Мэри и ведьмин цветок: отзывы и рeцензии

Цефея
Цефея9 марта 2018 в 12:17
Дети спасают зоопарк животных-мутантов

Удивительно тупой мультфильм. Изначально я не ждала шедевра от автора 'Ариэтти из страны лилипутов', поскольку и Ариэтти в смысловом плане была довольно поверхностной анимацией. Я просто шла в кинотеатр на обычное японское аниме, ожидая прекрасную рисовку и добрый сюжет. В принципе, эти два ожидания оправдались, но в остальном...это даже не для интеллектуального уровня шестилетки сделано. Кстати сказать, по левую руку от меня сидел шестилетний мальчик и засыпал, по правую - двенадцатилетняя девочка, которая тоже скучала, и между ними я - взрослая тётенька, которая постепенно прошла стадии вежливого ожидания, снисходительного терпения, растерянного фейспалма и, наконец, тихого негодования. Режиссёр полностью скопировал анимацию Миядзаки, не привнеся ничего нового, и сюжет тоже взял на стороне, добавив генную инженерию и компьютерные аналогии под видом 'магии'. Найми десяток хороших аниматоров - они сами всё нарисуют по копии Миядзаки. А остальная работа в чём заключался? В сценаристах указано три человека - чем они занимались? Начнём с того, что любимый приём развития сюжета - это, когда персонаж с удивлённым видом повторяет последнюю реплику другого героя. 'Бла-бла-бла...магия' - 'Мааагия?', 'Бла-бла-бла...трансформация' - 'Трансформааация?' Я сначала решила, что просто главная героиня Мэри - туповатая девочка (умом она, и правда, не блещет), но её гендерный спутник, конечно, мальчик продолжил эту славную традицию. С начала развития сюжета герои двигают действие тем, что рассказывают друг другу о происходящем. Я уже через пол часа поняла, что история больше подходит для экранизации в качестве фильма, но для анимации здесь слишком мало 'места' - волшебная школа, лес да пара домиков. И нигде толком героиня не бывает, все её 'приключения' - полёты на метле между домом и школой. Няшная девочка, кот, метла и облака - это 'Ведьмина служба доставки'. Директриса и доктор - это Юбаба и дедушка из 'Унесённых призраками', по крайней мере, упрощённо-внешне. Вспомним про героя мальчика, второй самостоятельно-нарисованный, а не внешне скопированный, персонаж...с очень странной причёской и линия подбородка у него как-то странно нарисована. Герой вообще 'со странностями', это не сразу понимаешь, но есть там одна сцена. Сначала Питер кидается на девицу-Мэри, пришедшую его спасать, 'типа не узнал, хоть не слепой', причём, с таким пылом, что валит её на пол, усаживаясь сверху, потом через минуту разговора точно также кидается на решётку с душераздирающим 'вырасти бы мне, дабы маме помогать'. Герой этот - набор гипертрофированных идей о хорошем ребёнке-примере, от живого человека в нём в обще ничего нет. Интересный момент, когда он кричит подружке 'лети без меня, Мэри', но руку её так и не отпускает.) Ещё интересный момент, когда спасающийся зоопарк расколдованных животных, над которыми ставили генетически-магические эксперименты, поочерёдно прыгает в пропасть и, спокойно пережив это, бежит дальше. Мальчик говорит что-то вроде 'без вариантов, надо прыгать'. У меня от просмотра всей этой гениальности чуть рука с лицом не срослась. Но, ладно, предположим мульт совсем для малышей, а они на такие мелочи внимания не обращают. В чём же смысл истории? Смысла там даже не кот, а мышка наплакала. Начали с идеи 'хочу делать что-то полезное', закончили 'не бросай друга в беде'...когда над ним пытаются провести генетический эксперимент злые маги-доктора. Здесь столько всего намешано, словно историю рассказывает карапуз-энтузиаст, постоянно прыгающий с одного на другое, не в силах закончить предыдущую линию. Ну, да ладно, забудем о смысле, кому он нужен в эпоху прорыва компьютерной графики? Тот ли это случай, когда можно отключить мозг и наслаждаться картинкой?. ..сложно сказать, лично я всю представленную анимацию уже видела в картинах Миядзаки, но без внутреннего содержания она выглядит вторичной, заново перерисованной. Никому не рекомендую к просмотру, включая детей. Здесь нет чёткой идеи, чтобы ребёнок чему-то научился, а дух волшебства и магии намеренно роботизирован, то есть, заклинания в книги магии как электронные страницы на планшете, волшебное превращение животных как генетические эксперименты - в таком духе сделано, может, в расчёте на попытку стилизации, но есть в этом что-то неестественное, подмена неуловимо-духовного на искусственно-механическое. 4 из 10

scander4
scander49 марта 2018 в 16:19
Ну, здравствуй, Рыжая Обезьянка!

Японскими мультфильмами увлекся совсем недавно. До того относился с некоторым пренебрежением. Подобная анимация казалась мне нелепой. Хвала небесам, что пелена близорукости спала, пусть и столь поздно. Это настоящая золотая жила, со своим ни на что непохожим стилем, приемами, образами. Столько восторга, вдохновения, радости дарит она. Порой заставляет и погрустить, но равнодушным не оставляет практически никогда. Хаяо Миядзаки бесспорный мастер в этой области, признанный таковым не только у себя на родине. Хиромаса Ёнэбаяси - долгое время его сподвижник и ученик, а ныне самостоятельный режиссер - конечно, пока не имеет столь большого авторитета. По сути, сольная карьера только началась. Его первая работа - 'Ариэтти из страны лилипутов' - в соавторстве с учителем была встречена большинством, в том числе и мной, на ура. Так уж получилось, что его вторую работу - 'Воспоминания о Марни' - я посмотрел в последнюю очередь, прежде сходив на 'Мэри и ведьмин цветок'. Может ожидания были завышены, может автор чего-то испугался и изменил привычному для себя стилю - трудно сказать. Не поймите превратно. Отличный мультфильм с точки зрения визуала, с отличной традиционной рисовкой, музыкальное оформление чудесное, герои забавны, милы, симпатичны. И он отлично подойдет для детей небольшого возраста. Но мне как-то обидно и за таких, как я (кто уже давно покинул пределы детства, но все еще не убил в себе ребенка) и за автора картины. Как я уже отметил, картина великолепная по оформлению, но такое ощущение, что именно на последнее решили сделать ставку. Сюжет слишком простенький, как будто не хотели испытывать умственные возможности зрителей, особенно юных. Есть откровенно наивные моменты, не выдерживающие никакой критики. Хоть ребенок во мне еще жив, взрослый, к сожалению, тоже не дремлет, все отмечает и портит впечатление от просмотра. Да и смысла, на удивление, в картине оказалось немного. Про такие творения принято говорить 'визуальный аттракцион'. Удивлен был, одним словом, неприятно. Год японской культуры в России, предоставлена площадка - создавай, удивляй, привлекай к себе новых зрителей всех возрастов. Потенциал же есть. Не далее как в тот же вечер посмотрел 'Воспоминания о Марни' того же автора. Недоумению просто не было конца. Такой грамотный во всех аспектах мультфильм, с прекрасным нетривиальным ( пусть и с заимствованным, экранизировать интересные истории не возбраняется) сюжетом, потрясающим музыкальным сопровождением, чудесно прописанными диалогами, прелестным визуальным рядом, чувственный, изысканный, восхитительный. Автор буквально душу вложил в свое творение. И тут такое в кинотеатре. Словно в ожидании громового залпа, услышал хлопок. Я, конечно, не жалею, что сходил на 'Мэри'. Пусть и немного наивный, он все же мне понравился, посмотрел я его с удовольствием(пусть и не с великим) и рублем проголосовал за продвижение этого уникального течения мультипликации в России (уж простите истинные ценители Японии, для меня ее пока что олицетворяет аниме). По прежнему возлагая большие надежды на Хиромаса Ёнэбаяси и не только, с воодушевлением жду другие проекты из Японии и непременно их поддержу. Кто же еще если не мы, ребят? Посмотрите непременно. Оценку занижать не стану, хоть и наговорил нелестного. По-крайней мере, детей он повеселит, а за это (ну и с надеждой на будущее) не жалко 10 из 10

Queen_Nehelenia
Queen_Nehelenia28 апреля 2018 в 11:07
Немного о рыжей обезьянке

С первых секундочек просмотра трейлера я поняла: хочу это видеть. Думаю, как и другие ценители творчества Хаяо Миядзаки, я, увидев такую родную и сказочную рисовку, почуяв схожие нотки с его величайшими творениями, загорелась поскорее увидеть что-то новенькое, ведь сам Творец не скоро планирует выпускать очередной шедевр. Теперь, поближе к данному творчеству. Оно обязательно понравится любителям таких аниме, как: 'Ведьмина Служба Доставки', ведь схожесть главной героини Мэри и Кики невероятно заметна, некоторые моменты необычайно схожи; 'Мой сосед Тоторо'; 'Ходячий замок Хаула' и 'Унесенная призраками'. В целом можно сказать, что, при рисовке данного аниме, вдохновлялись картинами, которые уже завоевали зрительскую любовь. С одной стороны это играет на пользу, ведь рисовка приятна глазу, с другой же стороны - это не оригинально, ведь можно сказать, что стиль не является авторским. Сюжет: Девчушка Мэри переезжает жить к своей бабушке, однако ее родители задерживаются по делам и она приезжает раньше. У бабушки довольно скучно, ведь нет ни рабочего телевизора, ни игр, ни других детишек. Да и сама Мэри на других детей не расчитывает, ведь у нее непослушные кудрявые огненно-рыжие волосы из-за которых ее, судя по всему, не раз дразнили. И хотя сама Мэри очень хочет оказаться полезной в домашних делах и помочь, ей это позволяют скорее из неосторожности, ведь у девочки все валится из рук, все ломается, падает. Поездка, в общем-то, не задалась. Девочка прогуливается по лужайке и замечает черного кота, который будто зовет ее пройтись за ним в чащу леса, и Мэри следует за ним. Там она находит голубые цветы невероятной красоты и решает сорвать себе один, чтобы выяснить как же он называется. Цветок оказывается необычайно редким и по поверьям его постоянно искали ведьмы. На следующий день кот снова ведет ее, но уже по другой дорожке, где Мэри находит метлу. После подобных находок девочка сталкивается с фантастическими приключениями, на которые она и не рассчитывала. Она великолепно проведет свободное время, раскроет неожиданные тайны и даже обретет верного друга. Сюжет прямо-таки сказочный, что и притягивает к данному аниме, музыка волшебная, рисовка, как уже упоминалось, незабываемая, а послевкусие приторно-сладкое. Аниме советую всем ценителям волшебства, Миядзаки и сказок.

Мятежник
Мятежник7 июля 2019 в 18:00
В сказку на метле

Японский мультфильм «Мэри и ведьмин цветок» - это экранизация замечательного романа Мэри Стюарт «Маленькая метла». После выхода мультфильма российские книгоиздатели тут же сменили название сказки на «мультипликационное», и продажи романа пошли вверх, заняв место в списке детских бестселлеров. Перед просмотром мультика я тоже успел прочитать новое издание, так что мне было с чем сравнить. Аниме-фильмов смотрел немного: «Ходячий замок», «Дикие лебеди», «Двенадцать месяцев», да «Русалочку», поэтому творение Хиромаса Ёнэбаяси показалось глотком свежего воздуха. Да, может быть для фанатов японской киноиндустрии это не самый лучший продукт, если сравнивать с шедеврами Миядзаки, но для меня – вполне. Более того, фильм практически полностью повторяет сюжетные линии литературного первоисточника, а это уже большой плюс. Сюжет повествует о девочке Мэри, которая случайно находит волшебный (ведьмин) цветок и переносится в «школу чародейства и мастерства» на волшебной метле (ничего не напоминает?). Да, учитывая, что Мэри Стюарт написала произведение задолго до Джоан Роулинг, я бы не стал сбрасывать со счетов, что «мама Гарри Поттера» позаимствовала кое-что из этой книги. При просмотре мультика возникало такое же ощущение: я смотрю женскую версию «Поттера», приправленную лицами в аниме-стиле, бурной фантазией японских аниматоров и броскими цветами. Сегодня, по сравнению с Гарри, «Мэри» с её метлой выглядит вторично, но будь снята экранизация лет на двадцать раньше, все вылилось бы не в пользу Джоан. Два главных злодея картины – доктор Ди и Мадам Мачблук – как и полагается сказке, без полутонов. Тёмные-претёмные личности, которые преследуют Мэри и в школе, и далеко за её пределами. Сама Мэри – любопытна, в меру наивна, но не глупа. Питер – такой же, как в книге: задумчивый мальчик, который готов всегда прийти на помощь. Ну, и два «брата-акробата» – прелестные коты Тиг и Гиб, «благодаря» которым вся эта каша и варилась. Возможно, сюжет мультфильма далеко не всем понравится, но именно так всё и было описано в книге. Винить японцев в том, что многие персонажи слишком плоские – будет не совсем верно. Просто окунитесь в буйство красок, волшебства и улётных «покатушек» на метле, представьте себя в сказочной стране и попадите в атмосферу взаимовыручки и дружбы. 8 из 10

I_Skogorev
I_Skogorev26 февраля 2019 в 08:08
Между небом и землей

В начале я подумал, что это студия Ghibli создала. Однако, настоящим создателем была студия Pono. оказался один из учеников аниматора Хаяо Миядзаки. Казалось, что «Мэри и ведьмин цветок» будет обречен на успех. Чего стоят работы старой студии Ghibli: Навсикая из долины ветров, Унесенная призраками, Ходячий Замок и наконец, Ветер крепчает). Однако на деле все вышло совсем иначе. Конечно, многие скажут что не видят особой разницы. Однако, она уже чувствуется вначале произведения. Если произведения Миядзаки наполнены теплом, светом и жизнью. Проще говоря, чувствуется искра добра и надежды. Здесь мы видим другое. Скажем, слишком много воды. Анимация по ходу дела, похожа на ту, что предлагал нам маэстро. А вот персонажи, наоборот. Именно персонажи являются ключевыми героями любой истории. Когда в аниме есть огонь. Это значит, что оно полноценно и красиво сделано. А это значит, что его будут любить. Когда же в нем есть диалоги, но они лишены жизни. Это и есть самое плохое. Тогда тухнет любое пламя. А людям, учитывая непростую и временами скучную жизнь. Нужна любовь и сила. В фильме ее нет как таковой. Герои, за редким исключением, являются слишком предсказуемыми и безынтересными. Взять хотя бы Мэри. Казалось бы, типичная девочка от которой никто ничего не ждет. Чем-то напоминает Ситу, Кики и Тихиро из уже ранее известных работ. Кажись, что ее ждет необычная судьба. Когда я ее увидел впервые. Сразу подумал, что эта женская версия Гарри Поттера. Моя подруга посчитала тоже самое. Но в действительности, она лишь обыкновенный ребенок. То есть, в ней нет ничего особенного. Однако, сюжет нельзя назвать пустым. Ведьмин цветок — это и является главной ключевой фигурой этой истории. Других персонажей я почти не запомнил. Парень главной героини, мало чем отличается от других героев. Типичный шаблонный персонаж без какой-то особой мотивации. Злодеи, к сожалению, слишком карикатурны. То есть, нам их почти не раскрывают. Еще одна проблема. Это действие. События так быстро развиваются, что ты просто не можешь поверить своим глазам. Героиня влюбляется в соседского парня, затем попадает в школу магии, после ее раскусили. Авторы не принесли в сюжет главной изюминки. Они не показали нам героев, которые учатся на своих ошибках и извлекают уроки. Это плохо! Мотивация злодеев нам ясна. Идея сверхчеловека пленит разум всех людей. Однако, я с большей радостью посмотрел бы не на 10 летнюю девочку, а на молодую рыжую ведьму которую мы видели вначале. Кстати, именно она оказалась бабушкой главной героини. Нет, честное слово. Почему про нее нельзя было создать фильм. Красивая и молодая волшебница узнает, что ее любимые преподаватели творят зло и экспериментирует на несчастных животных. Лично я бы, с удовольствием на это посмотрел. Пускай, это не очень походило бы на работу Миядзаки. Тем не менее, такое развитие событий выглядело бы интересно. Мэри же, напротив, больше похожа на девочку, которую беспокоит ее внешность. Собственно, на это она постоянно обращает внимание всех. В общем, что мы имеем. Картинка как у Миядзаки, но со многими сюжетными дырами. Идея о том, что волшебный цветок дает силу. Мне понравилась. А вот дальнейшее развитие событий. Оно выглядит так, что тебе хочется выключить телевизор. Единственное, чему научилась героиня в конце. Это не брать первые вещи, которые попадаются под руку и что магия, это зло. И все же, я должен похвалить авторов за работу. Они молодцы. Пускай снимают еще.

Губанов-Константин
Губанов-Константин27 мая 2018 в 17:21
Как конфета - красивая оболочка, но пресное содержание.

Казалось бы, мультфильм от японской студии Ponoc, наследницы студии Ghibli; создатель - ученик великого и ужасного (но больше великого) Хаяо Миядзаки. Все предпосылки, что «Мэри и ведьмин цветок» будет не хуже работ Ghibli (Мой друг Тоторо, Унесенная призраками, Ветер крепчает), а может даже лучше. Но нет! Перед нами эдакая конфетка. Обертка – великолепна, чуть ли не каждый кадр копируй и на стенку вешай. По всем канонам Миядзаки. Но вот под ней такая пресная и даже невкусная конфета, что хочется сразу выплюнуть и забыть. Давайте рассмотрим, где наследница японской студии сделала хорошо, а где нет. Обертка Как уж сказал, к анимации придирок нет. Она великолепна. За одни только кадры с ведьминым цветком создателям стоит сказать спасибо. Ты с удовольствием смотришь на этот отливающий синим цветок, который в момент волшебства начинает стрелять струйками яркого цвета – то белого, то красного, то синего. Не подумайте, что только эти моменты красиво нарисованы. Нет, это в качестве примера. Видно, что художники душу вкладывали в каждый кадр. А потому ощущается какая-то теплота при появлении очередного кадра. Создатели понимали, что «Мэри…» - это детская история, а потому использовали преимущественно мягкие и яркие цвета одновременно. Это добавляет к атмосфере сказки, которая окутывает всю ленту. Также хорошо и главная героиня. Мэри – типичная героиня Хаяо Миядзаки. Эдакая девочка, которая сует нос туда, куда не надо. Вместе с тем, она добра, храбра, справедлива. Да, привычный шаблон, но это не делает Мэри хуже других. Она пленяет своим обаянием, тебе интересно смотреть на нее и то, как она преодолевает очередное препятствие. И вследствие этого лента смотрится легко, так как ты чувствуешь свою вовлеченность в то, что творится с героиней на экране. Ну и, конечно, зверушки. Как же без них. Черный кот, чья хмурая рожа глядит тебе в душу – центр юмора этой ленты. Каждое его появление, каждый хмурый взгляд если не вызывает смеха, то улыбку уж точно. Помимо него есть и другие звери, но среди них выделяется только смотритель метел, который своими выходками тоже может повеселить. Начинка А вот тут плохо. Точнее – средне, но это неприемлемо для наследницы Ghibli. Если японская студия в каждой картине создавала особый мир, который на первый взгляд мало отличается от других, но множество мелочей делали его уникальным, то здесь этого нет. Провинциальный городок, школа волшебства – слишком типичные образы. В них нет особых деталей, которые могли бы выделить их среди множества других. Другая плохая сторона – сама история. Она скучная и очень тривиальная. Более того, я в середине заснул, так как ничего интересного не происходило. Из главных героев выделяется только Мэри и черный кот (боже, какой он милый). Питер – не успевает себя раскрыть, половину ленту является a damsel in disaster – дама в беде. Бабушка Шарлотта – мелькает несколько раз, но про нее почти ничего не скажешь, кроме сюжетного поворота, связанного с ней, но он не имеет сюжетных последствий и вставлен просто так. Что касается антагонистов, то они - одна неудачная шутка. Соглашусь, что было неожиданно узнать, что эти люди, казавшиеся милыми, оказались злодеями, одержимыми ведьминым цветком. Но их мотивация почти не прописана. Да, это надо было для их трансформаций, но зачем те тогда были нужны. Тут в сравнение напрашиваются работы Хаяо Миядзаки. Каждый фильм – это новый мир, который за счет множества мелочей становится уникальным местом, в котором хочется побывать. Герои же показаны не как персонажи истории, а как живые люди, которым свойственно смеяться и страдать, мчаться вперед и оглядываться назад, чтобы понять свои ошибки. Нельзя забывать и про идеи, которые японец вкладывал в свои работы. Определенные герои, животные, ситуации содержат в себе разные мысли, как например безответственное отношение человека к природе или срок, который имеет талантливый человек на реализацию своих способностей. А сейчас смотрим на дебют студии Ponoc. Из героев запоминаются только Мэри и черный кот. Остальные персонажи почти не раскрыты. Антагонисты – клоуны, чьи мотивы так и остаются нераскрытыми (тот случай, когда у черного кота больше мотивации, чем у этой парочки). Мир – почти ничем не цепляет. Только ведьмин цветок и школа остаются в памяти, а более ничего. Мораль – не обижайте животных? Особенно черных котов, а то они после ходят хмурые весь мультфильм. Кто побеждает в этой в этом сравнении. Очевидно, что Хаяо Миядзаки и студия Ghibli. Итог Да, «Мэри и ведьмин цветок» не такой уж плохой мультфильм. Его простая история зайдет аудитории. Анимация восхитит и старого, и молодого. Зверушки позабавят. Но это не уровень картин Миядзаки. Я понимаю, что в создании этой картины знаменитый японец участия не принимал. Зато приняли аниматоры из студии Ghibli и сам ученик прославленного мастера. Неужели за годы работы они не осознали, почему Миядзаки так любят по всему миру? Хочется надеяться, что будущие проекты студии еще покажут себя, и я буду искренно их хвалить. Первый блин комом, как говорится. А пока моя оценка этому фильму: 6 из 10

Кот Баюн
Кот Баюн12 февраля 2019 в 20:33
Метла летит…

С искусством аниме я знаком не столь объёмно. Кроме «Наруто», в основу которого легла манга, я смотрел лишь самую громкую классику Хайао Миядзаки и проект его ученика. «Мэри и ведьмин цветок» основан на сказке Мэри Стюарт «Меленькая метла». Это ответ на вопрос: почему в аниме звучат не привычные для восприятия на слух японские имена. Одиннадцатилетняя Мэри, скучающая в гостях у бабушки по родителям и находящаяся в нетерпении по началу учебного года, собственно, скучает и ждёт. Вскользь показываются взаимоотношения девочки с окружающими. То, как воспринимает её их садовник, то, как её воспринимает мальчик Питер… Нельзя не заметить, что Мэри несколько неуклюжая. Возможно, просто несобранная. Но вот она увидела чёрного кота. Тот загадочным образом проводит её в лес, где состоится её встреча с тем самым ведьминым цветком, о котором мы уже знаем не только из названия, но и из пролога. Это двинет сюжет. Сюжет, к слову, весьма и весьма притягательный. Графика очень красивая, картинка яркая, цветность - весьма ласкающая взор. Кое-где по ходу я насторожился, подумав, что изложение свернёт в какой-то аналог Хогвардса, но остерегался я зря. Мульт пошёл по тем самым рельсам, заявленным изначально. Немного наивно поначалу (ну, по восприятиям) выглядело предостережение директрисы, дескать, за незаконное проникновение на территорию Эндора (того самого аналога Хогвардса, куда метла отнесла нашу героиню), нарушителя ждёт неминуемое наказание в виде перевоплощения во что-то нехорошее. Но это в дальнейшем перестанет быть чем-то «скольким»… Вообще, мультфильму можно дать такую характеристику: это не детский мульт, это мульт для всей семьи, который про детей. Мальчик Питер показан в начале произведения неспроста. Неуклюжесть в виде несобранности, а потом выдающиеся данные в школе магии – показаны неспроста. Даже смешанные решения Мэри (такие как «прикарманивание» книги) здесь не просто так. Но самое главное – меня порадовало не по сюжету. А то, что при его построении нас избавили от «обязательных» роялях в кустах… …Меня тут несколько расстроили разношерстные отзывы… Это хорошая история с прекрасным развитием и не самым очевидным разрешением. Найдётся место и твистам. Поэтому - от меня - точно рекомендация!.. 10 из 10

Saffron Burrows
Saffron Burrows19 июля 2018 в 10:06
Принеси мне ведьмин цветок

- Добро пожаловать в школу чародейство, Мэри. Хиромаса Ёнэбаяси замечательный, японский режиссер аниматор. Я его уже даже сравниваю с самим Хаяо Миядзаки. Этот режиссер стремится к прекрасному и создает вместе со своей командой чудесные мультфильмы. Его работы настолько прекрасны, что она так напоминают по своей атмосфере и стилю шедевры Миядзаки. «Ариэтти в стране лилипутов» и «Воспоминания о Марни» я очень люблю Эти два мультфильма Хиромаса Ёнэбаяси получились прекрасными. Когда стало известно, что выйдет третий мульт этого режиссера, что лично я весьма воодушевился и ждал его. Трейлер показался мне потрясающим, и я знал, что новое аниме будет определенно любопытное. Здесь экранизируют сказку Мэри Стюарт «Маленькая метла». Мы видим историю юной, рыжеволосой Мэри, проводящей свои каникулы в деревне. Лето ей казалось скучным, но все изменилось, когда она нашла красивый и таинственный цветок. Вместе с волшебной метлой и черным котом Мэри попадает в волшебную страну, где правит магия. Здесь девочка окажется в эпицентре невероятных событий, все перевернет сверх на голову и поможет жителям этой сказочной страны освободиться от искусных сил зла… Мультфильм нарисован красиво, и смотрелся он с удовольствием. Даже не хотелось, чтобы он заканчивался. Сказка получилась красивой и увлекательной. Зрителя здесь ждет бешеное, волшебное приключение с неожиданными сюрпризами и странными открытиями в волшебном мире. Вместе с Мэри мы идем по этой истории, все дальше и дальше к самой разгадке ведьминого цветка. Кстати, сама история прикольная. Мне мульт в целом понравился, и со временем обязательно его пересмотрю. Данное фэнтези очень доброе и красивое. В нем есть некое детское очарование и чистота. Именно это мне понравилось в нем больше всего. Режиссеру за экранизацию отдельное спасибо. «Мэри и ведьмин цветок» - приключенческое аниме в жанре фэнтези 2017 года. Анимационная работа Хиромаса Ёнэбаяси получилась милым и приятным подарком для всех кто любит детские сказки и волшебный, бескрайний мир японского аниме. Я оцениваю эту картину положительно и говорю ей «да». Запрыгивай на метлу и лети, Мэри, на поиски приключений. 8 из 10

orkokioki
orkokioki27 мая 2018 в 13:29
Настроение есть, а эмоций нет

Предисловие: я не читал роман Мэри Стюарт. Мне очень нравиться японская анимация и я хочу, чтобы в российских кинотеатрах в большем количестве показывали аниме, но не такое. Ожидание: Ждал от Мэри и ведьмин цветок: детское фэнтезийное приключение и просто хороший мультфильм, а на выходе получилось детское слабое фэнтези и скучное приключение, но давайте всё объясню по порядку. Персонажи: Мэри на первый взгляд кажется необычной ведьмой и поэтому ценится в школе Эндер, но оказывается копией Красноволосой ведьмы, а важно в ней лишь цветок и это отбивает интерес к персонажу. Тиб и Гиб получились нормальными, японцы любят животных, поэтому они не могли сделать их некудышными. Из Доктора Ди и Мамблчук получился необычный, но глупый злодейский симбиоз. Сюжетная линия Шарлотты, Бэнксы и Зеведая обрывочная с намёками на не традиционность (я к этому положительно отношусь) не получила развития и это не идёт в плюс картины. Кто мне понравились так это Питер и Фланаган, которых мало, но от этого они выигрывают и разбавляют список непроработанных персонажей. Сюжет, интересность и оригинальность: к сожалению хромают, так как штампов много, завязка с Ночным полётом странная а, сам конфликт из-за цветка выглядит притянутым и становится нелогичным, потому что Мэри он вовсе не нужен и, если злодеи подумали чуть-чуть, то заполучили его ещё до того как главная героина начала заниматься его защитой, а способности цветка туманны и неестественные, особенно в конце. Интересных поворотов вовсе нет. Я смотрел с двумя братьями, одному восемь, а второму десять. Первому надоело на середине, а со вторым я досмотрел, но ему не понравилось, хоть и ведьмин цветок рассчитан в первую очередь на детскую аудиторию. Самое ценное: атмосфера, посыл, рисовка и не много, но качественного юмора, но это присуще японской анимации. Итог: Мэри и ведьмин цветок — анимация с настроением(особенно во время титров) но без каких-либо эмоций или души как вам угодно, во время всего просмотра. Мэри — моё первое разочарование среди аниме, если хотите посмотреть или нужно завлечь кого-то в японскую культуру, то к вашим услугам Хаяо Миядзаки или Эверест и ещё гора сверху разнообразной, лучшей и интересной японской анимации. Сейчас я скептически отношусь к творчеству Хиромасы Ёнэбаясы. Жду новое аниме в кинотеатрах, но лучшего качества. Не рекомендую к просмотру средний мультфильм новичкам среди анимешников, так и гуру (хотя они скорее всего уже посмотрели это аниме) в этом деле. 6 из 10

mypagemycastle
mypagemycastle4 марта 2018 в 23:15
Мэри и ведьмин цветок. Так себе…

Конечно же, никто не ожидал, что фильм дойдёт до уровня Хаяо Миядзаки, но страсть как хотелось испытать чувства, похожие на те, которые возникают при просмотре работ мастера. Жаль, что тут меня по большей части ждало разочарование. Рисовка Пожалуй, единственное, что порадовало. Заметен знакомый, безусловно приятный, стиль. Всё красиво и захватывает воображение. Разве что сцены во время экскурсии по школе волшебства... местами очень по-детски цветасто, хочется тошнить от подобного (я не уверен даже, что дети такое любят). Образы Тут просто полный косплей на Хаяо. Я, конечно, понимаю, что все ждут чего-то знакомого, но эти персонажи... Где-то мы всё это видели! Интересно где?! (простите, дальше я помню не все имена, гуглить лень) Директриса=Юбаба Профессор=Стрёмный дед-паук из 'Унесённая призраками' Главная героиня=Рыбка Поньо (не, ну одно лицо) Груда слизи в конце=Монстр (или дух), который жрёт всех и всё в 'Унесённая призраками' Может быть кто-то вспомнит что-то ещё, но даже этого уже достаточно. Сходство не тянет на отсылку, ибо отсылка хороша, когда она намекает, даёт приятное чувство ностальгии. А тут я весь мультфильм смотрю на то, что я уже где-то видел. Трагедии героев не вызывают у меня сопереживание, их эмоции не обостряют интерес. Сюжет Нечего сказать. Ничего особенного или интересного. Местами крайне непонятный. Подобной загадочностью отличался и сам Миядзаки, но у него это получалось куда гармоничнее. ИТОГ Далеко не самый плохой мультфильм. С ребёнком сходить будет самое то, но если вы поклонник Миядзаки, или просто ищите что-то новое и интересное, то это весьма сомнительный вариант, хотя безусловно переплюнет овер9000ный выпуск мультика про богатырей русских! 5 из 10

Полина Петрова
Полина Петрова3 марта 2018 в 19:13
Магический цветок 'Аниме'.

«Мери и ведьмин цветок» - это картина режиссёра Хиромаса Ёнэбаяси. Прекрасный режиссёр, ученик известного почти всем фанатам аниме Хаяо Миядзаки. Хиромаса лично приложил руку к созданию таких шедевров, как «Принцесса Мононоке», «Служба доставки Кики» и «Ходячий замок». В Картине «Мери и ведьмин цветок» рассказывается о девочке Мери. Её обычная, спокойная, в некоторых местах скучная жизнь изменяется в один день. В тот день, в который она находит необычный цветок. Вскоре юная героиня узнают что её миру совершенно не чужда магиия. После этого её жизнь начинает стремительно меняться, словно входящая в пикет метла. И только дружба, вера в собственные силы, стойкость характера и храбрость, не дают ей сойти с этого сложного, покрытого магическими терниями. Это аниме поистине одно из произведений современного искусства. Оно учит каждого человека сидящего перед экраном испытать весь спектр эмоций. От волнения за персонажей, до истиной радости в поистине светлые моменты. По-моему, каждый, кто любит японскую культуру и аниме в частности должен увидеть это произведение. В конце, я хочу выразить свою благодарность тем, кто сделал возможным прокат этого аниме в России, создателям этого аниме и лично Хиромаси Ёнэбаяси. Большое спасибо! И приятного всем просмотра!

Карен Лорис-Руссо
Карен Лорис-Руссо18 февраля 2023 в 13:54
Волшебный сказочный мир

Я думаю, не надо сравнивать это аниме ни с Гарри Поттером, ни с Миядзаки. По мне автор смог показать свой достаточно глубокий и интересный мир. У Хиромасы Ёнэбаяси всегда живые персонажи, которые отлично взаимодействуют друг с другом. Будь то бабушка и внучка или внучка и садовник в этом аниме, или как в 'Воспоминаниях о Марни' тетя с дядей и племянница. В его мир веришь и понимаешь, что автор хотел сказать и показать. И это дает возможность полностью окунуться в историю, и с интересом следить за ней. Да возможно тут не показаны будни школы волшебства, но сама школа, по мне, показана достаточно интересно, хоть и схематично. Скорее всего у автора был другой посыл. Мы не должны проникнуться любовью к магии, а понять, что можем все совершить и без магии, и должны так делать. Как например, спасать дорогого человека только отвагой и смекалкой. Это очень красивое аниме, в плане картинки и волшебной музыки. Да, музыку я там тоже нашел. И она предает свой стиль. Советую насладиться просмотром этого аниме и получить удовольствие.

Елена Назарова - 7612
Елена Назарова - 761218 февраля 2023 в 09:29
Что скрывает приятное и 'безобидное' анимэ?

Сюжет в данной рецензии изложу кратко, потому как основной акцент направлен на описание деталей и нюансов, которые как приятно удивляют, так и настораживают. Сюжет анимэ достаточно прост и оригинален. Девочка обнаруживает ведьмин цветок, который дает ей магические способности. Благодаря этому цветку она попадает в школу ведьм, после недолгого знакомства с директором школы и её компаньоном, которые изначально думали, что способности у Мэри от природы, вскоре узнают, что силы Мэри дал волшебный цветок, за которым они много лет охотились, для проведения опасного, но, по их мнению, важного и нужного магического эксперимента. С этого момента начинается противостояние Мэри с директором и её компаньоном, которое заканчивается не в пользу последних. Общее впечатление от просмотра «Мэри и ведьмин цветок» положительное, в том числе и благодаря мягкой, красивой и подробной прорисовке фона. Интерьер дома, в котором живет Мэри у своей бабушки, оставил особо приятное впечатление, художникам хорошо удалось передать атмосферу уютной деревенской обстановки, с мягкими ковриками на деревянном полу, со стенами приятной летней расцветки, увешанными маленькими картинами и фотографиями, а за большими окнами светит яркое летнее солнце. Но не всё анимэ наполнено такой атмосферой? как в доме Мэри. Часть сюжета происходи в Школе магии, здание которой построено из множества сложных, непонятных, грубых механизмов и деталей, одновременно в нем такие же сложные, непонятные и некрасивые магические атрибуты и существа, обитающие на её территории. И что настораживает, так это некоторые детали, едва попадающие в поле зрения. Пентаграмма на доске объявлений в Школе магии или нечто напоминающее гроб и памятник, на заднем фоне кадра во время приземления Мэри в волшебный дом, и много других деталей, которые, кстати сказать, показывают зрителю в большинстве случаев во время быстрой смены кадров. Известный факт, что, то, что не успевает уловить наше сознание записывается в подсознание и влияет на нас. Отсюда вопрос, что создатели анимэ пытались этими кадрами вложить в наши головы?

ki.tsu.ne
ki.tsu.ne14 сентября 2020 в 18:20
Полное разочарование

Ни разу не писала отзывы, но в этот раз меня изнутри распирало настолько, что не смогла промолчать. Весь мой снежный ком негатива начался с рекламы, которая на первых порах 'цепляет' в трейлере словами 'от ученика великого Миядзаки'. Ну, раз упомянули имя самой легенды, значит за этим должно стоять какое-то подкрепление, подумала я. И зря. Потом плевалась от такой лживой рекламы! Ну как можно нести в массы такую низкокачественную работу через личность другого режиссера?! Я не увидела НИ-ЧЕ-ГО присущего мирам Миядзаки (что казалось бы мог унаследовать или копировать его ученик), и с каждой минутой мультфильм просто все ниже и ниже опускался в моих глазах. А когда ГГ завралась в который раз, внутри меня все просто клокотало - как можно картину рекламировать с отсылками к Миядзаки?! Ну вот кааак?! Он НЕ учил в своих сказках детей ни врать (!!!), ни воровать (!!!) (даже у плохих колдуний)! И детей рисовал честными и искренними! а тут главная героиня завирается по самые помидоры. Меня это резко оттолкнуло. Как по мне, жалкая пародия на миры Миядзаки - ощущение, что автор считает, что если добавить много деталей, то он сможет подражать 'почерку' самого великого режиссера аниме и его волшебству детализации, а на деле выходит куча лишнего и перегруз общей картины. У меня все его подобные попытки вызывают лишь отвращение. И главная героиня не понравилась вообще. Мультик похож на неуклюжий симбиоз современности и неумелых попыток копировать мир Миядзаки. Мой итог - ни глубины в картине нет, ни души, ни волшебства. все как-то нелепо собрано воедино.

Skeptik512
Skeptik51212 мая 2019 в 05:06
Есть к чему стремиться

Я не читал произведение Мэри Стюарт 'Маленькая метла'. Мне не с чем сравнивать просто напросто. Хочу абстрагироваться от личных претензии к режиссёрам и излишней критики в их адрес. Хаяо Миядзаки это другой режиссёр, гений анимации и единственный в своём роде. Как одну реку дважды не входят, так и подобное в полноте сделать нереально. Картина повествует о жизни и приключений Мэри Смит, девочки подросткового возраста живущей с бабушкой, ну я так понял на каникулах у бабушки была. Она непоседа и везде лезет, хочет помочь в быту, но мало что у ней получается всё валится из рук.Бабушка Шарлота достаточно обеспеченный человек у ней есть личный садовник и домработница. Дом шикарно обставленный антикварной мебелью, во дворе имеется прекрасный сад. Второй главный герой это Питер. Мальчик того же возраста что и Мери. Я так понял он почтальон и развозит прессу, катается на велосипеде. По началу у Мери и Питера нет симпатий друг к другу. Но всё меняется как и действия фильма, они дополняют друг друга в итоге. Тип и Гип. Это чёрный кот и серая кошка. В фильме имеют лишь функцию декора и атрибутику магий, я думаю от метлы пользы больше, чем от этих котов. Мистер Заведей. Мужик с усами и садовник в одном лице. Его характер никак не раскрывается, он такой как фонарный столб, бездушный свет и ноль вреда. Бабушка Шарлота. Пожалуй самый добрый персонаж, мне она больше всех понравилась. Идеальная бабушка на все случаи жизни. В меру строгая и умная, богатая и харизматичная и степенная. На самом деле бабушка не такая простая как кажется на первый взгляд. Директриса и карлик гидроцефал. Это 2 главных злодея картины. Не хочу их сильно полоскать, ну я плеваться от таких злодеев хотел. На мой взгляд они с тяжёлыми психическими нарушениями. Ещё в картине мы увидим множество зверей, в том числе 1 говорящего. Один раз посмотреть можно. 4 из 10

Синефил1997
Синефил199725 сентября 2018 в 08:10
С волшебного пинка

Главная причина непривлекательности аниме «Мэри и ведьмин цветок» в том, что оно идейно очень устарело. Книга «Маленькая метла» писательницы Мэри Стюарт была написана в 1971 году. Задолго до «Гарри Поттера», например. Именно по мотивам этой книги по каким-то причинам решили нарисовать это аниме, которое вот ни йоту не актуально сейчас. Почему так долго тянули с экранизацией непонятно. Вот и вышло на деле пресное, скучное, но очень роскошное в плане рисовки аниме. Главная героиня Мэри – маленькая девочка, которая по случайности обнаруживает какой-то волшебный цветок и на метле улетает в условный Хогвартс, где и начинаются её приключения, которые и приключениями-то не назовёшь. Мэри – это абсолютно безынициативный персонаж, она натыкается на приключения, а потому квест должен быть пройден. Она не цепляет, она просто есть. Это рыжая девчонка ничем сильно не отличается от сотни-аниме тян, которые попадают в какие-либо переделки. Взять например Тихиро из «Унесенных призраками» Миядзаки. Это маленькая девочка у которой есть цель – вернуть своих родителей в человеческий облик. У неё есть мотивация и характер, так как в сюжетной арке про баню призраков, её раскрывают с лучшей стороны. И таких сцен там очень много, именно поэтому аниме Миядзаки шедевры японской анимации, которые можно пересматривать до бесконечности.

Гризельда
Гризельда26 августа 2018 в 14:06

Когда это аниме только вышло, вокруг него сразу поднялись крики – это же не Миядзаки, и потому оно плохое. Отчасти с этим можно согласиться – это действительно не Миядзаки, хотя над этим аниме работали люди из его студии. Оно проще его работ, в нём нет антивоенных настроений, глубоких смыслов, двойного дна. Но в этом случае проще – не значит плохо. «Мэри и ведьмин цветок» - это отличная детская сказка, которую приятно и интересно смотреть. Визуальная часть радует глаз – много красивых пейзажей, волшебство и необычные животные, внимание к мелочам – всё, что мы так любим в творениях Миядзаки, есть и здесь. Иногда мультфильмом хотелось просто любоваться, не обращая внимания на сюжет. Сюжет же… как детская сказка он очень хорош, но для взрослых он будет скучноват. Это первая причина, почему аниме просто хорошее, а не шикарное. Вторая – однозначность и непроработанность второстепенных персонажей. Внимание создателей к деталям распространилось только на визуальную часть, и совершенно не коснулось сюжета. Объёмный характер есть только у главной героини, остальные же воплощают в себе только одну какую-то черту. Добрая бабушка и такая же тётушка, злая волшебница с толпой невнятных учеников и монстров, хороший парень Питер. А уж ученики волшебной школы или жители города вообще предстают как невзрачные декорации. Сойдёт для детской сказки, но от людей, которые работали в Ghibli, ждёшь чего-то большего. И эти завышенные ожидания, как не пыталась я избавиться от них, всё же повлияли на просмотр. Ещё одна вещь, которая подпортила мне впечатления – дубляж, который с какой-то стати включил в диалоги всякие русизмы, роде «барышня» или «дюже». На фоне европейских имён и сюжета, основанного на сказке за авторством Мэри Стюарт, это выглядит довольно нелепо и неуместно. В целом аниме оказалось не таким шикарным, как я от него ожидала, но в то же время не таким плохим, как о нём говорили зрители и обзорщики. Это простая детская сказка, не обладающая глубиной творений Миядзаки, но всё же способная доставить удовольствие любителям сказок. 7 из 10

SergeyRasskazov
SergeyRasskazov9 августа 2018 в 03:33
Плагиат стиля и образов

Знаете анекдот, про фальшивые ёлочные игрушки? Так вот это в полной мере относится к мультфильму. И основная его проблема - вторичность. Хиромаса Ёнэбаяси, несомненно, является прилежным учеником Хаяо Миядзаки. Это видно по всему: постановка кадра, прорисовка объектов, музыка стилистически очень похожа. И огромное количество отсылок или заимствований из мультфильмов Миядзаки. Ведьмина служба доставки вспоминается сразу. Учёный-старичок - дед Камадзи, присмотритесь! Разные существа напоминают существ всё из тех же унессённых призраками, летающие монстры заимствованы из Ходячего замка. С одной стороны, распознавать эти фишечки забавно. С другой - а есть ли тут что-то своё? Это как калейдоскоп из осколков мультфильмов Гибли. Сюжет, конечно, составлен свой, но смотрится он тоже вторично. Плюс он не очень-то логичен и последователен. В первых кадрах мультфильма мы видим неловкую девочку, которая соответствует возрасту, я бы сказал, лет пяти. А потом, внезапно, без перехода, без причин особых, психологический возраст скачком меняется лет на 16 минимум, если не на взрослого человека. Ну кто бы в 5 лет только подумал отказаться от своих волшебных сил или оставить их себе? И навыки, и стратегия... И никакого обучения и развития. Картинка, конечно, великолепная. Как фанат мультфильмов Миядзаки, я получил огромное удовольствие от просмотра картинки. Но в целом мультфильм никакой. Обидно. Я надеялся на хороший уровень, пусть не Гибли, но рядом. А тут просто копирование. 3 из 10

Alyona Isay
Alyona Isay25 июля 2018 в 10:23
Служба доставки ведьминого цветка

Если быть честной с самого начала и не выдумывать красивого вступления для этой рецензии, то сразу скажу: мне этот мультфильм не понравился. И не пототму что он очень напоминает работы другого мастера и другой студии. А потому что этот мультфильм создает больше вопросов, чем сам на них может ответить. И, если всё-таки сравнивать его с мультфильмами студии Гибли, то можно сразу сказать, что у студии Гибли, каждый из тех волшебных миров, которые они создавали, был завершен и логичен. Зритель верил, что такое могло произойти в подобной обстановке, так как всё было живо, правдоподобно. И, именно этого не хватает в этом мультфильме. А дальше будут спойлеры! На самом деле, у меня просто много вопросов. Если кто-то знает ответы или хочет вместе порассуждать, то милости прошу в комментарии. 1. Мир Я так и не поняла, это нормально, что есть подобные школы магии для мира мультфильма или нет? Сама Мэри была удивлена, но не шокирована, когда нашла метлу и прилетела в школу. Также садовник знал, про ведьмин цветок, и то, как важен он был для колдунов. Но, в то же время, его история про него звучит просто как местная байка. А если колдовство, ведьмы и школы магии - это как бы нормально для этого мира, то почему бабушка не рассказал близким про то, что она была волшебницей? 2. Главные герои Ничего не понятно с героями. Мэри и Питер не особо ладили, потом его похитили, они в неволе решили, что вернуться домой только все вместе, и всё. Вот и начало крепкой дружбы? Всё повествование заняло кажется только два дня. Я понимаю, что Мэри не могла бы по другому поступить и не вернуться за Питером, но на мой взгляд, этому чересчур добавляется какого-то особого значения. Коты. Целый фильм у меня было такое ощущение, что за котами есть какая-то особенная история. Ну, серьезно. Кот знал, где растет ведьмин цветок, знал, где метла, знал, куда унесли его подружку, знал, как пользоваться цветком, расположение школы, где стоят клетки, как летать на метле и так далее. Он и его подруга точно не обычные животные. Но, кто тогда они? Может, я пропустила объяснение? Вообще, я предпологала, что они раньше были учениками школы, которым после выпуска понадобилось для каких-то целей завладеть цветком. Они зашли на территорию школы без приглашения, все же выкрали цветок, но были превращены в кошек. Садовник Учитывая, что весь сюжет завязан на цветке, а садовник знал эти истории про ведьм, да и хорошо разбирался в растениях, то он мог тоже бы иметь второе дно. А так он просто старенький ворчливый дедушка. мне кажется, что он мог бы взять на себя роль помощника школы, который бы искал цветок среди нормальных людей в обличии садовника, что бы не вызывать подозрения у обывателей и других колдунов. Учителя. Зачем, ну, зачем, с какой целью им нужен был цветок? Чтобы продвигать науку вперед? Чтобы сделать всех в мире волшебниками? Самое тупое, что они попытались сделать сверхмага, у них ничего не получилось и всё взорвалось, покалечив профессора. Но, вот, у них опять на руках есть цветок, и они без каких-то изменений пытаются повториить эксперимент, который уже привел к катастрофе. Как-то не очень умно. 3.Основная идея. Какая она? Нельзя играться с матерью-природой? Большая сила - большая ответственность? Дружба всё преодолеет? В общем, мультфильм не оправдал моих ожиданий.

AlyoshaHogan98
AlyoshaHogan9813 мая 2018 в 11:20

Режиссер вроде бы является учеником Хаяо Миядзаки, по крайней мере русские маркетологи пиарили картину именно по этому признаку, который должен обозначать безоговорочный успех фильма как в прокате, так и у всяких критиков, начиная от диванных и заканчивая теми, что на 'Томатах' агрегируются. Так вот, ближе к делу. Миядзаки тут чувствуется. Герои корчат рожи также, выглядят очень похоже, да и тема с волшебством, ведьмами, замками на отшибе это вполне в стиле маэстро. Только вот не дотягивает работа ученика до уровня учителя. Как сказал мой товарищ Илья, который и вытащил меня поглядеть мультец, у Ёнэбаяси совсем нет ощущения гравитации, которое было у Миядзаки. Нет и той глубины, которая присутствовала в каждой работе Хаяо. Да и в целом у режиссера нет какой-то индивидуальности, что ли. Но есть аргументы и в защиту. Это простой детский мультик, который не особо претендует на глубину, хоть и ставит достаточно четкие идеи о дружбе, взаимопомощи и безнадежности навязчивых идей, которые перерастают в своеобразную манию. Тут правда заковыка - это идеи работают, но все же не выверены до конца. Может, конечно, я уже не целевая аудитория данного аниме, и воспринимаю все на серьезных щах, через призму хандроза и желания перемыть кости соседям по подъезду, но доработанности мне здесь чуток не хватило.