Фильм является совместной продукцией двух в прошлом враждующих держав – США и Японии. Создатели картины с обеих сторон подошли к делу серьезно, что не замедлило сказаться на качестве самого произведения. В фильме детально показаны политическая обстановка накануне вторжения и подготовка японцев к авианалету, в т.ч. конкретные решения и просчеты военачальников с обеих сторон. Это почти документальная хроника с указанием конкретных имен, по насыщенности событиями превосходящая любой другой фильм этого жанра. Потрясает своим реализмом налет на гавани и аэродромы Перл Харбора, которым заканчивается фильм. Работа создателей спецэффектов вызывает восхищение, за нее они по праву удостоились премии 'Оскар'. Батальные сцены сняты на высшем уровне, причем большее внимание уделено самому масштабу катастрофы, а не красочным примерам героизма и отваги отдельных персонажей, которых по всей видимости не было и в помине. В завершающих эпизодах передан весь трагизм ситуации для американцев, которые так и не смогли, несмотря на все старания, определить направление главного удара, и мимолетное удовлетворение для японцев, которые не питали никаких иллюзий, осознавая, что своим 'булавочным уколом' они только 'разбудили спящего льва'.
Год 1970. Тора! Тора! Тора! Я наверно один из немногих людей, которые не видели фильм Перл-Харбор с Беном Аффлеком, да и не знаком с историей этой бомбежки вообще. Но почему то решил выбрать именно эту картину для знакомства с этой историей. Вот что из этого получилось. Обычно я пишу коротенький синопсис к фильму, но тут невозможно написать его так, чтобы не запутаться самому. Если коротко, то фильме повествует о атаке японского флота на центральную базу тихоокеанского флота военно морских сил США, что собственно и послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну. Фильм невероятно затянут. Естественно, в погоне за достоверностью и реализмом, создатели напихали кучу диалогов, переговоров, а также событий предшествующих атаке. И все это тянется как резина полтора часа, пока сюжет подводит нас к главному - бомбежке. Ну и даже ее умудрились растянуть на целый час. Но благодаря работе пиротехников и взрывников этот оставивший час хоть не так приторно смотреть. По этому фильму хорошо учить историю. Но если рассматривать его как развлекательное кино, то тут даже Оскар за визуальные эффекты не помог. Долго. Скучно. Не интересно. 3 из 10
В 1941 году планета по большому счету уже шла в разнос, но были страны, которые еще как-то пытались пропетлять. В частности, США, которые все еще рассчитывали по максимуму оттянуть «счастливое мгновения» окунуться в омут войны. Но американцам избавиться от долгих дум любезно помогли японцы, задумав одним шальным ударом трахнуть весь тихоокеанский флот США. К тому же и сами американцы подсобили японцам, сосредоточив на Гавайях свой основной морской корабельный костяк. И для коварных японцев осталось дело за малым – незаметно подплыть, бабахнуть и также свалить. А что будет потом? Ну а «о потом» особо никто не задумывался. Самураи ж. Именно этот фильм в среде кинокритиков и историков считается лучшим, снятым об атаке на Перл-Харбор. Не то, чтобы эта тема стала целым жанром, но для американцев дата 7 декабря 1941 года оставалось очень долго – вплоть до 11 сентября 2001 года – главной фантомной болью и одновременно национальным позором. Да, японцы в стратегическом плане ничего существенного не добились. По большому счету, вообще непонятен был генеральный замысел атаки на Перл-Харбор, о чем, кстати, очень недурственно говорится и в самом фильме. Даже если бы японцам удалось потопить американские авианосцы, в долгосрочной перспективе это особо ничего не меняло – Япония слабо тянула на роль полноценного конкурента США. Но унижение для американцев было такое, что весь их голливудский кинопром во время войны был заточен на геройские победы именно над японцами. С немцами «воевать» в кино стали уже после окончания войны, когда появилась необходимость переписать историю для европейских пользователей. Но ближе к самому фильму. Главная отличительная особенность ленты – ее снимали «глазами» двух противников. Японцы делали свое кино – подготовка, атака и пафосные рассуждения об итогах. Американцы свое – рассуждения военных о том, «как здесь все неподготовленно», демонстрация халатности и что особенно удивительно, обошлись даже без геройских зарисовок. Вообще, портретные образы здесь вышли очень скупыми. Это не разновидность «Отныне и во веки веков», где атака на Перл-Харбор стала итоговым фоном в насыщенных межличностных разборках. Здесь именно сама военная операция 7 декабря – главный герой сюжета. Все остальные герои, носящие имена настоящих исторических персонажей, играют в стиле художественной мемуаристики. По этой же причине в фильме нет голливудских звезд. Есть узнаваемые актеры – Мартин Болсам, Джейсон Робардс, Джеймс Уитмор. Мелькнул даже основательно подзабытый 65-летний Джозеф Коттен. Но звезд первой величины здесь нет. И нет не просто так. Создатели после продолжительного «психологического напряга» в финальном итоге предоставили настоящий военный аттракцион, за что получили вполне заслуженный «Оскар» за спецэффекты. Взаправдашние самолеты времен ВМВ, торпедные атаки, взрывы кораблей, панорамные съемки… Смотрится все здорово. Вообще, для Ричарда Флайшера как раз снимать фильмы с причудливыми спецэффектами было не впервой. «2000 лье под водой», «Фантастическое путешествие», «Доктор Дулиттл» - это все его поделки, в которых хватало зрелища, но напрочь отсутствовала сюжетная стройность и хоть какая-то вменяемая драматургия. И уверен, снимай Флайшер в одиночку этот фильм, то также бы все провалил. Но плечо подставили «японские братья», в частности Киндзи Фукасаку, для которого эта работа стала первым громким прорывом. К слову, это тот самый Фукасаку, который на старости лет в 2000-м снимет культовую подростковую антиутопию «Королевская битва». Интересное, зрелищное и достаточно объективное историческое кино. Совсем уж без передергиваний тут не обошлось, потому что если слушать все стороны конфликта, то воевать там вообще никто не хотел, только откуда куча трупов потом взялась… Но в целом, это удачный пример международного сотрудничества в кинопроме двух бывших противников, где уровень подлизывания победителям свелся к самому необходимому минимуму. 7 из 10
7 декабря 1941 г. – одна из самых позорных и трагических дат в истории Америки. Ведь именно в этот день, в результате вероломного нападения японцев подверглась массовой бомбардировке база тихоокеанского флота военно-морских сил США – Пёрл-Харбор, что стало причиной вступления американцев во Вторую Мировую войну. Стоит заметить, что кинематографисты не обошли стороной «день позора» Америки, посвятив за 75 лет самой атаке несколько фильмов. Из них, пожалуй, самой популярной лентой остаётся «Пёрл-Харбор» Майкла Бэя, снятый в 2001 г. Однако сегодня я бы хотел обратиться к другой, не менее известной работе о том инциденте – совместном американо-японском фильме 1970 г. «Тора! Тора! Тора!». Сама идея снять фильм о событиях 7 декабря 1941 года силами обеих стран была неплохой. Но, к сожалению, вскоре после начала съёмок, из проекта пришлось уйти Акире Куросаве. Первая (и последняя) попытка сотрудничества мастера японского кинематографа с американцами окончилась расторжением контракта (Куросаве не нравилось то, что американские продюсеры контролировали весь съёмочный процесс). В итоге, за японскую часть отвечал Кинди Фукасаку, а за американскую – Ричард Флейшер. Особенностью данного проекта является его структура - в нём нет ни одного вымышленного персонажа (на это указывает соответствующий титр), а повествование выстроено таким образом, будто перед нами фильм-реконструкция. Лично мне такой подход создателей пришёлся по душе – гораздо приятнее осознавать, что сценарий писался по соответствующим документам (есть сведения, что сами ветераны войны по обеим сторонам выступали консультантами), а не сочинялся по ходу. На ум тут же приходят аналогии с «Самым длинным днём» (о высадке союзников в Нормандии) и военной эпопеей Юрия Озерова «Освобождение». Как и в тех фильмах в «Тора! Тора! Тора!» используют метод знакомства со зрителем реальных личностей с помощью титров. Отдельных слов заслуживает и самый драматический эпизод – сама атака на Пёрл-Харбор. Словно в академическом произведении, нас ждёт после двух третей экранного времени, потраченного на подготовку, эпичное и масштабное зрелище, которое хоть и не может тягаться с блокбастером 2001 года, но и по тем меркам выглядит впечатляюще. Может быть поэтому фильм получил «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты», раз создателям удалось обойтись и без компьютерной графики такой достоверности. Но есть и обратная сторона медали – при всём своём уважении к авторам картины, фильм, на мой взгляд, проигрывает тому же «Пёрл-Харбору» Бэя из-за отсутствия главных героев, за чьей судьбой хотелось бы следить. Словом, вы ничего не потеряете, если не начнёте смотреть с самого начала - никакого раскрытия образов тут нет, по большому счёту. К тому же в стремлении показывать достоверную картину подготовки японцев к атаке и безалаберность военнослужащих США, фильм успевает поднадоесть на втором часу просмотра. Но если не брать в расчёт затянутость ленты, «Тора! Тора! Тора!» являет из себя пример отличного военного эпического фильма со сведённой к минимуму пропагандой патриотизма (чем грешат современные американские фильмы, в том числе и упомянутая картина Майкла Бэя). Поэтому если хотите узнать как проходила подготовка к атаке, а так же на само нападение японцев на Пёрл-Харбор я очень рекомендую смотреть именно этот фильм. 8 из 10
Так премьер-министр Коноэ в разговоре с адмиралом Ямамото процитировал Императора, который о своем отношении к предстоящей войне сказал поэмой. Думаю эта фраза наиболее точно отражает настроение фильма. Да, сравнивать 'Тора! Тора! Тора!' с 'Перл Харбор' совершенно некорректно. Первый - даже не военная драма, а исторический фильм без примесей, художественная реконструкция событий. Второй - мелодрама на фоне войны, с упором в зрелищность жертвуя исторической достоверностью. Сразу закроем также и вопрос о спецэффектах. Дело в том, что фильм 1970-го года. В те времена, кстати, в США было много отличных экранизаций военно-исторической литературы, например 'На западном фронте без перемен'. С технической точки зрения 'Тора!' снят с максимальным использованием возможностей того времени. В воздухе летают десятки настоящих самолетов, довольно удачно стилизованных под реальные японские, а американские истребители Curtiss P-40 - настоящие. В роли японского авианосца - противолодочный авианосец США Йорктаун (CV-10). Авария В-17 - настоящая, с использованием настоящего В-17. Ребятам, которые останутся недовольными постановкой батальных сцен скажу: если бы фильм снимался в 2000-х, он был бы точно 'круче' 'Перл Харбора'. А вообще есть и панорамы с нагромождением кораблей, и обилие пиротехники. С чем можно сравнить фильм на мой взгляд - так это с немецким 'Сталинградом'. Почему? Да хотя бы потому что это тоже исторический фильм об одном из самых знаковых событий ВМВ. На мой субъективный взгляд японо-американская сьемочная группа более четко поставила перед собой задачи и более удачно их реализовала, чем их немецкие коллеги. И вот почему. 1. В 'Тора! Тора!' над японской стороной работала японская съемочная группа. Над американской - соответственно. Причем привлечены были вовсе не случайные люди или какие-нибудь американцы азиатского происхождения. О серьезности подхода говорит хотя бы тот факт, что японскую часть снимал, хоть и недолгий период, Акира Куросава. Военными консультантами были офицеры-ветераны с обеих сторон. Конечно же не требуется, чтобы 'Сталинград' был российско-немецким проектом. Но немецкий режиссер не счел нужным не только пригласить русских актеров (не думаю, что в 93-м это дорого бы обошлось), но хотя бы взять русского помощника режиссера и военного консультанта из России. 2. Создатели 'Тора! Тора! Тора!' отказались от внедрения в сюжет второстепенных 'примесей', избавив себя таким образом от риска 'стрелять из пушки по воробьям'. Сосредоточившись на исторических фактах, они не стали пытаться придать фильму эмоционально-мелодраматическую окраску для привлечения большей аудитории зрителей. Здесь могут возразить, что немецкий фильм больше о личной драме простых людей, про 'окопную правду'. Вот поэтому, чтобы качественнее реализовать эти идеи, неплохо было бы последовать примеру американцев см. п.1. В комментариях к фильму встречаются мнения что фильм затянут, нудно смотреть. Мне так не показалось. Зачем смотреть фильм только в ожидании 'экшна'? Фильм отлично передает душную атмосферу надвигающейся бури. Сомнения американского командования. Неясные обтекаемые инструкции... Чем-то напоминает наше 'на провокации не поддаваться'. Что ж, по крайней мере американским военным не придется ответить головой за тонкости политики. Воодушевление японских пилотов и моряков... Тревоги адмиралов... Ямамото был здравомыслящим образованным человеком. Таким он и показан в фильме. Кстати актер очень похож внешне на него. В фильме даже соблюдена такая тонкость, как отсутствие указательного и среднего пальцев на левой руке адмирала - привет от русских артиллеристов со времен Цусимы. Как главкому ВМФ сохранить баланс между патриотизмом и понятием о чести (кстати значительно европеизированным)? Единственный шанс на успех маленькой Японии с ее ограниченными ресурсами - внезапное нападение. Но как увязать это с дипломатическим объявлением войны? Что ж, Японии не впервой внезапно нападать. В 1904 г ночной минной атакой на внешний рейд Порт-Артура японцы наказали наших моряков за 'русское' разгильдяйство. А затем неравный бой приняли 'Варяг' и 'Кореец' в нейтральном порту, 'против правил'. Тогда стране восходящего солнца удалось одолеть 'колосса', подточенного изнутри многими болезнями. Конечно же фильм отражает официальную точку зрения на те события. Но есть версии, что США нарочно создали соблазн атаковать их базу. Наверно это особенно стало актуально в контексте событий 11 сентября, которые сейчас бурно обрастают домыслами. Неясность многих событий дает поводы для таких размышлений. Например отсутствие на базе 3-х авианосцев и 2-х лучших линкоров, недоразумения с расшифрованными японскими инструкциями посольству и т.д. А ведь именно авианосцы были основной целью японцев и главным козырем в грядущей войне. Стоит отметить, что вступлению США в мировые войны предшествовали именно события резко всколыхнувшие пресловутое общественное мнение. В первую - потопление 'Лузитании' немецкой субмариной, во вторую - 'вероломное' нападение на 'Перл Харбор'. Как бы там ни было, японцы не достигли своей атакой предельных результатов. Нетронутыми оказались запасы нефти, ремонтные доки и все подводные лодки. Для этого нужно было либо продолжать бомбардировки, либо отказаться от уничтожения линкоров. В первом случае появлялся риск потерять авианосцы от атак подводных лодок. Конечно японцам можно было ввести в бой еще и линкоры, чтобы полностью стереть базу с лица земли, но тогда почти не оставалось шансов незаметно подойти к Гавайям. Ямамото принимал поздравления, но не был весел японский адмирал: 'Боюсь, все что мы сделали - пробудили спящего гиганта и преисполнили его страшной решимостью'
Тора! Тора! Тора! - это радиограмма японского лейтенанта Футиды, возглавлявшего налет на Перл Харбор, о начале гавайской операции японских военно-морских сил 7 декабря 1941 года. Фильм очень детально и точно показывает события, происходившие накануне вторжения японских войск. С одной стороны мы видим тщательную подготовку Японии к войне и их многочисленные проблемы, разногласия и ошибки у адмиралов. С другой стороны просчеты американского командования и легкомысленное отношение некоторых военачальников к перехватам японских 'шифровок '. Фильм подробно рассказывает об обстановке накануне японского вторжения и обо всех политических спорах и конфликтах двух стран с указанием имен всех военачальников и политиков. Безусловно напрашивается сравнение «Тора!Тора!Тора!» с фильмом «Перл Харбором» 2001 года. У обеих картин, безусловно, есть свои достоинства и недостатки. Однако в фильме «Тора!Тора!Тора!» основной упор делается на достоверности фактов и имен, так как это безусловно фильм о войне и только о ней. Большой для того времени бюджете в 25 миллионом долларом, масштабность как воздушных, так и наземных съемок, реалистичность всех батальных сцен (ведь абсолютно вся техника снятая в фильме была настоящая без использования компьютерных технологий). Одним словом фантастические визуальные эффекты, удостоенные заслуженного Оскара в 1971 году. Снятый еще в далеком 1970 году, «Тора!Тора!Тора!» является одним из лучшим фильмом о событиях Второй Мировой войны.