Пожалуй, лучшая - или, по крайней мере, одна - из лучших кинопритч об авторитаризме (дающая сто очков вперёд разным 'повелителям мух'). На примере отношений, сложившихся в католической школе для мальчиков, даётся очерк, некоторым образом, политической теологии, лаконично демонстрируется весь блеск и нищета политической мистики авторитаризма - языческой садомазохистской жестокости, гомосексуализма 'мужских союзов' (в фильме на это прозрачно намекается). И, разумеется, часто повторяется слово 'вера' (вера в вождя, конечно). Доббс говорит: 'Даже если бы я сказал своим мальчикам подняться на колокольню [очевидно, подразумевается - 'и прыгнуть вниз'], они бы сделали это для меня с радостью'. 'Я есть то, что видят во мне мои мальчики'. Ось сюжета - конфликт двух учителей, любимого учениками 'мягкого' Доббса и нелюбимого ими педанта и формалиста Мэлли: Доббс хочет заполучить руководство над старшим классом, курирует который Мэлли (конфликт рвущегося к власти политика-демагога и либеральной демократии). По наущению Доббса мальчики звонят домой Мэлли, у которого больная старая мать, она часто подходит к телефону и ей говорят разные гадости о её любимом сыне, что отнюдь не способствует улучшению её состояния - и она умирает. Мэлли подбрасывают порножурналы (из-за которых его в конце концов увольняют). Учеников, которые получают хорошие оценки у Мэлли, жестоко избивают и калечат. Мэлли пытается объяснить отцу-ректору, что за всем этим стоит Доббс (который так любит тереться в мальчишеской раздевалке), но ведь у Доббса такое простое честное открытое лицо и его так любят мальчики, а Мэлли непопулярен и вообще малоприятный человек, и отец-ректор считает, что у старого учителя просто маразм и паранойя. Главный антигерой, думаю, отнюдь не случайно похож на Сталина (Престон - наша слава боевая, Престон - нашей юности полёт) и даже имя у него Джозеф! - учитель, жестоко манипулирующий обожающими его учениками в своих корыстных целях. Можно считать символом даже отношения дядюшки Джо Доббса с католическими патерами, курирующими школу, - но это уже не Сталин, а Гитлер. Правда, патеры, к их чести, оказываются на некоторой высоте, не позволяют манипулировать собой до такой степени, как позволяли Сталину сервильные православные, и в конце концов закрывают лавочку (а один из патеров - самый молодой и прогрессивный - даже сравнивает поведение мальчиков с одержимостью дьяволом). Но дядюшка Джо и в ус не дует, он уже подыскал себе место в другой школе, так что для него это не такая и трагедия. Но это настоящая трагедия для прознавших об этом факте мальчиков, которые думали, что они для него такое же ВСЁ, как и он для них. И для дядюшки Джо всё заканчивается, судя по всему, печально (нам, правда, этого не показывают, но это подразумевается) - его 'гитлер-югендовцы', очевидно, просто забивают его до смерти (не так уж и редко 'всенародно любимые' вожди бывают убиваемы под улюлюканье некогда обожествлявшего их народа). Джозеф Доббс показан как религиозный человек, нередко посещающий школьную часовню, но его религиозность, кажется, имеет крайне мало общего с учением Римо-католической церкви (кроме того, что он осеняет себя крестным знамением), - зато в его 'богословии' большое значение уделяется... 'вечному огню' (он говорит, что с детства привык верить, что если в лампаде над алтарём горит огонёк, Бог в этот момент присутствует в церкви) - ещё один намёк на совок с его культом 'вечных огней'? Мальчики же никакой религиозности не выказывают вообще, скорее наоборот - однажды они кощунственно привязывают в часовне (предварительно избив) над алтарём вместо распятия одного из своих товарищей (которого счёл необходимым наказать их вождь), в другой раз выкалывают глаза образу Иисуса Христа - тоже аллюзия на богоборческий совок?