Война в Алжире, рассказанная на основе «маленькой» истории одного небольшого отряда. Полковник стремится любыми способами (даже незаконными) добиться успеха, не всегда считаясь с тем, что речь идет о мирном населении. Его подчиненный, наоборот, всегда стремится учитывать позицию справедливости. Они борются с «борцом за освобождение» Махиди, который в прошлом сдужил во французской армии, а сейчас готовит революционные силы. Кто победит в этой схватке? Прежде всего, нужно сказать что фильм великолепно поднимает проблему «зачисток» мирного населения во время современных гражданских войн. Причем, режиссер очень правильно расставляет акценты — виновных отыскать весьма сложно. Даже полковник не является очевидным мерзавцем — он просто принимает правила игры, навязываемой ему сверху. Ну и конечно же нужно отметить актерскую игру. Энтони Куинн был великим актером и он никогда не боялся играть мерзавцев. Причем, не просто мерзавцев, а людей духовно слабых. Но лучше всего у него получались роли людей неоднозначных, которые колеблются и иногда делают не самый лучший выбор. Ален Делон, наоборот, всегда стремился играть людей сильных и порядочных. В этом фильме актеры не изменят привычным амплуа, но сделают это замечательно. Впрочем, у Алена Делона будет не такая уж и героическая роль. Колорит великолепно дополнила Клаудия Кардинале, детство и юность которой прошли в соседнем Тунисе. Кстати, роль бывшего французского солдата, а в настоящем «борца за освобождение» Махиди сыграл Джордж Сигал — что весьма неожиданно. В итоге: несмотря на определенную шаблонность, у меня от этого фильма остались самые приятные впечатления. Замечательный режиссер Марк Робсон собрал звезд — Энтони Куинна, Алена Делона и Клаудию Кардинале, сыгравших весьма хорошо. Ну а концовка фильма сделана просто шикарно, и в полной мере показывает почему «Битва за Алжир» была проиграна Францией 8 из 10
Уж больно много шедевров снято на тему того, что война чистой не бывает, что она калечит и уродует психику, ведет к распаду и деградации, чтобы фильм Робсона не воспринимался упрощенным и архаичным. Условность персонажа Делона не в том, что он с идеалистическим мировоззрением устоял и не изменился, а в том, что подобного персонажа пристрелили бы в первом бою свои же. Сцены и постановки боев не впечатляют, мораль достаточно одномерна. Сыгравшие актеры были способны на большее, нежели иллюстрировать режиссерский схематизм. На момент выхода фильма он мог быть актуальным в связи с недавностью войны в Алжире и неоднозначной оценкой обществом данных событий. Вскоре, правда, вышел фильм Понтекорво и окончательно обесценил работу Робсона. 5 из 10