Много слов было сказано в Польше накануне и после выхода этого фильма, все поляки его ждали с нетерпением, я бы сказал, с предвкушением. Для меня он был также особо интересен, так как являюсь украинцем живущим в Польше и знаю об особенностях отношений украинцев с поляками сегодня. Все, кто прочитал описание фильма вероятно думали что фильм покажет кровавую расправу над поляками на Волыни, но фильм пошел немного другим путем. Я бы разделил фильм на две части: первая, где показаны трудные отношения двоих соседних народов на фоне колоритных и реалистичных сцен быта Волыни; и вторая - 'мучения'. В целом фильм снят очень неплохо, это явный успех польского кинематографа. Игра актеров более чем впечатлила, постановка тоже. Не понравился монтаж, множество быстрых, просто таки 'аматорских' перескоков с кадра на кадр. Впрочем, сказать что польское кино пасет задних никак нельзя, хороших картин достаточно много. На тему нелюбви к себе поляками было снято уже немало фильмов, стоит вспомнить хотя бы 'Катынь'. Невозможно их за это упрекнуть, до тех пор, пока фильмы показывают историческую правду: утрированную или нет. И так о фильме. Первая половина фильма - это невероятно колоритная картинка народного быта тех времен. Стоит отметить, что в фильме каждый народ говорит на своем языке, что значительно придает реалистичности, при этом не припомню, чтобы слышал хоть какое-то музыкальное сопровождение - при просмотре ты просто погружаешься в мир на экране. Именно поэтому у меня остался очень сильных осадок после просмотра - как будто все видел в живую. Также показаны отношения двух наций как межу собой, так и внутри. Вторая половина фильма начинается с началом войны. Показываются все круги ада которые прошла Волынь - НКВД, фашисты, националисты. Все события показаны глазами главной героини фильма - молодой польки, мучения которой отображают мучения целого народа. Не буду рассуждать об истории, каждый знает ее по-своему, однако то что показано в фильме, я считаю, хоть и переакцентированной, но правдой - печальной правдой истории Волыни сороковых годов. Основная идея фильма стояла показать уничтожение польского населения Волыни украинскими националистами. Я бы сказал, это был апогей фильма - жестокие и очень тяжелые психологически кадры. Впрочем, фильм сам по себе очень жесток, как в моральном плане, так и в физическом. Остается надежда, что после просмотра этого фильма некоторые наши 'бандеровцы' проснуться и осознают что их 'герой' совершал и пропагандировал. В Украине фильм, кстати, к показу запретили. Не рекомендую к просмотру впечатлительным людям, заснуть после просмотра будет очень не просто и не только в первый день... 8 из 10
В 2007 году я летал в Варшаву, чтобы посмотреть новую тогда картину 'Катынь' Анджея Вайды, объявленную, как эпическую. Разочаровался. Ныне отправился на 'Волынь' Войчеха Смажовского, обращающуюся к сопоставимой исторической эпике. Если тоже одним словом - потрясающе. При всей чудовищности тематики фильм очень понравился, и буду смотреть снова. (Для сравнения: жертвы Катыни и других аналогичных лагерей НКВД - около 22 тысяч; жертвы резни на Волыни и в Галиции - около 130 тысяч. Систематически уничтожались польские селения и костёлы. Если только позволяли условия, массовые умерщвления выполнялись умопомрачающе изуверски. По рассказам отчима, участника Варшавского восстания, знаю, что после падения восстания выводимые варшавяне молились, чтобы только их конвоировали немцы, а не бойцы дивизии 'Галичина'). Низкий поклон и сердечная польская благодарность украинским актёрам, талантливым, красочным, согласившимся играть в 'Волыни'. И, конечно, всем польским актёрам и авторам фильма за их большой достойный труд. Изумителен образ сельской жизни Кресов - давних польских восточных окраин. Патриархальность, колорит, усталые улыбки натруженных крестьянских лиц, очаровательная юношеская бесхитростная любовь. На моё чуткое ухо к тому же потрясающе воссоздано ушедшее кресовое произношение, мягкое, певучее и настоящее. При чудовищности тематики, фильм - гимн давним Кресам. Великолепна во всех смыслах исполнительница главной роли, её героиню Зосю видим в возрасте 18-22 лет. Огромную симпатию будят её любимый Петро, а затем его ровесник Антось, партизан АК. Все положительные герои вызывают большую симпатию - и в повседневной жизни, и в предельно экстремальных ситуациях. Текстура и стиль повествования очень современные. Чуть-чуть производят впечатление хаотичности. Вероятно, таков замысел, ведь речь о сущем кошмаре. При масштабах имевшего место изуверского геноцида фильм сдержан в показе нечеловеческих сцен. Безусловно, он очень мрачен. Партизан и поэт, офицер польской армии, поверивший в возможность договориться с ОУН-УПА и пришедший на условленную встречу в военном мундире, но по уговору без оружия, это реальный персонаж, его видим лишь в эпизоде. Его настоящее имя Зигмунт Румель (в фильме - Зигмунт Кшеменецкий). Как поэта, его до войны заметили, оценили и начали печатать в возрасте двадцати лет. Упомянутое его стихотворение называется “Две матери”. В буквальном переводе его начало: Две матери-родины ласкали меня в детстве: Одна балтийским янтарным гребнем расчёсывала меня, Вторая, словно переливы бурных вод по речным порогам, Пела под звуки лиры о слепой долюшке-судьбе. Зигмунт нёс в себе польскую и украинскую кровь и, как поэт, восхищался обеими культурами. Поверив в уговор, был в польском офицерском мундире разорван лошадьми. Эта сцена, пожалуй, наиболее жуткая по натурализму. А шурин Зоси, украинец, отказывается зарубить топором свою жену, польку, и в надежде спасти её и себя кидается с топором на родного брата, бойца УПА. Режиссёр Войчех Смажовский говорил, что этим фильмом хочет переломить самое страшное и умалчиваемое в польско-украинских отношениях. При моей достаточной сдержанности, равно как большой искренней симпатии к знакомым мне украинцам, украинским песням, украинскому колориту и так далее мне предельно трудно простить и молиться за не ведавших, что творят. К счастью, среди озверения человеческих масс, вспарывавших вилами и серпами животы своим соседям, фильм с очевидной симпатией показывает тех украинцев, кто в критическую минуту старался спасти причисляемых к ляхам или жидам. “Конец фильма открыт, каждый может понимать, как хочет», - говорит режиссёр в одном из интервью. По-моему, финальный переход-переезд через реку это отбытие на другую сторону Стикса, и перевозчик - сошедшая с небес милосердная любящая душа, в бытность живым поклявшаяся любить вечно. Тем самым фильм на мой взгляд мрачен ещё и аллегорически. Хотя, может быть, это чудесное спасение, сниспосланное свыше? В любом случае главное послание произведения - безусловный гуманизм. Бесспорный талант авторов - повествовать о страшном с сохранением большого внутреннего света и ради более чем светлых целей: не убий и возлюби. Насколько всё это интересно современным великорусам? Очень надеюсь, что картина в той или иной форме дойдёт до России. “Мы связаны, поляки, давно одной судьбою в прощанье и прощении, и в смехе, и в слезах”, - сказано-пропето Булатом Окуджавой. В заключении - очень показательно, как на “Волынь” набросилось со всей своей отвратительной и более чем характерной сущностью определенное течение в польских СМИ, называющее себя либеральным - в современном, ставшем для меня ругательным, понимании. Оно и не удивительно. Фильм “Волынь” проповедует классические христианские ценности, человеколюбие, а также патриотизм и бережное уважение к отечественной истории. Этим, я думаю, он ценен универсально. В постскриптуме - очень надеюсь на понимание темы со стороны моих украинских друзей, пусть со временем. Перед Украиной сейчас сложный путь.
Реакции на польский фильм “Волынь” закономерно могут доходить до очень бурных, прежде всего на Украине, по двум причинам. Первая: фильм – оглушающее обвинение идейно-политической платформы, которую сегодня официальный Киев и наиболее активные у нас общественно-политические структуры усиленно героизируют. Вторая – общая предельная раскрутка идеологических страстей в стране. Являясь патриотом Украины, который при этом ценит правильность русского языка и применения предлогов “в” и “на” к географическим названиям, имею сказать следующее. По работе режиссёра и операторов, по игре актёров, их подбору, качеству сценария фильм заслуженно может быть оценен позитивно. По содержанию нет тотальной и повальной антиукраинскости (до просмотра боялся, что будет), есть преобладающая масса, идущая за идеологией УПА (на землях Волыни она тогда, к сожалению, преобладала), и есть те, кто остаётся людьми (это Петро, его брат и его мать, это батрак, пошедший с топором убивать, но пожалевший прячущуюся в поле польскую девочку-подростка, это украинский подросток, отпустивший мальчика-еврея). К слову – я с усмешкой отметил, что среди советских персонажей фильма, в отличие от украинских, нет ни одного положительного. У этих самый положительный поступок – отряд советских партизан не убивает идущего по лесу поляка, а “только” отнимает у него еду и водку. Приход советской власти и НКВД в 1939 году на Западную Украину никому там пользы не принёс, пошли вывозы в гулаг и создание колхозов, а повторный приход Красной Армии, громящей германский фашизм, это 1944 год, который за временными рамками фильма. Так что у зрителя-украинца, который не апологет Романа Шухевича и Степана Бандеры, нет претензий к тому, что фильм выдаёт на экран. И тут требуется важное замечание о том, о чём в фильме решили промолчать. Кардинальный и более чем справедливый вопрос к волынской трагедии 1942-1943 годов и ко всей истории украинско-польских отношений звучит: откуда и почему среди украинцев, для которых волынские земли исконные, могла возникнуть нечеловеческая ненависть и жестокость к полякам. В короткой рецензии к фильму места хватит лишь напомнить, что с 14-го века, когда Речь Посполитая попёрла на восток, масштаб насильственного окатоличивания, ополячивания, эксплуатации жителей на наших землях рождал накапливающиеся веками протест и жажду изгнать ляхов-захватчиков и пришедших с ними ростовщиков. Могу заверить, что кроме Волыни 1942-1943 годов были гайдамацкие восстания 18-го века против шляхетско-ростовщического засилья, была их кульминация в виде Уманской резни 1768 года, где творились вещи посильнее, чем показанное в фильме “Волынь”. И это не из ниоткуда – до этого повстанцев против гнёта жгли и сажали на кол. Но ушла польская эксплуатация, опало и озверение. Вышесказанное – не оправдание зверских убийц польских крестьян на Волыни, замученных в 20-м веке “героями” УПА. Не оправдывая, нужно, однако, понимать причины. Я так же, как и разумные представители польской стороны, призываю к пониманию по волынскому вопросу позиций другой стороны, т.е. современной Украины. В отношении фильма “Волынь” в его начале вместо длинных свадебных пений, гуляний и застолья справедливее бы показать те притеснения и аресты, которым в довоенной Польше подвергалось западно-украинское население и его активисты. Полезно было бы, если бы сняли расширенную телеверсию из нескольких серий и там это отразили. Тогда бы интересно и увидеть, как фашизм умело использовал накопившийся в людях протест ради фашистских корыстных и тотально человеконенавистнических целей. Вопрос актуальный, опыт такого использования не угас, он успешно развивается и применяется.
В любой войне нет ничего от романтики. Воевавшие в Мировых войнах стараются говорить об этом опыте поменьше, и вскользь. Потому что поводов для торжества на порядок меньше, чем поводов для горя. Тем, кого всё же прёт повесить радостный флажок на машину, рекомендую посмотреть не пафосный 'Спасти рядового Райана', а очень жёсткий и очень сильный фильм 'Волынь' (2016г). Он только на первый взгляд о конфликте между поляками и украинцами. И только на первый взгляд не совсем о войне с немцами. На самом деле, он о настоящей войне, какая она есть. На любом континенте и при любых декорациях. Потому что война не только на фронте. Она проникает повсюду и диктует свои правила игры всем и везде: в деревнях, на кухнях, заводах. А главное - она открывает дорогу для дремлющего в человеке зла, для абсурдных и закономерных жизненных трагедий. Режиссер сумел поднять эти вечные темы и не только их. Действительно, национализм страшен, когда подогреваемый безумной проповедью, вырождается в нацизм. Я читал осторожно оправдывающие комментарии украинцев, что эта ненависть была неспроста. Мол, поляки столетия держали украинцев на цепи. Но как это оправдывает не просто убийства невинных, но и безумную резню в духе 'Пилы'? Причины происходящего на экране прочитываются легко. Эффект толпы порождает Экстаз. Далее - опьяняющее чувство безнаказанности. Единицы видят безумство, но вынуждены участвовать в этой вакхананалии, потому что иначе убьют их семьи. Выбор не из лёгких. Никакой из них не героический. Поляки сняли фильм на очень достойном уровне в слегка рваной подаче событий. Но привыкнул быстро. По сравнению с 'Катынью', 'Волынь' гораздо реалистичнее. Реализм происходящего просто зашкаливает. Да, и лучше смотреть на польском. 10 из 10
Одна из самых обсуждаемых премьер в ближневосточной Европе. Кино, которое не покажут в России и в первую очередь на Украине. Жестокое и страшное повествование о судьбе молодой польской девушки, о ее семье и любимом человеке. Смотреть этот фильм действительно тяжело. В первую очередь потому, что хронометраж фильма составляет ровно два с половиной часа. Смотреть о тяжёлой судьбе девушки, которой просто не повезло оказаться в то время и жить в том месте. Во-первых, уже с самого начала родители наплевали на чувства дочери и насильно выдали замуж за богатого пожилого вдовца. Потом оккупация советских войск. Крепких, высоких и мужественных русских солдат в фильме хватает, но все же преобладает окрас вечно пьющих, ругающихся матом бойцов, которые убивают простых людей из-за бутылки водки. Затем война и немцы. Сама деревня, в которой в основном происходят действия, напоминает деревню из фильма 'Свадьба в Малиновке'. Но там была придуманная комедия, а тут реальная кровь и насилие. Деревне приходиться вначале пресмыкаться перед советской властью, а потом салютовать немецким офицерам. Простые крестьяне, которые просто хотели жить и растить детей. И в конце появляются те, от которых несчастной деревне все же не удалось скрыться или договориться. Они медленно погибали в ужасающих муках от рук бандеровцев. Поверьте, то, что потом происходит на экране, это ужасающее зрелище. Здесь не просто истребление людей методом расстрела или через повешенье. Здесь вся 'красота' бесчеловеческих деяний настоящих монстров, потому что людьми таких назвать просто нельзя. На глазах у девушки испарилась целая деревня. Живьём сдирали кожу, вырезали органы, разрывали на части крепких мужчин, а маленьких детей обвязывали соломой и поджигали, играя в любимую игру 'горячую картошку'. Насилия, очень много насилия и крови в конце фильма. Не каждый сможет данный фильм досмотреть, но помнить о событиях должен каждый, потому что это уже не прошлое, это происходит сейчас. Нынешнее бандеровское отродье уже репетирует, инсценировав перерезание горла русского солдата на сцене, или жадно поедая торт в виде русского младенца с безумной радостью отрезая часть сладкой руки или головы. Друзья, это ужасно, когда история нас ничему не учит по причине простого забывания. Молодёжь понятия не имеет, что такое настоящая смерть, которая с радостью придёт в его страну, в его город, в его семью и наглядно покажет на глазах весь масштаб ужаса глупых заблуждений. В фильме режиссёр дал четкое понимание в разграничении приходящего в деревню насилия. Во-первых, собственные обряды и обычаи, которые морально уничтожили молодую девушку, фактически продав ее в жены богатому земледельцу. И так поступали любящие родители. Разве это не агрессия, не насилие? Во-вторых, советская власть выглядит как некий образ фанатиков, помешанные на равноправии людей и жажде раскулачивания. Они арестовывали богатых предпринимателей, сажали в поезда и в отправляли в лагеря, оставив людей без работы фактически разрушив аграрную промышленность. Зато дали земли, работайте, но будьте любезны больше половины продуктов и урожая отдать большевикам. И пусть хоть кто-то плохое скажет в их сторону. В-третьих, приход немцев с их ослеплённой ненавистью к евреям. И снова насилие нависает в деревне. И в конце появление бандеровцев, это наивысший пик бессмысленного насилия над человеком. Яркие речи лидеров о превосходстве украинской нации поражают своим идиотизмом. Если они даже сами не в состоянии были отличить поляка от украинца. Убивали всех! Конечно, это привело к обратной силе. Гневные поляки уничтожали своих же знакомых и родных украинцев. Если вдуматься во все это, то Наша жизнь это настоящее безумие, которое поражает изобилием глупости и недальновидности людей того времени и то, что сейчас происходит в мире. Многие специалисты и аналитики абсолютно уверены, что очередная война неизбежна. Это лишь вопрос времени. Одумайтесь господа! Думая о будущем, хоть изредка вспоминайте прошлое и делайте выводы.
Я неспроста выбрал данный заголовок, чтобы его лучше понять и примерить на данную картину нужно немного обратиться в историю. Украинцы и поляки на протяжении всей истории сосуществовали рядом друг с другом, в большинстве своем конечно же на польских территориях, куда украинцы уезжали в поисках лучшей жизни. Доходило до того, что на приграничных территориях польского коренного населения оказывалось меньшинство. Украинцев же раздражал более талантливый и предприимчивый сосед, и они вообще не понимали почему в чужой стране так много католицизма, так мало украинского языка... да и вообще, почему лях предпочитает землю продавать ляху. В 1939 году Польша теряет Волынь (где и происходят события данной картины), и приходит война и немцы, готовые кинуть кость любому, кто может поддержать их. И тут наступает самое время вспомнить свои обиды и заодно поживиться имуществом соседа-угнетателя... подло и беспринципно. Войчех Смажовски очень мастерски показывает подлость украинского народа, опьяненного идеями Дмитро Івановича Донцова, чья извращенная идеология и легла в основу политической платформы ОУН. Хотя очень сложно поверить, что реальным действующим лицам Волынской резни было знакомо такое слово как 'идеология', они действовали руководствуясь первобытным животным инстинктом убивать...и убивать безнаказанно. Вообще, феномен безнаказанности пронизывает весь фильм от начала и до конца. Режиссер нас просто окунает с головой в пучину какого-то сюрреализма, где люди (хотя людьми их назвать и язык не поворачивается), которые тебе днем еще улыбались, вечером сдирают живьем кожу с твоих близких...где возможно такое, что твой сосед, который утром постучал к тебе в дверь и сказал:'пришел сказать чтобы вы не боялись, у нас такого не будет', уже вечером будет стоять с факелом и вилами у твоего порога. Этот вышеупомянутый персонаж просто само олицетворение украинского бандеровца, подлого и трусливого, абсолютно беспринципного, который готов поклониться и протянуть рюмку водки любому 'хозяину', лишь бы сберечь свою шкуру... который плюнет на свой крест перед атеистами и покажет где прячутся соседи-евреи нацистам. Который готов забыть что его мать полячка и кричать:'очистим Украину', лишь бы его не тронули люди с более радикальными взглядами. ПОДЛОСТЬ И БЕЗНАКАЗАННОСТЬ!! Как только заканчиваешь просмотр этого фильма и возвращаешься к реальности, и с дрожью в ногах вспоминаешь эту бестолковую мантру нацистских маргиналов, которая 100 раз звучит на протяжении всего фильма: 'Слава Украине, героям слава... слава нации, смерть ворогам', то с ужасом проговариваешь про себя: 'слава Богу что на моем веку такого нет...', и невольно думаешь - 'а каким героям? откуда у вас герои?'.
Что это было? Геноцид или сведение счетов, а может на поверхность вылезли самые низменные инстинкты людей, которые превращают их в животных? Смотреть фильм «Волынь» сложно с самого начала, конечно я знал о чем пойдет речь, но режиссер задолго до ужасных событий начал показывать зрителям суровую реальность окружающую жизнь в деревнях на Западной Украине. Насильственная женитьба Зоси, разговоры за бутылкой самогона будущих «резунов» (участников резни 1943 года) не создавали мирной идиллии, а показывали скрытые противоречия. Начало войны и капитуляция польских войск привели к установлению советской власти, а после начала Великой отечественной к установлению немецкого режима на показанных территориях. Нетерпимость украинского населения к полякам, в результате этих событий, получила мощную подпитку. Небольшое отступление – неоднократно подметил, что в польских фильмах советские войска показаны вечно пьяными и анархическими бандами, в данном фильме Красная армия показана более дисциплинированной, но все таки склонной к алкогольной зависимости. Может стереотип такой укоренился, может нелюбовь – но все одно режет глаз. Итак, советская власть принесла с собой все атрибуты режима – борьбу с церковью, раскулачивание, всеобщее равенство и усугубила вопросы межнациональной терпимости и толерантности, обиды украинского населения на поляков «захвативших» земли получили новую пищу, которая вспыхнула пламенем уже при германской оккупации. Режиссер ведя зрителя в мрачной обстановке подозрительности и разрушаемого человеческого общежития наносит разящий удар по любым законам человеческим и Божьим – вчерашние соседи превращаются в стадо вурдалаков, сеющих смерть лютую на своем пути. Лютая это не оборот, это констатация факта, создатели фильма показали все зверства творимые «резунами», описывать их не возникает желания, но показано очень натуралистично. Убийства со стороны украинцев вызывают ответную реакцию со стороны поляков, и нету мира и согласия. Трагедия и смерть пришли на земли Волыни, Войчех Смажовский не смакует зверства, он их бесстрастно фиксирует, чтобы помнили. Помнили в Польше, помнили на Украине, все те кто кричит «Героям слава», за что славят бойцов УПА и дивизии СС «Галичина», и что армия Крайова не только боролась с фашистами, но и отвечала на убийства убийствами. Подобные этнические противостояния завязанные на вековых обидах, в контексте фильма на непростых отношениях поляков, захвативших Волынь в 14 веке и относившихся к населению как к быдлу вплоть до 20 го века, становятся той сухой соломой, которая вспыхивает от малейшей искры и своей иррациональной разрушительной силой сметают границы добра и зла. И тогда потерявшие человеческий облик двуногие существа удовлетворяют свои низменные инстинкты. Как пример можно вспомнить Боснию, где вековые обиды вылились в жестокое противостояния и преступления против мирного населения. Может ли «Волынь» стать точкой начала примирения между Украиной и Польшей, думаю да – но только если каждая из сторон суме признать свои преступления, сделать выводы и отказаться от героизации преступников. Тяжелый фильм, но очень хорошо снят, проводящий зрителя через страшные события и заставляющий думать.
Говоря о польском фильме 'Волынь' 2016-го года после его просмотра, нельзя не упомянуть нетленное творение Элема Климова 'Иди и смотри' 1985-го года. И это нисколько не удивительно, ибо данные два фильма по своему духу крайне похожи: они безмерно натуралистичны, они бескомпромиссны в собственных визуальных выражениях, они изображают животную жестокость через обыкновенную, казалось бы, людскую натуру. Они безмерно ужасны, и в то же время бескрайне хороши. Это кино о войне, которое следует посмотреть, притом что один, что второй фильм. И, даже если Климов снял более однозначное в своих суждениях творение, то Войчех Смажовски, следует сказать, поставил драму куда более многогранную и сложную в плане международных отношений. И в этом же имеется минус картины 'Волынь'. Дело в том, что главная героиня фильма - это незапоминающееся живое существо без собственного как такового лица не физического, а морального. То есть, когда Элем Климов в своем фильме четко обозначил в самом начале ленты, как и требуется, моральные принципы и житейские ценности главного героя, то бишь небольшого парнишки Флеры Гайшуна (Алексей Кравченко), тем самым заставив зрителя почувствовать с ним некоторую взаимосвязь, притязав его к людям “из толпы”, с обыкновенными целями и идеалистическими мотивами юношества. То Зося (Михалина Лабач) - главный действующий персонаж этого фильма - это весьма рудиментарная личность, словно отстраненная от мира вокруг ввиду своего слабого морального взаимодействия с ним, отсутствия четких принципов и взглядов. Но с другой стороны это можно истолковать в качестве двух однозначных плюсов картины. Первый - отношение к девушкам на крестьянских хуторах менее ста лет назад. Это отношение вообще не имеет в себе характеризации женщины либо девушки как свободного, самостоятельного существа, способного выдвигать свои суждения и желания впереди чужих целей и вожделений. На таком фоне крайне приятно смотреть, чего человечество сумело добиться в данном отношении на законодательном уровне по крайней мере на тех землях, о которых идет речь в киноленте. Второй же плюс - наблюдение за всем происходящим вокруг от третьего лица, фокусом которого и является не сформированная как личность Зося. Она - просто образ. Призма, через которою зрителю демонстрируется весь ужас событий что имели место быть во времена Второй Мировой войны на Волыни. К слову истинность этих событий часто подвергалась критике. Особенно она яростной стала тогда, когда данный фильм произвел немалое впечатление на зрителей в рамках некоторых европейских кинофестивалей. Притом при этом данное наседание одной нации с обвинениями на другую ясны, ибо здесь каждый народ показан отнюдь не с доброй и хорошей стороны. Но стоит ли считать себя главенствующей единицей и принимать все на свой счет? Нет, ни в коем случае, ибо в том и была цель Войчеха Смажовски: он не стремился унизить один народ или принизить его исторические ценности. Он стремился пристыдить каждый из народов. Будь то русские, будь то украинцы, немцы, даже самих поляков - режиссер призывает каждого вспомнить о том, что имело место быть на периферийных сценах театра военных действий. Он заставляет это вспомнить, заставляет усомниться в человечности подобных деяний, заставляет узреть их бессмысленность, тем самым подведя итог, что все мы, в первую очередь, - люди. И именно этот итог не надо, никогда и ни при каких условиях не надо забывать. Сегодня, в раках международной журьбы, данное кино - это не топливо для розжига, каким некоторые яростные защитники своего националистического духа его сочли. Это - зеркало в историю. Не стоит спорить о правдивости. Здесь не это главное. Даже если весь фильм - перформанс создателя, то все равно, он отображает в жестокой форме тот накал межнациональных страстей, который нет-нет да имеет место быть в разные года на разных уровнях людского взаимодействия. 'Волынь' иллюстрирует его как что-то страшное, однозначно никому не нужное. Как что-то, от чего следует бежать и чего следует бояться. Что-то, что обязательно нужно предотвратить. И с этим фильм справляется однозначно. Это кино не об одном человеке. Это кино о трагедии даже не одного народа. Это кино - панорамная картина, что имеет в себе множество персонажей, множество страданий, множество боли, множество сюжетов, которые в основном так и не были закончены. Но в том и смысл, как кажется лично мне. Это - сегментальный отрезок без начала и кульминации в обыденном кинематографическом смысле. Он рассказывает историю страшную, но со своим смыслом, своим выводом, который для себя должен выявить каждый зритель сам. И в этом фильм удивителен: в самом рассказе. Используя приемы того же Климова в построении планов да работая с камерой на манер Тарковского, 'Волынь' являет из себя видение не по меркам искусства жестокое, и в то же время не без чести обремененное высокохудожественным оформлением. Это - полноправная картина: тихая и почти безмолвная, которая слабо работает со зрителем в плане музыкального наполнения, почему опять же в своем нагнетании ситуации, в своем шокирующем аспекте куда слабее культового творения Климова, где 'Реквием' Моцарта - дополнительный источник духа монолитного, бесчинствующего зла, от которого избавление есть только в общемировом осознании его непростительности. Однако, несмотря на это, все равно, 'Волынь' - это завораживающий, редкий для сегодняшнего дня, да и вовсе для кино в целом, фильм, говорящий на подобные темы в более широком аспекте, почему который точно, бесспорно и однозначно следует посмотреть. P.S. Спасибо за внимание.