Детская игра: отзывы и рeцензии

harllatham
harllatham23 января 2015 в 20:53
Теология авторитаризма

Пожалуй, лучшая - или, по крайней мере, одна - из лучших кинопритч об авторитаризме (дающая сто очков вперёд разным 'повелителям мух'). На примере отношений, сложившихся в католической школе для мальчиков, даётся очерк, некоторым образом, политической теологии, лаконично демонстрируется весь блеск и нищета политической мистики авторитаризма - языческой садомазохистской жестокости, гомосексуализма 'мужских союзов' (в фильме на это прозрачно намекается). И, разумеется, часто повторяется слово 'вера' (вера в вождя, конечно). Доббс говорит: 'Даже если бы я сказал своим мальчикам подняться на колокольню [очевидно, подразумевается - 'и прыгнуть вниз'], они бы сделали это для меня с радостью'. 'Я есть то, что видят во мне мои мальчики'. Ось сюжета - конфликт двух учителей, любимого учениками 'мягкого' Доббса и нелюбимого ими педанта и формалиста Мэлли: Доббс хочет заполучить руководство над старшим классом, курирует который Мэлли (конфликт рвущегося к власти политика-демагога и либеральной демократии). По наущению Доббса мальчики звонят домой Мэлли, у которого больная старая мать, она часто подходит к телефону и ей говорят разные гадости о её любимом сыне, что отнюдь не способствует улучшению её состояния - и она умирает. Мэлли подбрасывают порножурналы (из-за которых его в конце концов увольняют). Учеников, которые получают хорошие оценки у Мэлли, жестоко избивают и калечат. Мэлли пытается объяснить отцу-ректору, что за всем этим стоит Доббс (который так любит тереться в мальчишеской раздевалке), но ведь у Доббса такое простое честное открытое лицо и его так любят мальчики, а Мэлли непопулярен и вообще малоприятный человек, и отец-ректор считает, что у старого учителя просто маразм и паранойя. Главный антигерой, думаю, отнюдь не случайно похож на Сталина (Престон - наша слава боевая, Престон - нашей юности полёт) и даже имя у него Джозеф! - учитель, жестоко манипулирующий обожающими его учениками в своих корыстных целях. Можно считать символом даже отношения дядюшки Джо Доббса с католическими патерами, курирующими школу, - но это уже не Сталин, а Гитлер. Правда, патеры, к их чести, оказываются на некоторой высоте, не позволяют манипулировать собой до такой степени, как позволяли Сталину сервильные православные, и в конце концов закрывают лавочку (а один из патеров - самый молодой и прогрессивный - даже сравнивает поведение мальчиков с одержимостью дьяволом). Но дядюшка Джо и в ус не дует, он уже подыскал себе место в другой школе, так что для него это не такая и трагедия. Но это настоящая трагедия для прознавших об этом факте мальчиков, которые думали, что они для него такое же ВСЁ, как и он для них. И для дядюшки Джо всё заканчивается, судя по всему, печально (нам, правда, этого не показывают, но это подразумевается) - его 'гитлер-югендовцы', очевидно, просто забивают его до смерти (не так уж и редко 'всенародно любимые' вожди бывают убиваемы под улюлюканье некогда обожествлявшего их народа). Джозеф Доббс показан как религиозный человек, нередко посещающий школьную часовню, но его религиозность, кажется, имеет крайне мало общего с учением Римо-католической церкви (кроме того, что он осеняет себя крестным знамением), - зато в его 'богословии' большое значение уделяется... 'вечному огню' (он говорит, что с детства привык верить, что если в лампаде над алтарём горит огонёк, Бог в этот момент присутствует в церкви) - ещё один намёк на совок с его культом 'вечных огней'? Мальчики же никакой религиозности не выказывают вообще, скорее наоборот - однажды они кощунственно привязывают в часовне (предварительно избив) над алтарём вместо распятия одного из своих товарищей (которого счёл необходимым наказать их вождь), в другой раз выкалывают глаза образу Иисуса Христа - тоже аллюзия на богоборческий совок?

Парень с гитарой
Парень с гитарой2 апреля 2025 в 10:03
Притча о неочевидности добра и зла

К сожалению, в отличии от оригинальной пьесы, данный фильм не так известен или популярен как другие работы Люмета. Что на мой взгляд, является большим упущением, так как данная картина является очень хорошей и оригинальной 'притчей' об обманчивости добра и зла в нашем мире. Элементарных ситуаций, когда зло успешно прячется под маской фальшивой и напускной добродетели, или когда добро проигрывает из-за своей неочевидности и грубости. Не обязательно намеренно и умышленно, ибо люди нередко творят зло, искренне веря в свои добродетели и абсолютную правильность своих решений. Наконец, в этом фильме также довольно хорошо показано формирование тоталитаризма в духе Скотного двора, когда борющиеся за светлые идеалы люди, постепенно превращаются в догматичных фанатиков и словно иезуиты с 'цель оправдывает средство', начинают верить в то, что хорошие цели и намерения дают им некий моральный карт бланш на любые ужасные и очевидно морально недопустимые поступки. Разумеется, не настолько политизировано и конъектурно как некоторые могут подумать, но это всё ещё на месте. Отдельным запоминающимся моментом я бы назвал религиозный символизм фильма. Судя по всему, в своё время многие критики неправильно поняли авторские намерения, решив, что фильм или пьеса либо пытаются неуверенно 'продать' историю как паранормальный хоррор, либо просто не знают как его позиционировать в целом. Что даже привело к ряду критический замечаний. В фильме действительно есть элементы магического реализма, но на мой взгляд, это не сколько призвано прямолинейно продвигать фильм как религиозную историю про дьявола и т. д, сколько символично или метафорично изобразить разложение здоровой морали и духа под влиянием порочных, практически 'токсичных' побуждений и действий. Что довольно красиво и философски дополняет потенциальный нарратив фильма об обманчивости добра и зла в нашей жизни. Особенно если вы знаете нюансы изображения дьявола в христианском учении. В общем, Детская Игра вполне может вам понравится и дать довольно интересную пищу для размышлений, если вы ищите хорошо написанных и отлично поставленных историй о том, как 'хорошими намерениями выстелена дорога в ад' или как как зло может годами подобно подкравшемуся дьяволу извращать в общем то хорошие идеи или вещи, извращая и уничтожая их оригинальную суть. 7 из 10