше реального Джеки Робинсона, игра Чедвика Боузмана не только не вызвала нареканий, но и надежно погрузила в события семидесятилетней давности. По большому счету два часа времени можно охарактеризовать как бенефис двух героев, вторым из которых выступает персонаж Харрисона Форда — пожилой функционер спорта. Его отношение к молодому чернокожему игроку трудно по ряду причин назвать отеческими, и все же дуэт получился вдохновляющим. На контрасте с тем негативом, который выпал на долю Робинсона, подобная позиция, как говорится, помогает верить в людей. 8 из 10
Восхитительный, «сногсшибательный» бейсболист Джеки Робинсон своим появлением в большой игре вызвал резонанс не только на трибунах, но и стал, своего рода, первопроходцем, открывшим дорогу в бейсбол другим афроамериканцам, которых в 40х и следующих десятилетиях встречали: «Только для белых» (на игровом поле тоже). Попробуем воссоздать пространство картины, которая вполне легко и плавно начала свою жизнь под углом такого оператора, как Дон Бёрджесс, который, кстати, работал в картине Форест Гамп, что не могло не сказаться на очень приятной для глаза картинке. Как пламенное слово захватывающей истории оставляет свой отпечаток в душах её слушателей, так здесь, в виду её ровной текучести и заурядной плавности, с течением времени обращал на себя внимание лишь внутренний стержень, которым обладал этот удивительный спортсмен: Джеки Робинсон. Вот только история его была рассказана без какого-либо энтузиазма и эмоционального размаха, без погружения в его мысли по поводу происходящего вокруг него (а ведь с тем, что было на поле и вне его, когда человека за цвет кожи унижали, ему приходилось держать эмоции в себе); без погружения в его семейную и командную жизнь. (Вспомним отличную картину о бейсболе почти тех же лет «Их собственная лига» с тем же «Форестом Гампом»). Здесь ничего этого нет. Только поверхность, ровная и гладкая, в котором мы видим лицо Джеки, чьё имя, спустя годы, запечатлели в зале славы. Актёры безынтересны, предсказуемы, плоски, как и вся история, за исключением главного персонажа, который вполне естественно выглядел на экране. Итог: слабая работа. 5 из 10
А мне этот фильм понравился. Он еще раз подтвердил, что Брайан Хелгелланд попросту не умеет снимать плохо. У него получилось искреннее и трогательное, несколько поверхностное, но тем и приятное кино переносящее зрителя в далекие послевоенные сороковые годы сами догадайтесь какого столетия. Неожиданный для многих эксперимент по приглашению афро-американского игрока по имени Джеки Робинсон в бейсбольную команду оказывается элементом тщательно продуманной комбинации имеющей своей целью изменение орбит общественного мнения в вопросах межрасовых взаимоотношений. Вместе с командой мы в течении одного сезона будем следить как много всего придется преодолеть обычному парню, цвет кожи которого не всех устраивает. Приятно, что создатели ленты не станут выжигать слезу показывая крупным планом вопросы дискриминации и расизма. В авангарде будут как раз вопросы конструктивные — изменение отношения к проблеме у людей, которые ранее об этой теме не задумывались, принимая на веру сложившееся положение вещей. Тут ключом будет милая сцена, когда один из игроков попросит главного героя принять душ вместе с командой (Робинсон по традиции мылся после всех). Это и будет настоящее единение. А в остальном, все сделает Харрисон Форд. Этот известный актер сыграет совсем не главную роль, но его участие добавит ленте искренности. Характер рискующего всем дельца, время от времени цитирующего Библию, оказался совсем непростым. Форд оживил его, придал душевности и жесткости. Тем самым, был проложен ассоциативный путь к картинам тех лет и таким противоречивым в своей харизме персонажам Спенсера Трэйси. Эффект был дополнен устным упоминанием про ди Маджио и его партнеров, что безусловно вызвало не одну ностальгическую мысль у смотрящих ленту американцев. Это же фильм о бейсболе, и целевая аудитория тут была очерчена заранее. И даже в этом, фильм оказывается неподкупно искренним, возвращая всех зрителей к чему-то тому что современный коммерческий кинематограф возможно уже утратил. 7 из 10
Редко пишу, какие либо отзывы по фильмам, тем более положительные. Но здесь как то задело больше обычного. Помниться пару лет назад была отсмотрена картина «Человек, который изменил всё», но она, почему то не цепляла особо, потому что в фильме показана лишь введение статистических данных на передний план. Тут же история богаче явно. 1947 год. Рассказывает о первом афроамериканце в Национальной Лиге Профессионального Бейсбола (в спорте исключительно для «белых»). Очень хорошо переданы порядки и атмосфера того времени. Надписи «Только для белых», трибуна «Цветные», непринятие как игрока даже в своей команде лишь через то что «черный». Но и есть значительные контрасты. Есть многие просто позитивные и гуманные моменты. У меня чуть слёзы не навернулись, когда с виду злой мужик подошел к герою, и уже казалось, что сейчас его с женой побьют, и сказал ему: «Что б ты знал, я надеюсь, ты вытянешь. Многие здесь так же думают. Если у парня талант — ему нужно дать шанс, я считаю». На счёт актёрского состава могу сказать лишь то, что все играли свою роль очень хорошо. Всем могу сказать — ВЕРЮ. Более всех порадовал Чедвик Боузман, он просто затмил именитого Харрисона Форда. Техническая сторона тоже порадовала. Всё на высоте — операторская работа, сценарий, режиссура, только ОСТа я просто не заметил — просто не было времени на него отвлечься. Два часа просмотра пролетели как минута. 9 из 10
Пробрало до дрожжи! Давно со мной такого не было, но этот фильм просто волшебен! Долго не решался распечатать упаковку, подозревая, что внутри унылая и скучная (что типично для жанра) история о черном бейсболисте, преодолевшем стену расизма и ненависти. Но к удивлению, фильм оказался настолько захватывающим, что я жадно впитывал каждый кадр, каждую секунду на протяжении двух часов! Волшебно! Харрисон Форд. Отдельно хочу отметить игру Харрисона Форда. До чего законченный персонаж, начиная от жестикуляции, заканчивая усталым взглядом! Наблюдая за его игрой, понял, насколько бесценен тот опыт, которым обладают люди уровня Брэнча Рики. Каждое решение, которое принимал герой Форда, просто пропитаны невероятной интуицией и мудростью. Потрясающе! Чедвик. Персонаж Чедвика Боузмана же мне бесконечно симпатичен. Наблюдать за ним — одно удовольствие. Настоящее воплощение мужественности! Но сколь бы твердым ни был его характер, невежество «белого» человека едва не сломало его. Сцена, где Робинсон разбивает биту, просто выворачивает душу наизнанку! Настолько сопереживаешь герою, настолько ты сам зол, что хочется начать громить всё вокруг, а после зарыдать вместе с ним. Стоит ли после этого говорить об игре Чедвика? Расизм. В России такое надо крутить круглый год. Тема расизма и нацизма — как два брата. Сегодня это актуально как никогда. Страну захлестнула межэтническая ненависть и пора людям напомнить, что есть еще что-то, помимо нации и цвета. Что-то, что всех нас объединяет и делает людьми. Нацию (расу) не выбирают. Судить по ней о человеке — удел дикарей. И эта картина, на фоне происходящего, как напоминание, что внутренняя культура зависит далеко не от внешности. Итог: Невероятно захватывающий, динамичный, живой фильм. От просмотра подымает дух! Жанр «драма» всегда был чем-то неподъемным, напоминающим ржавый якорь грузом, безудержно тянущим зрителя ко дну. А приставка «спортивная» добавляли только бесконечную скуку. Но этот фильм — это что-то! Получил неимоверное наслаждение! 10 из 10
Сегрегация противоречит развитию экономики, она противоречит и развитию человечества в целом, как и спорта в частности. В данном фильме менеджер знал, что если взять хорошего черного игрока, то он может принести ему победу, а также он понимал, что это путь к ослаблению сегрегации в бейсболе. Номер 42 проявил немыслимое мужество, он стал символом и героем для людей, которые хотели изменить ситуацию с неравенством. Лишь последовательная борьба с расизмом в Америке привела к тому, что мы имеем сейчас, и этот фильм это рассказ об одном маленьком шаге двух людей (белого менеджера и черного бейсболиста). Сюжет выполнен в духе любой из американских драм и в целом фильм отличный. Если попытаться выстроить из различных кинолент американскую историю борьбы с сегрегацией, начиная, например, с «Линкольн» и заканчивая «Американская история Х», то эта лента обязательно займет свое место в списке.
Что, по вашему мнению, Американская нация умеет делать лучше всех других в мире? Рождать на свет Гейтсов, Джобсов и Линкольнов? Развязывать войны ради скидки на нефть? Это все так, но это не есть их отличительная особенность. Американцы лучше всех на нашем шарике умеют делать шоу. Взять, к примеру, незатейливый бейсбол. Ничем не примечательный (да простят меня фанаты с:) и довольно скучный вид спорта для заурядного зрителя. Но в Америке он является национальным достоянием и гордостью. Бейсбол — это религия, на ровне с католицизмом, протестантством, ну или скажем гонками Nasqar и кантри песнями для южных штатов)) Это шоу для истинных американцев, как и этот фильм. Он был рожден исключительно для рынка янки и взял то, что ему итак принадлежало по праву. Фильм повествует нам о том, какая на самом деле была страна свободы и равенства в середине прошлого века, не только в спорте, но и повсеместно. Картина полна драматичных моментов под типичную музыку для этого жанра. Одной из основных положительных сторон работы стоит отметить актерский состав. Выделять кого-то нет необходимости, так как невооруженным взглядом видно, что к процессу подбора подошли крайне тщательно и грамотно. Актерская работа удивляла и радовала глаз в процессе развития сюжетной линии, хотя сам он не отличается оригинальностью. Герой, пришедший из неоткуда, гонимый всеми, пойдет на все, что бы доказать свою силу и мужество. Знакомая история, правда? Но ведь в фильмах с подобным жанром мы и не ждем, что кто-то вытащит кролика из шляпы.. Этой картине не избежать сравнений с недавним фильмом Милнера и Соркина «Человек, который изменил все». Хотя и не следует этого делать, так как лента с Питтом в главной роли больше была адаптирована для иностранного зрителя, нежели «42». Форд идеально подходил на роль героя преобразившего бейсбол прошлого, добавьте сюда любовь к игре и щепотку вечного и незабвенного американского патриотизма и вы получите успешную кассовую работу, которая будет принята «на ура» всеми, кто спит под звезднополосатым. Фильм «42» — дань уважения к почитаемым легендам, но хотя он и не является шедевром кинематографа, я бы все равно порекомендовал его посмотреть тем, кто любит бейсбол, или любит Америку, или просто любит порой провести вечер за просмотром хорошего фильма. 7 из 10
42 — это не атомный номер молибдена и не объект в каталоге туманностей Мессье, а всего лишь номер майки бейсболиста Джеки Робинсона (Чэдвик Боузман), которому было суждено стать первым темнокожим игроком в Главной бейсбольной лиге. Спортивная тематика пользуется спросом у голливудских студий, изъявляющих желание поставить эмоционально насыщенную драму с большим коэффициентом духа соперничества. Частенько это соперничество выходит за рамки игрового поля и оседает в подсознании главного героя, который сумеет одержать победу над внешними врагами лишь тогда, когда переборет всех внутренних (страх, тревога). Спортсменам свойственны взлеты и падения, успехи и поражения, поэтому о данной категории людей уже сняли и еще снимут целый эшелон фильмов, вот только жаль, что все они будут посвящены одному и тому же (бейсбол), ведь Америка почему-то замкнулась на своем национальном виде спорта, правила которого придумал человек с зашкаливающим IQ. В США хорошо развито четыре вида спорта (бейсбол, американский футбол, баскетбол, хоккей), но претенциозные фильмы почему-то делают только по двум, ну и еще плюс по травмоопасному боксу, который киношники невероятно пафосно отображают на экране. Победить фашизм оказалось куда проще, чем расизм, по крайней мере для американского правительства, которое всячески дискриминировало своих чернокожих граждан. Авраам Линкольн отменил рабство, но не неуважительное отношение, которое сопровождало миллионы афроамериканцев на протяжении еще целого столетия после принятия американским конгрессом тринадцатой поправки к Конституции. Новый фильм Брайана Хелгеленда «42» — это не столько биографический фильм о легенде бейсбола, сколько план политкорректных действий по устранению крайне актуальной проблемы расовой сегрегации. Фильм о Джеки Робинсоне получился простым и сентиментальным, добрым и порядочным, жаль только спрятавшаяся за ширмой спекулятивность свела на ноль авторскую искренность, которую так обожают пиарить создатели в преддверии «оскаровской» гонки. «42» не только борется с уродливым проявлением расизма, но еще и достаточно грамотно рекламирует национальный вид спорта, отчего полная драматизма биография исключительного человека превращается в скупой некролог. От малообеспеченного детства, членства в районной банде и службы в армейских рядах Хелгеленд вежливо отказался, скрутив в бараний рог все то, что не имеет отношения к легендарному бейсбольному сезону, подарившему возможность рассмотрения другими клубами Главной лиги покупки чернокожих игроков. Робинсон — не только спортивная легенда, он американский герой, преодолевший межрассовую неприязнь и доказавший на игровом поле свой высокий профессионализм, поэтому такие люди заслуживают если не памятников, то по крайней мере качественных киноадаптаций, которые охватят биографию личности целиком, а не по отдельно взятым кусочкам. 42 — это лишь сливочная часть биографии свободолюбивого спортсмена, лишенная всех «до» и «после». Молодой Чэдвик Боузман (Джеки Робинсон) далеко пойдет, если, конечно, не растеряет свой стержень актерской уверенности. 6 из 10
«42» — еще одна драма из серии фильмов про спортсменов негроидной расы и про их нескончаемое стремление доказать людям, что цвет кожи — это не критерий для распределения людей на «высший сорт» и на остальных. И все же есть в этом фильме что-то необычное, какой-то крючок, который цепляет с самого начала и не отпускает до конца. Фильмы такого типа всегда вселяют в людей уверенность и желание совершать великие дела. Сюжет. Брэнч Рики — менеджер бейсбольной команды Бруклин Доджерс. И однажды он решает взять на себя огромную ответственность и взять в команду черного игрока, по имени Джеки Робинсон. С этого момента ему придется пережить многое: оскорбления, неадекватное отношение, презрение, нежелание играть вместе с ним в одной команде. Но с ним всегда были люди, поддерживающие его, и не позволяющие ему сломаться на полпути, это его жена Рэйчел, репортер Вендель и сам менеджер Брэнч. Помимо спорта, фильм показывает нам внутренний мир главного героя, его переживания, стойкость и волю к победе. Джеки считает себя обычным человеком, и он намерен это доказать человечеству. У него, безусловно, есть талант, он способный и сильный, и он очень любит эту игру. Даже если он и отличался от других игроков, так это умением играть. Он был лучше их всех, и его сила духа позволила ему противостоять всем. Это фильм о том, как два человека решились противостоять вековой системе, о том, как менеджер и игрок пошли против расизма и сумели выиграть этот неравный бой, тем самым изменив человеческое мышление. Благодаря им, люди стали задумываться о равенстве и толерантности, об своих поступках и словах. Джеки стал примером того, что американцы должны принять черных в спорт, даже больше, они — неотъемлемая часть общества. Это кино показывает многое. Здесь мы сможем увидеть невероятные человеческие способности устоять перед негативным натиском публики, сверхъестественную игру Джеки Робинсона, борьбу против расизма и сегрегации, отстаивание человеческих прав предусмотренных законом. Наконец это фильм о бейсболе, истинно американским виде спорта, и о любви. Эта история реальна, тем самым придавая фильму больше драматичности и величия. Расизм -большая проблема общества того времени, которым внушали их превосходство над чернокожими людьми. И по сей день возникают спорные момент и скандалы на этой почве. Но когда же люди поймут, что все они равны? Никто не рождается лучшим или худшим, у всех есть одинаковые права и все хотят жить своей нормальной жизнью. Огромная благодарность всем создателям и актерам фильма за созданную атмосферу тех времен. Костюмы, декорации, все элементы из прошлого идеально нашли свое место на большом экране. Это было превосходно!
Спортивная драма — не такой уж и часто затрагиваемый кинематографистами жанр, но, как ни странно, довольно часто именно такие фильмы становятся событиями года, а в дальнейшем могут и замахнуться на претенденство на самые высокие места во всех мыслимых и немыслимых чарт-списках. Сразу можно назвать такие картины как «Рокки», «Али», «Нокдаун» — ведь они на самом-то деле стали давно признанным культом в своём жанре, жанре спортивной драмы. Честно говоря, я многого ожидал от картины «42» как раз жанра спортивной драмы. Да, во многом дело было именно в её жанре, пусть и затронут был вид спорта, который очень далёк не то чтобы для отечественного зрителя, но для европейского в целом — бейсбол. Мало кто вообще разбирается в правилах этой игры или же знает игроков в неё, но для американцев — это национальное достояние, которое собирает полные стадионы. Откинем обсуждение такого вида спорта как бейсбол, я от него далёк, но был ещё момент, окромя жанра, почему меня привлекла картина «42». А привлекла она тем, что режиссёром её выступил Брайан Хелгелэнд. Многим это имя вообще ничего не скажет, а между тем, он был сценаристом таких известных лент, как «Секреты Лос-Анджелеса» (1997-й год), «Таинственная река» (2003-й), «Робин Гуд» (2010-й) и это далеко не все ещё его известные ленты; а как режиссёр был отмечен особо мною картинами «История рыцаря» (2001-й) и «Расплата» (1999-й, пусть там и не без скандала, но две трети фильма его рук дело). Так что это было многообещающим — как можно скорее просмотреть картину «42». В целом, эстетическое удовлетворение от увиденного я получил. Картина снята целиком и полностью качественно, профессионально, сугубо по-голливудски, не было претензий на блокбастер, была история вызова правилам и победы над закостенелыми традициями, так сказать. Наблюдать было приятно, сопереживать героям — ещё больше, ну а когда на горизонте замаячила победа — так вообще воздух наполнился эйфорией. Но вот чего не хватило — так это ударной силы. Если сравнивать с теми же выше указанными «Рокки» и «Нокдауном», то в финале ты не кричишь остервенело за своего героя, «болея» за него и сердцем и душей, в данном случае ты просто тихонечко радуешься за парня, которому многое пришлось пережить, испытать, пройти и опровергнуть. Как мне кажется, то чуточку не хватило драматизма, глубины подхода, главный герой не так сильно берёт за душу, а так бы этого хотелось. Но, впрочем, я повторюсь, что качественно фильм сделан очень хорошо и смотрится с интересом. Возможно то, что главный герой — легенда Главной бейсбольной лиги США Джеки Робинсон (его играет малоизвестный актёр Чэдвик Боузман) — как бы поделил экранное время с другой легендой бейсбола — менеджером одной из команд Брэнчем Рикки (великолепный и нестареющий Харрисон Форд). Хелгелэнд стал также и сценаристом своего фильма и решил, что славу того, что в Лигу стали пускать чернокожих игроков надо делить на двоих: скажем так — Робинсон добивался результата на поле, а Рикки открыто смеялся над своими оппонентами, когда его игрок стал одни из лучших в Лиге. Но победы они добились сквозь пот и усилия, за что им честь и хвала. Но таким же образом Хелгелэнд не смог до упора насытить героев драматизмом, чтобы зритель в корне проникся героями, чуть поверхностный гребок персонажей, а не вдумчивая передача их норовов. Об игре актёров можно сказать односложно: достойно сыграли свои роли. Едкий, хлёсткий, самоуверенный персонаж у Харрисона Форда — это то, что у него довольно давно уже получается, наверное, лучше, чем у всех других. От Чэдвика Боузмана ожидать сверхигры не приходилось, всё же далеко не «звезда», но с ролью справился, тут можно сказать уверенно, но до восторженных откликов не дотянул. Зато мне понравились персоналии, которых довольно немного в кадре. Это касается персонажей в исполнении Кристофера Мелони, который предстал этаким спортсменом от корня волос ещё со времён «Сбежавшей невесты», а ещё в «42» он единственный кто меня заставил от души посмеяться. И Алан Тьюдик. Да, согласен, что многим его персонаж с расистскими выходками разгневает, но это тоже надо суметь сыграть и он сумел. «42» — это хороший фильм, смотрибельный и поучительный. Он расскажет о том, как ломались стереотипы, расскажет о парне, в честь которого до сих пор все игроки Главной бейсбольной лиги в первый матч сезона одевают майку с номером «42». 7 из 10
Всегда, когда мне на глаза попадаются биографические фильмы, я стараюсь их не пропускать. В них можно почерпнуть очень многое из того что знал поверхностно, и плюс ко всему они мотивируют тебя к действительно важным вещам. Поэтому меня очень удивляет, когда российские прокатчики пропускают такие фильмы как «Воин», и данный — «42». Говорить о том, что бейсбол в нашей стране не популярен, а потому и смотреть его в кино никто не пойдет, считаю полной безответственностью. Ведь «42» это фильм не столько о самом бейсболе, сколько о расовой дискриминации как в нем, так и в самой Америке. Джеки Робинсон стал культовой личностью в американском спорте, он стал первым темнокожим спортсменом в бейсболе, вслед за ним в главную лигу потянулись и другие. Но сколько же испытаний пришлось пережить ему ради признания собственного мастерства. В этом и есть вся, так сказать, соль фильма. Возможно, она даже выступит у кого-то на глаза. Ведь это кино-правда о непростой человеческой судьбе, из которой не каждый мог бы выйти с честью. 8 из 10
Вот и еще одна картина, знакомящая нас со всеми ужасами расовой ненависти к афро-американцам в Америке начала 20 века. Мало того, что на свет появилась очередная спортивная драма, которая воодушевляет людей, заметьте, фильмы этого жанра рождают бурю эмоций и толкают нас к совершению великих дел. Поставьте себя на место людей с черным цветом кожи, представьте, что вас не считают собственно за них, людей. В автобусе вы можете сидеть только сзади, ваши места огорожены цепочкой и надписью на букву «B». Вы не можете ходить в рестораны, уборные, кино, кафе и прочее. Но они не сдавались, боролись за то, что бы их признали и собственно они добились своего, как мы все с вами знаем, а добились благодаря таким ярким личностям как Джеки Робинсон. Джеки сумел показать всем, что афро-американцы должны быть приняты в общество. Пора покончить с гонениями и идти дальше всем расам вместе. Через спорт, именно через спорт можно все это проделать, на примере таких вот личностей. История одно дело, а вот как показать ее всем на экране, это уже совсем другое. Могу заметить, что сьемочной команде удалось проделать исключительно кропотливую работу. Они погрузили нас в то время, пропитали все вокруг воздухом тех дней, одеждой, повадками, фразами, машинами, зданиями. Актеры же дали составить четкую картину того, что и как происходило тогда, какие взаимоотношения были между людьми с разным цветом кожи. Оператор же просто гений, очень сложно снимать сцены, где все быстро движется, съемка спортивных событий совсем другой уровень и раздел операторской деятельности, это как гоночные машины и грузовики, одни молниеносны другие до жути медлительны. Славно конечно что Америка знакомит нас с тяготами их прошлого. Надеюсь российская киноиндустрия снимет фильм о наших черных минутах истории, например про раскулачивание крестьян, дабы познакомить весь мир и наше молодое поколение через что пришлось пройти нашему народу. 8 из 10 Туше
Очередная спортивная драма и эпопея о том как тяжело жилось «чёрному брату» в Америке в середине прошлого столетия. Сколько подобных фильмов мы уже видели, просто не сосчитать. Было про первого чёрного в футболе, про первую баскетбольную команду негров, и даже про первого чернокожего тренера, для полноты картины не хватает разве что фильма про первого афро американца в хоккее, но я думаю он не за горами и скоро снимут. Вобщем если вы смотрели хоть один — то вы смотрели все. Здесь же речь идёт о бейсболе, правила которого до сих пор остаются для меня загадкой и поэтому во время сцен непосредственно с игрой задавался вопросом: да чем они там все занимаются? Стоит отметить что сюжет основан на реальных событиях. Как то раз владелец команды Рики Бранч (в исполнение Харрисона Форда) решил: почему бы не привлечь на стадионы чернокожих зрителей, а что для этого нужно? Правильно, чернокожий игрок. Тут в команде и появляется парнишка Джеки Робинсон. А дальше всё развивается по всем известным канонам: нетерпимость, борьба, отчаяние, преодоление и победа. История очень проста, дружба и любовь как всегда побеждают. Кино можно смело отправлять в копилку всех этих воодушевляющих фильмов. Не самая сильная драма и в большей части рассчитана на заокеанского зрителя, Американцы ещё долго будут снимать подобные фильмы как бы извиняясь перед чернокожим населением за все годы рабства. 4 из 10
Картин посвященных расовой нетерпимости в истории США или просто в спорте было не мало, обычно в таких фильмах играют далеко не последние актеры, и в ленте «42» такую роль поручителя выполняет актер Харрисон Форд. Но восприятие зрителя к таким фильмам часто «висит на волоске», и насыщать репертуары кинотеатров каждый месяц фильмами такой тематики, возможно, завели бы саму тему расовой дискриминации в глухой угол. Чего только стоит прошлогодний триумфатор «Линкольн», естественно, режиссер Стивен Спилберг, да и еще Дэниэл Дэй-Льюис, казалось бы, самая высокая масть, которую можно подобрать в кино. А фильм, тем не менее, свои два заветных «Оскара» взял, но смысла в этом немного, потому что, несмотря на оценку критиками профессионализма создателей этого фильма, тема «сочувствия» в жизни берется не явно не с экранов кино, а как минимум с вашего сердца и воспитания. Примерно таким же духом располагает картина «42», спортивные темнокожие ребята, опущенные глаза, но под сопливый музыкальный ряд композитора данного фильма, все налаживается. Бросают ребята мяч, что-то у героя Джэки Получается, а что-то нет, многие тычут пальцем, мол ты черный и уходи прочь, а есть и хорошие «белые», которые тянут парня и дают ему шанс заиграть. Мораль фильма такова — белые смотрят в прошлое и понимают, какими плохими они были, а темнокожие смотрят в фильм, и понимают, какие хорошие белые люди тоже есть. И получается, все довольны, немного спорта, и вот новоиспеченный продукт киноиндустрии. Правдивая семейная сказка «42» смотрится легко, но считаю, тема фильма гораздо серьезнее, чтобы ее таким мыльным образом переносить на экраны. 5 из 10
«42» Сложно выразить все эмоции и ощущения после просмотра фильма. Но коротко постараюсь донести свои мысли. Кто остаётся в истории? — Безусловно, в истории остаются те, кто ломает стереотипы и одерживают победу. Фильм «42» как раз об этом, он цепляет буквально с первых минут просмотра и смотрится на одном дыхании. Сильной его стороной являются актерский состав и запоминающиеся диалоги. Вдвойне выдающимся эту картину делает даже не то, что история — реальна, а то, как реалистично она подана — спокойно, неторопливо-размеренно. На протяжении всего фильма сопереживаешь с главным героем — Джеки Робинсоном. Ведь его силе воли, напору и стремлению достигнуть своей цели можно только позавидовать и восхищаться. Не каждый может выстоять после насмешек и издёвок товарищей. «Мы победили фашизм в Германии, теперь надо победить расизм дома.» Хотя я вовсе ничего не смыслю в бейсболе, но наблюдать за всем этим было не скучно. С уверенностью могу заявить, что это одна из лучших драм, которую можно пересматривать много раз и извлекать для себя что-то новое. 10 из 10
Меня могут не уважать. Я переживу. Но я не хочу, чтобы они меня сломили. В одном из интервью Харрисон Форд сказал:«Бейсбол — это Америка. Америка — это бейсбол». И я думаю, что он прав. Эта игра для нашего зрителя чужая, в большинстве случаев мы знаем о ней что-то только по фильмам. И потому фильмы о бейсболе не окупаются у нас, прямое тому доказательство — низкие сборы «Человека, который изменил все» с Бредом Питтом в главной роли. Кому-то действительно не интересен бейсбол, а кто-то не понимает правил, но обычно акцент фильма на истории героев, на их внутренних/душевных/личных победах. Не могу похвастаться, что знаю все правила этой игры и понимаю всё что происходит на игровом поле, но какие-то основы понимаю. На этот раз фильм о бейсболе расскажет нам не о том, как человек изменил систему, а о том, как два человека начали менять мир… Возможно моя последняя фраза слишком пафосна, в принципе как и начало самого фильма. «42» рассказывает о бейсболисте, который носил форму с этим номером. Он такой же, как и большинство игроков: способный, спортивный и любящий эту игру… Единственное его отличие это то, что у него другой цвет кожи. Но его талант и упорство позволили ему положить начало уничтожению расизма и сегрегации как в спорте, так и вообще. Два часа фильма вмещают в себя несколько лет и истории разных персонажей, который связанны с историей главного героя — Джеки Робинсона. - Я выращиваю розы и сплю спокойно по ночам. - Розы и сон — это замечательно, но ты еще в гробу отоспишься, а заодно и полюбуешься на цветочки. Сейчас ты не слишком похож на мертвеца. Один из плюсов фильма -это хороший актерский состав. На втором плане удачно расположились Алан Тьюдик, Кристофер Мелони и Джон Маккинли. Чэдвик Боузман еще довольно малоизвестный актер, но думаю, что после этого фильма он должен привлечь внимание зрителей и режиссеров. Джеки Робинсон не из тех, кого можно просто так оскорблять, он может постоять за себя. Но чтобы добиться успеха ему нужно научиться не реагировать на нападки и оскорбления. Так же малоизвестная Николь Бахари неплохо справилась со своей роль. Возлюбленная — это опора и поддержка для Джеки. - Вдруг я не сделаю тебя счастливым? - Поздно. Уже сделала. Не могу не упомянуть Харрисона Форда, который сыграл Бренча Рики. Именно мистер Рики решил взять в известную команду к «белым» игрокам «черного» парня. Он рисковал, но он видел в молодом человеке не цвет кожи, а его талант и то, что будет в будущем с расизмом. Форд не подвел, впрочем как и всегда. Даже достоин награды, угадайте какой награды у него нету… Мне без разницы, желтый он, черный или в разноцветную полосочку. «42» — это фильм о многом. Об упорстве, умению, честности, справедливости, равенстве, бейсболе, любви… Джеки Робинсон отличался от остальных только цветом кожи и умением играть. Он играл лучше многих. И он смог выстоять натиск недовольных тем, что среди «белых» играет «черный». 42 номер — это сила духа, могучая воля и целая история. Не смей думать о себе. Ты страдаешь за многих.