Фильм Иржи Секвенса «Покушение». Фильм об одном из эпизодов Второй мировой, а именно о подготовке и осуществлении покушения на обернгруппенфюрера Рейнхарда Гейдриха. Иржи Секвенс известный чешский режиссёр и драматург, /народный артист ЧССР/. Видел войну своими глазами, /правда, не воевал/. Учился в Москве, был ассистентом режиссёра, /С. Герасимова «Молодая гвардия»/. Потом снимал кино в Чехословакии, /по большей части пропагандистские фильмы/. Некоторое время работал с писателем Иржи Мареком, /лет сорок назад на меня оказала неизгладимое впечатление его книга «Преклони предо мной колени», которую и рекомендую, пользуясь случаем/. Для более полного понимания ситуации буквально пару слов об истории и политической обстановки того времени. 1942 год. Чехословакия оккупирована нацисткой Германией. Чехословацкое правительство, /в изгнании/, во главе с президентом Эдвардом Бенешем совместно с британским Управлением специальных операций разрабатывают план операции «Антропоид», покушение на исполняющего обязанности Рейхспротектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха. Операция была нацеленна на поднятие престижа Сопротивления. Рассчитывалось, что карательные акции, которые должны были последовать после, будут стимулировать население на сопротивление оккупационным властям. Страшная военная логика, не правда ли? Не могу обойти вниманием и личность Рейнхарда Гейдриха, ещё буквально пару слов. Рейнхард Гейдрих был одним из ключевых политических деятелей нацистской Германии, начальник Главного управления имперской безопасности, обергруппенфюрер СС, генерал полиции, один из инициаторов «окончательного решения еврейского вопроса». После покушения в Праге, /27 мая 1942 года/, Йозефом Габчиком и Яном Кубишем был тяжело ранен и умер от заражения крови. После его смерти, /10 июня/, в качестве возмездия, карательные дивизии СС стёрли с лица земли село Лидице, все мужчины и подростки до 15 лет были расстреляны, /172 человека/, женщин и детей отправили в концлагеря. Всего же, /в качестве устрашения/ было расстреляно около 1 500, /полутора тысяч/ человек. Теперь перейдём непосредственно к сюжету фильма. Мы видим подготовку агентов в полевом лагере в Англии, переброску в Чехословакию, подготовку к покушению, покушение, то, что последовало после. По ходу дела мы стаём свидетелями не слишком тёплых взаимоотношений между высшими чинами СС, Гейдрихом и Кальтенбрунером, /может, кто помнит документальные кадры похорон Гейдриха на которых присутствует Кальтенбрунер, в фильме Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»/. Вспомнилось вот по ходу дела, иногда обращаешь внимание на маленькие несоответствия в толковании истории. Но продолжим, в городе и в районе введены жесточайшие меры. Члены подполья готовы на жертвы, члены диверсионной группы чувствуют угрызения совести за происходящее и готовы тоже идти на жертвы. Вот собственно об этом фильм и ключевая идея, личная ответственность человека на войне. Мы всё понимаем, приказы не обсуждаются, но сила действия в некотором роде рождает силу противодействия. Почти две тысячи человек убитых и не меньше замученных за смерть одного человека. Ну, не человека, бандита, убийцы, но соотношения, и даже не столько соотношения, сколько понимание своей причастности к дьявольской вакханалии. Говоришь, ты пацифист, ну и что с того, я тоже пацифист, что это меняет. Что это меняет, /уже в другом/ соотношении, нас и времени. А время такое, что оказаться на войне нынче есть шанс у каждого. У каждого на земле живущего. Но. А если? А если так получилось, /не по твоей вине/, тебя поставили перед фактом. Тогда давно, тоже никто не верил, что так всё обернётся. Обернулось. Говорят ответственность за проигранную войну несут побеждённые. А ещё говорят на войне нет, и не может быть победителей. А ещё говорят, что человек это звучит гордо. Чему и чем нам гордиться, господа? Тем, что мы стали рабами телевизора, что наши мозги переместились в этот самый телевизор, что ненависть наша, /к инородцам/ и страх наш, /перед инородцами/, прямо пропорциональны времени проведённому под телевизором. И вроде бы столько лет прошло, а ощущение такое, что история повторяется, точнее мы ничему не научились, мы повторяем чужие ошибки, мы не жили, мы готовились к новой войне. Мы в душах своих вместо любви генерировали ненависть. Спросишь к чему я это, на всё к тому же. К разговору об ответственности за жизнь человеческую. За жизнь ближнего, /которого так тяжело возлюбить/ и за жизнь дальнего, /который такой же, человек как ты, ну разве, что разговаривает на другом языке/ и за жизнь всего человечества, /за своих и чужих детей, уж коли ты такой тугодум/. Четвёртой Мировой скорей всего не будет. И так может сложиться, что ты будешь последним, кто перед смертью сможет с грустью вспомнить, в каком прекрасном мире тебе довелось жить. Мир, который из рая был превращён в ад. Естественно не без твоей помощи.
«Покушение» (Atent?t). Данная картина была снята чехословацкими кинематографистами ещё в далёком уже теперь, 1964 году. Старая добрая Европа, что Западная, что Восточная, ещё не знала о грядущем безумии 1968. А вот о минувшей войне память была ещё слишком свежа. И чехи снимают свой фильм про самое знаменитое деяние своего Сопротивления – про ликвидацию Гейдриха. Ну да, шлёпнули гада тевтонского пусть и чехи, но всё ж уже по сути коммандос на службе Её британского Величества. А сами чехи в большинстве своём покорно и трудолюбиво делали для вермахта грузовики и бронетехнику практически до последних дней войны. Но убийство Гейдриха греет их патриотические сердца. Как и про пепел Лидице они ещё всё ж не забыли. Кинематограф Восточной Европы 60-70-х гг. … Он по-своему интересен. Были там комедии, детективы, военное кино… И вот как раз таки оное «Покушение» - это и есть фактически отличный старомодный военный боевик и триллер. Иржи Секвенс, режиссёр картины, смог достичь отличной степени погружения в рассказываемую им историю. Образы чешских сопротивленцев, пражан, курсантов британской спецшколы, простых прохожих… Этим образам веришь. Веришь и подготовке к проведению диверсии, к накладкам и сбоям в процессе оной… Сложно сейчас воспринять показанные на экране внутригерманские интриги. Да, Гейдриха не любили. Ни свои, ни чужие (ну и должность у него такая была, вполне упыриная). Просто показано всё это здесь слишком прямолинейно. Но сие вполне в традициях кинематографа той эпохи. Очень хорошо показан последний бой окружённых парашютистов. Здание церкви, что стал им последним бастионом, склепом и памятником доблести. И ещё раз – сами герои показаны хорошо. Они знали, на что шли. И знали что шансов на возвращение у них мало. Но они не сидели и не чистили фрицам сапоги, а пошли и вписали своё имя в анналы богемской истории. Спасли честь своей страны. Хорошее кино. Любителям старых военных фильмов настоятельно рекомендую.