Фильм 'Разденься для убийцы' режиссера Андреа Бьянки, который как мне кажется причастен к итальянскому порно 80-х годов. В главных ролях Эдвиж Фенек, известная как королева 'джалло' и как королева эротических комедий. И Нино Кастельнуово, на фильмографию которого после 'Шербургских зонтиков' нельзя смотреть без слез. По сюжету это 'джалло', по сути - эротический фильм. Все второстепенные героини перед тем как их убьют ходят по квартире, офису и т.д. в неглиже. Главные герои (вышеупомянутые) большую часть своего расследования проводят в рассуждениях в постели. И в общем, 60 процентов времени мы будем наблюдать полуэротические сцены, немного разбавленные сценами убийств. Расследование тоже присутствует, о нем уже было сказано выше. К 1975 году жанр джалло уже подистощился (собственно он истощился уже к 1973 году) и Бианки стрелял, так сказать, вдогонку уехавшему поезду. Соответственно, саспенса в фильме не присутствует, благодаря режиссерскому 'гению'. Есть какой-никакой сценарий, более близкий к слову никакой. Я прямо вижу какие сцены добавил в фильм сам режиссер (он ведь еще и соавтор сценария), думаю, все постельные. Смотреть это скучное зрелище - только ради Фенек, которая же снималась в увлекательных джалло, но в 1975 году войти в ту же воду не смогла.
Существует категория фильмов, писать отзывы на которые, в принципе, не требуется. Достаточно обозначить жанр и несколько критериев, наиболее для него характерных. В случае с «Nude per L'Assassino» проще всего было бы поступить именно так. Жанр – джалло. Желтее не бывает. Критерии, соответственно: насилие – среднее, эротика – высокая, интрига – высокая, оригинальность – отсутствует. Собственно, на этом можно заканчивать. Ну, разве что посоветовать тем, кто никогда в жизни не сталкивался с подобного рода специфичными итальянскими фильмами, именно эту ленту в качестве наглядного пособия… Так, для общего развития. Нет, конечно, история знает картины и «поджаллистей» – да вот, хотя бы «Il vizio ha le calze nere» от Тано Чимарозы (навскидку – просто довольно свеж в памяти). Но у фильма Андреа Бьянки перед большинством из них имеется одно неоспоримое преимущество. Он весьма добротно снят… Что, прямо скажем, в случае с «эксплуатационным» кино, к которому часто относят джалло, бывало не всегда. Так что эстетическое чувство при просмотре пострадать никак не должно, разве только «облико морале» – но в этом случае лучше вообще держаться от этого жанра подальше, поскольку эротика есть неотъемлемая его часть, и разница только в пропорциях. «Nude per L'Assassino» уже своим названием намекает (а заголовки итальянских эксплуатационных фильмов одновременно работали как рекламные слоганы), что секса на экране будет много. Но пропорции при этом синьору Бьянки соблюсти удалось. Многочисленные эротические сцены и обилие в кадре обнаженных женских тел никоим образом не отвлекают от заковыристой интриги и нисколько не уменьшают степень саспенса. Количество подозреваемых, само собой, постепенно будет сокрашаться – по мере исчезновения их из списка живых, но самостоятельно вычислить убийцу зрителю будет довольно сложно… Так что, хороший тон детективного жанра выдержан авторами скрупулезно. Но помимо «общеобязательных» все присущие итальянской киноразновидности детектива черты в «Nude per L'Assassino» не просто присутствуют – они выпуклы и подробны. Начиная от фигуры детектива поневоле, ведущего расследование, чтобы снять подозрения с себя, и заканчивая обязательным употреблением виски «J&B». Причем, если последнее в той или иной форме присутствует во всех без исключениях джалло, снятых до середины 70-х годов, то в этом фильме его количество переходит всякие границы. Персонажи картины хлещут «Джей энд Би» просто стаканами… Впрочем, ладно, какое нам дело до продакт плейсмент без малого сорокалетней давности. А вот Эдвиж Фенек в амплуа «жертвы, остающейся в живых» (еще одна обязательная черта «настоящего» джалло) мне показалась не слишком убедительной. Но это, впрочем, дело вкуса – Сьюзан Скотт (ака Ниевес Наварро) мне просто нравится больше. Да и экранного времени у героини мисс Фенек не слишком много. Так что – никаких противопоказаний… История таинственной гибели причастных к смерти от нелегального аборта несчастной девушки будет раскрыта лишь тогда, когда все, кому положено погибнут от руки таинственного убийцы. Кому не положено – соответственно выживут. Все правила соблюдены, все законы исполнены… Причем так ловко, что это не производит впечатления «готового штампа» (я ж говорю – хороший джалло). А что до перебора с эротикой – ну так за окном стояли вольные 70-е… Какой уж там перебор!
В то время, как американские продюсеры только пытались осторожно внедрить американский аналог giallo, в Европе этот жанр понемногу начал переживать кризис. Буквально за несколько лет в начале 70-х тема оказалась практически полностью исследована. Одно ключевое имя: Эдвидж Фенеч. Этот фильм сделан исключительно под ее участие. 'Королева giallo' играет в этом незатейливом фильме свою 'коронную' роль. Эдвидж прекрасно смотрится в роли сексуальной модели, которая оказывается в центре весьма странной ситуации - кто-то убивает женщин в модельном агентстве. Есть мнение, что это связано с одним неудачно проведенным абортом. Но, кто убийца и в чем причины преступлений можно будет узнать только в конце картины. Полагаю, что продюсеры фильма не питали иллюзий относительно возможностей режиссера (что справедливо) и по полной программе отработали 'сексуальную' карту. В фильме много весьма достойных эротических сцен, которые весьма гармонично укладываются в динамичный стиль повествования. Разумеется, обнажается и Эдвидж (думаю, ради этого ее и приглашали). Вторая половина фильма получилась смазанной, ибо режиссер не очень удачно пытался нагнетать напряжение. Однако в целом, картина производит весьма неплохое впечатление и весьма конкурентоспособна, в особенности с американскими триллерами. Дело в том, что на фоне этого прямолинейного giallo, насыщенного, яркого и сексуального, многие американские триллеры (даже 80-х годов), кажутся излишне стерильными и прямолинейными. В итоге: режиссер Андреа Бьянки поставила на откровенные эротические сцены и Эдвидж Фенеч. Впрочем, что еще нужно для успеха giallo? Получилась вполне конкурентоспособная, но не выдающаяся картина. 7 из 10