Два года назад я познакомился с Адамом Нэвиллом, которого на родине окрестили 'британским Стивеном Кингом'. Не знаю, почему Адаму дали такое позорное прозвище (уж простите, но Стивена Кинга я считаю одним из самых переоцененных писателей современности), но так или иначе суть звания более чем оправдана: я прочитал книгу 'Судные дни', которая до сих пор в моем личном рейтинге стоит в одном ряду с другим шедевром 'Террором' Дэна Симмонса, депрессивный мистический триллер 'Дом малых теней' и 'Ритуал', на который Netflix поставил экранизацию. 'Ритуал' Адама Нэвилла для меня до сих пор остается образцом того, как из банальнейшей заявки и не менее банальнейшего сюжета (4 чувака пошли в турпоход и потерялись в лесу, в котором обитает какая-то дичь, лол) можно сделать великолепный хоррор. Получилось ли у Дэвида Брукнера передать дух мрачного шведского леса, в котором оказались главные герои? Да, Брункер и его команда идеально подобрала место съемок. Настолько атмосферного леса я не видел со времен новой Ведьмы из Блэр Адама Вингарда. Плотные стены из деревьев и другой растительности, в узких просветах которых проскальзывает силуэт бабайки. Хижина, покинутая обитателями, но сохранившая в себе мрачную энергетику, которая овладеет осмелившимися заночевать в доме героями. В общем, атмосфера в фильме вышла отличной. А в любом хорроре, атмосфера - это фундамент, на котором прочно стоят другие, не менее важные составляющие: сюжет, персонажи и хоррор-элементы. Сюжет фильма имеет расхождения с первоисточником, причем весьма значительные. Если в книге центральный персонаж 'Ритуала' Люк был неудачником-нищебродом в отличие от состоявшихся друзей и сильно страдал от этого, из-за чего по ходу книги возникали конфликты, то в фильме социальный статус героев не имеет никакого значения. Здесь центром всего является чувство вины главного героя за гибель лучшего друга. Во второй половине книги лесной хоррор уступил место хоррору с металистами-фанатиками с жертвоприношениями, в фильме же - просто фанатиками с жертвоприношениями. Мне, наверное, не нужно говорить, какой вариант мне нравится больше. В общем, на мой взгляд, можно было обойтись без отсебятины, но это не сделало фильм хуже, нисколько. 'Ритуал' Брукнера - достаточно редкий пример того, как нужно расставлять акценты в хоррорах, и редкий случай, как можно без скриммеров нагнать жути. 'Ритуал' вообще можно назвать эталоном сбалансированного ужастика - там, где должно быть жутко, Дэвид Брункер делает жуть, там, где должно быть смешно, Брункер добавляет действительно смешные реплики и комментарии персонажей, там, где нужно устраивать лютый экшн, Брункер идет в разнос. При этом впечатления, что фильм не следует каким-то канонам (если они вообще есть) или снят как по учебнику, нет. Просто акценты расставлены очень грамотно, а это очень важно. Мне немного тяжело описывать персонажей, поэтому ограничусь тем, что персы вышли отличными. За них реально переживаешь, гибель каждого героя воспринимаешь всерьез. Эмоциональная привязка к героям обеспечивается не в последнюю очередь за счет грамотного обращения сценариста с первоисточником. И, самое главное, все эти три составляющие держатся на самом главном - атмосфере. Без нужной атмосферы и с бездарной режиссурой при сохранении выше описанных компонент 'Ритуал' вышел бы в лучшем случае посредственным ужастиком, но по факту мы имеем один из лучших хорроров 2017 года. Если бы в фильме было больше хоррор-моментов с усиленным фокусом в сторону психодела, то, уверен, 'Ритуал' мог бы реально конкурировать с в одно время вышедшим 'Оно' Мускетти. Но в 'Оно' все же было больше страшилок и больше психоделических приемов. Так что ставлю лайк, всем любителям ужастиков рекомендую к просмотру, а также настоятельно советую познакомиться с книгами Адама Нэвилла, удовольствие гарантирую.
Завязка новизной не отличается – чуваки попадают в стремное место. Далее сюжет развивается по шаблонной схеме – все стремнее и стремнее, пока не становится совсем хреново. Эта шаблонность, пожалуй, единственный минус. Главный плюс – то, что «Ритуал» отличается хорошим исполнением. Во-первых, фильм берет своей зловещей красотой. Это про скандинавские пейзажи в сопровождении гнетущей музыки. Во-вторых, сценарий хорошо продуман. Все логично и по делу. Напряжение нарастает постепенно. Жуть подается порциями, чтобы в итоге представь во всей своей неземной красе. В-третьих, сеттинг. Это про общую обстановку, наполнение фильма. Он мрачный, но без перебора. А то бывает, столько кишок уже в начале развешено, что к концу начинаешь принимать их за елочные игрушки. В-четвертых, главные герои – взрослые, склонные к самоиронии дядьки. В жанре ужасов такие ГГ – редкость (на память приходит только «Ловец снов»). Наблюдать за ними достаточно интересно, хотя бы потому что уже надоело наблюдать за перепуганными тинэйджерами и их родителями. Впрочем, сопли дядьки тоже умеют размазывать, но делают это по-взрослому. Актеры, кстати, справляются с ролями отлично. В-пятых, в фильме практически нет скримеров. Мнение сугубо личное, но скримеры – удел низкобюджетных ужастиков, когда история ни умом не фантазией не блещет, а зрителей напугать надо. Неожиданные моменты в «Ритуале» есть, но они не главный инструмент. Отдельное стоит отметить… эммм… (как бы не спойлернуть) главное Зло. Это какое-то WTF, порождение больного воображения, исчадие темных скандинавских мифов. Опять же сугубо личное мнение, но впечатляет. Ну или, скажем так, превосходит ожидания. Резюме К «Ритуалу» больше всего подходит определение «добротный». Он не выдающийся, но зато умело и ладно скроенный. Ну а на фоне бесчисленных псевдо-документалок про то, как ребята залезли в плохой дом, или семья в него въехала, или кто-то решил чего-то вызвать, или кого-то режут по живому и т.д., так это вообще шедевр. Любителям жанра, скорее всего, понравится. Те, кто смотрит хорроры время от времени, тоже вряд ли будут сильно разочарованы. 7 из 10
Ну что, наконец-то я наткнулся на хороший, атмосферный фильм ужасов. Такой, какой и должен быть в моем понимании качественный представитель жанра хоррор. С историей чувства вины и покаяния главного героя; с цинизмом отрицания происходящего, а впоследствии с первобытным страхом; с воплощением собственных кошмаров в твистах главного героя и… Впрочем, обо всем по порядку. Группа друзей (мужиков в возрасте 30+) решают почтить память погибшего друга, отправившись в поход по лесным массивам Швеции. Мда, лучше бы в Амстердам потрахаться и подуть полетели, но увы… В этом фильме атмосферно все: таинственный лес, который нашептываем им, что отсюда не выбраться; руны, украшающие деревья; выпотрошенные тела зверей и людей, висящие на крепких сучьях древесных обитателей массива, ставшего братской могилой… Саундтрек? Браво – реверанс в сторону Безысходности, а потом и Отчаянья. Операторская работа? Фильм все-таки художественный, а не модный ныне жанр псевдо-документалка и, если камера трясется, то мало и почти незаметно. Саспенс? Пожалуйста, на протяжении всего хронометража. Слэшер? Спасибо создателям картины, до него не стали опускаться, здесь акцент сделан на другом. Раскрытие характеров персонажей героев? Ну, почти. Из четырех раскрыто довольно полно только два. Но ты не расстраивайся, зритель, других раскрыл Монстр, препарировав и развесив гирлянды из кишок по дереву. Отдельный респект за то, что Монстра преподнесли как бастарда самого Локи. Ммм, это круто, конечно, обращение к древним богам, как к Злу, истребляющему туристов. А то мог бы быть стандартный маньяк, банда головорезов, инопланетяне или просто одичавший зверь. А тут во оно чо, Михалыч … (с). Спешу отметить страдания главного героя не только физические, но и психологического характера. Когда на протяжении продолжительного времени на твоих глазах гибнут твои друзья, а ты понимаешь – то ли ты им помочь не можешь, то ли банально не хочешь (боишься) и как-то это надо решать. Взглянуть в лицо своему Страху. Ну а ужас тут нагнал профессионально: когда один из мужчин после сна просыпается в кошмарных воплях с обоссанными штанами; другой, как жалкая сучка невнятно мычит, зажавшись в углу; третий просыпается вне места, где заснул с кровью на груди, а четвертого друзья обнаруживают голого, стоящего на коленях и неистово молящегося, как закоренелый язычник, какой-то невнятной фигуре на чердаке… Круто, че. Итого: безысходность, отчаянье, погоня за искуплением чувства вины и глубокое погружение в эти самые плутания несчастных туристов. Смотрел ночью. Настолько впечатлился, что решил включить свет, на всякий случай. Во как надо снимать! И да, меня тут друзья звали в поход в подмосковные леса с ночевкой… Так я еще подумаю, пожалуй… 10 из 10
Пусть этот фильм снимался в мрачном лесу со скудным ассортиментом биологических видов и таких же полях, где будто каждая травинка на учёте, наблюдать за турпоходом ужасов не было скучно, хотя поначалу казалось, что его путь пролегал по проторённой дорожке. В этом фильме есть все типичные клише, но я ценю их исполнение. Итак, группа искателей приключений планирует поход. Но из-за травмы одного несчастливчика друзья меняют планы и решают рубить напрямик через шведский лес, чтобы побыстрее доставить раненого друга в медпункт. Но ведь существует целая франшиза ужасов, названная в честь таких вот экономящих время стратегий – «Поворот не туда». Путники никогда не чувствуют себя уставшими или несвежими, потому что всё им доставляется естественным образом. Их компас перестаёт работать, но никто не суетится - в конце концов, всё когда-нибудь сломается, так что нечего волноваться. А ведь все мы знаем, что парней ждёт что-то плохое. Оно подкрадывается исподтишка, и невозможно предсказать, куда в конце концов заведёт эта странная вылазка на природу. Эффекты, сопровождающие появление неуловимого зла, внушительны. Сыграно хорошо, кино обладает саспенсом. Конечно же, оно ценно не только зрелищностью и эстетизированнием ужасного, но и отражением идей печатного первоисточника: выход из мистического леса символизирует утрату человечеством религиозного чувства. А до того повествование даёт знать, что похоже, не одному только иудео-христианскому богу нужны рабы, но и скандинавскому расовому тоже. Стань трэлем, терпящим вечную боль, и получи от ётуна вечное существование! Кстати, о ётуне: стильная ведь шведская бабайка - догоняет и распинает на Иггдрасилях, а перед тем как распнуть, покажет твой Личный Ад, причём локации галлюцинаций комбинируются прямо как в снах безумца из «Клетки». Концовка выглядит довольно запутанной, ясно лишь одно: за короткий путь приходится платить ужасную цену. Что же касается отображения трэлей в современной культуре, если этого замечательного мифологического хоррора показалось мало, тогда этих мифологических персонажей стоит досмотреть в игре 'Расхитительница гробниц: Преисподняя' (девятая часть из серии 'Томб Райдер).
В центре сюжета пятеро мужиков лет тридцати. Когда двое из них зашли в магазин купить водки, то они столкнулись с грабителями. Один из друзей спрятался, а второй попал под раздачу и погиб от рук бандитов. И соответственно Люка мучает совесть, что он струсил и не помог своему другу. Ну и дальше они поехали в Швецию, погулять по дикой природе. Пейзажи в фильме замечательные. Мрачная и величественная северная Европа - прекрасный сеттинг для хоррора. Художникам даже не пришлось особо стараться, ибо мистическая атмосфера в этой местности есть сама по себе. В фильме нет ничего экстраординарного, он прост, как три копейки - есть группа заплутавших туристов, дикая местность и монстр (а то, что мы имеем дело именно с лесным монстром, а не с призраком, зверем, инопланетянином, людоедом и тд, нам дают понять очень быстро). Далее все тоже развивается по стандартной схеме: герои находят странный дом, магические символы. Их посещают видения и флэшбеки. Ситуация накаляется, герои начинают ссориться и выяснять отношения. Но все эти банальные вещи поданы настолько грамотно и профессионально, что никаких претензий к этим клише не возникает. Да, все это мы видели десятки раз. Но разве не это мы и любим в мистических хоррорах? Герои получились очень живые. Разговоры и шутки прописаны прекрасно, как у реальных друзей. Да и вообще наконец-то хоррор про нормальных парней, а не опостылевших безумных студентов. Я даже запомнил, как их зовут, чего уже давно не было. ГГ, Люк, как я уже сказал, мучается от стыда за малодушие. При этом он в общем-то сильный и уверенный в себе человек, что и вызывает у него особую боль от трагедии. Хатч - веселый оптимист. Фил - скромный и тихий мужичок. Дом - истеричный 'чудак'. Сам монстр вызывает двоякое впечатления. В целом конечно по сравнению с 'демонами' из большинства современных ужастиков, которые похожи на перепивших Очаковского панков, это просто великолепие. Но я честно говоря ожидал несколько большего. В прямом смысле. Монстр оказался несколько маловат и вообще не сильно жутким. Но это уже больше придирки заядлого игрока, который привык к плодам фантазии сумасшедших японцев. Всем фанатам мистических хорроров смотреть в обязательном порядке и получать от этого огромное удовольствие. P.S. Мораль картины - не одевайте кольцо, когда гуляете без жены.
Однажды вечером пятеро друзей собрались в британском пабе обсудить будущую совместную поездку. После паба, двое друзей зашли в магазинчик, дабы взять чего покрепче. В результате ограбления магазина, выживает только один друг. Спустя непродолжительное время четверо друзей собираются в горах на севере Швеции, дабы почтить память убитого друга. В последствии несерьезной травмы, полученной по пути в лагерь одним из них, друзья решают срезать путь через мрачный лес. Великолепная стилистика фильма, заимствованная у Роберта Эггерса из фильма куда более знакового, подкупает неизвестностью, словно приглашая тебя под свой мрачный ореол, где кроются загадки куда сложнее обычного кроссворда, а саундтрек пробивает легкую дрожь в теле, якобы говоря тебя: «Ну, вот ты и с нами. Ощути дуновение ветерка из старых Скандинавских легенд». Поначалу этот прием действительно мог немного затуманить сознание, как бы вводя тебя в состояние транса. Но затем что-то пошло не так. «Что-то не так» началось с группы друзей. Герои вовсе не ведут себя, как взрослые, успешные люди: периодические скандалы, сплошной мат как манера речи, невозможность четко поставить курс своему движению, да еще и довольно странное поведение при обнаружении действительно предостерегающих вещей, будь то огромная выпотрошенная туша высоко на дереве, либо дом с языческой символикой. Сплоченность, как таковой товарищеский дух, отсутствуют в крови этих героев. Затем продолжилось в сюжете, связанным с одним из героев, который был «тем самым вечером в том самом магазинчике». Постоянно терзающее его чувство вины поистине великого масштаба. Даже «лес» оставляет на нем печать принадлежности к чему-то иному. Но линия так и замирает в своем развитии, лишь в финале вскользь промелькнув на еще одной израненной душе. А сам смысл «избавления от вины» затачивается в топорик и рывок к свободе, которые будто лишают этого ужасного чувства враз, без видимых на то причин. Недосказанность линии с виной героя и отсутствие сплоченности героев, а также потрясающая мрачная стилистика фильма и его саундтрек встали поодаль на разные чаши весов. Если интересна логика сюжета, мотивы персонажей – то здесь точно в «Ритуале» вряд ли найдется. Однако в мрачности эта картина значительно выдается вперед над многими хоррорами, что совместно с саундтреком, довольно неплохой игрой актеров, и парой действительно пугающих спец, отлично подойдет для вечернего просмотра.
Всевозможных фильмов ужасов про заблудших в лесу туристов уже довольно таки много. И самым примечательным из них без сомнения является 'Ведьма из Блэр', пусть она ещё и относится к мокьюментари. Честно говоря, в подобном сеттинге и жанре уже давно изобрели буквально все, что только можно было изобрести и как только не старались напугать зрителя. Не удивительно, что большая часть зрительской аудитории подобных проектов уже наверняка давно очерствела к ним и находится в ожидании чего-то хотя бы чуточку нового и ещё меньше оригинального. За режиссирование очередного проекта подобного плана взялся Дэвид Брукнер, который не новичок в жанре, хоть ничего и не выпускал давненько. Но если быть точным, то это относится к большинству его немногочисленных проектов, уж слишком большие временные разрывы между ними. Четверо друзей отправляются в бесконечные горные хребты Швеции для того чтобы насладиться красотами природы, а также почтить память погибшего товарища. В момент путешествия один из друзей совершенно неудачно подворачивает ногу и они решают сократить путь через ближайшие леса. Но если бы они знали, какой именно ужас ожидает их в этих самых лесах, то они ни за что на свете туда бы не отправились. Вокруг них начинает сгущаться тьма, а всюду мелькающие силуэты, а тени становятся их постоянными проводниками. Но и этого недостаточно, ведь уже изрядно напуганные, они натыкаются на древние свидетельства поклонения какой-то сущности и попадают в ещё больший водоворот жутких событий. У фильма просто шикарная атмосфера, она действительно здорово передана и конкретно в ней 'Ритуал' не слишком уж сильно уступает той же самой 'Ведьме из Блэр'. Ведь все эти гнетущие леса, а также языческие знаки и начертания на деревьях выглядят в какой-то мере жутковато. При этом, немногочисленный актерский состав довольно таки неплохо справляется с ролями заблудших путников, которые совсем отчаялись выбраться из леса, но все ещё не оставляют попыток это сделать. Но вот конкретно сам финал вызывает ряд вопросов, ведь по сути он в некотором роде получился довольно таки скомканным и не очень внушительным. Ну есть и есть, как-то все слишком просто и не вызывает трепета. Хотя вроде как в большей части ужасов именно финал стараются делать неожиданным, зато нередко проваливают всю первую половину, а конкретно здесь с ней полный порядок. В общем-то 'Ритуал' вполне крепенький представитель жанра и совсем уж сильно ругать его совершенно не хочется, тем более что смотрится он явно не без определенного удовольствия. Все таки Дэвид Брукнер смог вдохнуть атмосферу страха в древние леса Швеции и подошел к этому крайне ответственно. Другое дело, что с финалом в 'Ритуале' получилось нечто не слишком-то внятное и вышло как-то совсем уж без неожиданностей. При этом, создатели по какой-то причине явно не знали в какую именно сторону его стоит двигать и выбрали самый простой путь. 6 из 10
Очередное кино - набор таких древних клише, что меня даже испанский стыд одолевает за создателей сей картины, хотя видимо им сами наверное так не кажется, впрочем до них в этих типовых ужасниковых модулях только ленивый не потоптался... Замес фильма очень похож на стивенкинговский: четыре друга детства поминают пятого и попутно выясняют отношения. Большая непонятка в сюжете для меня заключается в том, почему нам пытаются втереть тот факт, что ГГ якобы со всех сторон виновен в смерти своего друга? В конце концов я видела то же что и все другие зрители - два обескураженных покупателя около винно-водочного стеллажа и вооруженный бандит... Почему-то мне пытаются втереть тот факт, что ГГ обязан был с голыми руками кинуться на вооруженного отоморозка. Это было бы весьма странно, он двужильный что ли? Идея с якобы виной главного героя, подана коряво и не убедительно. Далее, друзья (хотя если честно не очень-то они похожи на друзей) прутся в к черту на рога, в Швецию и, конечно же забредают в первый попавшийся лес. Четверо мужиков ведут себя как обкуренные, постоянно сыплют матом, орут друг на друга, едва не доходит до рукоприкладства, а когда в лесу им на глаза попадается выпотрошенный и повешенный на суку высоко над землей здоровущий лось, ни у одного из этих славных мужей не возникает мысли поскорей покинуть лес, нее-ет - четыре дурака наоборот лезут в самое пекло, вглубь и - вот же идиотизм - решают заночевать в доме, который нормальному человеку не может вселить ничего иного кроме ужаса. Ну далее все идет стандартным темпом - по трупу в 15-20 минут фильма и перебор бородатых клише. Единственное что действительно порадовало, это сам монстр авторства замечательного канадского художника-дизайнера, по имени Кейт Томпсон, который прямо скажем по уровню своего таланта наступает на пятки Гигеру. Монстр не страшен, но нетипичен и притягателен, только ради того чтобы рассмотреть его получше, я пересматривала концовку несколько раз. Немного вытягивает фильм и лесная атмосфера, но всерьез говорить о каком-то ужасе или страхе здесь не приходится, все до предела предсказуемо и весьма уныло. 6 из 10 Только за диковинную зверушку.
Так вышло, что на прошлой неделе я начал читать книгу 'Ритуал', не имея о ней прежде ни малейшего представления, дочитал примерно до середины. Вчера же я, также не имея заранее ни малейшего представления о том, что книга уже экранизирована, я встретился с означенной экранизацией. В целом, я не могу сказать, что этот фильм провальный, хотя о книги он имеет существенные отличия, как по сюжету так и по подаче. Так вот, прежде всего они отличаются темпом повествования. Например, в книге, сцена встречи с развешенным по дереву трупом животного занимает практически целую главу с детальнейшим описанием впечатлений каждого из героев, продолжительными диалогами и т.д. В фильме, сцена занимает около минуты экранного времени. Далее, книга почти две главы уделяет нагнетанию атмосферы округ входа героев в заброшенную охотничью хижину, которое выражено в подробном и доскональном описании хижины внутри и снаружи, а также впечатлений героев и их нерешительности по поводу того, стоит ли вообще заходить. От фильма я ожидал чего-то подобного, но нет же, там они просто заходят, при этом экстерьер и интерьер в общем-то особенно не показываются. Поэтому при просмотре фильма мне было несколько тяжеловато, казалось, что он спрессован до невозможности и несётся по сюжету с невероятной скоростью, от чего проигрывает в атмосферности. Возможно, если бы я не читал книгу, такого впечатления бы не было, но увы, я её читал. Более серьёзная, на мой взгляд, претензия, заключается в том, что четверо главных героев совершенно в фильме не раскрыты. А в том случае, когда у нас всего четыре персонажа, которым посвящено всё экранное время, этот недостаток весьма серьёзный. На самом деле, все четверо совершенно одинаковые, даже внешне похожи, не смотря на то, что один очкарик, а другой с восточными корнями, их практически невозможно различить и не узнай мы, что у главного героя в прошлом была некая история, то вероятно, не выделялся бы и он. При всём этом по поведению они не различаются вовсе. Стоит ли упоминать, что в книге всё это было не так, хотя бы потому, что Фил и Дом в книге были толстяками, которые физически не справлялись с трудностями похода, на чём постоянно делался акцент в начале повествования. Не понимаю, в чём была проблема найти двух толстых актёров, тогда их хоть как-то можно было различить. И кстати, фишка ещё и в том, что в книге никакой сюжетной линии с ограблением магазина и погибшим пятым другом нет вовсе! Её ввели сценаристы для того, видимо, чтобы хоть как-то выделить одного из своих картонных героев. При этом, книга раскрывает характеры всех четырёх мужчин, описывает их прошлое и настоящее, отношения с семьями и друг с другом. Почему это нельзя было хотя бы вскользь упоминуть в фильме, сделать хоть какие-то намёки, ведь тогда персонажи были бы намного живее. Почему вместо того, чтобы регулярно повторять в разных вариациях переживания Люка (я твой отец!) по поводу тёмной истории из прошлого, занять тот же хронометрах раскрытием всех персонажей. Так или иначе, в итоге мы получаем три манекена и одного героя, о котором мы знаем только одну вещь: он нерешительный в критических ситуациях. В общем, персонажи не раскрыты, а это проблемка. В третьих, я долго думал после просмотра, авторы фильма всё-таки рассчитывали на тех, кто книгу читал или на всех? Если второе, то сценарных провалов слишком много, ведь реально не объясняется ничего, что за люди учинили мрачный загадочный кровавый культ в глубине шведских лесов, почему и зачем эти люди приносят человеческие жертвы, кому они их приносят и по какому принципу отбирают? Почему они вообще такие странные, откуда пришли? Что надо загадочному существу из лесов? Если в частностях, то например, в фильме упомянута и брошена сюжетная линия с найденной героями палаткой и вещами (в книге нет). Для чего тогда стоило её включать? Более того, совершенно ничего мы не знаем об участниках культа, хотя, представьте себе, в книге у каждого из них есть не только имя, но и своя история. Впрочем, к чему это упоминать, когда фильм четырёх главных героев-то не раскрывает. Таким образом, сценаристы либо говорят нам: товарищи, за деталями - в книгу, либо им просто плевать и они надёргали из неё скелет повествования, вырезав все подробности. Как ни крути, но рассказывать историю, основанную на религиозных верованиях, не знакомых широкому кругу зрителей (кто из присутствующих разбирается в скандинавской мифологии?), не поясняя 'а кто все эти люди' и 'по какому поводу собрались', не делает чести сценаристам. Пугающая атмосфера фильма достигается в основном за счёт однообразного видеоряда и цветовой гаммы, хотя в первоисточнике скорее акцент делается на внутренних переживаниях героев, нарастающей панике, непонимании происходящего, осознании того, что они заблудились и постепенном ухудшении ситуации. Понимаю, кинематографическими средствами этого достичь труднее (возвращаемся к тому, что для этого нужно, как минимум, раскрытие характеров героев), но по фильму выходит, что они ведут себя одинаково что при первом посещении брошенного дома, что когда находят брошенную палатку, что когда осознают, что их преследует некая опасная тварь, никакого нарастания напряжения нет. Короче говоря, пора прекратить сравнение книги с фильмом. Будем считать, в конце концов, что я смотрю фильм с чистого листа. Тогда что, начинаешь замечать удачные стороны? Симпатичные съёмки, красивые пейзажи, неплохой саундтрек. В принципе, по современным меркам не так плохо сделана и главная тварь. В последнее время в мы видим две крайности: либо следом за 'Ведьмой из Блэр', сущность, преследующую героев, не показывают вовсе и интрига построена на том, что мы вот-вот вроде бы должны её увидеть, но этого никак не происходит, либо эта сущность промелькивает, нападая на героев в момент эпилептического припадка у оператора, с тем, чтобы скрыть низкопробную графику. В 'Ритуале' сущность нам показывают. Она хотя бы иногда фиксируется в кадре и можно её рассмотреть, назвать её страшной я не могу, но ладно, сойдёт. Достойно и можно даже сказать, по-лавкрафтовски пугающе снята сцена на чердаке в доме служителей демонического культа. Но достаточно ли этого всего, чтобы оправдать схематизм и слабость сценария? Подводя итог, я не вижу достаточного количества хороших сильных сторон этого фильма, чтобы говорить, что он мне понравился. Отмечаю при этом, что все, кто писал положительные рецензии до меня, обязательно делали оговорку, что фильм хороший особенно на фоне того, что сейчас снимают про заброшенные дома с призраками убитых в них женщин. А если без этих оговорок? Дотягивает кино до уровня фильма 'Оно'?
Я могла бы уложиться в два матных слова, но попробую что-нибудь развернуть более толковое о Ритуале. Начало вполне неплохое, в стиле скандинавского кинематографа и неуютной в глухих тонах мутной картинки. В обрамлении которой, четверо друзей пробираются через лес по направлению к цивилизации, дабы срезать путь напрямки, из-за произошедшего маленького ЧП с одним из них, в виде классического повреждения ноги. Ориентируясь по компасу, они набредают сперва на нанизанный труп оленя, а потом на странный домик, в котором решают заночевать. И, пожалуй, те непонятки, которые с ними творятся в рамках этого дома способны кровь взбудоражить, - после можно уже выключать. Потому что - чем дальше в лес... Ну вы помните. Ведьма из Блэр, - бедная женщина... - тихо курит в сторонке, облокотившись о дерево в недоумении. Если брать голый сюжетный скелет - это дичь. А исходя из того, как его приодели, или скорее вырядили - ничего в принципе не изменилось. И добрые полтора часа наблюдаешь, как четверо взрослых мужчин охрененно боятся, несут полную околесицу, совершают нелогичные, на эмоциональном всплеске поступки - поведение, которое еще можно простить прыщеватым подросткам. Выглядит это нелепо, и со стороны напоминает бег по кругу ополоумевших крыс. Для пущего нелогизма стоило, как это любят проделывать в жанре ужасов - Разделиться! В добавок ко всему - фильм Ритуал не несет в себе никакой смысловой, познавательной, атмосферной (возьмите ту же самую Ведьму - да в ней атмосфера как змей в рот залезает!) или философской нагрузки. В нем ничего не объясняется. Преподносятся только какие-то слепые факты и демонстрируют любопытное божество под конец. Актерской игры как таковой нет - а главный герой выглядит так, словно ему впопыхах надавали палками по лбу - вечная озадаченность, растерянность и испуг. Будто с этим родился. Прямо как Николас Кейдж с вечно постным лицом. По итогу хочется отметить, что фильм Ритуал - это попытка в самом начале сделать сложное эмоциональное кино, с преследующим чувством вины одного из героев (которое в последующем выливается в вечное повторение фраз: Я не брошу тебя и Тебя я не брошу), далее - мистический хоррор с видениями, мрачным лесом, ночью и символами, а под конец - фэнтезийная галиматья с закосом под этнос и скандинавскую мифологию. Ритуал - это очень плохое, не оправдывающее никаких ожиданий кино. И на него жалко тратить свое драгоценное время. 2 из 10
Древние скандинавы и викинги были народом северным и суровым. Потому и в мифах у них полно созданий подстать им: огромные, кровожадные, стремящиеся убить или как минимум сильно навредить людям. В этой подборке есть самые странные и жуткие твари из тех, которых боялись даже бесстрашные викинги. Относительно нашумевший где-то там на Западе фильм более-менее известного постановщика Дэвида Брукнера под чутким руководством продюсеров Энди Серкиса и Джонатана Кавендиша. Практически минималистское и заметно темное кино, которое нацелено на внушение жутковатого парализующего страха, основанного на внутренних кошмарах. В 'Ритуал' срослось всё почти идеально: безумно красивые пейзажи Северной Швеции, незаслуженно не замечаемый многими Рэйф Сполл, потрясающее нечто в лесу, отсутствие типичной для персонажей тупизны. Нёкки — это страшные злые существа из норвежского фольклора. Нечто среднее между русалками и водяными. При жизни они были печальными, одинокими людьми, а после смерти так и не смогли попасть на небеса. Подобно греческим Сиренам, Нёкки могли использовать пение или музыку, чтобы очаровывать своих жертв и топить их впоследствии в водоёмах.. Кто-то описывал их как уродливых демонов, кто-то как прекрасных дев, обращающихся в чудовищ, а кто-то даже в образе четвероногих звероподобных существ. В лесу можно не только пикники и походы устраивать, спрятавшись с той красоткой в зачем-то короткой юбчонке в высоких кустах для того самого. По сути, много чего ещё можно наделать. Оказаться в лесах-горах ради погибшего друга - однозначно относится к славным и похвальным делам. Только в мужской компании, без дам и детей, с холодным ветром в капюшоне. А проблема всегда может возникнуть там, где не ждали. Чёрт дернул ребят свернуть с нужного пути в сторону деревьев? Нет, что-то серьезнее и, главное, ужаснее чёрта. Вы увидите, что Это было! Песта. Чёрная смерть в средневековье стала настоящей трагедией для Скандинавии, как и для всей остальной Европы. Смертей и разрушений было столько, что вскоре люди стали персонализировать чуму, превратив её в некую ужасную мистическую страху. Предания гласили, что эта старуха ходит от фермы к ферме, распространяя чуму. В руке она может нести либо грабли и это знак того, что кто-то из жителей выживет, либо метлу, что говорит о том, что все из этого дома скоро умрут от чумы. Слов нет, одни эмоции. Как жрать дать, тот жуткий домишко сильно напоминает неожиданно появляющийся в лесу домик из 'Ведьма из Блэр'. Никто не обитает в пустующем жилище, но попробуйте подняться на второй этаж и увидеть это #$@! Мутную атмосферу давящей тревоги и нескрываемого страха создает на раз. Кричи и ори, сколько влезет в горло, но в шведском лесу никто не услышит твой крик. Если только это не #$@! Признаться, уровень представленного фильма ужасов был на вышке, пока не появилась конечная инстанция. Зачем это так?! В германо-скандинавской мифологии Гарм — это огромный злобный четырёхглазый пёс, который охраняет вход в мир мёртвых. Считалось, что Гарм был зачат великаншей Ангрбодой от самого бога Локи. Гарм — страж, привязанный к скале в пещере Гнипа, которая по преданиям вся изнутри покрыта кровью. Кроме того, это крупнейший и самый сильный из псов. Его вой, согласно легенде, станет одним из признаков начала Рагнарёка. Практически полный аналог Гарма в античной мифологии — это страж Цербер. К сожалению, концовка вызывает антипатию. Приятного в ней мало, хотя ничего позорного не увидишь на экране. Из мерзкой смеси метафизического и экзистенциального история переходит в очищенную жидкость с приземленным действием. Наверное, чтобы шокировать зрителя до конца или затянуть его глубоко в болото, не хватило создателям фантазии или смелости сделать это. Соратником 'Ритуал' можно назвать славный 'Спуск'. Славные фильмы до того момента, когда приходит время закончить историю. Там по-другому. В мировом фольклоре достаточно много образов огромных морских чудовищ: Тиамат, Бегемот, Левиафан, Аспидохелон, Ясконтий, Китай-рыба, Ао, Саратан, Лингбакр. Но Хафгуфа считалась праматерью всех других морских монстров. Как описывали её моряки: «Лингбакр точно величайший из всех китов в мире, но Хафгуфа — самый большой монстр, из созданных в море». Считалась, что она настолько огромна, что просто раскрыв пасть может целиком поглотить и людей, и корабли, и китов, и вообще всё, что ей попадётся.
Хоррор. При весьма низких технических требованиях (смотри снятую за копейки 'Ведьму из Блэр'), жанр крайне требователен к искренности режиссуры, ведь пробудить 'самое древнее и самое сильное из человеческих чувств' можно только за счет полной самоотдачи всего творческого коллектива. Иными словами, вряд ли режиссер сможет заставить зрителей бояться, если сам не стучит зубами от ужаса. Если принять эту мысль за аксиому, Дэвид Брукнер, ранее занятый исключительно в хоррор-альмананах, довел себя до весьма впечатляющего уровня страха на съемках своего полнометражного дебюта. 'Ритуал' действительно неплохо пугает в свой первый час, однако неоднозначный финал может здорово смазать общее впечатление. Бесхитростная завязка знакомит нас с мужской компанией, отправившейся в поход по лесам и горам Швеции, после гибели одного из своих друзей от рук магазинных налетчиков. Почтив память товарища, компания решает срезать путь через густой лес, и это решение оказывается 'большой ошибкой'. Атмосфера жуткого леса передана безупречно: стелющийся густой туман, сбегающий с пригорков вязкий стланик, закрывающие небо раскидистые кроны и жуткие изваяния деревьев сами по себе наводят тревогу и беспокойство. Казалось бы, нет задачи для режиссера проще, чем снять страшный лес - что ж, скажите это недавнему 'Слендермену', уделявшему лесам неприлично много внимания. Брукнер с задачей справляется превосходно. Он отлично понимает, как прав был Лавкрафт в своем высказывании о том, что 'самый сильный страх - это страх неизвестного', и умело нагнетает атмосферу ужаса перед неведомым нечто, притаившимся в тени деревьев. Жуткие тени, необъяснимые явления, леденящие душу события сообща работают на благо фильма, добросовестно пугая зрителя и заставляя его выдумывать свой собственный кошмар. Персонажи прописаны вполне ответственно, а сюжетная арка главного героя, пусть и несколько тривиальна, зато убедительна и правдива. Рэйф Сполл выдает отличный перфоманс, профессионально выдерживая грань между скупостью актерской игры и яркими вспышками эмоций. Артист тонко и живо доносит мысль о том, куда может привести самоедство, угрызения совести и неспособность простить самого себя. Сюжетный кульбит, который делает фильм, выглядит как резкая смена настроения режиссера. Брукнер словно бы устал от нагнетаемой первый час безызвестности и решил за одну минуту выложить все карты на стол. Этот сценарный поворот может быть воспринят двойственно: с одной стороны, он начисто убивает все достижения картины в области жути и страха, а с другой - не оставляет зрителя с завязанными глазами, не объясняя ничего. Сложно сказать, кому придется по душе объяснение Брукнера, а кто предпочел бы остаться в неведении, однако нельзя не отметить, что последняя четверть фильма получилась несколько скомканная. Это произошло в силу резкого замедления темпа повествования. Но, сбавив обороты и немного отдохнув, режиссер вновь берется за вожжи и придает былое ускорение в финале 'Ритуала'. В сухом остатке, у Брукнера получилось крайне любопытное кино с неоднозначной концовкой, убедительной авторской мыслью и отличной игрой актеров. В фильме чувствуется набитая рука крепкого ремесленника, умеющего играть с атмосферой и саспенсом, но пока еще не определившегося, в какое русло направлять кульминацию для достижения наилучшего эффекта. Именно поэтому 'Ритуал' получает 7 из 10
Очень редко может попасться стоящий фильм ужасов. Тем более что сам жанр себя изживает. Последний шедевр – это «Тихое место». Прошлый год – «Оно» и «Живое». Хотя выпускаются фильмы данного жанра – десятками в год. И все они стараются пугать одним и тем же или сюжетно похожи друг на друга. Но «Ритуал» это стоящая картина. Чтобы почтить память погибшего друга, четверо друзей отправляются в поход по Кунгследену – горному району Швеции, покрытому лесами. На обратном пути из-за нелепой случайности, им приходится пойти коротким путем через лес. Не успевая выйти засветло, они находят заброшенную хижину и решают переночевать там. Вскоре становится понятно, что в этом лесу находится что-то страшное. Фильм снят по книге, выпущенной в 2011 году. Фильм снят стрим-сервисом Netflix, и очень хорошо, что эта компания взялась за эту картину. Возможно, что данный сюжет другие кинокомпании не рискнули бы запустить в производство. В «Ритуале» много красивых кадров природы. Собственно и сам сюжет про группу людей бредущих с рюкзаками и палатками по горам, лесам и в дождь и в грязь. Фильм британского производства, хотя снимали вроде как в Румынии. А действие происходит вообще в Швеции. Из актеров знаю только Рейфа Сполла («Жизнь Пи», «Хулиганы», «Мир Юрского периода 2», «Прометей»), так как видел с ним очень много хороших фильмов. Сюжет с неким культом в безлюдном месте совсем не новый, но в итоге получилось круто. В книге немножко по-другому было, но не суть. Все завязано на скандинавской мифологии. Но дальше рассказывать не буду. Фильм крепко и качественно снят. Актеры играют очень хорошо. Все четверо. Много статичных кадров с деревьями. И на протяжении фильма приходится всматриваться в них, чтобы увидеть, что прячется или стоит среди деревьев, а то и отматывать назад. Потому что кадр показывают – и вроде просто стволы деревьев. А потом раз, и среди них что-то зашевелилось. Вершиной стал сам монстр. Не всегда получается создавать интересных чудовищ, или выполнены они не очень качественно. Здесь же он поражает своим видом. Это стоит увидеть. И проработали его здорово. В фильме еще прослеживается идея с чувством вины и муками совести. Собственно это и терзает главного героя. Всем любителям хорроров обязательно стоит посмотреть. Любителям мистики – тоже. Да и если кому-то просто вечером захотелось что-нибудь посмотреть и отвлечься – смотрите. Фильм интересный, напряженный и хорошо поставлен. 8 из 10
Британский фильм ужасов «Ритуал» от Netflix предлагает зрителю погрузиться в мрачные дебри скандинавских лесов, чтобы там испытать леденящий кровь страх. В описании фильма имеется небольшая неточность: квартет друзей отклонился от намеченного ранее не потому что им захотелось прогуляться, а из-за вполне объективной причины, касающейся одной из ребят. Вот только как это было в «Поворот не туда» и «Дом восковых фигур», отклонение от заранее обозначенной дороги приводит компанию к весьма плачевным последствиям, ведь решив срезать путь через густой лес, им придется столкнуться с чем-то доселе неизвестным, подстерегающем их среди деревьев. Перво наперво, что хотелось бы отметить – это отличная атмосфера мрачности, для которой создателям не потребовалось прикладывать практически никаких усилий. Вековые деревья с сухими торчащими в разные стороны ветками создают впечатление жуткого леса, в глубине которого притаилась какая-то нечисть. Хмурое серое небо, обволакивающее кроны. Противный дождь, из-за которого лесная прогулка превращается в настоящее испытание даже для опытного туриста. Безмолвие шведских гор, склонов, холмов и чащ, навевающие мысли о том, что в этой глуши ты представлен сам себе и в случае чего помощи ждать придется очень долго. В этом плане «Ритуал» похож на «Похищенную», где в первой половине фильма действие также происходит вдали от цивилизации. Несмотря на то, что главные действующие лица обозначены как компания друзей, по ходу просмотра зритель понимает, что как и в любой компании есть те, кто общается между собой более тесно, в сравнении с другими. Каждый из этой четверки представлен как человек со своим характером: один при малейшей угрозе начинает паниковать, другой сохраняет хладнокровие, кто-то в компании слывет молчуном, а кто-то готовится к подобным туристским вылазкам с полной ответственностью, запасаясь картами, компасами, теми вещами, без которых в диких условиях не обойтись. Словом создатели «Ритуала» постарались сделать так, чтобы зритель увидев группу парней сказал: «черт, а ведь этот похож на нашего Саню!» (имя выбрано в качестве примера). Каждый из главных действующих лиц – это обычный человек, в будние дни наверняка трудящийся в офисе, а во время выходных или в отпуске проводящий время со своими давними приятелями. Не знаю, возникнет ли у вас ощущение того, что герои попали в западню, но по мере развития событий такое может произойти. Ведь начинающаяся как вылазка в память о друге пешая прогулка затем оборачивается вынужденной сенной маршрута, после чего персонажи начинают вести отчаянную борьбу за выживание, когда даже снаряжение уже перестает их беспокоить и людьми движет одна мысль: поскорее бы выбраться из зловещего леса. Этот момент напомнил одну из серий первого сезона X-Files под названием «И пала тьма…». Когда группа лесорубов, побросав все свои вещи в лагере ломанулась через чащу лишь бы избежать жуткой участи. «Ритуал», имея достаточно специфическое название подталкивает зрителя к мысли о том, что в этих лесах есть место оккультизму и вторая часть киноленты прольет свет на это дело. Не сказать, что кино получилось уникальным по сюжету и идее в целом, но тем не менее смотрится оно с интересом, заставляя испытать трепет перед казалось б обычной прогулкой по лесу. Кто знает, кто или что притаилось вот за той березкой?! Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
«Ритуал» - довольно противоречивый фильм ужасов. У него есть как положительные стороны, так и отрицательные. О картине я узнал случайно, из рекомендаций (графа «похожие фильмы») к «Ведьме из Блэр» на кинопоиске. Поэтому изначально, я думал, что тут будет, так полюбившийся мне, жанр мокьюментари. Увидев, что фильм снят в обычной манере, я несколько огорчился, но уже после просмотра, могу сказать, что обычная манера съёмки тут даже на пользу. Итак, по сюжету, пятеро друзей долго не могут решить, куда отправиться отдохнуть, и один из них предлагает оправиться в поход на природу, в горную лесистую местность, которая находится в одной из европейских стран (то ли Швеция, то ли Норвегия, я так и не понял). И вот, двое из них заходят в магазин за спиртным, где одного из них убивают на глазах другого, который успел спрятаться за стеллаж, и не стал помогать другу. И так уж получилось, что убили как раз того, кто предложил поход. После чего проходит полгода, и друзья решают отправиться в то самое место, которое и предложил тогда погибший. Происходит всё это в самом начале, на первых же минутах фильма, так что прошу не считать, описанное мной выше, за спойлер. Вот такая вот, нехитрая завязочка. Что будет дальше, смотрите сами, но отмечу, что действие будет происходить довольно резво, хоть и не всегда будет понятно, что происходит. Тут стоит отметить недостаток сюжетных линий героев, более-менее нам раскрывают лишь одного из них, того самого, на глазах которого погиб друг. Характеры остальных героев остаются нераскрытыми, в результате чего, нет переживания за их судьбу. Так как это фильм ужасов, то понятно, что против героев действует какое-то зло. И оно будет появляться в фильме очень постепенно, а полностью мы увидим его лишь в самом конце. А до этого, максимум, что нам покажут, это какие-то невнятные звуки. И ладно бы, это помогало нагнетать атмосферу страха, но мне лично, страшно не было, ни на секунду за весь фильм. Да даже в концовке не было ничего, что могло бы хоть немного напугать зрителя. И это притом, что я, хоть и являюсь ярым фанатом ужастиков, но почти всегда пугаюсь при их просмотре. В принципе, и после просмотра, не до конца остаётся понятно, что конкретно там в этом лесу произошло, и почему произошло именно так. Но, не смотря на недостатки сюжета, хочется похвалить режиссёрскую команду за профессиональную работу. Например, прекрасная операторская работа - действие происходит в лесу, зачастую в темноте, но зрителю реально видно всё, происходящее на экране. А какие потрясающие ракурсы берёт камера! Ещё из плюсов, отмечу почти полное отсутствие музыкального сопровождения, что создаёт атмосферу присутствия. Да и актёрская игра очень даже подходит к действию. Герои довольно живые, хоть и не запоминающиеся по причине, описанной мной выше. В общем, перед нами довольно качественный с технической стороны фильм ужасов, который заметно отстаёт по сюжету. Да и страшного я тут ничего не заметил, что для данного жанра критически. Разок посмотреть, думаю можно, но скорее всего, надолго он не запомнится. 6 из 10
...это всегда ощущается. Когда выбор жанра - это не шаг прагматика, это не поиск комфортно-безопасной ниши, где можно сойти за своего при даже скромных вложениях, и прохладных реакциях. Любовь к жанру - это прекрасно. И вот Дэвид Брукнер, по всей видимости, как раз такой представитель фабрики грез. Не первый раз уже, исследуя тему человеческих страхов и потустороннего, режиссер создает впечатляющий даже по современным меркам продукт. Только вслушайтесь - по-настоящему страшное кино - чувствуете как звучит, а? Последний на данный момент фильм Брункера - 'Ритуал' - это чертовски интересная работа, а ведь, если бегло пробежаться по синопсису ленты, так и не скажешь. Ну что может быть тривиальнее, чем несколько друзей забредших в неизведанные дали? Только если эти несколько друзей окажутся подростками и набредут на хижину с приведениями, хижину с каннибалами, хижину и с тем и другим и можно без хлеба? Так вот за весьма посредственной сюжетной канвой кроется история и ее развитие. Психологизм здесь замешен на страхах, страхах обычных людей, на их скрытой рефлексии. Главным адептом этой версии становится главный герой, которому вместе с тремя друзьями, столкнуться с древним злом. И поскольку сценаристы проливают свет лишь на внешнюю рефлексии главного героя на ней и остановимся. Плутая в лесу, герои начинают видеть в кошмарах нечто такое, о чем потом, на утро, старательно избегают напоминаний. Зритель лишь понимает, что это что-то очень личное и пугающее - для каждого отдельного героя. А зло, обитающее в лесу, подозрительно ясно считывает всю подноготную своих новых жертв. Собственно, а на этом завязка сюжета и заканчивается. Тогда, где тут страх, спросите вы? А страх он везде - сам лес выглядит завораживающе мрачно, звуки, которых не то чтобы много, но ночью каждый треск, звук ломающегося дерева или ветки, ощущается предельно ясно, выступая своеобразным преследователем, который настигает героев, загоняя все глубже в чащу. Вообще оператор сумел соблюсти баланс, когда, пугающая темнота - это все же художественный прием, а не следствие ограниченного бюджета и отсылка в такому поизносившемуся мокьюментари Подводя итог могу сказать, что лента выделяется из рядом стоящих картин. В ней убедительно замешаны крепкий сценарий, хорошая актерская игра и отличная визуальная составляющая, где всего в меру - и напряжения, и психологизма. 'Ритуал '- это атмосферная картина, которая придется по вкусу любителям мистических триллеров, где нет отчаянной погони за литрами крови и кишок, а скримеры не оглушают нечаянного зрителя всем чем только можно.
Новый полнометражный проект от Netflix вполне способен прийтись по вкусу любителям мистических триллеров. Картина молодого режиссера Дэвида Брукнера получила весьма теплый приём, как от профессиональных критиков, так и простых зрителей. Порой бываешь приятно удивлён обнаружив качественный фильм, который не имел широкой рекламной кампании. Премьера состоялась на кинофестивале в Торонто и произвела хорошее впечатление. Большинство зрителей сразу провели аналогии с культовым фильмом «Ведьма из Блэр», а также нашли мотивы таких произведений, как «Поворот не туда» и «Ведьма». И в итоге вышел достаточно оригинальный хоррор. Картина основана на одноименном романе английского писателя Адама Нэвилла, работающего в жанре ужасов. Сам фильм получился оригинальным, как по содержанию, так и по жанровой направленности. Лента создана на стыке мистического триллера, хоррора и драмы. Перед нами разворачивается человеческая трагедия, побуждающая четверых друзей отправиться в поход по скандинавским лесам и горам. Ну а дальше классическая формула, друзья решают сократить путь, не представляя чем это для них обернётся. И хотя сюжетная концепция выглядит простой, дальнейшие события развиваются нетривиально. Главным достоинством фильма является мрачная атмосфера, постепенное нагнетание ужаса и хорошо выстроенный саспенс создают необходимый уровень тревоги. Это не всегда сделано на должном уровне, и по большей части относиться к первой половине ленты. Во второй части происходит резкий поворот и жанр резко меняется. Кому-то это придётся по душе, но будет много недовольных. В любом случае следует избегать спойлеров. Достойно внимания и музыкальное сопровождение, которое отлично передаёт гнетущее настроение. Ну и конечно замечательный визуальный ряд. Прекрасные кадры позволяют насладиться красотой скандинавской природы, все эти горы и густые леса выглядят величественно и обеспечивают погружение зрителя в эпицентр происходящих событий. Однако важно отметить и недостатки. Если изначально мы видим загадочную историю путешествия группы людей в зловещих лесах Швеции, полную тайн. Интрига выдержана очень хорошо. Но к сожалению смена направления во второй половине ленты мне не очень понравилась. Безусловно всё это выглядит качественно и интересно, но сводит на нет напряжение первой половины. Актерский состав не самый известный, но со своей задачей справляется хорошо. Главную роль исполнил Рэйф Сполл, именно ему досталась наиболее сложная роль. Его герой вынужден сражаться не только с опасностями, подстерегающими в походе, но и вести борьбу внутри себя. Весь остальной состав производит не менее хорошее впечатление, но их персонажи раскрываются в меньшей степени. Ритуал это атмосферный, напряженный и оригинальный фильм, в котором удачно переплетаются элементы хоррора, мистического триллера и человеческой драмы. Отличный пример качественной картины, снятой за небольшой бюджет, но имеющий в своём активе продуманный сценарий, красивую картинку и убедительную актерскую игру. Лента не лишена недостатков и многим покажется простым ужастиком, но это интересное кино, которое придется по душе любителям жанра. 6 из 10
Рэйф Сполл – исполнитель главной роли – какое уже только амплуа на себя ни примерил. Лично мне он больше всего запомнился по роли незадачливого персонажа в специальном рождественском выпуске «Черного зеркала», хотя и его отыгрыши в «Прометее» и британской адаптации вроде как оригинальной «Войны миров» запомнились. В этом фильме, где он исполняет главную роль, актер сталкивается с тяжелой задачей – по актерскому мастерству (учитывая его время на экране и упор на него всего сценария) превзойти коллег на несколько голов. На удивление, ему это удается. За его аркой приятно смотреть, ждать ее развязки, представлять себя на месте героя и размышлять, как поступил бы ты сам, в том числе и в борьбе со скандинавским нечто, которое здесь почему-то именуется Йотуном. Синопсис истории не самый сложный: герои, без особого энтузиазма обсуждая предстоящую дружескую поездку (судя по их возрасту, знакомы они не меньше 15 лет, что объясняло бы многие моменты из фильма, к чему еще вернемся), набредают на маркет, в котором одного из персонажей убивают случайные грабители – да, вот так вот каждый день на съемки голливудского блокбастера набредают разбойники, среди которых даже бомж из банды британского Шерлока затесался. В результате друзья исполняют последнее желание убиенного, о чем косвенно указывается в диалогах. После этого события герои сворачивают в результате непредвиденной травмы одного из персонажей – Доминика – и сюжет закручивается. Насчет составляющих саспенса и хоррора говорит ничего не буду – это высший пилотаж, правда. Здесь нет обычных пугалок, по минимуму скримеров. Что еще важнее, на мой взгляд – в кино нет людей-функций. Все присутствующие живые, настоящие. Хэтч – мужчина, идущий своей тропой по жизни, он старается смотреть на мир позитивно и в любой ситуации ищет выход; Фил – скрытный парень, не любящий делиться своими мыслями и идеями, преимущественно ведомый; Доминик – склочный, вспыльчивый, при этом шутливый и вполне себе позитивный персонаж, если убрать контекст его поведения; и главный герой Люк – человек, живущий с чувством вины, ищущий (как показывают в кадре) себя на дне бутылки. Ни один из них не представляет из себя полноценное клише, за их взаимодействием, шутками, переживаниями интересно наблюдать. Многие, как и я при просмотре трейлера, зададутся вопросом – а что по визуалу? Отвечу: он шикарен. Фильм снимали, в отличие от заявленного места, в Карпатах; при этом эстетика Скандинавии, рунические символы, жертвоприношения продолжаются. По сути, мы получили «Солнцестояние» здорового человека за почти 4 года до его непосредственного выхода – это именно то, что ждали после трейлеров и рекламной компании от Ари Астера фанаты. Основной экшен занимает примерно последние полчаса хронометража, что никак не мешает просмотру данной ленты, ибо она, помимо мистического, совмещает еще и психологический контекст (на этих словах и правда уже запахло Флоренс Пью). Из минусов – рваность повествования хоть и не бросается в глаза, но событийность условных последних получаса жизни ГГ (это не спойлер, если что) куда серьезнее нескольких дней, в сущности, проскипанных режиссером и сценаристов. И не хватало антуража самой Скандинавии; да, руны, да, язык и злодей из рунической же мифологии, но Карпаты? Женщина из глубинки Швеции, говорящая на английском? Отсутствующая мотивация у главзлодея/хтонической твари? За подобные несуразности баллы снижу. Из последних ужасов едва ли не лучший представитель. 8 из 10
'Ночь не так черна, как человек.' Страх и манипуляция загадочного Йотуна. С кем бы я не обсуждал этот фильм, к нему почему-то нейтрально относятся. Я не разделяю эту точку зрения, ведь мне данное мистическое кино понравилось и запомнилось. На это ряд причин, и постараюсь объяснить почему. 'The Ritual' мы посмотрели поздней ночью, и из всех именно на меня в компании произвел этот фильм большее впечатление. Во-первых, картина жутко психологическая и давит на зрителя чем-то таинственным и тревожным. Во-вторых, мистика здесь любопытна и неисследованная в мире кино. Наконец многие услышали кто такой Йотун. В-третьих, актеры мужского состава все молодцы и сыграли четко без единой нотки фальши. И наконец в-четвертых, этот фильм не типичный одноразовый ужастик. Здесь все намного глубже, чем кажется на первый взгляд: проверяются на прочность герои и их сила воли. Мужская дружба самая сильная? Давайте проверим. У режиссера Дэвида Брукнера ряд фильмов ужасов, но именно 'Ритуал' больше лично мне запал в душу. На западе Швеции в пешую туристическую горную тропу отправляются четыре друга Фил, Дом, Хатч и Люк. Они хотят там отдать памяти уважения другу, который был убит. Герои уходят от маршрута и в конце концов оказываются в таинственном лесе, в который они смогли быстро зайти, но вот выпустит ли этот лес от туда... 'Если бы это действительно был самый быстрый путь, он назывался бы маршрут.' (с) Хатч. В экстренной ситуации каждый из героев показывает свою сущность, свои сильные стороны и слабые. Очистительная волна правды все сметет на своем пути, и друзья все друг другу выскажут недосказанное. Понравился психологический ход связанный с главным героем, которого сыграл британский актер Рейф Сполл. У него на глазах случилась трагедия, которую он снова и снова переживает в голове. Кстати, звездная роль актера, и Сполл молодец: круто и чисто сыграл. Сам себя удивил, но я не узнал здесь актера Роберта Джеймс-Колльера. Весь фильм думал, вспоминал где же я его видел, такое знакомое лицо до боли. Только в конце вспомнил, что это же звезда замечательного сериала 'Аббатство Даутон'. Здесь его было приятно видеть, но не узнать. Данный фильм ужасов таинственный и держит в напряжении. Ситуация, в которую попали герои, очень мрачная и ужасающая. Досматривая фильм до конца, все смотришь в холодном поту, и было круто. Убежден, что фильм недооцененный. История манипуляции и запугивания, подчинения себе самыми острым страхами человека. Как известно из скандинавской мифологии таинственный Йотун рассматривается в нескольких понятий. В фильме это все упростили. Если нужен на вечер таинственный ужастик, который пощекочет нервы, то данная лента подойдет. 'Ритуал' - британо-канадский, детективный, мистический фильм ужасов 2017 года. Итог, холодный, психологический и тревожный фильм, который сносен и заслуживает внимания. 'Если веришь в свет, поверь и во тьму.' Оно знает все твои самые сокровенные страхи. 7 из 10
Неожиданно хороший хоррор получился. Когда начинал его смотреть, скорее, ожидал увидеть нудный, не страшный, глупый фильмец, который забудется на следующий день. Но надежда, как говорится, умирает последней. Ведь именно так я обычно и натыкаюсь на хорошее или даже лучше, кино. Когда ничего от картины не ждёшь, а она так выстреливает, что ты радуешься тому, как ошибался насчёт неё. Здесь ситуация похожая. Данный фильм ни в коем случае не претендует на шедевр, но всё же он очень хорош. Хотя начинается он так же как и большинство скучных, безликих ужастиков. Опять группа людей, разве что не подростков, а вполне взрослых и зрелых, отправляется в поход, опять же по веской причине они решают срезать путь, опять они теряются в лесу, находят давно заброшенную хижину и т.д. Всё это было не очень увлекательно, ведь такое мы видели уже не одну сотню раз, а нового авторы ничего не предлагают. Но после того, как путешественники заходят в лес, начинают происходить странные события, что вызывает интерес и чем дальше они продвигаются, тем больше всякой чертовщины. Параллельно с этим идёт и постепенное нагнетание атмосферы. И вот тут авторы расстарались, честь им и хвала за это. Очень грамотно они нагоняют атмосферу и смотреть действительно становится жутко, хотя чего-то конкретного не показывают, но так даже лучше. Толком не знаешь, чего бояться, что будет через минуту и как раз эта неизвестность и неясный ужас, притаившийся среди деревьев, пугают. Создателям бы визуальные эффекты сделать чуть лучше, возможно, вышло бы ещё эффектнее. Но и то, что получилось, было хорошо. Здесь, пугают не скримерами, а постепенным нагнетанием атмосферы. И это, как мне кажется, главный плюс фильма. Персонажи вышли блёклыми, довольно поверхностными, предыстория есть только у одного. Актёрская игра неплохая, но выделить кого-то конкретно нельзя. Это не хорошо и не плохо. А когда в последний раз в ужастиках были крутые запоминающиеся персонажи с актёрской игрой под стать? Такие фильмы, думаю, можно посчитать на пальцах одной руки. В этом компоненте данный хоррор не отличается от большинства коллег по жанру. А в общем, он атмосферный, криповый, мрачный и однозначно заслуживающий внимания. Если бы я посмотрел бы его в детстве, меня было бы просто ни под каким предлогом не затащить в лес. 7 из 10