Посмотрел байопик режиссёра Серебренникова под названием ЛЕТО. Нет... не то! Не понятно о чем хотел снять фильм режиссёр. .. об эпохе зарождения рок-н-ролла в СССР или истории Майка Науменко и Вити Цоя. Ни то, ни другое, не третье не удалось, на мой взгляд. Не удалось перенести зрителя в эпоху 80-х, особенно тех, кто жил в это время и этой музыкой, ходил на рок концерты и слушал живьём Аквариум, Зоопарк, НАУ, Кино, Ноль или Аукцион. Стилизованные советские кухни, магнитофоны, комсорги и портвейн не передают атмосферу того времени. Неожиданная эклектика троллейбусных сцен и в электричке придаёт какой-то хипстерский современный тон, внося полную временную дезориентацию. Не впечатляет и актёрский состав. Непонятная актриса Старшенбаум путешествует весь фильм без конкретного образа. Рома Зверь в роли Майка, экранные Цой, Свин и БГ не впечатляют отсутствием своей уникальности. В голове сразу возникают гениальные и по сей день фильмы Соловьева «Асса», «Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». .. там гениально было все! - актёрский состав, сцены, монологи, квартирные сейшены. .. начало и финал! Соловьев - мастер сцен, образов и тонкий художник, понимающий вкус эпохи ! Серебренников нет ! Не смог, не хватило мастерства. Уберите песни Майка и Цоя в фильме ЛЕТО, которые создают определеную звуковую атмосферу, и все остальное превратится в уныло тоскливое кино. Но... при всём сказанном, это кино имеет право на существование и на соответствующее место на полке.
Почему мы смотрим кино, будь то голливудская комедия или европейский артхаус? Ответ в конечном счете всегда сводится к одному — иммерсивность. Во время просмотра фильма К. Серебренникова “Лето” ты, как зритель, погружаешься в происходящее на экране? Нет. На это есть несколько причин. — Систематическое появление реплик литературного характера. Конечно, до пафоса “Кислоты” им далеко, впрочем, как и до обычной разговорной речи. Это еще усиливает плохая актерская игра. — Филипп Авдеев от начала и до конца играет на сцене театра, а не на съемочной площадке. Видимо, Авдеев, а вместе с ним и Серебренников, не считают, что есть разница между театром и кино. В качестве примера, сцена на природе, в кадре Виктор и Леня. Тео Ю и Филипп Авдеев. Киноактер и театральный артист. С Ириной Старшенбаум схожая ситуация. Некоторые сцены без театральщины, но только некоторые. — Клиповые вставки. Идея отличная, снято интересно. Зарубежные песни того времени, выбор понятен. Но адовый акцент и фальшивый вокал все портит, получается какая-то карикатура и стеб. На возможный аргумент, что “так и есть, этого и добивался режиссер”, отвечу: Александр Кузнецов пафосно подводящий черту после каждого клипа, говорит об обратном. — Присутствие “Панка”, которого играет Александр Горчилин. Если его убрать ничего не изменится. Да, персонаж интересный, но какой в нем смысл? Ввести, чтобы хоть как-то поддержать скучный сюжет? — Сюжет неинтересный. Но не одним сюжетом цепляют нас фильмы. Атмосфера из которой тебя постоянно выбивают плохой актерской игрой? Психологизм, внутренний мир героев, которого нет? А что есть, что остается в конечном счете? Ничего. 2 из 10
Спонтанные походы в кино на фильмы, о которых ты ничего не знаешь - для меня всегда попадание в точку, уже сколько хорошего я посмотрела, благодаря методу тыка.) Так и 'Лето' я пошла смотреть не целенаправленно, а так - развеяться и посидеть. Не сказать, на самом деле, что я развеялась, конец меня опечалил и погрузил в себя, но это не делает фильм хуже - просто он не на каждый день. Начнем с визуала - работа почти полностью в чб, бывают лишь теплые воспоминания, снятые на камеру, в приятных желто-зеленых тонах. Фильм о музыке, поэтому её тут много: хорошей, качественной, еще и с красивейшим и резким графичным сопровождением. Смотреть приятно, серьезно, это очень цепляет глаз. Чуть не забыла сказать, что в работе присутствует пробитие четвертой стены, что делает фильм еще интереснее! По сюжету мы видим первые шажки Виктора Цоя в музыкальную индустрию, в этом ему помогает Майк Науменко - популярный советский режиссер, а также участник группы 'Зоопарк'. В этом нелегком пути появляется еще одна попутчица - Наталья Науменко, жена вышеупомянутого режиссера. Любовный треугольник, карьера и лето, последнее и жаркое. Фильм о независимости, фильм о свободе - той самой свободе, которую ты чувствуешь, когда голый с обрыва падаешь в воду, когда ты сидишь с друзьями и делишь последние сигареты у подъезда, когда в конце тяжелого дня ты идешь на квартирник и пьешь с родными незнакомцами. Это молодость, такая быстро ускользающая но такая дьявольски заманчивая. Серебренников хорош, я рада, что в нашем отечественном производстве есть такие люди, которые способны дать новое дыхание старым историям. 10 из 10
Если честно, Серебренников - не мой режиссёр, и кино его смотрелось с опаской, не ожидала, что понравится. И уж тем более кино с заявкой на кино про Цоя. И вот на мой взгляд, если бы это кино было не про Цоя, а просто - само по себе!, это бы решило множество проблем. Начнём с того, что с художественной точки зрения фильм совершенный. Вот уж лето так лето. Беззаботность, лёгкость, молодость! Всё это чудодейственным образом передаётся зрителю. Передаётся лёгкое, счастливое настроение. Передаётся солнечность. Да, именно солнечность. Как ни парадоксально, уже в который раз мы можем видеть, как черно-белое кино оказывается волшебным образом намного красочнее, чем цветное с передовой цветопередачей. И это как раз тот случай. Очень крутые музыкальные сцены - оригинально, свежо (как и весь фильм), захватывающе. Очень крутая актёрская работа Ирины Старшенбаум. Обычно я её просто не выношу, и я была просто в шоке, насколько она здесь приятная и органичная. Ей очень шла эта роль. Повествование льётся, совсем не заставляя скучать. Да, именно Виктор Цой здесь не раскрыт каким-то особенным образом. «Лето» нельзя назвать биографическим фильмом про Цоя. Да ну и что... Это скорее картина из жизни, момент, кадр. Без лишних комментариев и углублений. Это живопись - шанс нам с вами почувствовать ощущение праздной радости, юношеского хулиганства, чего-то такого. При наличии большого количества возможностей познакомиться поближе с личностью Цоя в виде документальных фильмов, например, такая картина, которая транслирует скорее ощущение, в котором могли родиться все эти песни и вообще группа «Кино», может быть, намного оригинальнее и ценнее... Так большая ли трагедия в том, что Цоя тут мало. Тут скорее не про него самого, а про мир, в котором он жил - как он его мог, вероятно, видеть. Опять же, мог. Точнее никто не скажет. Да, конечно, есть к чему придраться. Но, знаете, честно - придираться не хочется. «Лето» смотрится на одном дыхании, его хочется пересматривать снова и снова, хочется жить в этом «Лете» - беспечном и беззаботном, где всё пропитано каким-то добром и светом, слушать чудные эти песни в исполнении Погодаева. Так ли нужно было, чтобы этот фильм был именно про Цоя? Не знаю... Ну пусть будет. Почему бы и нет. Здесь он не помогает и не мешает.
Не зная биографии группы Кино и у в частности самого Цоя, сложно судить насколько фильм правдиво рассказывает историю творческого пути. Поэтому я буду рассматривать фильм с объективной точки зрения, воспринимая его как художественный. Начну, пожалуй, с того, что первым бросается в глаза, а именно с визуала. Фильм весь снят в черно-белых тонах в попытке передать атмосферу съёмок 80-х годов. Не скажу, что это получилось аутентично, в картинке не хватает шумов, размытости, да и сам черно-белый эффект как-то не так смотрится. Словно не те цвета, хотя, опять же, возможно это из-за чёткости картинки. Не знаю, стоит ли к этому придираться в 20 году со съёмкой на современную аппаратуру, так что этот момент оставлю на личный суд каждого. Может кому и понравится. Хотя в целом визуал неплох. По крайней мере режиссёрская работа на достаточно высоком уровне. Плавнее переходы, камера хоть порой и не зафиксирована в одном положении, слегка трясётся, но просмотру это никак не мешает и глаза не напрягает. Подобраны красивые кадры, хорошо показаны локации. Второе опять моя личная прилика: Цой в фильме не слишком похож на Цоя. Хоть визажисты и гримёры честно старались приблизить к оригиналу, но различия все же значительны. У Цоя был более европеоидный разрез глаз, у актёра же больше азиатский. Но, справедливости ради, к этому можно привыкнуть и не заострять внимание. Актёр, Тео Ю, действительно хорошо передал характер Виктора и учёл особенности движений музыканта во время выступлений. Это плюс. Теперь к сюжету. Здесь, как и говорил, придираться не буду, ибо не знаю как все было на самом деле. Воспринимаю объективно, как историю о молодом музыканте и его творческом пути, порой нелёгких отношений с Майком Науменко и его женой. В начале мне фильм показался каким-то затянутым и немного скучным хотя, спустя минут двадцать, я все же проникся лёгким и размеренным повествованием и время в последствии за просмотром пролетело незаметно. Как итог могу сказать, что фильм можно смотреть всем, кто мало-мальски знаком с творчеством Цоя. Он может показаться скучным, но ему стоит дать время и «перетерпеть» начало. Фильм по сюжету достаточно лёгкий и приятный, что позволяет его смотреть даже после тяжёлого дня. Не скажу, что он отличный, но и критиковать так же не стану.
Хотя 'Лето' фильм о Викторе Цое - на самом Цое, фильм заостряет внимание очень поверхностно. В принципе тут нет ничего удивительного, если помнить что 'Лето' это фильм по воспоминанием жены Майка Науменко - Натальи Науменко. Легкая интрижка между Натальей и Цоем ставится во главу угла, и пытается задавать тон повествованию. И все таки 'Лето' - это даже не про эту интрижку! Фильм тяжело назвать срезом эпохи, но 'Лето' хоть и поверхностно, но показывает все прелести и тяжести андерграунд тусовки того времени. Вот так проскакивая галопом по всем значительным темам, картина не заостряется ни на чем конкретном, и приобретает хороший такой иронический тон. И удивительно, но этот тон идет фильму, 'Лето' получилось легкой и воздушной картиной - о молодости, любви, стремлениях и надеждах. О первых шагах Виктора Цоя, о вкладе Майка Науменко, и об удивительной тусовке которая всколыхнет чувство ностальгии у всех, кто провел молодость с гитарой. Музыка. 'Лето' музыкальный фильм, время без песен занимает меньше хронометража, чем время с песнями, одной ногой 'Лето' даже наступает в жанр мюзикла, в фильме есть удивительные самобытные клипы, точно попадающие под общее настроение фильма. Но уйдя в сторону легкости, фильм теряет всю драму, и не несет никакого серьезного посыла, так, разве что поностальгировать...
Готовы ли вы к лету? Долгому, жаркому, и такому классному питерскому лету 1980 года? Лету, когда молодой, но уже популярный советский рокер Майк Науменко познакомился с молодым пэтэушником-азиатом Виктором Цоем? Если да, то скорее бегите в ближайший кинотеатр смотреть картину Кирилла Серебренникова 'Лето'. Итак, что такое 'Лето'? 'Лето' - это очень приятное кино, которое, как мне кажется, само не определилось, чем оно хочет быть: документальной лентой о появлении культовой (чего уж там) группы 'Кино', набором ярких (что особенно впечатляет в черно-белой картине) неожиданных и просто крышесносных клипов различных исполнителей, зарисовкой о быте неформальной питерской молодежи в суровые советские года или историей о любовном треугольнике, в вершине которого - умница-красавица Наташа (Ирина Старшенбаум). Вероятно, именно это соединение сделало картину такой... Такой. Резкие музыкальные включения, во время которых творится просто невероятная Сатана, и серьёзное лицо Скептика (Александр Кузнецов) с табличкой 'На самом деле этого не было' - просто шикарнейший ход, одновременно убивающий любые зачатки пафоса (в этом фильме его просто нет) и сбивающий эмоциональное напряжение, заставляя зрителей смеяться в голос просто от облегчения. История, разворачивающаяся на экране в течение двух с лишним часов, покажет такие странные, но такие трогательные отношения между Майком Науменко (Роман Билык, ну или Рома Зверь, если кому больше нравится) и Виктором Цоем (Тео Ю). История, показанная Кириллом Серебренниковым начисто лишена какой-то чернухи, соперничества, грязи. Это действительно очень светлая история о настоящих друзьях, любви и роке. В общем, 'Лето' - фильм, который совсем не стыдно посоветовать друзьям, как фанатам Цоя, так и не фанатам (к слову, я отношусь ко вторым). Это действительно хорошая современная российская картина, успевшая уже обзавестись Золотой Пальмовой ветвью. И, что особенно ценно, создатели смогли полностью обойтись без представления унылого и убивающего всё живое Советского союза. Они ничего не приукрашивали, просто показали безобидными заскоками то, что в иных фильмах представили бы как жесткие репрессии. Да одним этим 'Лето' лучше большинства современных картин. Этот фильм как лето - легкий, светлый и вызывающий только самые тёплые эмоции. А смешные, придурковатые и такие милые эпизодические персонажи вроде Панка (Александр Горчилин), Скептика (Александр Кузнецов), Анны Александровны (Юлия Ауг) или Лёньки (Филип Авдеев) еще разбавляют и без того лёгкое повествование, внося в него комические нотки.
Вольный рассказ о почти классическом любовном треугольнике Майк Науменко, Виктор Цой и Наташа Науменко. Вот ведь дела - свой лучший фильм Кирилл Серебренников выпустил, находясь под арестом. И отчасти став иностранным агентом. Все ж таки фильм произведен на студии Columbia. Может быть, поэтому появились артистичные вставки из дневника Майка и переводы-подстрочники песен Sex Pistols, Игги Попа, Лу Рида и иже с ними? Ну и надо было обозначить 'идолопоклонскую' мысль: и у нас случилось Лето любви и Беспечный ездок, Sex Pistols и Брюс Ли. Обо всем этом тема знакомства на пляже... и последующего трипа в поезде. И почему-то краски появляются только в этих сюжетах с ин. язом... Правда, и здесь есть разные трактовки, для чего предусмотрен персонаж Скептик, который добавляет 'так не было на самом деле'. Так что цвет и монохром могут отделять и правду от фантазии, и серую советскую жизнь от многоцветья забугорья... Только фильм, кажется, всё равно не об этом, хотя визуально сделан прекрасно, и все эти награды художнику вполне заслужены. Есть чувство, что ключ к нему - это идущий по телевизору отечественный Шерлок Холмс, по отношению к которому Майк упоминает 'какое-то третье измерение'. Русский (советский) рок - это то самое третье измерение. Интересно, что Лето к этому третьему измерению относит отнюдь не Цоя - тот стремится к большей однозначности: отказывается называть свои песни шуточными, хочет 'плюнуть в вечность', ему не важна живость песен, и он совсем не хочет от них избавляться. В отличие от Майка. Тот, напротив, кажется чистым экзистенциалистом. И как-то не мечтает быть пророком, светочем, буржуа. Он и живёт вне времени, просто обороняя свой мир от мира внешнего. Кто-то даже может назвать это компромиссом - на то может натолкнуть эпизод в столовой с компотами. Но желание сохранить себя разве хуже желания изменить мир? Вот и его жена Наташа должна бы сделать выбор между третьим измерением и будущим, в котором стадионы (хотя Цой открещивается от них), деньги (Марьяша становится продюсером), и образ того самого пророка... Тем не менее, погибают и тот и другой. Почти одновременно. Намёк на что-то? Может быть. Но после фильма остаются ровно два ощущения: Первое, что фильм о Науменко, а не о Цое. Лето, кстати, - его песня. Он - воплощение чего-то вневременного, герой вне системы координат. Да и нуждается в возрождении именно он. Виктор Робертович и без того жив и популярен среди подростков Второе - русский рок до перестройки явление... Ну, в общем, не политическое - формула 'секс, наркотики и рок-н-ролл' меняется в нашем антураже на 'любовь, алкоголь и зоопарк' (так и звучит Это не рок-н-ролл, это Зоопарк). И это куда более романтическое и мировоззренческое заявление, чем протестное. Так что фильм не исторический, а вполне актуальный. В нем не про причины, а про людей... P.s. Новаторство Серебренникова, прежде всего, в жанре - не то фильм-мюзикл, не то фантазия, не то клип. А, самое главное - в актёрах. Не думал, что когда-нибудь скажу это, но Рома Зверь великолепен. Ну и 'Главным у них была музыка'
Удивительно, но при абсолютно выигрышной теме фильм выглядит унылой мешаниной сцен, вызвавшей у меня вместо «летних» эмоций исключительно недоумение. Вроде бы фильм называется «Лето». Что ж, где же лето? Лента чёрно-белая, с довольно медленным темпом повествования и постоянно унылыми лицами главных героев. Где лето, где молодость, где любовь? Вместо этого какая-то серая картинка, в которой с трудом угадывается «летний» настрой советской неформальной молодёжи. Для сравнения посмотрите фильмы «Стиляги» (2008, реж. Валерий Тодоровский) и «Дом Солнца» (2009, реж. Гарик Сукачёв) на эту же тему. В «Лете» же вставки на несколько секунд, стилизованные под старые съёмки, содержат гораздо больше «летних» эмоций, чем фильм в целом. Может, «лета» нам прибавит мелодрама? Но любовный треугольник Цоя, Майка и его жены получился каким-то невнятным: после парочки случайных встреч Наташа почему-то влюбляется в постоянно хмурого и бормочущего что-то под нос Цоя – почему? Между ними происходит... да почти ничего не происходит. Майк на это реагирует... да почти никак не реагирует. Где конфликт, где эмоции?.. Может, в этом и идея, что фильм на самом деле про «реализм», будничную реальность позднего застоя, где нет места любви и жизни? Но нет, множество сцен фантазий героев, на которые нам потом указывают – «этого не было», говорят об обратном, равно как и фигура Скептика. И если это тогда чьи-то фантазии, то чьи? Некоего Скептика – а кто это вообще, и почему его мнение нам должно быть важно? (О том, что много чего из показанного действительно не было, я даже не буду разжёвывать и отсылаю к мнению БГ и Алексея Рыбина. Но да ладно – здесь мы сделаем скидку на традиционное оправдание «это же художественное произведение».) Музыкальная составляющая в фильме крайне неровная. Казалось бы, «Лето» эксплуатируют ностальгию по Цою и Науменко, но мы ни разу не услышим оригинальное исполнение их песен, за исключением титров. И если голос и манеру исполнения Цоя ещё пытались стилизовать, то Рома Зверь превратил песни «Зоопарка» в примитивный рокапопс начала XXI века – кто-то всерьёз должен поверить, что в начале 80-х, даже в фантазиях героев, музыка могла звучать именно так? Клиповые вставки с анимацией в «Лете» инородны. Безусловно, герои того времени слышали и слушали песни Дэвида Боуи и Игги Попа, но их фантазии с корявым переложением англоязычных песен с русским акцентом – как это вообще сочетается с показанной вселенной фильма, пусть и под соусом «этого не было»? Переделка «All the Young Dudes» под электронику так вообще выглядит извращением, на месте которого естественнее звучал бы даже негритянский рэп из «Джанго освобождённого». Свои мысли рок-музыканты того времени выражали по-русски и, по идее, от них можно было бы ожидать переводного или авторского текста, наложенного на чужую мелодию – как это остроумно сделали в тех же «Стилягах». В финальных же титрах Серебренников решил поставить песню «Кино» «Кончится лето» – возможно потому, что там тоже есть слово «лето». Логично, правда? Только это уже откровенная тупость – поставить в фильм про, казалось бы, лето, молодость и любовь одну из предсмертных песен Цоя, даже не задумавшись о её смысле. 4 из 10
Давайте поговорим о русском роке. Это направление музыки удивительно тем, что у нас к нему разное отношение, разная 'иерархия'. Например, одни группы мы очень уважаем, а другие отодвигаются на 'свалку устаревших понятий'. Такие коллективы называются группами второго порядка. Они имеют свой фендом, несколько более менее известных (иногда в узких кругах) песен. Такие группы никогда не собирут стадионов и дворцов спорта. Печально. А что нужно сделать чтобы стать культовой рок легендой? Ну тут совсем мрак! На жаргоне слоёв населения, которые захватили власть в стране в девяностые годы, нужно 'ожмуреть'. То есть, лучше быть живым 'ноунеймом', чем культовой легендой? Всё-таки, 'я не хочу победы любой ценой', так? А теперь давайте на чистоту. Когда Макаревич, Шевчук, Бутусов, Лагутенко, Гребенщиков и Васильев покинут мир иной, НИКТО не будет писать на заборах 'БГ - forever', или 'Нож в печень, Лагутенко вечен!' Конечно, первые две недели, после ужасной новости, все поскорбят, поставят на аватарку в социальных сетях фото ушедшего ' рок героя'. И забудут. Печально. Но, все будут помнить Хоя, Горшка, Летова, и человека, о котором этот фильм. Фильм 'Лето' Кирилла Серебренникова освещает очень интересную тему, которую никто ещё не поднимал. Это тема о ранних годах Цоя, молодости Ленинградского рок клуба, и о всей той тусовке. А это уже весомый аргумент к просмотру данного шедевра! Абсолютная уникальность темы! Атмосфера. Ну, тут режиссёр справился на все сто процентов! Атмосфера невероятных квартирников, душевные рокерские поседелки у костра и многое другое позволяют окунутся в эпоху с головой. Ну и главная фишка этого фильма - анимационные клиповые вставки 'очень жаль, но этого не было'. Обожаю эту фразу! Кому то эти 'мультфильмы' не понравились, но мне было интересно и необычно наблюдать за этим экспериментом. Кстати, у нас тут есть персонаж, ломающий четвертую стену. Какая же гениальная роль! Скпетик - этот тот персонаж, который заставляет говорить о неком мистицизме ленты. Я влюбился в него после того, как он в начале сказал очень крутую фразу: 'Не похож!' Кто смотрел тот поймет! Музыка. Ранние песни 'КИНО' и 'Зоопарка'. Легенды западного рока в анимационных вставках. Саундтрек - гениальный во всех смыслах этого слова! Любимая песня? Трудно сказать! 'Время есть а денег нет', 'Алюминиевые огурцы', 'Мои друзья', 'Моё настроение'... Главные герои. Их здесь два - Виктор Цой и Майк Науменко. В фильме показан их знакомство и взаимодействие, дружеское отношение друг с другом. Связующим фактором между ними является жена Науменко, к которой Витя испытывает совсем не детские чувства. Но Майк, не против их общения, у него своя неведомая для нас модель отношений с женой, основанная на тотальном доверии и отстутвию секретов. Это очень яркий и необычный конфликт! Или никакого конфликта нет?! Это стоит решить самому зрителю. Мораль. Теперь вернёмся к моему длинному вступлению ( извините!). Фильм о не справедливости жизни. О том, что Майк отошёл на второй план. На вершине- Цой. Он там был, он там есть, он там будет всегда. Он легенда, голос поколения и вечно живой герой. Но вот Науменко... О нём сейчас, в принципе, не кто и не знает. Он на той самой' свалке устаревших понятий'. И суждено ему там быть всегда! Потому что он сам ушёл из зала, где выступал Витя... Печально. P. S. Теперь о тех, которые твердят, что всё в фильме бред и вымысел! Люди, фильм Серебренникова - ДУХОВНЫЙ портрет эпохи, а не ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ. Он хотел показать состояние всего 'зоопарка' тех дней. Если вы хотите достоверности, то смотрите документалки о тех днях. Думайте, я не понимаю, что 80% показного в фильме - художественный вымесел или преувеличение фактов? Поверьте, я прочитал три книги Калгина о Викторе Робертовиче, и понимаю в этих вещах... 10 из 10
В общем, я посмотрел 'Лето'. Фильм подтверждает мою мысль о том, что у нас умеют снимать красиво, но все еще не научились снимать интересно. Проблема в том, что произведение банально получилось... ни о чем. Создатели не дотянули, не определились с тем, что они хотели показать. Они сделали красивейший, мощнейший разгон, но после прыжка они не придумали, куда приземлиться. В самом начале я был шокирован и подумал 'Именно так выглядит лучший байопик про Кино из возможных'. Сначала фильм поразил всем: красотой картинки, бесподобной атмосферой и невероятно долгими сценами без склеек, которые показывают мастерство создателей делать красиво. Самое начало фильма про то, как какие-то девчонки пробираются на концерт Науменко — это великолепно. Пляжная сцена — это великолепно. Но потом начались проблемы. Сразу же скажу, что восторгаюсь навыками российских генетиков, ибо они как-то умудрились клонировать Мэри Элизабет Уинстед и приватизировать себе ее клона, чтоб она играла жену Науменко. Иначе я не могу описать их схожесть как две капли воды. С клоном Мака Демарко получилось похуже, но в целом тоже хорошо, в фильме оный играет панка. Ну а теперь к критике. Внезапно со второй трети фильма выясняется, что картина-то про любовный треугольник между Майком, его женой и Цоем. Позже выясняется, что других сюжетных линий у фильма нет, от чего становится совсем печально. Я думаю, что я обманул сам себя, решив, что фильм про группу Кино, в то время как картина на самом деле про личную жизнь Науменко. Цой в фильме — это вообще второстепенный персонаж, которого можно похвалить за то, что он такой же аутичный, как и настоящий Цой, а так же может успешно пародировать его говор (хотя его аж два человека озвучивало дополнительно). Хотя в фильме аутичен и Науменко, выступающий в роли такого своеобразного гуру, мастера, мудреца, которого впоследствии смещает его 'ученик'. Собственно, становлению группы Кино в фильме уделено лишь закадровое время. Плохо еще и то, что даже единственная сюжетная ветвь про отношения Науменко никак не закончилась вообще. Говоря короче и в общем про основной сюжет, то, что начиналось как годный и интересный байопик, оказалось историей про вялый любовный треугольник, которая закончилась так же вяло и ненужно. Отмечу еще не выстрелившее ружье: рассказчик. Это было интересное введение, окно через четвертую стену, эдакая сущность не из вселенной фильма, внутренний голос персонажей. Рассказчик даже заимел кэтчпрейс: 'Но этого не было' и 'Это не правда', которыми он сопровождал выдумки и художественные допущения. Но куда он-то делся? Не логично ли, что он должен был завершить фильм какой-нибудь моралью истории или просто колкой фразой? В один момент он просто исчез и больше не появлялся. На кой ляд он тогда нужен был? Помимо сюжета могу еще поставить под вопрос качество исполнения мюзикальных (мюзикловых?) моментов. Вообще элементы мюзикла оказались для меня очень неожиданными, но из общей атмосферы они, на самом деле, не выделялись. Даже использовали прием, который я встречал нечасто, но который является распространенным: главным героям подпевают случайные люди. Проблема-то правда в том, что даже если люди случайные, то петь они должны уметь, этого требует вообще сам принцип мюзикла как музыкального произведения. Но в 'Лете' никто из случайных людей петь вообще не умел. И это кошмар как резало слух. Лютый акцент, неправильное произношение, ни капли не подготовленный голос. Ну нельзя же так делать, е-мое. Как я должен слушать песню, если поющий не умеет петь? Фильм мне понравился все равно. Это была хорошая попытка, пусть даже и не слишком удачная в итоге. Первая треть фильма — это самая лучшая и наиболее важная часть произведения. Она была наполнена именно той свободой, той атмосферой, которую я ждал. И пусть последние две трети фильма вообще про какие-то никому не интересные отношения, я все равно остался доволен, ибо впечатления от первой трети сглаживают все. А остальные две трети... могу предположить, что это домашний арест так негативно сказался на режиссере, что он свалил все в жиденькую драму про отношения уровня Маяковский-Брик-Брик, где Науменко был Маяковским. 8 из 10
Добрый день! Ожидал фильм про легендарного Виктора Цой, в итоге очередная 'американщина'. Режиссер, как там его, даже не хочу смотреть кто это снял... Как можно было растягивать фильм и вставлять эти американские фрагменты каких-то 'неувязкок', по другому, извините, я их назвать не могу. Даже смотреть эти кадры было неприятно. Такое ощущение, что фильм снимали по идее 'а-ля мюзикл и будь что будет', что точно не про В. Цоя. Все слова и эмоции про это точно не поместятся в данный комментарий. В остальном, фильм был снят про времена 'тех лет', но по факту про самого В. Цоя и его жизнь отражено лишь поверхностно. Бесспорно, присутствует чёрно-белая запись и ощутимо присутствие 'тех лет', но стоит заметить, что развитие Виктора как певца отражено как-будто со стороны (издалека) и лишь на малую часть. Сложилось впечатление, что фильм не про В.Цой (согласно рекламе к фильму), а про рок-группы того времени. А так, в целом, фильм снят удовлетворительно, за исключением 'американщины' (полный неуд. даже кол, нет, три кола...). Надеюсь данный комментарий дойдет до автора идеи, режиссера и может быть снимут все таки хороший фильм про Виктора. С уважением, Алексей с Магадана
Никакой строгости, никакого сюжета, никаких фактов. Только эмоции и музыка. Раздольное настроение. Беседы. Размеренность. Юношеский напор. Все это сопровождает картину удаляя на безопасное расстояние от стройных, логически выверенных байопиков. Это вам не 'Спасибо, что живой', а нечто более в разы более лиричное. Кирилл Серебренников создает особую реальность, другое измерение. И в измерении этом совсем другими бликами отражается Ленинградский рок-клуб, личности Майка и Виктора. Как живые, но совсем отличающиеся от уже сложившейся мифологии они проживают здесь совсем иную жизнь: стремительную и самозабвенную, лишенную бытовой шелухи. Это создает над персонажами особый код недоступности - 'избранности', вовлекая зрителя в запретную территорию грез. Что, в свою очередь, сталкивается с неимоверно реалистичными моментами, которые воссоздают Ирина Страшенбаум, Рома Зверь, Тео Ю. В их глазах нет и капли того лукавства, которое свойственно многим любителям лицедейства. Такой расклад просто не может не оставить безучастным зрителя. Он может негодовать видя некоторые несовпадения с официальной мифологией, а может полностью принять предложенный концепт. Нет шанса лишь на то, чтобы быть безучастным. Равнодушию здесь не место 7 из 10
Чем примечателен фильм 'Лето'? Во-первых: для того чтобы суметь по-достоинству оценить его вам совершенно не обязательно знать историческую подноготную фильма, вы даже можете совсем не знать кто такие Майк Науменко и Виктор Цой, но при этом фильм не пройдет мимо вас. При просмотре понимаешь, что в этой истории нет главных героев. Есть лишь события которые разворачиваются в главное время, время которое тогда было настоящим. Черно-белая картина подчеркнуто демонстрирует ту серость, которая была в СССР, а раскрашенные кадры делают акценты на эмоциях, на лете, на молодости. Приятно удивил своим актерским талантом Рома Зверь. Но наиболее примечательным для меня стал Александр Кузнецов. Меня чрезвычайно воодушевил сторонний наблюдатель. Тот самый вечно недовольный и загнанный в рамки лирический герой, который добавил в картину недостающего ей драйва. Благодаря его выпадам, порой кажется, что ты находишься в театре и от этого захватывает дух. Томный эстетичный видеоряд подкреплён великолепной нестандартно преподнесенной музыкой, которой просто невозможно не постукивать в такт или не подпевать. Я не сужу о схожести и достоверности, нет, это пусть делает лирический герой. Я же вижу в этой картине яркие моменты молодости и любви наполненные вечной музыкой. Я вижу моменты которые никогда не повторяться и которых как будто бы никогда и не было, а очень хотелось бы...
Когда я впервые посмотрела 'Лето' Кирилла Серебренникова больше года назад, я была поражена. Давно я не видела такого остроумного, необычного, ни на что не похожего и в то же время нежного и трогательного фильма. И все же чтобы в полной мере оценить его по достоинству, пришлось помотреть его еще раз. Поскольку я совсем не разбираюсь в русском роке, точность 'Лета' в биографических деталях я оценивать не могу. Говорят, Серебренников очень вольно интерпретировал биографии Виктора Цоя и Майка Науменко. На мой взгляд, фильм от этого хуже не стал. Тем более что он не столько рассказывает историю, сколько пытается передать некое ощущение, ощущение лета в юности, когда многое может казаться трудным, но все еще по большому счету впереди. Лета, наполненного любовью, подчас случайной, полного настоящих, еще не придавленных буднями и так называемой 'взрослой' жизнью чувств, маленьких (а иногда и больших) приключений. И это ощущение фильм, на мой взгляд, передает просто прекрасно. Во многом это, наверное, заслуга не только режиссера и сценариста, но и исполнителей главных ролей. Далеко не все из них известны, и я надеюсь, 'Лето' послужило для них трамплином. Поразительно, что Рома Зверь оказался как минимум неплохим актером, что Тео Ю органичен в роли Виктора Цоя не только из-за характерной внешности, а Ирина Старшенбаум - не только глянцевая красотка. Приятно было видеть и Филиппа Авдеева, и Никиту Ефремова в роли человека, подозрительно похожего на молодого Бориса Гребенщикова. А еще большим открытием для меня стала музыка - признаться, ни Цоя, ни тем более Науменко я особенно до этого не слушала, просто не в то время росла, а теперь они прочно прописались в моем плейлисте. Особенно 'Кончится лето', которое идеально подводит итог этой замечательной картине.
«Лето» - это атмосферный фильм про восьмидесятые. В которых уживаются с одной стороны советские люди с идеалом коммунизма, и люди свободолюбивые попирающие общественные устои и чёрно-белый быт. И этот свободный дух выражается в музыкальных ярких вставках бодрой, задорной музыки американских рок-звёзд. Что более глубоко погружает зрителя в те непростые, переломные времена. Да, фильм отчасти претендует на биографический рассказывая о жизни Виктора Цоя. Но создаётся впечатление что речь тут не о нём, Цой здесь только лишь символ того времени. От того и мало подробностей о его жизни, собственно говоря они и не нужны. Майк Науменко, Виктор Цой, рок-музыка, гитара, небрежный юмор, лёгкое настроение, противоречие обществу, эмоциональная незрелость, бунтарство… Вот символы того времени, и все они сотканы в один сюжет. Это фильм непременно стоит посмотреть и из-за отличной игры Ромы Зверь (Билык). Даже не верится, что с виду столь дерзкий человек как Рома смог сыграть степенного, до глубины души мудрого Майка Науменко. Однако это так. И тут только можно сказать: «Браво». Восьмидесятые это рождение современного рока, но тогда он был более наивен и прост, как и главные герои. И может наивность героев порой удивляет, но в целом выглядит органично. Отчасти и из-за этого некоторые критикуют фильм за утрированность вселенского счастья, отсутствия конфликтов. С этим я не соглашусь, фильм не о конфликтах между героями, он о конфликте поколений, взглядов на мир. Фильм «Лето» это два часа ностальгии и хорошей музыки. 10 из 10
С трудом досмотрел фильм со второго раза. Даже заранее закрыв глаза на то что все ругали фильм за историческую недостоверность и не сказать чтобы сильно разбираясь в биографии всех персонажей, все равно происходящему абсолютно не веришь. Особенно обидно за Науменко, из которого просто сделали какого-то куколда. Материализующийся из ниоткуда любовный треугольник, оставляет тебя в полнейшем недоумении от происходящего и заставляет вместо просмотра фильма рыться в гугле в поисках ответа на вопрос: 'происходил ли этот абсурд на самом деле?' Также, весьма порадовали попытки разрушить четвертую стену при помощи этакого декадантсвующего люмпена, постоянно напоминающего зрителю что 'оригинальные' режиссерские зарисовки и пляски не происходили на самом деле, ну просто спасибо большое! Так бы я ни за что не догадался, что никто на самом деле совершенно внезапно не начинал петь дурниной песни зарубежного рока, выдавая свой нарочитый акцент за некую исполнительскую фишку. Просто немыслимый уровень самоиронии от авторов заставляющий пробивать себе каждый раз ладонью лицо. В общем и целом видно, что авторы очень старались. Хорошая картинка и отличное звуковое оформление. Ирина Старшенбаум располагает к себе зрителя и Цоя своими няшными щечками, из под загадочной челки. Но как я уже и сказал: происходящему просто не веришь. Моменты когда повествование затягивает постоянно сменяются совершенно нелепыми сценами, вызывающие стыд за показанное на экране и полнейшее уныние. Понятно, что они хотели сделать скорее разухабистую сказку-мюзикл, чем продуманный, соответствующий всем канонам байопик. Сделать так сказать модно, стильно, молодежно не потеряв при этом ностальгирующего шарма босой рок тусовки начала 80х. Но увы в какой-то момент что-то пошло не так и мужики, как говорится, начали воевать не в ту сторону. На выходе по итогу не рыба ни мясо, смотреть местами реально тяжело.
Прежде чем высказать свое обывательское мнение, напомню, что лента получила премию за лучший саундтрек в Каннах. И это - успех, учитывая, что кино о музыке и музыкантах. Звуковое сопровождение здесь действительно на высоком уровне, а некоторые эпизоды (довольно продолжительные) являются полноценными видеоклипами. В центре сюжета взаимоотношения Майка Науменко и его супруги Наташи, которая «с ребенком на руках» решила погулять с талантливым и романтичным Витей Цоем. История эта выглядит наивной и подростковой, что весьма точно отражает то время, а именно период становление советского рока, который умер в пубертате с закатом СССР, со смертями Цоя (1990 г.) и Науменко (1991 г.). Уравнивать тот рок с нашим современным я бы н е рискнул, скорее второй вышел из первого и растворился в поп-музыке. Посему мне непонятны попытки поиска реалистичности тех событий; режиссер представляет эпоху – режиссер о ней рассказывает. И рассказал он довольно качественно и зрелищно, а главное – интересно. Если смотреть глубже, можно отметить, что эта любовная история (скорее дружеская) является своего рода макетом становления и развития русского рока. Майк олицетворяет западный рок со своим лирическим и таким далеким героем, а Цой, пришёл, прислушался к западным мотивам, пропел под них свои стихи и стал нашим всем в новой свободной стране перемен, которая идёт своим путём, правда тогда ещё неясно куда. Из недостатков я бы отметил стремление сделать интеллектуальный (читай театральный) продукт, впрочем этим страдают все картины Серебренникова. На мой взгляд, не следует так жёстко подчинять камеру своим театральным амбициям. Хотя... Вот оно какое наше 'Лето'. 8 из 10
Сразу оговорюсь, что Цоя я как такового не слушала, просто знаю пару песен, которые являются знаковыми для него, и – вкратце – про его гибель. Самоцелью просмотр «Лета» стал после того, как я узнала об участии в нём Ромы Билыка (группа Звери). Ещё подростком ловила драйв от его Районов-кварталов и Танцуй, да и сейчас, в более осознанном возрасте, вижу актуальность в его музыке. Далее было интервью, в котором Роман раскрылся как невероятно глубокий и цельный человек, сейчас погрузившийся в киносферу с головой. Там и было решено: Лето – смотреть. И с первых кадров понимаешь, что что-то не то. Это не проходной фильм. Конечно, это чёрно-белая гамма. Приём не доставляет дискомфорта, но помогает создать ту атмосферу времени, окутанную дымом, музыкой в коммунальных квартирах. Атмосферу жизни тех людей, запретов, бунта, львиных копн сожжённых химзавивкой волос, купания голышом и непростых обстоятельств. Про сюжет наверняка сказали прошлые рецензенты, но.. Здесь нет повествования от точки А до точки Б, эта картина – вырванный момент из течения жизни. Условно история двигается вдоль временной линии, но в реальности – это десятикратный зум к той невидимой нити, которая связала троих героев. По факту мне не хочется назвать сюжет банальной историей. Это образ становления легенды, при этом мной не было замечено глубокого раскрытия Виктора как человека. Обрывочно мы отметим, как он появился на горизонтах, сопротивлялся форматированию его музыки и следовал своей идее. Это – канва, но не ближний горизонт. Куда больше проявились крупные, размашистые мазки автора о тонких сплетениях взглядов, увлечений и быта героев. Однозначно вызовет недоумение приём с музыкальными вставками, которые позже оказываются авторской трактовкой известных хитов. Графика, нарочитая упрощённость, антураж создают интересное сочетание, которое вовлекает и заставляет внимательнее смотреть на происходящее. Хитросплетение дополненной реальности, грубого общества и интересной музыки цепляет. На третьей вставке ловишь себя на мысли, что подпеваешь. Да и вся музыкальная сторона фильма хороша. Она к месту, она настраивает, направляет, вызывает те эмоции, которые порой не лежат на поверхности ситуации. Конечно – это Цой, его товарищи по сцене, это хиты того периода заграничных исполнителей. Здесь перемешиваются ощущения безграничной свободы, оторванности от шума и душные тесные рамки маленьких общих квартир, густая дымовая завеса подъездов и холодное пиво, запасённое в холодильнике. В происходящее погружаешься. Очень органичны в своем сочетании звуковая подборка, простая игра героев, авторские приёмы дорисовки реальности и переложения музыки на «слабые, народные» голоса. Задумка целостна и свежа. Но к мысли о том, что фильм хорош, приходишь в конце картины (банально, но работает). Какая-то простая фраза, проскользнувший бытовой момент сшибает тебя наповал, накрывая эмоциями и чувствами, от которых ты всё понимаешь. Этот катарсис соединяет воедино все мелочи, происходившие ранее. Он пронизывает до макушки и накрывает волной светло-серой грусти, после которой, однако, становится легче. Ведь это жизнь: со всеми её несовершенствами, странностями, безвыходными ситуациями. Это отношения, простые как три копейки, но абсолютно непонятные и непокорные разуму. Но жизнь тем и интересна, что никогда нельзя быть уверенным в том, что ждёт за поворотом. Есть мнение, что фильм стоит оценивать по целостному впечатлению после. Вызвал ли поток мыслей, заставил ли сравнивать и анализировать, оставил ли послевкусие? «Лето» - да по трём пунктам. Это не самый сюжетно филигранный фильм в мире, наверняка в актёрской игре также были упущения. Но в нём читается авторский стиль, старание, цельный замысел. И однозначно, картина приоткрыла обычную жизнь человека 80-х для тех, кто безвозвратно опередил это время. Моя оценка фильму основана на послевкусии, выраженной стилистике, музыке и звуковом сопровождении, духе свободы, Роме Билыке и простых человеческих эмоциях, которые он взъерошил. Смотреть бы посоветовала. Спасибо.
К сожалению Кириллу Серебрянникову не удалось достойно показать жизнь ленинградского рок-клуба по причине, что кино совершенно далеко от жизни той далекой эпохи. Те, кто восторженно принял фильм в своих объятия, просто далеки от той атмосферы, что таилась на квартирах рок-музыкантов. Однако, использовать имена Майка и Цоя для пиара оказалось весьма выгодным: несмотря на прошедшие годы они имеют всё ещё хороший вес. К сожалению, в начале восьмидесятых всё было не так романтично – герои рок-н-ролла являлись типичными аутсайдерами в массах, и перекочевали в легенды с падением Советского Союза. Для тех, кто хорошо знаком с творчеством группы Зоопарк, нетрудно с первых минут фильма уловить ту фальшь, что подается зрителю с экрана: Майк и компания никогда не играли музыку, которая звучит как хорошо отполированная группа студий. «Мы играем нарочито грязный рокн-ролл», - говорил Майк о своем творчестве, и это слышно в тех записях, которые дошли до нас с тех времен. Эти нюансы вряд ли знакомы рядовому зрителю, но сама история фильма предполагает камерность ситуации для тех, кто знаком с героями: отношения между молодым Виктором Цоем и Майком Науменко. Вряд ли это тот человек, что писал сценарий. По сюжету фильма именно Майк является ближайшим камрадом Виктора, а вовсе не Борис Гребенщиков, которого авторы сценария отодвинули на второстепенный план, показав несколько кадров с тем, кто именно вывел Цоя в массы. В начале фильма также звучит песня «Лето», которая была написана Майком после знакомства с Цоем в реальной жизни, причем как пародия на лирику друга, по фильму же песня исполнялась Майком еще до знакомства с Цоем. Все эти маленькие нюансы важны для понимания того, что авторы просто пренебрегли всеми фактами личных биографий, создавая фильм по подобию собственных представлений о музыке начала 80х. Если целью было преподнести мишуру для молодежи, то, наверное, это удалось им, Стиляги был примерно в этом же ключе, с кучей ссылок, но без самой сути – атмосферы и правдой характеров. В сюжетном же плане непонятно, для кого и для чего снимался именно этот сценарий: романтические интриги любовного треугольника? Так нет, рок-клуб был вовсе не об этом, это не шоу «Пусть говорят» и не наблюдение через замочную скважину за жизнью селебритс. Что должны были вынести зрители из кино остается загадкой. То Серебрянников работает с бытом, показывая квартиры и обстановку СССР той эпохи, то скатывается в пафосный мюзикл, где герои на экране поют знаменитые песни Игги Попа, Токин Хэдс и Лу Рида – эпизодические вставки, душащие фильм дикой неправдоподобностью. Чтобы прикрыть весь этот стыд, режиссер решил снимать фильм на черно-белую пленку – единственный плюс от монохромного изображения. Пытаясь доказать свои знания, он периодически цитировал то лирику Блонди, но знаменитую фотографию Гребенщикова с котом, то до боли знакомый номер 2128506, но вот только для кого были все эти «приятные мелочи»? К актерам у меня меньше всего претензий, они как бы даже не плохи все, насколько уместно говорить об этом в контексте плохого фильма. Да, может быть характеры вовсе и не их, но на фоне всего остального это меньшее из зол. Резюмируя, можно сказать, что одна финальная сцена камео из фильма АССА куда лучше, чем вся эта двухчасовая туфта, поданная под именами Майка и Цоя. 4 из 10