Злой дух: отзывы и рeцензии

mrHangover
mrHangover27 декабря 2019 в 10:11

'Злой дух' это очередной представитель семейства малобюджетных инди-хорроров. После выхода в 2014 году фильма 'It Follows' ( в российской локализации 'Оно') получившего отличную прессу и даже выдвигавшегося на Каннском кинофестивале в номинации 'награда от прессы' жанр обрел второе дыхание. На примере этого кейса киноиндустрия приобрела низкозатратный юзабилити шаблон, где практически не надо тратить бюджет на CGI анимацию, использовать замысловатые локации и большое количество актерского состава. И уже, который год продолжает его использовать. Простая история. Мать с дочерью не могут найти общий язык после трагедии в семье (потери отца) и переезжают в новый дом. Типичный хоррор шаблон. Но в данной картине это становится лишь новым триггером конфликта в семье, который, в свою очередь, провоцирует главную героиню на проведение оккультного обряда. Никаких одержимых злыми духами домов. Развитие сюжета типично неторопливо. После выполнения обряда, отношения начинают налаживаться, причем ровно пропорционально тому как проявляется потусторонняя сущность. Саспенс нагнетается типичными для инди приемами: большое количество статичных крупных планов героев, ракурсы со спины, съемка леса сдобренная тревожной музыкой и звуками присутствия кого-то еще вне поля зрения зрителя. Демон появляется в кадре либо вскользь либо общими планами, где его трудно четко разглядеть. Что и хорошо, потому что в 15-ти миллионном хорроре 'Мама' мыльный графон призрака убил концовку. В 'Злом духе' графика ни при чем, концовку уничтожил сценарий. Всю заключительную часть фильма действия главной героини не поддаются никакой логике. Ни логике человека, сидящего по другую сторону экрана, ни логике принятой у персонажей хоррор фильмов. Мотивации для осуществляемых ей действий нет никаких. Вся скудная информация. полученная в ходе изучения проблемы, а это ЦЕЛАЯ 1 МИНУТА хронометража, при том, что на дистанции звонка все время был эксперт по окулльтному стаффу, говорила ей действовать наоборот. Видимо сначала сочинили концовку, а как главная героиня на нее выйдет, не так уж и важно. Да и вообще в фильме не раскрывается ни одна сопутствующая сюжетная линия. Страсть к оккультизму кроме как фразой 'да этим мои друзья увлекаются' не объясняется от слова совсем. Хотя гайд по вызову демона она получила как раз на автограф сессии оккультного автора. По итогу: качественно снятый по инди-хоррор шаблонам фильм с дырявым, как решето сюжетом, портящим все впечатление от просмотра. 4 из 10

HorrorJessy
HorrorJessy25 июля 2019 в 14:11
Pyewacket

Часто ли вы в порыве гнева кричали своим близким что-то вроде 'Я тебя ненавижу, да чтоб ты сдох (-ла)!' Наверняка у каждого были такие эпизоды, за которые потом было стыдно. Вот примерно на этом и строится вся история сей ленты, за тем лишь исключением, что здесь столь радикальное пожелание главной героини обретает материальную форму. Молодая девушка Лия со своей матерью переживают не лучшие времена - умер глава семейства, любимый муж и отец, который, как выяснилось, сплачивал их ячейку общества. После его смерти же между матерью и дочкой начала расти пропасть, ставшая еще больше после того, как мисс Рейес решила переехать в какую-то глушь, соответственно забрав с собой и дочку, ибо старый дом слишком сильно напоминает ей о муже. Лия остается мягко говоря не в восторге от такого решения, принятого к тому же без ее участия, и после очередного скандала решает вызвать злого духа и 'заказать' ему свою мать. Здесь стоит остановиться и сказать самое главное, что вам нужно знать перед просмотром 'Злого духа' - лента очень долго раскачивается, да и в конце концов не достигает какого-то пика, не показывает настоящие ужасы, обходясь лишь маловразумительной мистикой. Однако все же с лентой на мой взгляд вполне можно ознакомиться. Самое главное, чем цепляет 'Злой дух' это атмосфера, которая в фильме действительно удалась на славу. Густая, мрачная, местами тревожная - она успешно создает необходимое для жанра настроение, и зачастую лишь она и удерживает внимание. С этой часть создатели справились на 'отлично'. Однако кроме соответствующей атмосферы, ничего другого в фильме от жанра 'мистика, ужасы' практически и нет. Скримеры, литры крови, классические пугалки вроде открывающихся самих по себе дверей за спиной персонажа - все это обошло фильм стороной, поэтому решите для себя сами, достаточно ли вам будет одного лишь искусно созданного настроения, чтобы осилить картину. Про актерский состав много не скажу. По сути, за исключением нескольких второстепенных и крайне картонных персонажей для массовки, вся история вертится вокруг матери и дочки. Первую сыграла Лори Холден, которая может быть вам знакома по роли Андреа в сериале 'Ходячие мертвецы'. Свою партию Лори отыграла очень хорошо, насколько это было возможно в рамках не самого идеального сценария, в ее тяжелые отношения с дочерью веришь, как и в ее боль из-за потери любимого человека. Роль Лии же исполнила неизвестная мне Николь Муньос, которая тоже на мой взгляд справилась со своим образом прекрасно. Когда это было нужно, Николь выдавала действительно отличную актерскую игру, особенно отыгрывая паническое состояние ее героини. Замыкая круг, вернемся вновь к сюжету, вернее, к самой концовке, которая, без спойлеров, мне действительно понравилась. Не то чтобы она стала для меня совсем неожиданной, но все же развязка буквально встряхивает всю картину, оправдывая при этом присвоенный рейтинг 18+. Если подводить какие-то итоги, то 'Злой дух' это лента с отличным потенциалом, интересной историей, но. к сожалению, недостаточно хорошо прописанная. Фильм планомерно развешивает по всему повествованию заряженные ружья, но практически все они так и остаются висеть, ни разу не выстрелив. Но все же картина мне скорее понравилась. 'Духу' не хватает динамики, не хватает целостности, но есть в нем какое-то очарование.

Mabgat
Mabgat10 июля 2019 в 14:12
Дух мой, друг мой.

Вот хочу я зайцем стать, Бояться, прятаться, голодать, Пусть дьявол будет хранитель мой, Пока опять не вернусь домой. Это вольный перевод английского заклинания, которое должна была прочитать ведьма, чтобы обратиться в зайца. Но с ведьмами то все понятно, а что же с фильмом? Картина со странным названием 'Пейвекэт', которое у нас старались перевести, как могли (в принципе правильно, но для далеких даже от обыкновенной периодики про мистику людей, не очень ясно). Я не особо много читала газетно/журнальных и прочих статей про ведьм, но однажды мне попалась статья о фамильярах (помощниках колдуний, мелких бесах, часто принимающих облик животных), так вот, там перечислялось множество странных имен среди которых был и приснопамятный 'Пейвекэт'. Поскольку вторая часть слова созвучна с английским 'кот', то я и решила, что это демон в образе кота. Однако это все личные впечатления. Теперь о фильме. Я, если честно, люблю подобный жанр (малобюджетный подростковый мистический фильм ужасов), если он не скатывается в откровенный треш или слэшер. Фильмы об учащихся старшей школы с элементами мистики, как правило, просты и понятны. Местами они страшны, местами они смешны. Иногда среди них встречаются находки, а иногда полные провалы. Но в большинстве своем, если кино хоть немного качественно сделано, они представляют собой так называемые 'отдыхалки'. То есть легкий фильм для отдыха, чтобы не напрягать голову и расслабиться. И 'Злой дух' тоже не хватая особых звезд с неба, как в сюжете (дочь обидевшись на мать вызывает демона), так и в актерском составе (мне были знакомы только две рожицы - Лори Холден и Николь Муньос), смотрится легко и ненавязчиво. Одним словом, перед нами картина из разряда посмотрел, отдохнул, забыл. Да, конечно же, здесь можно задавать вопросы о логичности сюжета (а всяких ляпов тут найдется) и искать художественную ценность, но... Зачем? Если вы хотите просто отдохнуть после рабочего дня вечером, то просто посмотрите на здоровье и отдохните. С другой стороны, если в в вашей душе живет въедливый критик - критикуйте, критиковать тут есть что. 7 из 10

PALPATINE
PALPATINE12 марта 2019 в 09:13
Ложный вызов

Во всех своих бедах зачастую виноваты мы сами. Не вовремя сделанное заявление, нетерпимость, эгоизм и злая ирония в любой момент могут обернуться для нас тяжелыми последствиями, за которые придется отвечать со всей строгостью. И как нельзя лучше иллюстрирует это невеселое правило жизни жанр ужасов, который никогда не разменивается по мелочам, когда нужно напугать своего зрителя и показать ему, что рано или поздно каждому из нас необходимо отвечать за поступки. Дабы вызвать наибольший резонанс режиссеры буквально выворачивают на изнанку страхи и фобии своих персонажей, заставляют их столкнуться с тем, что вызывает настоящее оцепенение и в некоторых случаях не оставляют своим жертвам ни единого варианта для спасения, тем самым подняв уровень смысловой претенциозности до наивысшего уровня. Однако далеко не всем творцам удается держать стабильный уровень своей постановки на протяжении всего хронометража, из-за чего возникают эмоциональные перепады, рушащие всю мораль и нравоучение, заложенные в изначальный сценарий. Нечто подобное мы можем наблюдать на примере независимого канадского хоррора «Pyewacket», обозначенного в отечественном прокате более приземленным «Злым духом». Детище сценариста и режиссера Адама МакДональда представляло собой определенный интерес, ведь в нем по идее могла присутствовать довольно увлекательная интрига, симпатичная главная героиня вопреки своему бунтарскому характеру визуально радовала глаз, а наличие многочисленных пугающих моментов обещало подарить нам по крайней мере достойный аттракцион. Но вопреки всем надеждам, которые были возложены на данную историю, «Злой дух» на деле оказывается совершенно посредственной постановкой, которая вызывает лишь умеренный интерес, однако неспособна вызвать ажиотаж у поклонников жанра хоррор ввиду то и дело разваливающихся художественных стен, внутри которых таился определенный потенциал, в конце концов разваленный под тяжестью посредственности, с коей Адам МакДональд как ни старался, но поделать ничего не смог. Возможно виной этому стала неопытность профессионального актера, переквалифицировавшегося в режиссеры, но факт остается фактом и говорит о том, что «Злой дух» по большей части является одой утраченным надеждам на неожиданно достойный независимый хоррор. Итак, сюжет фильма знакомит нас с девочкой-подростком по имени Лиа (Николь Муньос), в семье которой произошла непоправимая трагедия. Преждевременно лишившись отца, героиня вынуждена столкнуться с непониманием матери (Лори Холден), по которой трагедия ударила особым образом. Женщина напрочь утратила покой и отныне вымещает все свои нервы и недовольство на Лие, которой в свою очередь приходится искать умиротворение где угодно, но только не дома. Увлекаясь стилем тяжелого рока и вместе с тем все чаще поглядывая в сторону оккультизма, девушка начинает всерьез задумываться о том, чтобы связаться с темными силами и поставить их себе в услуженье. И когда мать решает кардинальным образом сменить обстановку и вместе с дочерью перебраться в новый дом, расположенный в паре десятков километров от их прошлого жилища, терпению Лии приходит конец и она решает преподнести родительнице урок, способный вызвать беготню мурашек по коже. Начитавшись всевозможных магических практик, девушку отправляется в лес, чтобы вызвать так называемого духа-фамильяра, призванного помочь тому, кто нашел лазейку в его обитель. И, казалось бы, все идет по намеченному пути и совсем скоро свершиться столь долгожданная месть, как вдруг Лия начинает понимать, что ее одолел банальный юношеский максимализм и неумение держать эмоции под уздой. Но все надежды на то, что опрометчивая выходка в лесу ничем кошмарным в конце концов не обернется, оканчивается настоящим мистическим буйством, вторгнувшимся в дом и без того убитой горем семьи. Понимая, что необходимо что-то предпринять, иначе с матерью, а может быть даже с ней самой приключится что-то неладное, Лия начинает искать варианты для спасения, но когда заигрываешь с потусторонним, нельзя быть уверенным ни в чем, потому что очень легко вызвать демонов в нашу реальность, но предельно сложно отправить их назад, ведь почувствовав свежую человеческую кровь и возможность завладеть душой, они будут делать все, чтобы заполучить желаемое. Конфликт, возникший между матерью и дочкой, носит откровенно натянутый, искусственный характер и сразу вызывает сомнения в дальнейших событиях, которые по сути также могут ни к чему существенному не привести. Факт смерти главы семейства подается режиссером без какой-либо детализации и зрителю необходимо принять его, как свершившееся событие, от которого напрямую отталкивается повествование. Но зрителю будет не так-то просто отыскать крепкие связующие звенья в истории, которая пестрит белыми пятнами и постоянно топчется на одном месте в ожидании истинного драматического всплеска, который постоянно оттягивается. Таким образом, добрую половину фильма нам приходится наблюдать за совершенно неинтересной, вымученной и растянутой семейной драмой, в которой, собственно, особых эмоциональных перепадов не наблюдается. Да, мать Лии ведет себя не лучшим образом, на ней серьезно отразилось горе, но чтобы дочь решила вдруг взять и отправить ее на тот свет, это совершенно неприемлемо. Героиня Лори Холден не сотворила ничего преступного за исключением пары моментов, которые должны нам искусственно насадить предвзятость Лии относительно родительницы. Но эти моменты настолько нелепо вплетены в сюжетную канву, что даже при всем желании невозможно лютой ненавистью возненавидеть мать, как это сделала главная героиня. И, по правде говоря, вынести однообразие непомерно длинной вступительной части будет невероятно сложно, из-за чего часть аудитории может справедливо окончить просмотр, так и не дождавшись кульминации. Но к счастью, Адам МакДональд все же спохватился и наконец понял, что адекватной драмы у него все равно не получится, а зрителей необходимо развлекать всеми подручными методами. В связи с этим силы зла в сюжете все-таки появятся и начнут терроризировать маму и дочь, не давая им прохода. К чести режиссера, он научился сгущать краски и вызывать тревогу без спецэффектов и прочих зрелищных приемов. Так что ожидание приближения чего-то пугающего и незримого вызывает чувство настоящего страха, которое уже давно должно было возникнуть в данной истории, а не пребывать в тени из-за ничем не подкрепленных амбиций МакДональда в развитии фальшивой семейной драмы. Но опять же, то ли нехватка опыта, то ли поспешность приводят к тому, что весь ажиотаж относительно эффектной кульминации разрушается под весом несбыточных надежд режиссера и его несчастной аудитории. Еле выбравшись из безыскусной художественной ямы, МакДональд сумел было вернуть веру в свою состоятельность и нагнал довольно неплохой кошмар, дабы затем снова опустить голову и с отрешенностью работника конвейера довести начатое до конца. А ведь ко своей аудитории стоило бы отнестись с несколько большим уважением, ведь у фильма были задатки стать чем-то большим, нежели безликой посредственностью. В итоге хочу сказать, что «Злой дух» является еще одним фильмом, который забудется практически сразу после просмотра. И хотя все могло быть гораздо лучше, режиссер почему-то считал иначе. 4 из 10

Дима Колейчик
Дима Колейчик28 марта 2018 в 10:04
Недокрученная история про вызов фамильяра и сложности переходного возраста

«Близкий дух» – название ни о чём, поскольку оно, во-первых, невнятное, во-вторых – мало касается сути фильма. В нём нет объяснений, что это за дух и почему и в каком смысле он «близкий». Pyewacket – это имя фамильяра, которое упоминается в книге Мэтью Хопкинса «The Discovery of Witches» (1647 г), которая содержит «признания» «ведьм». Эту информацию можно получить в англоязычной Википедии, куда, вероятно, переводчики фильма и заглянули, но дальше не пошли и перевели фразу «Pyewacket was one of the familiar spirits…» как «Пайвакет был одним из близких/знакомых духов…». Отсюда и «Близкий дух». В колдовстве же «фамильяр» – отдельный термин, означающий любого духа-помощника, сопровождающего колдуна или ведьму. Этот дух является в облике небольшого животного, например, кота или ворона. Если бы фильм в русском переводе назвали «Фамильяр», то это хотя бы соответствовало тому, о чём пойдёт в нём речь – о вызове нечисти, конечно. Главная героиня фильма – Лия, девушка-подросток, которая увлекается мистикой, чёрной магией, блэк-металом и рок-группой «HIM», которая столь же выделяется из общего ряда пристрастий (ну как можно после зубодробящей блэкухи слушать «HIM»?), столько и соответствует психологическому портрету героини. Зрителю дают понять, что она – чувствительная девочка с проблемами, которые воспринимает, возможно, острее большинства своих сверстников. Поэтому магия, блэк-метал и пентаграмма на черной футболке. Но как и большинство девочек в её возрасте, она романтична и мечтает о прекрасном принце, который спасёт её от скучной, неприглядной обыденности. Только по версии героини принц должен быть на чёрном коне и с готичной подводкой на бледном измождённом лице. Поэтому «HIM». Лия живёт с матерью, и, конечно, с ней не ладит. А тут ещё она затеяла переезд в другой город, из-за чего героине грозит расставание со школьными друзьями. В порыве обиды и злости девушка вызывает злобного духа Пайвакета, что бы тот убил её «тираническую» несговорчивую мать. Тиранической она должна быть по идее согласно замыслу сюжета. На деле же она, возможно, чуть более навязчива в желании контролировать дочь и истерична, чем большинство матерей. Ну, любит выпить лишний бокал вина. Ну, плачет время от времени вспоминая о смерти мужа и отца Лии… Но особой жести за ней не наблюдается. Словно, заметив этот сюжетный диссонанс и спохватившись, создатели «Пайвакета» вводят в середине фильма, когда образы персонажей у зрителя уже сложились, эпизод, в котором мать психует, срывает с руки Лии кольцо с пентаграммой и говорит, что у неё «лицо отца», которое бы она хотела «сорвать». Умерший отец Лии – персонаж за кадром, сюжетная деталь, нужная только, чтобы обосновать какую-то психологическую травму девушки-подростка и «головных тараканов» её матери, объяснить хоть как-то неустроенность их неполноценной семьи и проблемность отношений. Но объяснение это туманно, про отца Лии ничего конкретного не говорится и про обстоятельства его смерти тоже. Даже неясно как относилась к нему мать Лии и как вспоминает – с любовью, с жалостью, или с ненавистью? Кроме смутной тени покойного отца в густом тумане повествования и невнятного, но характерного для подростка конфликта с ещё живым родителем, причин быть «непонятым изгоем» и душевно страдать у Лии, вроде бы, нет. Казалось бы, в этом наборе должны ещё идти и конфликты в школе, противостояние одиночки из «маргинальной субкультуры» и школьных жизнерадостных «гопников», но нет. В школе у Лии небольшая компания друзей с такими же увлечениями и типа готичными прикидами, их никто не трогает, тишь да гладь (ну или эту тему просто забыли за кадром). Переезд, который так взволновал девушку, тоже оказался не таким страшным. Уехали они с матерью недалеко, так – что Лия могла и дальше посещать свою школу, общаться с друзьями, и даже приглашать их в гости. «Так из-за чего весь сыр-бор?» – хочется спросить уже во время просмотра фильма. Драмы не получилось, темы заброшенности и одиночества, подростковой отверженности и губительной родительской тирании не раскрыты. Психологические мотивы героини слабые, решение «заказать» маму злому духу было явно поспешным и необоснованным. Тем более что вскоре после проведения ритуала, доча с мамой, вроде как, примирились. Но, увы и ах, зло уже выпущено на свободу и без жертв по законам жанра не обойтись… Как же решит проблему героиня? Спойлерить не стану, скажу только, что, обычно, в таких случаях даже в самых примитивных слэшерах герои мечутся, пробуют разные варианты, делают то одно, то другое, и даже если их потуги нелепы до клинической тупости, они успевают потрепыхаться и несколько раз схлестнуться с проявлениями зла, прежде чем наступает счастливый или нет конец. Но не в этом фильме! Героиня ведёт себя нелогично, но главное – она толком не испробовала ни один способ отвести беду. Там где у любого человека ситуация вызвала бы сомнения и метания, и злу надо было бы не расслабляться, чтобы добиться своего, героиня поступает уверенно и ни на секунду не сбивается с положенного ей курса, хотя ситуация никак не предполагает, что в чём-то можно быть полностью уверенным. В общем, Лия оказывается настолько слабым персонажем, что наблюдать за её злоключениями неинтересно, а концовка становится предсказуемой в самом начале кульминации. Большую часть фильма атмосфера неспешно нагнетается, а потом сразу – безыскусная развязка без сюжетных поворотов. Финал задуман «шокирующим», но видали и покруче. Вывод: фильм слабый, невнятный, ожидания обманывает. 4 из 10