«Рома» Альфонсо Куарона, не имеющая никакого отношения к вечному городу, поссорившись с Каннами, в Венеции отхватила главный фестивальный приз — «Золотого льва» (главой коллегии жюри, между прочим, был соотечественник мексиканца, прошлогодний победитель премии «Оскар» Гильермо Дель Торо). Критики тут же нарекли ленту лучшим фильмом года, торжеством киноязыка, и пророчат ей статус классики. Куарон, как уже многократно отмечалось, сумел удивить всех, спустившись с уютного голливудского олимпа, дабы создать самый личный свой фильм, являющийся полным антиподом «Гравитации» по всем характеристикам. Проигнорировав большие экраны, «Рома» вышла на онлайн-сервисе «Нетфликс», лишая зрителя полностью насладиться своими безусловными визуальными достоинствами – фильм снят на 65-миллиметровую цифровую камеру, причем роль оператора исполнил сам режиссер, декларируя принципы полной диктатуры и независимости – помимо вышеуказанных амплуа, здесь он также продюсер и автор сценария. «Рома» - это кровный роман Альфонсо, бережно воссозданное диахромное воспоминание о Родине. Мехико.1971 год. На экране краткий отрезок жизни обеспеченной многодетной семьи, которая возложила хозяйство на двух служанок родом из местных индейцев. Ежедневная рутина мексиканских будней здесь соучаствует с витающей в воздухе метафизической угрозой, косвенно спровоцированной гражданским протестом и беспорядками. Создавая свой ностальгический эпос Куарон опирается на триумвират судеб: судьба служанки, смиренно принимающей жизненные испытания, и надежды на женское счастье которой рушатся в один миг, судьба семейства, вероломно преданного ее же главой – отцом, и которая теперь оказалась в руках матери и бабушки, и судьба страны, принимавшей не так давно крупные мировые события, представляющие большой объединяющий праздник – Олимпиаду и Чемпионат мира по футболу, а спустя год потерявшей покой и раздираемой конфликтами изнутри. В образе служанки Клео, являющейся ключевым объединяющим элементом для всего повествования, можно распознать как саму Мексику – душевно неспокойную, сбившуюся с пути, не осознающую своего места и предназначения, так и непосредственно индейскую нацию, ставшую давно рудиментом на этническом поле Северной Америки, и нельзя не заметить, как подобное воспевание женской стойкости конъюнктурно укладывается в современную кинематографично-социальную повестку. Если говорить начистоту, то технически высококлассно исполненную «Рому», подводит ее нарочитая претенциозность, и колоссальное желание быть чем-то большим, чем является картина на самом деле, которая конечно же, обивает пороги признания, выраженного регалиями, восславляющими эпитетами в адрес создателя, призами и статуэтками кинопремий, главная из которых ждет ее впереди. Куарон упивается автофилией, держа зрителя на расстоянии, в том числе благодаря специфической съемке, что в итоге приводит к потере баланса общей и личной проблематики: история брошенных, но не сломленных женщин размывается, и по прошествии более чем двухчасового хронометража остается довольно индифферентной и чужеродной по отношению к принимающей стороне. Также мексиканца выдает арсенал некоторых довольно банальных и пошлых приемов, среди них, например, метафора собачьего дерьма, в которое угодила злодейская нога отца – предателя. Несмотря на это, лента бескомпромиссно и опрометчиво объявляет себя произведением искусства, навязывает игру, которую большинство критиков с легкостью принимают, провозглашая картину лучшим фильмом года и будущей классикой. Но скорее «Рому» ждет перспектива, попасть в пул, к однодневкам, по типу «Лунного света», про который никто не вспомнит уже через несколько лет, чем стать классикой, отрабатывая актуальную сиюминутную повестку. 6 из 10
Не в роскоши, но в достатке: на вид благополучная семья занимает приличный особнячок в тихом районе города. Женщина с несколькими детьми и равнодушным к ним мужем, избегающим продолжения надоевших ему отношений, сбывая раздражение вместе с чадами и домочадцами, для которых наступает пора перемен, накрывающих волной алкогольного ретуширования нервов, сдавленных скоротечным прощанием отшатнувшихся супругов. Затяжным первым кадром с блестящей на кафельном полу небесной лужей и пролетающим в ней самолётиком Куарон поднимает ставки и выкладывает на стол свои козыри – классика чёрно-белого кадра, обрамляющего зеркальные отражения под пристальным взглядом задумчивого мыслителя, являющего миру совершенство изобразительной светотехники, упивающегося могуществом композиционных решений, расписываясь поверх них росчерком знаков и символов, воздвигая пьедестал для личного монумента в ряду признанных гениев, смакуя ради этого кучи собачьего дерьма, на которых поскользнулось семейное согласие, рассыпавшееся в прах разочарования, болью которого становится брошенная обманщиком беременная прислуга, мыкающая горе в ожидании случайного плода. Старательно поэтизируя стояние, Куарон обволакивает свой рассказ междометиями пауз, пытаясь выжать сок из окаменевших лиц, наделяя их выразительностью фресок, вполне уверенный в том, что работает не для кассы, а ради места в истории, пропуском в которую является выполнение обязательной программы сотворения канонического шедевра, закреплённого авторитетами, возлагающими корону на стоящего у трона наследника, претворившего в дело задуманный план. Здесь нет главного героя, а есть фигура режиссёра, находясь за кадром, сплетающего ткань своей истории, нанося на неё мелкий рисунок из линий жизни, замкнутых в узком кругу несчастий, настаивая на сочувственном отклике наблюдателей, но логично сведённый сюжет разрывает дистанцию между ней и зрителем, которого Куарон вместо действенного размаха потчует размашистыми общими планами, скрывая отчаяние ответственных моментов вместе с лицами тех, кому приходится их пережить. Куарон взялся говорить на языке жестов, используя для этого пространственно-визуальные приёмчики, создавая эффект скользящего взгляда, переходящего с заоблачной выси на грязную воду, с людей на животных, из дома на улицу, раздвигая рамки стен и помещаясь в них снова, он требует, чтобы его читали по губам, мастерски используя богатство технологий, обеспечивая себе профессиональный триумф при полном к тому моём равнодушии.
Так ли много знает этот мир современных режиссёров, действительно самостоятельно занимающихся созданием кино? Зачастую роль режиссёра в индустрии ограничивается занятием поста главного организатора, являющегося своего рода дирижером на площадке, в то время как львиная доля работы ложится на руку таких же профессионалов, входящих в съёмочную группу. И Альфонсо Куарон («Дитя человеческое», «Гравитация») входит в ту редкую касту режиссёров, окунающихся в работу с головой, действительно создавая от начала и до конца свои киноленты. «Рома» - это наполовину автобиографическая драма известного на весь мир мексиканца Альфонсо Куарона, взявшегося за камерную и очень приземлённую историю, в отличие от высокобюджетной «Гравитации» - своей предыдущей работы. Невооружённым взглядом видно, насколько показанная в фильме история личная для режиссёра. Настолько, что «Рома» относится именно к тому редкому числу картин, созданных одним человеком, в то время как сотни людей на съёмочной площадке - лишь руки, помогающие творцу добиться конечного итога. События картины происходят в 1970-1971 годах, воссозданные режиссёром с невероятным вниманием к деталям, от чего в достоверности экранной Мексики зрителю сомневаться не приходиться. А рассказывает картина о девушке из деревни по имени Клео (Ялица Апарисио), работающей вместе со своей подругой на главного антагониста ленты - богатого и не жалующегося на жизнь доктора, у которого в жизни есть всё: жена, четверо детей, хороший дом, дорогой автомобиль и даже любовница, но ему всё равно всего мало. То, как ловко и тонко Куарон знакомит зрителя с героями - заслуживает отдельных оваций. Отца семейства режиссёр первый раз показывает в весьма тонкой и забавной сцене, в которой доктор пытается впихнуть свою громадную и дорогую машину в маленький дворик, явно не предназначенный для неё, что очень ловко и точно рисует представление в голове у зрителя от персонажа. Но ещё более избирательно Куарон подошёл именно к главной героине. Нет ничего новаторского в истории, выстроенной вокруг бедной мечтательницы, но именно у Куарона история о несчастной девушке Клео выглядит как никогда свежо. Первыми же кадрами режиссёр показывает основной род деятельности девушки - пока она отмывает экскременты собаки от плитки, в отражении воды видно небо с пролетающим мимо самолётом, что сразу говорит о главной мечте героине - улететь, как можно выше от этого мира. К слову, самолёты в фильме встречаются не раз и не два, они занимают одну из центральных позиций в истории. А вскоре доктор просто уезжает от своей семьи и не возвращается, даже толком не попрощавшись с когда-то любимыми женой и детьми. Проблем добавляет ещё и внезапная беременность Клео, чей молодой человек также сбегает от неё. Нельзя сказать, что фильм богат на события, но это именно тот случай, когда вроде бы ничего за 135 минут не происходит, и в тоже самое время происходит столько всего, что попросту сложно уложить всё произошедшее в голове. С самого начала Куарон показывает, что главную героиню любят в семье, принимают как свою и всячески поддерживают, несмотря на то, что она просто работает на них. Ничто так не объединяет людей, как общее горе. Оставшиеся одни женщины просто продолжают жить дальше, параллельно пытаясь справиться с внутренней болью, пожирающей сознание с каждым днём всё сильнее и сильнее. Пока обстановка в Мехико далека от спокойной, Клео продолжает мечтать о лучшей жизни. Ещё до своего побега, её молодой человек представляется зрителю, как несчастный, но забавный юноша, увлекающиеся боевыми искусствами. И совсем не смешно становится, когда режиссёр в последствии рисует этого же юношу, но с оружием в руках, старающегося скрыть свою слабость за физической силой. Не секрет, что Куарон рос в окружении женщин, коим он и посвятил свой фильм. Все мужчины в картине карикатурно жестоки, даже дети. Три мальчика в семье то и дело спорят друг с другом, обзываются и дерутся, один раз доходит даже того, что один брат чуть не убивает другого. Можно было бы сказать, что фильм о мечтах, поскольку история выстраивается вокруг Клео, так любящей смотреть на небо, но нет, поскольку даже среди детей доктора, трое сыновей больше всего не признают именно свою сестру. В своем наполнении «Рома» рассказывает о взаимоотношениях между слабыми духом мужчинами, но сильными физически, и безупречными внутри, но хрупкими снаружи женщинами. Режиссёр в прямом смысле по ходу сюжета убивает в героине жизнь по вине её любовника. Однако, картина не наполнена чернухой ради чернухи, как тот же «Хрусталь» Дарьи Жук, а напротив, демонстрирует, что помимо неё в мире ещё есть столько прекрасного, ради которого стоит жить в этом мире. А удивительного и прекрасного в фильме хватает. Альфонсо Куарон не просто написал сценарий и занял кресло режиссёра, а ещё и сам стал оператором и монтажёром своей картины. Снятые им длинные панорамные на 65мм оптику - чёрно-белые кадры невероятной красоты. Буквально ни в одном кадре нет ничего лишнего, за весь фильм, что удивительно. Видно, с какой любовью и трепетом Куарон выставлял каждую композицию кадра. Даже при условии того, что в картинке нет цветов, ленту всё равно можно называть самой визуально красивой в уходящем году. Настолько идеальные и чувственные картины выходят крайне редко и «Рома» одна из них. Новую работу Альфонсо Куарона никак нельзя пропускать, а ведь для её просмотра никуда ходить и не надо, поскольку картина уже доступна для просмотра на стриминговой площадке Netflix, на которую медленно, но верно перебегают именитые и талантливые режиссёры, в погоне за той самой свободой творчества, зачастую ограниченную крупными студиями. Итог. Однозначно, «Рома» - это лучший фильм, выпущенный в этом году. И дело даже не в том, что написанный Альфонсо Куароном сценарий рассказывает какую-то новаторскую историю, несущую какую-то ныне невиданную миру идею. Всё гораздо проще. Это от начала и до конца картина, сделанная с такой любовью и трепетом, что она никого не способна будет оставить равнодушным. Пускай при первом взгляде кажется, что снаружи фильм до уныния обыден, но при более подробном рассмотрение становится видно, казалось бы, очевидное, сколько на самом деле в этой чёрно-белой истории красок, состоящих из когда-то пережитых режиссёром эмоций и переживаний. 10 из 10
Глубоко автобиографический фильм. Словно случайные кадры, которые взрослый сохранил из своего детства. Вот мы всей семьей смотрим вечернее шоу, я обнимаю няню. Вот мы поехали в гости за город, там все стреляли по бутылкам, а ночью мы тушили пожар. И я тушил. Вот мы на море, 'огромные 15 метровые волны'... папина машина модели Гэлакси... собачьи какашки во внутреннем дворике... Чужая размеренная жизнь в черно-белой Мексике начала 70-х. Ах да, удивительно снятая. Игра света и тени, плавные проезды по улицам ретро-Мехико за бегущими девушками, аллегории с самолетом в небе и водой, смывающей историю. Все, что так оценят настоящие киноманы и критики. То, на что мне, рядовому потребителю, глубоко фиолетово. Лично для меня Рома разбит на две абсолютно неравные части. Весь остальной фильм и сцена в больнице. Жесточайшая, жуткая своей реалистичностью. Я дрогнул на ней, скрутило, перебило дыхание. Жуть. Остальной трибьют простушке няне (очень доброй, тихой и душевной) занял два часа. За это время Куарон не предпринял ни одной попытки заинтриговать или удивить. Такое ощущение, что он наоборот скрадывал цвета, убирал эмоции, лишь по самой малой касательной дал массовые беспорядки, вошедшие в историю. Все интересное осталось на периферии картины или вообще за кадром. Зато молодой латинос-самурай минуту крутил ерундой и палкой перед моим носом. Красота по-мексикански. Красота для Куарона. Бывают фильмы, оставшиеся непонятыми, по окончании которых читаешь объяснение той или иной сцены, задумки. После Ромы же и этой тяги нет. 5 из 10
Это шедевр. Шедевр маленький, личный, локальный, но настоящий кинематографический шедевр. И если Y tu mama tambien, мой самый любимый фильм Альфонсо Куарона был шедевром сценарным, шедевром работы великого Эммануэля Любецкого (который снимал его так, как А.Родионов снимал 'Ивана Лапшина' у А. Германа этими своими фирменными длинными планами, когда камера- один из героев картины и рассказывает свою историю, помимо сценария, шедевр на уровне OST ( о, эта фантастическая Watermelоn in Eastern Hay Ф.Заппы!) и актерской игры будущих любимцев публики Берналя/Луны/Верду, разумеется), то Roma - чистый кинематограф, just a motion picture, почти немое кино, почти где-то даже братья Люмьер. И Куарон тут и швец, и жнец..., и камера его - это теперь В. Юсов у Тарковского в 'Рублёве' и 'Иванове детстве', ну и немножко Г. Рерберг в 'Зеркале' (а ещё он там Феллини, Антониони и капельку Бергман, какой без них Куарон, равно, как и все великие ХХ века?). В общем, как и Тарантино в Once upon a time... Куарон снял кино для себя, о себе, зритель в общем-то тут на третьем плане. И если в случае с QT это угнетает, то в случае с Куароном совсем нет. Потому что странно было бы обвинить в холодности и отстраненности какую-нибудь бриллиантово-рубиновую брошь-цветок от Van Cleef and Arpels 1967 года из коллекции Марии Каллас - глупо обвинять совершенство в совершенстве, потому что все прочие до него не дотягивают. Тоже самое и у Куарона. В этом фильме он рассказывает свою историю, историю своей семьи, про свои 70е в Сolonia Roma, где он вырос (приличный район, красивый дом, интеллектуальная семья, 2 помощницы по хозяйству из коренного населения), но это всего лишь оболочка, потому что в основе - чистое, незамутненное, дистиллированное искусство. Кинематограф в своей первозданности, чувственное наслаждение каждым кадром, каждым предметом в нем, игрой света и тени, музыкой, ощущением, эмоцией. Куарон - кинематографист от бога, и ему, как и К.П. Смиту или Седрику Клапишу, на фиг не сдались все киношколы мира, из которых они ушли или были отчислены. Ведь только за самые первые кадры с этой тротуарной плиткой, в которой отражается квадратик неба, а в нем - пролетающий самолёт, который через минуту будет смыт мыльной водой и шваброй, сеньору Альфонсо уже уготовано место на той же полке в истории кино, что и Андрею Арсентьевичу Т., и Фредерико Ф., и Лукино В., и И. Бергману, и А.Герману - богам и монстрам кино из ХХ столетия. Он уже в вечности. Хотя и до Roma было ясно, что К. - выдающийся режиссер начала ХХI века, а все эти Оскары, Глобусы, Золотые львы, Best сritic's choice, BAFTA... за эту и все прочие его картины - так, приятное дополнение, подсвечивающее искрящиеся лучи его таланта. А посему брависсимо, маэстро! PS. И тем не менее Y tu mama tambien при всей моей к К. и сеньору Любецкому пламенной любви за все, что они уже сотворили и, уверена, ещё сотворят, всегда будет стоять особняком. Такова безусловная любовь. Она не требует ни доказательств, ни объяснений. Она просто есть и этого довольно.
Многие называют артхаус жанром, однако я не соглашусь с таким термином. Я предпочитают называть артхаусом то кино, которое преподносит смелую мысль, при этом не стараясь ее разжевать массовому зрителю. Причем важно, чтобы артхаус преподносил идею, без личного мнения автора. Чтобы режиссер просто дал пищу для размышления, а не навязывал свои идеи. Если же фильм агитирует вас к принятию определенного решения, то тогда это плохой артхаус. Однако есть артхаус в разы хуже. Этот тот артхаус (скоро это слово будет употребляться меньше, обещаю), который не преподносит вообще никакой мысли. Когда он представляет просто набор скучных кадров, не раскрытых героев и за всем этим ничего не стоит. И к сожалению, именно таким оказался фильм 'Рома'. Почему к сожалению? Да потому что давно не было хорошего кино, которое заставляет пофилософствовать. Итак, перейдем к основной части фильма, а именно к минусам: Сюжет — его нет. Показушность — фильм сделал все, чтобы быть на Оскаре. Он полностью на испанском, имеет чб картинку с долгими планами бытовухи (3 минуты показывают, как служанка отскребает говно собаки от пола, как машина паркуется в узком проходе, как героиня смотрит в окно и т.д.). Вместо того, чтобы учить чему-то, фильм только делает вид, что учит. Скука — думаю тут и так все понятно. Нельзя сделать, двухчасовой фильм не о чем, интересным. Хронометраж — историю, которую можно рассказать за минуту, растягивают на 2 часа. Немногочисленные плюсы: Операторская работа хороша и местами даже очень. Единственное, что не дает умереть со скуки во время просмотра, так это порой отлично поставленные ракурсы или просто красивые пролеты камеры. Актеры. Главная героиня отыгрывала на уровне. Остальные актеры тоже с задачей справляются. Когда страшно, изображают страх, когда грустно, грустят и так далее. Так же, как и фильм проявил минимум усилий, чтобы меня развлечь, столько же приму и я, чтобы написать на него рецензию. 2 из 10 P.S. Дорогие искатели скрытых смыслов, любители сложных, экспериментальных фильмов и т.д. Прошу вас не забывать, что насколько бы глубоким, философским и проникновенным бы фильм не был (а в 'Роме' нет ничего из выше перечисленного), если он унылый и не умеет развлечь зрителя, то грош такому фильму цена. Не достаточно просто скомпоновать отснятые кадры во время монтажа так, чтобы получилась история. Кино-это нечто большее. Нужно сделать так, чтобы не провисало повествование, была интрига, саспенс, прочие приемы, которые вызывали бы интерес у зрителя и держали бы его прикованным к экрану. И это трудно, сделать так, чтобы артхаус был интересным. Вспомните 'Догвилль' Триера. Он все три часа держит тебя у экрана, за счет интересной постановки, сценария и актеров. Но увы, режиссер с этой задачей не справился и сделал фильм до пошлости банальным артхаусом. А именно чб, долгие планы и натянутая мораль в конце. А потом все задаются вопросом, мол 'почему никто не смотрит артхаус?'. Да потому что он стал ассоциироваться такими фильмами как 'Рома'.
Садясь за просмотр картины, я была уверена что этот черно-белый фильм, получивший столько наград, будет безумно далеким для моего понимания. Такие предвзятые мысли часто лезут мне в голову, особенно если подобные произведения нахваливают критики. 'Иной киноязык', 'новаторское искусство' - фразы, которые скорее отталкивают, чем притягивают, вот почему он был в закладках у меня долгое время. Однако, оказалось, что эта история вовсе не далекая, а наоборот - будто происходит под вашими окнами. Глядя на первые кадры, мне сразу вспоминается юг России, где похожих пейзажей и персонажей великое множество. Альфонсо Куарон, несомненно, создавал личную историю, но она будет жить ещё многие годы, так как проблемы, затронутые в ней - живы и продолжают жить. Это один из немногих фильмов о женщинах на моей памяти, снятый только о них. Язык повествования безумно красив, он не новаторский, в этом я соглашусь, но он цепляет, 70-ые годы, на экранах известные фильмы, в Мексике забастовки, всё это кажется обычным фоном для истории, но соединяя вместе все моменты, маленькие детали и место действа - складывается картина целого мира. Сама история ведет весьма незатейливое повествование, автор то и дело кидает нам подсказки состояния двух главных героинь (это Клео и мать семейства), об этом мы узнаем из обрывков фраз или заднего плана. Их истории донельзя банальные, но многие женщины ими живут - отец покинул своих детей, матери остались одни. Ведь в России эта проблема стоит наиболее остро - многие были воспитаны в семье без отца, где были мать/бабушка/тётя и ни одного мужчины рядом. Они вдвоем воспитывают их, ухаживают, переживают. Надо сказать что дети безумно очаровательны. Их поведение действительно детское, а самый младший не может не вызывать улыбку. Семья - это всегда очень сложный образ. Мы привыкли видеть отца и маму, много детей, счастье и радость. Но наша жизнь далеко не всегда похожа на семью из рекламы. Альфонсо Куарон будто рассказывает нам историю, которую вы можете наблюдать из окон своего дома, слышать от знакомых или даже самим быть участником похожего сценария. В этом и кроется тайный смысл и прелесть картины: семья - это то, что ты зовешь семьей. Где царит любовь и бережное отношение друг к другу. Поддержка, внимание и тепло.
Хитрый Куарон снял умный, эмоциональный, очень красивый, но манипулятивный и абсолютно пустой фильм в лучших традициях Тарковского. Персонажи немы и неподвижны, исторический и культурный фон детален и многообразен, но не включается в сюжет и не имеет никакого значения. Перенесись действие на десять-двадцать лет вперёд или назад, или в другую страну - мало что поменялось бы. Смотри, землетрясение, студенческий митинг и его подавление, лесной пожар - что они значат? Сложность и нестабильность внутреннего мира, но чьего? Героини или режиссёра? 7 из 10
Конечно, никакого Ромы в фильме нет, Roma – романское название Рима, столицы Италии, или всего лишь района Мехико, в котором разворачивается действие фильма Альфонсо Куарона, если это можно назвать действием. Автор по-альмадоваровски снятой комедии «И твою маму тоже», проторившей ему дорогу в Голливуд, где он снял небанальную антиутопию «Дитя человеческое» и оскароносный эксперимент «Гравитация», между делом поработав над картиной из цикла о Гарри Поттере, на этот раз делал, что хотел: Netflix после Оскара за «Гравитацию» выдало ему полный карт-бланш, и в результате «Рома» выглядит изощренной насмешкой над толстосумами, ибо это вопиюще незрительское кино. Начнем с того, что оно черно-белое, статичное и практически бессюжетное: смотреть два с лишним часа за будничной жизнью богатой мексиканской семьи и их слуг, где единственный источник напряжения – беременность одной из служанок и ее последующие роды, - просто невыносимо. В этом фильме сконцентрированно все то, что лично я ненавижу в жизни: серость повседневности, бескрылость, отсутствие духовных устремлений, искусства и диалогов о нем, одним словом – бытовуха. Но если Майк Ли или Ноа Баумбах могут даже в серости каждодневных будней найти что-то неповторимое и небанальное, что скрашивает жизнь (первым делом – юмор), то у Куарона тривиальность жизни усугубляется полным отсутствием иронической дистанции по отношению к ней, а уж о бытийных конфликтах и пограничных бергмановских ситуациях что и говорить, их попросту здесь нет. Сторонник фильма, его кажущейся правдивости, которая тем не менее запечатлевает лишь внешнюю сторону жизни, без экзистенциальной глубины, скажет, что некоторая, пусть и сниженная конфликтность в фильме все же есть, просто режиссер не выставляет ее напоказ – это столкновение интересов господ и слуг, богатых и бедных, стремлений сохранить ребенка и избавиться от него (основная коллизия романа Кундеры «Вальс на прощание»). Да, это так, но непостижимая для зрителя заунывность нарратива, демонстративное игнорирование законов драматургии, смешная в своей аккуратности и просчитанности операторская работа (камера движется столь робко и осторожно, будто боится лишний раз спугнуть персонажей: Куарон снимал сам, и видно скованность и непрофессионализм мешали ему чувствовать себя свободно, как настоящий оператор), минимальный монтаж, в том числе и внутрикадровый, превращают «Рому» в видеоарт, инсталляцию, стремящуюся запечатлеть течение повседневности, и не более того (конечно, не столь отмороженно в своей радикальности, как «Четырежды» Фраммартино, но все же последовательно). Удивительно, что многие синефилы восприняли фильм Куарона как новаторский и сложный по киноязыку, хотя ничего принципиально нового в нем нет: ранее были и «Диллинджер мертв» Феррери, и «Седьмой континент» Ханеке с эмоциональными взрывами в финале, и даже «Жанна Дильман» Шанталь Акерман, в которой героиня Дельфин Сейриг готовит обед на кучу человек весь фильм и в итоге сходит с ума от гендерно жесткой роли домохозяйки. «Рома» не предлагает принципиально ничего нового кроме очень живой актерской органики (хотя, может, перед нами и непрофессионалы), не позволяющей выделить главных героев в общей массе персонажей. Вы, скажете, что главная героиня – Клео, но она столь ординарна и бескрыла, что даже не претендует на звание «маленького человека». Куарон снимает все столь сдержанно и даже безэмоционально, что сочувствия к проблемам Клео и ее окружения почти не возникает (кроме, конечно, того, что с ней случается в последней трети фильма). Поэтому рискну сказать резко: «Рома» получилась мертвой конструкцией, призванной запечатлеть текучесть жизни, но в которой так упорно ампутированы все бытийные терзания, мучающие людей, если, конечно, они не одноклеточные, и так все до тошноты нашпиговано бытом, что выглядит это искусственным, а отнюдь не естественным режиссерским восприятием жизни. «Рома» - такой же эксперимент, как и «Гравитация», а район Мехико выглядит столь же серым и нежилым (в плане бытийного обживания, а не бытовой реконструкции 70-х), как и космическое пространство. Поразительно, что в полностью выдуманной, казалось бы, истории (к тому же антиутопии), как «Дитя человеческое», Куарону удалось единственный раз за свою карьеру снять немертвый фильм, насытить его конфликтами и конкретикой, сделать нервным и эмоционально обжинающим. Как показывают «Гравитация» и «Рома», режиссер, к сожалению, ушел от такого кино в область банальных в своей выспренности, изощренных формально, но тривиальных по существу, экспериментов, имеющий отношение не к искусству кино, а к видеоарту. Будем надеяться, что этот уход не станет необратимым.
Для любой кинокартины, независимо от жанра и содержания, важно иметь человеческое лицо, поскольку это позволяет зрителям лучше понять сам фильм, его персонажей, их мотивацию и поступки. Наблюдая за развитием сюжета, действиями героев, мы можем в какой-то степени ассоциировать себя с ними. Примером одной из последних подобных работ может служить психологическая драма Альфонсо Куарона «Рома». Синопсис Мехико, 1970 год. Молодая провинциальная девушка по имени Клео работает домработницей на семью среднего класса в столичном районе Рома. Большую часть времени она проводит за готовкой еды и уборкой дома, сумев стать для членов семью больше чем просто служанкой. В свободное время Клео гуляет с подругой по магазинам, ходит в кино, встречается с молодым парнем по имени Фермин. Вскоре на фоне назревающих с Мехико беспорядков привычная жизнь Клео переворачивается с ног наголову, когда она узнает, что беременна. Игра актёров Как известно, в фильме задействованы в основном непрофессиональные и малоизвестные даже у себя на родине актеры. Однако это нисколько не усугубило общее впечатление от их игры. Прежде всего, стоит отметить дебют Ялицы Апарисио в роли служанки Клео, молодой провинциальной девушки, чей мир долгое время был ограничен семьей, на которую она работает, и наивными представлениями о беззаветной любви, но столкнувшись с суровой реальностью, она навсегда меняет свое отношение к жизни. Также понравилась игра Марины де Тавира в роли сеньоры Софии, настоящей домохозяйки, которая искренне верила в нерушимость семьи, но, столкнувшись с предательством мужа, осознала свою роль единственной опоры для детей. Режиссура Действительно, во время просмотра чувствуется, насколько фильм приходится личным для Альфонсо Куарона. В целом одной из примечательных особенностей этого фильма, отличающихся от его предыдущих работ, неспешное и равномерное развитие действия с поэтическим уклоном. По факту на первый план выходит время, которое выпало на долю главных героев, а события, происходящие в их жизни, служат лишь фоном. Режиссер не забывает указать на роль женщины в этом резко меняющемся мире, продемонстрировав два женских персонажа с похожими историями. Обеих героинь бросают их мужчины; обе остаются одни с детьми предоставленными сами себе, только у одной уже четверо детей, а другая ждем первенца. В итоге обе героини, несмотря на перипетии в собственных судьбах, по-своему преодолевают препятствия, став даже счастливее, чем прежде. Сценарий На первый взгляд, сюжет фильма может показаться слишком простым и непримечательным. Действительно, на протяжении всего фильма особо ярких событий, за исключением отдельных трагических эпизодов, более ничего не происходит. По большому счету мы просто наблюдаем за жизни мексиканской семьи, живущей в столичном районе Рома. Одним из обитателей дома и ключевым персонажем, по факту приходящимся рассказчиком, является служанка Клео. Хотя ее привычный день включает себя уборку, стирку готовку, она успела породниться с членами семьи, с которыми она спокойной обсуждает разные вопросы, смотрит по вечерам телевизор, и от которых даже получает необходимую медицинскую помощь, когда узнает о своей беременности. Однако эта привычная жизнь начинает потихоньку эрозировать. Сначала под предлогом поездки на научную конференцию в Квебеке из семьи уходит глава семьи, оставив жену с четырмя детьми. Затем Клео бросает ее бойфренд, после того как она сообщает ему о своей беременности. На фоне всего этого в Мексике назревают антиправительственные беспорядки, вылившиеся в печально известную «Резню Тела Христова», когда правительство отдало приказ расстрелять мирную демонстрацию студентов. Все это становится настоящим испытанием для семьи, для их веры в себя и в людей. Обретя друг в друге эту самую веру, герои преодолевают испытания, избавляются от душевных ран и обновляются для нового этапа в своей жизни. Итог Я не могу сказать, что «Рома» произвела на меня такое же сильное впечатление, какой картина произвела фурор на Венецианском кинофестивале. Однако стоит отметить, что «Рома» - это действительно душевное кино с человеческим лицом, мудрым посылом и впечатляющей художественной стилистикой, который вместе оставляют ощущение, словно ты увидел, что-то сильное. 9 из 10
Нет, я умею смотреть монотонное кино, где ничего по большому счету не происходит. И крайне уважаю работу кинокритиков, и узнав рейтинги фильма и о его победе на фестивале, я подошел к его просмотру с уважением и серьезностью. Но я ничего не увидел. Картина тянулась долго и монотонно, она стала для меня очень скучной и тотально пустой - как в плане смысла, так и в плане сюжета и интересности. В рецензиях люди пишут про удивительное отображение детства, памяти, жизнь женщины. Детство и память режиссера, нашедшие отображение в фильме, по моему мнению не имеют никакой импрессии и являются сухой документалистикой. Женщина - я не ощутил по отношению к женщине никакого сочувствия или интереса, она очень плоская и обычная. Даже харассмента не было, хех. Возможно дело как раз в обыденности, через которую раскрывается что-то глубочайшее? Не знаю, я видел повседневные, простые картины, но в них было хоть что-то интересное, Рома - безжизненный труп. Чувствую стыд и неправоту, за то что я не оценил фильм, но не собираюсь хвалить его только за высокие рейтинги. И то что режиссер выступил оператором, сценаристом и это автобиография мне нет дела, какая разница, если фильм не вызывает ни капли интереса, я должен любить его сугубо за труд автора? Никогда видел ничего более пустого. 3 из 10
Причина, по которой последняя работа Альфонсо Куарона стала едва ли не лучшим фильмом прошлого года — для многих по-прежнему остаётся загадкой. Версий на этот счёт существует огромное множество, начиная от агрессивной и бескомпромиссной рекламной кампании Netflix, заканчивая раболепством кинокритиков и «пощёчиной» американскому любителю шлепков. И это тот редкий случай, когда мы говорим о фильме не только как о работе одного конкретного взятого режиссёра, но как о явлении, способном оказать влияние на будущее целой индустрии. В том случае, если «телевизионная» продукция, выходящая из-под плавильного станка стриминг-сервисов, станет релевантным, фестивально-премиальным контентом. Альфонсо Куарон, подобно мексиканскому Никите Михалкову, взявшему на себя бремя режиссёра, монтажёра, оператора и сценариста, разве что не снялся в главной роли, да и то, скорее по причине того, что оной для него просто не нашлось. Что же касается самого фильма, сразу стоит сказать, что он не лишён обаяния, в нём есть то, что называется «эстетической глюкозой» — впечатляющее панорамирование, прекрасная цветокоррекция, таксидермические головы всех домашних собак. Но к сожалению, на этом список его достоинств заканчивается. Режиссёр, избравший для себя оппортунистический подход в борьбе за золотую статуэтку, наводнил фильм полным спектром избитых клише и грубых идеологизированных штампов, ставших объектами его эксплуатации. Фильм напоминает «Гернику» Пикассо, не только упрощённостью форм и цветовым решением, но и ощущением полного беспорядка, того беспорядка, с которым мы не хотим иметь дело. Тут есть и фэм-рефлексия, и идея сестринства, мужской шовинизм и подбадривающий дух анархизма, на пару с коллективным неповиновением. Всё вышеперечисленное, режиссёр неслабо растянул во времени, приправил деревянной игрой Ялицы Апарисио и обезличил камерным монохромом. Касательно чёрно-белой съёмки, в последнее время, мы всё чаще сталкиваемся с фактом её эксплуатации. И всё чаще это делается не для того, чтобы задать ретроспективное направление фильму, но сделав его более самобытным, благополучно вписать под стандарты фестивального кино. Таким образом, то, что ещё совсем недавно имело статус «the new black», очень скоро стало бабулиным пальто, и это плохо. Особенно, если учитывать тот факт, что перед нами не «Кофе и сигареты», не философский видеотрактат и не зима 41го — это Мексика 70х годов, которую вполне себе можно представить цветной, к тому же, если учесть, что к тому времени, цветная плёнка эксплуатировалась уже 30 лет. Абсолютной загадкой остаётся и то, зачем было растягиваясь хронометраж детальной съёмкой стирки белья, мытьём посуды и рассказами про Моисея, который писал письма горничной до 2 часов 18 минут. Это нельзя назвать сюжетом, в противном случае, я сама взяла бы как минимум три Оскара этим утром. Любая драма строиться на концентрации повествования какой-либо трагедии, в данном случае, повествование растянуто почти до пределов реального времени, что естественно, не придает сюжету остроты. И если говорить о нетфликс-контенте, с которым, собственно, мы и имеем дело, то Мария Кондо, сортирующая носки в алфавитном порядке, увлекла бы зрителя куда больше. Кроме того, это не видеоарт, не картинная галерея, и зрителей, кроме статичного изображения расставленных в кадре объектов, интересует ещё сюжет и динамика его развития. Но дело даже не в том, что фильм получился мучительно длинным, а в том, что содержательно, он скорее попадает под короткий метр. В 2018 году вышел отличный 3-х часовой фильм — «Дикая груша» Нури Джейлана, и несмотря на то, что сюжет также не был богат на события, тот способ, который избрал режиссёр для демонстрации действия, взятого за основу, в сочетании с проникновенными диалогами, сделали из него подобие экзистенциальной притчи. Ну или соседний пример, конкурирующий с «Ромой» в ряде номинаций - «Холодная война» Павла Павликовского, где монохром смотрится куда более уместно и органично. Очевидно, что «Рома» — это очень личный и особенный проект для Куарона, в ходе реализации которого, он буквально перенёс свои детские воспоминания на большой экран. А также то, что он с трепетом вынашивал планы по его реализации многие годы. Но кинематограф уже знавал неудачные примеры воссоздания собственной жизни в подобном формате. И демонстрируя нам эту стерильную, автобиографическую повесть, режиссёр, на счету которого числится немало добротных фильмов, на этот раз, предстаёт перед нами бедным рассказчиком, а его последняя работа — ярким памятником декадентской культуры.
Этот фильм напоминает 'Зеркало' Тарковского и перекликается с 'Ромой' Филлини: как в зеркале отображаются судьбы двух героинь из разных социальных слоев на фоне декораций Ромы (район Мехико). Все эти фильмы очень автобиографичны. Это часть чьей-то жизни, чьего-то детства, чьего-то города... Эти фильмы не про поржать и пожрать. Эти фильмы обо всем и ни о чем одновременно. Они про любовь, про дружбу, про предательство, про жизнь, про смерть и еще про что-то важное... После просмотра невольно оглядываешься на свою жизнь и смотришь на нее через призму событий фильма (я даже маме позвонил). Каждый кадр, каждая сцена в фильме - это отдельная картина, полотно. Если Вам интересно часами стоять в картинной галерее перед каким-нибудь 'скучным' шедевром изобразительного искусства, то этот фильм (читай 'картина') безусловно для Вас.
Под названием Рома (или Рим) в данном случае подразумевается не столица Италии, так именуется мексиканский квартал «Колония Рома», в котором происходит действие очень личного и часто автобиографического фильма Альфонсо Куарона, уже объявленного многими критиками и журналистами так называемой instant classic («мгновенной классикой»). История разворачивается в 1970-х гг. в Мехико и иллюстрирует один год из жизни семьи, в которой простая девушка Клео работает прислугой. Ничего особого она не совершает, просто выполняет свои обязанности, проводит много времени с обожающими ее хозяйскими детьми, ходит в кино и встречается с парнем, от которого в итоге беременеет. А также выступает своего рода бесстрастным свидетелем многих событий, в их числе и невозможность личного счастья, и распад хозяйской семьи, и политические столкновения. Впечатления от просмотра этого фильма вышли своеобразными. С внешней точки зрения картина фактически безупречна – она изумительно красиво снята, и отсутствие в качестве оператора волшебника Эммануэля Любецки с лихвой компенсировал сам Куарон, монохромная камера которого либо статично-созерцательна, либо просто движется вокруг оси вслед за героями, выхватывая из жизни важные фрагменты. Как таковых ярко выраженных персонажей в ней нет – семейство, на которое работает Клео, не столько участники действия, сколько часть всего остального бэкграунда, оттеняемого девушкой, постоянно присутствующей на первом плане. Она же представляет собой человека с минимумом выразительных средств, молча запечатлевающим события вокруг нее, словно являясь бессловесным рассказчиком, предлагающим вместе с ней окунуться в тот мир, воспоминания о котором сохранил режиссер 'Гравитации' (старый город был аккуратно реконструирован на компьютере). Поскольку это не драма характеров, нарратив в ней выдержан в отстраненно-беспристрастном ключе, а сам Куарон разбрасывает по ходу действа множество символов вплоть до образа Клео, воплотившей в себе дух старой Мексики, которые будет интересно разгадывать и большинство из них не сразу станут очевидными. Но что несколько мешало во время просмотра, так это странное чувство, будто «Рома» больше технична, чем поэтична и по-настоящему глубока, а стремление Куарона сделать из нее ту самую «современную классику» ощущается сильнее, чем привкус реального шедевра. Вроде как все компоненты присутствуют: великолепный аудиовизуальный язык, грамотный артхаусный нарратив, непростая тема и искусное исполнение, но почему-то было не избавиться от флера некой неуловимой «просчитанности». Конечно, это ни в коем случае не такие эпитеты как «искусственность» или «фальшь», просто при всем кажущемся совершенстве «Ромы» ей не удается властно завладеть важными струнами где-то в глубине души. Кто знает, может такой эффект был вызван материалом, исключительно личным для самого постановщика, но это впечатление все же не способно сильно умалить достоинств ленты – изящного посыла, ностальгической грусти по городу детства и, конечно же, удивительной красоты. 8 из 10
Действие фильма происходит в Мексиканском городе в конце 1970 года. Действующие лица: муж, жена, четверо детей, бабушка, собака, и няня и другие второстепенные персонажи. Фильм номер один, из списка номинантов на Оскар, по всевозможным художественным, драматическим аспектам и, так же, как фильм, который должен был переломить привычный ход вещей, то это фильм «Рома» мексиканского режиссера Альфонса Куарона. Изобразительные рамки эстетически взвешено расставлены в нужных местах, монтажные интонации и ударения тоже, история сложная и, абсолютно типичная для фильмов фестивального направления, где главенствующее место занимает человеческая история. Куарон обращается в фильме к теме «судьба человека», которую оголливудившийся режиссер продолжает мастерски обыгрывать в своих работах ещё со времен «Маленькой принцессы»(1995). Вспоминая его же фильм «Гравитация» (2013), она ведь тоже в первую очередь про человека, про одиночество человека в огромном, страшном мире. Гипер условное место действия, как космос в «Гравитации», сменилась в «Роме» правда на более понятное и привычное зрителю пространство, с внутри семейными отношениями. При всей камерности, процессы раздражения как внешнего, так и внутреннего характера давят на персонажа со всей серьезностью большой катастрофы. Поразительно как режиссер, смог практически в каждую сцену вплести случайности действий окружающего мира создающие впечатления математически точных отточенных стечений обстоятельств. Говорящие о том, что случайности это неслучайности, все процессы тесно и взаимосвязано происходят одновременно, как элементы механической музыкальной шкатулки, тем самым утверждая божественную симметрию в важности каждого события и каждого человека. Потрясающая нетривиальность многих сцен поражают своей поэтической образностью, зритель надолго запомнит те сцены ежедневных проездов машины по коридор со следами собачьей жизнедеятельности или одинокие стопки книг отнятые у шкафов в конце фильма. Без всяких условностей фильм является ярким представителем авторского кино, по сути Куарон взвалил на себя роль человека оркестра он и режиссер, и сценарист, и продюсер, и встав за камеру блестяще выполнил роль оператора, за которую получил Оскар. Тут не столько операторская работа в чистом виде, а больше совместная работа оператора с художником мизансцен. Так же Оскары фильм получил в номинации «Лучших режиссер» и «Лучший фильм на иностранном языке», а вот статуэтка за «Лучший фильм» ушла к «Зеленой книге» по очевидным причинам. Сегодня мы наблюдаем великий раскол в связи с тем, что зритель и вся индустрия кино за последние десять - пятнадцать лет сильно изменились и в первую очередь на уровне сдачи и приёма продукции - проще говоря, зритель стал меньше ходить в кино, отдавая свои предпочтение преимущественно он-лайн просмотру в домашних условиях. Во-вторых, когда встаёт выбор сходить в кино, обычный зритель скорее всего выберет фильм-аттракцион и это понятно почему, мало вероятно что бы неподготовленный, случайный посетитель кинотеатра листая афишу репертуара выбирая между «Человеком-пауком», «Чёрной пантерой» и «Ромам», «Фавориткой» отдаст предпочтение вторым. Поэтому-то Скорсезе, Аллен, Коэны и многие другие режиссеры авторского кино находят приют на стриминговых ресурсах таких как Netflix, Amazon где оставаясь верными себе они охватывают больший объём зрителей и при том могут зарабатывать больше денег, по крайней мере не оставаясь в минусе. «Рома» делалось на деньги и при помощи вездесущего Netflix’а. Для седых мужей хранителей киношных традиций такой расклад недопустим, потому как всё это может привести к крушению привычного уклада вещей, первым пунктом которого будет глобальное исчезновения кинотеатров. Поэтому-то они всячески пытаются не допускать такого рода фильмы на фестивали. Единственное компромиссное решение - фильм должен в первую очередь, до трансляции по ТВ пройти прокат пускай какой-то минимальный и по времени и количеству кинотеатров, но всё кинопрокат. Хоть фильм «Рома» и был объективно сильнее многих, киноакадения будто в знак протеста отдала Оскар скучноватой «Зеленой книге». Теперь становится ясно, почему произошло именно так, «Фаворитку» им было сложно признать лучшим, фильм получился откровенно маргинальным по меркам Оскара, а это вам не хулиганские Каннские львы, а «Богемская рапсодия» совсем мимо пролетает по всем показателям. Куарон как маленький Человек, будто герой своих фильмов вышел на неравный бой с гордо поднятой головой, как любимый сын встал против родного отца. Но не в этот раз, возможно, другой сын через год, два сможет сломить систему и выйти признанным победителем. Вот только как после этого изменится индустрия кино, нам остается только гадать и надеяться на лучший из возможных исходов. 10 из 10
То, что он получит 10 номинаций на «Оскар» еще куда ни шло, после 6ти номинаций и двух полученных «Оскаров» его автора сценария, режиссера, оператора и монтажера — гениального мексиканца Альфосо Куарона! Но вот широкий прокат… Компания Netflix не прогадала, когда приобрела права на фильм «Рома» (Roma) — ведь несмотря на то, что широким прокатом он нигде не шел, и не предполагается (доступен только на официальном стримминговом сервисе), фильм чрезвычайно высоко оценен критиками и зрителями, уже успевшими его посмотреть. Настало время и нам поговорить о фильме ставшем трумфатором самой престижной кино-премии в этом году. Традиционно, лучшим фильмом Альфонсо Куарона считаются «Гарри Поттер и узник Азкабана», или обласканная премиями «Гравитация». Это на самом деле высокобюджетные, визионерские, смелые картины совершившие по небольшой революции в мире кинофантастики. Но вот визионер затаивается на 5 лет (не считая постановки одной серии для сериала «Верь»), и выдает глубоко личную камерную драму о небольшом эпизоде из жизни мексиканской семьи на рубеже 60-х/70х годов через призму восприятия служанки в этой семье (Ялица Апарисио). Черно-белую картину о своем детстве. Без голливудских высоких бюджетов. С неизвестными широкой публике актерами. Без музыки. Без спецэффектов. (за которые, напомним получила «Оскар» его «Гравитация», и был номинирован «Гарри Поттер и узник Азкабана«). Один из лучших визионерских фильмов прошлого года. Оператор — сам Куарон. Практически все его фильмы получали номинации либо награды за операторское мастерство. Не стала исключением и «Рома». Восхитительная картинка. Каждый кадр — шедевр. Длинные планы, которые так любит маэстро здесь дают более чем полное представление об окружающей обстановке. Действие (и взаимо-действие непрофессиональных актеров) отсылает к классическим работам Акиры Куросавы и Феллини. При этом в «Роме» достаточно собственного колорита, и поэтичности. Самый младший ребенок семьи с неназванной фамилией (Марко Граф), в котором и угадывается будущий режиссер — блестяще добавляет поэзии в и без того сочащееся ей произведение («А ты знаешь, когда я был старше, я стал моряком, попал в шторм и утонул?». — недоуменный взгляд служанки-няни — словно бы извиняясь: «Волны были просто гигантские»..) Куарон снимал «Рому» около 4-х лет. Это заметно по филигранно выточенному действию, кадрам и сценам в которых переплетаются личная трагедия главной героини-служанки, матери семейства(Марина де Тавира, также как и Апарисио номинированная на «Оскар»), и целой страны: за показанные два года (1970 и 1971) мы видим и кровавый разгон студенческой демонстрации 1971 года, и землетрясение, ставшее предпосылкой того страшного землетрясение, что через 14 лет разрушит район Рома… Некоторые сцены настолько пронзительны, что наворачиваются слезы: кульминация — сцена в роддоме, или сцена на пляже в финале, ставшая обложкой фильма — это величайший кино-язык, благодаря которому Альфонсо Куарон имеет право стоять в рядах самых больших режиссеров современности, даже если он не получит ни одной золотой статуэтки. А еще «Рома» это гимн женщине. И в первую очередь той женщине, которая воспитала будущего режиссера — реальной Клео, которой посвящен и фильм и «Золотой лев» Венецианского фестиваля, полученный Куароном за режиссуру. Но не только ей. Это Гимн Женщине вообще, мужчин в фильме практически нет, и ведут они себя недостойно. Короткий эпизод — гимнастический трюк, который демонстрирует сотне зрителей «профессор Зовек» (Латин Ловер) — знаменитый теле-силач (и просит их повторить) Клео с легкостью повторяет, не придав этому особого значения в отличие от сотни профессионалов мужчин. Этот несколькосекундный эпизод иллюстрирует внутреннюю и внешнюю силу женщины, и тех женщин что окружали заботой маленького Куарона. Помимо этого в фильме можно увидеть и истоки вдохновения, той же «Гравитации», к примеру. «Рома» — фильм необходимый к просмотру. Хотя бы для того, чтобы убедиться: кино живо. Оно не спряталось за громкими блокбастерами, не умерло под ударами миллионных бюджетов, не исчезло с экранов. «Рому» необходимо смотреть на большом экране. Ради безупречного визуального кадра. Ради звуков каждой улицы Мехико, которые Куарон подбирал в течение нескольких лет, и записывал лично, и эти ньюансы можно услышать только в Dolby Atmos. И мы очень надеемся, что найдется кинопрокатчик, который предоставит нам такую возможность! Возможно, это произойдет после победы на «Оскаре»… А пока — несите деньги в Netflix и смотрите, смотрите… «Рома» — это настоящее кино, которое сейчас редко встретишь. Не высокобюджетное, не голливудское, а оттого еще более ценное.
Рома – это район Мехико, где вырос и жил в 70-ых Альфонсо Куарон. Каким в действительности было его детство – нелёгким или безмятежным – сказать трудно. Неизвестно, что режиссёр выдумал, а что показал, как было. Но один мотив, один важный пласт воспоминаний выглядит здесь совершенно правдиво. Тот, что касается его няни, бывшей всегда рядом и любившей его и других маленьких Куаронов. Она – центральный персонаж истории. Истории, очень личной для режиссёра – но рассказанной с максимальной дистанцией. Можно сказать, что персонаж здесь – не только человек, но и сам город, то характерное время, проступающее чёрно-белым отблеском суеты, безмолвных страданий, незамутнённых радостей и волнений. Куарон демонстрирует нам мир, которым был очарован – ведь был тогда совсем мал. Но, увы, очарование это – довольно поверхностное, оставшееся где-то внутри автора, выражающего свой взгляд лишь через умелую и сосредоточенную камеру. То, как она медленно кружит и спокойно следует за героями, завораживает больше всего, заставляя проникнуться к концу фильма заданным изначально настроением. Эта нейтральная, уравновешенная позиция, не лишённая при этом и внимания, подкупает и оправдывает ретро-эстетику, необходимую здесь для ностальгии. И всё же режиссёру не удаётся ни увлечь, ни толком заинтересовать. Чёрно-белая картинка воспринимается так же холодно и отстранённо, как выглядит – и ничего с этим не поделаешь. И вроде бы есть желание сочувствовать героине, упиваться прелестью детства, вдыхать мексиканский воздух, экзотичный и пыльный – но никак не выходит. Незамысловатые памятные моменты, растянувшиеся на два долгих часа, волнуют лишь самого Куарона, превращаясь в унылое однообразие для тех, кто в этом мире не жил. Слишком мало подчёркнутости, восприятия художника, выхватывающего деталь из повседневности и делающего её метафорой. Ровное серое полотно с изящными линиями, нарисованными уверенно, но вяло, без всякой выдумки. Попытка добрая, честная – но явно неудавшаяся. 4,5 из 10
Рейтинг ожидания работ мексиканского режиссера Альфонсо Куарона обычно до 100%. Картина 'Рома' не стала в этом исключением. В ней повествуется поэтично, ярко и искренне о людях, связанных семейными узами и живущих в начале 70-х годов на родине постановщика. Это не любовная история, а повесть о любви. Как всегда, у этого мастера кинематографии линия любой эротической новеллы скорее абстрактна, чем предсказуема, что особенно покоряет зрителя. Поступками и словами своих персонажей он как бы призывает каждого человека ценить неповторимые моменты своей жизни и... наслаждаться, упиваться наслаждением, быть готовым переживать... с радостным оптимизмом. Видеоряд фильма превосходен колоритными пейзажами природы обожаемой им Мексики и реальными диалогами героев. Прелесть сценария и режиссуры в том, что точно не угадать, чем завершится рассказ. Есть еще одна фишка у режиссера Альфонсо Куарона - может он шокировать зрителя неожиданным кадром. На этот раз он дал нам возможность насладиться танцем с копьем обнаженного молодого мексиканского аборигена. Уникальность почерка состоит и в полуоткрытой концовке сюжета, когда киноманам предоставляется право его 'дописать' по своему пониманию всего увиденного. Фильм совсем не для массового зрителя. Это черно-белый арт-ретрофильм, похожий на документальную ленту. 7 из 10
Работы великого мексиканского режиссёра Альфонсо Куарона никогда не были похожи друг на друга. Он снимал и роуд-муви 'И твою Маму тоже', с которого началось моё знакомство с творчеством Куарона, режиссировал лучший фильм из цикла о Гарри Поттер, и будь то мрачная и очень жестокая антиутопия 'Дитя человеческое» или космическая одиссея 'Гравитация', в центре сюжета всегда оставались именно люди. На фоне творящихся беспорядков, войн, разрушений на первый план выходят чувства, эмоции, взаимоотношения полностью задвигая красоту картинки на второй. Пожалуй, это главный вызов Куарона. Снимать разное кино в настоящем, в будущем или в прошлом, в городах, на бескрайних дорогах или в космосе, но с больших или маленьких экранов, показывать нам насколько бы не были разные условия, человек первостепенен. Новая работа Куарона это квинтэссенция его философии. Дань уважения homo sapiens, как краеугольному камню бытия. В центре сюжета обычная семья. Муж, который устал от семейной жизни, жена которая это видит, но не может его остановить, но и справится с необратимостью разрыва. Дети, которые в перерывах между учёбой и играми, пытаются понять, что происходит между их родителями. Но главная героиня, это служанка Клео из коренных жителей Америки. Она добрая, молодая, наивная и добрая. Она любит эту семью, не представляет себя вне её. Незатейливый сюжет Куарон превратил в прекрасное повествование о том, как протекает наша жизнь, обычная, рядовая, та которой живёт каждый из нас. В этом фильме есть место и геройству, и предательству, слезам и радости, но это не что-то далёкое, то что мы видим в большинстве фильмов, недосягаемое, неощутимое, а родное, близкое, знакомое каждому из нас. Так в чём же причина того успеха, которого добилась картина? Чем Рома заслужила 10 номинаций на Оскар в трёх из которых победила? Ответ кроется в 2 Оскарах за лучшую режиссёрскую и операторскую, в успехе которых заложен труд именно мексиканца, совместивший в себе роль и режиссёра и оператора. Чаще всего статичная черно-белая картинка, с проработанным до мельчайших деталей интерьером, наполненная почти неуловимыми знаками. Режиссёр выбирает самолёт как главную аллегорию, который мы видим на протяжении всего фильма. Летящий самолёт в начале фильма говорящий о том, что это фильм о скоротечности нашей жизни, он быстро заходит в кадр, и быстро его покидает, крушение самолёта на экране в кино, как предвестника беды в жизни главной героини, и финальная сцена, когда Клео видит пролетающий самолёт, говорит ей о том, что жизнь продолжается, с какими бы бедами она не столкнулась в своей жизни. Это не просто фильм, это черно-белый фото альбом детства мексиканца, который он достал из шкафа, стряхнул пыль и показал обществу. Ты садишься рядом с ним на мягкий диван и Альфнсо неспешно погружает тебя в историю своей молодости, которую он, будучи юнцом снимал на свой фотоаппарат. Он будто один из непослушных детей в семье, который всё время за кадром. Куарон, не брезгует снимать как служанка убирает экскременты собаки или стирает бельё, семейный ужин или свою пьяную мать, которая вернулась домой и разбила машину. Он словно сорванец не сидящий на, который без проса убегает из дома изучать мир в котором он живёт. Он не боится шумных и забитых улиц, больниц, кинотеатров, пуль, дубинок и безумной толпы и словно отчаянный репортёр снимает протесты 1971 года, которые вошли в историю как 'Резня тела Христова'. Этому фильму даже не нужны были диалоги. Это намедни 1971 года от Куарона, которым не хватает закадрового голоса Леонида Парфёнова. Одно из важных достоинств чёрно-белой фотопечати по сравнению с цветной фотографией — большая долговечность. Сохранность правильно обработанного и тщательно промытого фотоотпечатка может достигать нескольких столетий. Мексиканец создал новый Рим, который обречён на вечную славу. 'Риму' Альфонсо Куарона не место в кинотеатрах, на экранах телевизоров или планшетов. Место данной картины в Музее Метрополитен в НЙ или в Музее современного искусства в Барселоне, где на аннотации к его экспозиции будет написано: 'Мехико 1971 в объективе фотокамеры Альфонско Куарона'.
Рома - это 135 минут бесшовного, удивительно настоящего путешествия. Это тот редкий случай, когда кино лишено каких-либо недостатков. Это фильм, который, после просмотра, оставляет пропасть, размером со вселенную. После просмотра такого кино, все посредственное и незначительное, просто исчезает. Хочется открыть свой разум и впитывать саму суть реальности из всех уголков мира. Это фильм о жизни и ее течении, богатстве и бедности, иностранцах захватчиков и коренных жителях, о материнстве и одиночестве, о браке и измене. Это фильм обо всем, что имеет значение. Рома - фильм, снятый режиссером Альфонсо Куароном. Перед нами полу-автобиографический проект. На протяжении просмотра, становишься бессилен отрицать мастерство, с которым был снят этот фильм, выбраны локации и написаны диалоги. С самого своего начала, картина завораживает. Она сразу дает понять, что перед нами серьезное кино, интимное. Нужно оставить всё позади и погрузиться полностью. Каждая сцена имеет значение. Происходящее связано космическими узами. Ничто не выступает вперед. Это гладкая и завершенная картина. Такого рода ощущения получаешь от просмотра. Чистейшие, сырые эмоции. Отзыв, вопреки традициям, написан сразу после просмотра, потому что фильм пробуждает жизнь. А жизни свойственно течь и меняться с каждым мгновением. Завтра уже что-то будет потеряно. Пока вся острота перед глазами, нужно попытаться передать ее. Таков новый фильм Альфонсо Куарона. Жестокий опыт о реальности, в которой мы живем.