Кажется немного странным, что фильм, в котором есть такая хорошая атмосфера и такой достойный актерский состав, может легко развалиться из-за сценария. «Шесть минут до полуночи» является шпионским триллером, который не только не знает, в каком направлении ему развиваться, но и попадает в фактические ошибки и логические дыры. Речь идёт не только о мелких деталях, но и о важных повествовательных элементах, подробностях сюжета и развитии истории, что вызывает у зрителя смешанное впечатление. История начинается многообещающе. В Англии в 1932-м была основана школа для немецких девочек для укрепления германо-британских отношений. К 1939-му в ней учились дети высокопоставленных чиновников Третьего Рейха. Учитель литературы исчезает при таинственных обстоятельствах и ему на замену присылают мистера Миллера: вроде как нового учителя, а на деле – шпиона британской разведки. Для спецслужб воспитанницы пансиона могут оказаться ценными военнопленными в случае будущей войны. Тем не менее, шпионские игры заводят Миллера очень далеко. Ясно, что «Шесть минут до полуночи» изо всех сил пытались сделать этаким шпионским триллером старой школы. Более того, в «Минутах» можно даже заметить отсылки к пропагандистскому кино времён войны, чем к каким-то современным шпионским фильмам. Персонажи, пускай и выглядят архетипами, всё же вызывают симпатию и даже обладают определенными драматическими качествами. А вот злодеи оказались скучными, не обладающие никаким бэкграундами. Тем не менее, если копнуть поближе, то и герои, и злодеи в этой истории разваливаются. Героиня Джуди Денч, чопорная директриса школы, ещё пытается кое как избежать ловушек сценария, но это больше связано с талантом актрисы. А вот остальные актеры выглядят опустошенными: от Джима Бродбента до Джеймса Д’Арси. Даже Иззард, сыгравший протагониста, не может преодолеть некоторые тупики при всем своем таланте. Зрелищность падает, начиная с середины, когда определенные сюжетные приемы приводят к преждевременным решениям конфликтам. «Без вины виноватый» Миллер начинает мотаться по деревню в британской глуши, отчаянно отыгрывая Бенни Хилла на серьезной мине. Вероятно, подобные сцены были добавлены для того, чтобы удлинить «Шесть минут», но на пользу они явно не идут. Интересные идеи же, например, напряженная сцена на вечеринке или характер героини Денч, подвергающийся изменению, отбрасываются сразу же, как они были представлены зрителю. Слабоватый шпионский триллер выглядит старомодным, что, вероятно, в контексте истории является плюсом. Однако общее впечатление от «Шести минут» несколько тоскливое: это не очень толковый и не очень понятный фильм. 5 из 10
Начать можно с того, что синопсис как здесь (на Кинопоиске), так и и на Википедии, далёк от действительности. Фильм рассказывает обсотруднике британской разведки, который под видом учителя английского языка следит за частным англо-германским пансионом для девочек, расположенным в Англии недалеко от Ла-Манша. Действие фильма происходит в последние дни перед началом Второй мировой войны. Основная цель главного героя - недопустить эвакуации учениц в Германию, чтобы в случае войны их можно было использовать как военнопленных; ведь они - 'дочери и крестницы выскопоставленных нацистких чиновников'. Судя по документальным вставкам между титров, история эта, по крайней мере отчасти, реальная. Что не объясняет почему британская разведка так сконцетрировалась именно на этой дюжине девочек. А если они столь важны, почему немецкое правительство фактически их там бросило (а по ходу фильма готово было даже убить, лишь бы они не оказались в плену врага). По сюжету этот пансион - чуть ли не единственное место соприкосновения англичан и немцев. Такое чувство, что война длится уже не первый год - англичане ненавидят немцев. Не существует никаких дипломатических отношений (если бы девочки были детьми немецких дипломатов - это объясняло бы их нахождение в 'тылу врага'). Все ужасаются речам Гитлера из радиоприемника, преследованиям евреев, свастикам. Персонажи рефлексируют по еще не случившимся событиям. Фактически же в Британии было досаточно сторонников Гитлера и фашисткая идеология стала так осуждаема лишь когда страны стали противниками в войне. Разведка, как британская, так и немецкая, в фильме выставлена недалекой. Британцы бегают всклокоченные в панике не имею адекватных инструкций; позволяют воспитательнице (пусть патриотке, но отнюдь не профессионалу) с собой разделаться. Немцы кричат о своих планах на весь дом и передают в пердверии войны ключевые разведданные через эту же воспитательницу; доправшивают водителя автобуса с целью узнать где британский разведчик, который в чистом поле бежит за окном; в упор не могут поспасть из пистолета. Глупее только британские полицейские, которые толпой не могут на пляже поймать одного невооруженного разведчика. Дочери же высокопоставленных нацистов в течении фильма не могут определиться: то они кричат Зиг Хайль и готовы жизнь отдать за фюрера, то они радуются остаться в Англии, а не отправиться к своим семьям. Показательна сцена приземления самолета. Воспитанницы с сигнальными факелами выстраиваются на ночном пляже, чтобы обозначить посадочную полосу для самолета. В метрах трёх напротив друг друга. Нам раз 10 показывают как они стоят на таком расстоянии друг от друга с перебивками на вид из кабины самолета, где очевидное их растояние - метров 30 друг от друга. Тот кто оставил подобную сцену в фильме, мог сделать что угодно.
Волнительно! Интригующе! Картина охватывает шпионскую разведку перед началом Второй мировой войны. Пока на публике Великобритания и Германия подписывают мирные договоры, решают судьбу Польши, во внутреннем мире процветают тайные агенты, передающие секретные данные, подставляя свою страну и ставя личную заинтересовать против судьбы страны. Впечатляет школа для немецких девочек, которая оказывается центром внимания противоборствующих сторон. Атмосферу тайны привносит новый учитель английского языка. Операторская работа и игра цвета постоянно держат в напряжении, поэтому малейшее упоминание нацистов служит как катализатор. Заправляет заведением Джуди Денч. Справедливый и своенравный герой, который оказывается не тем, кем кажется. Параллельно прививания школьной жизни нас встречают тайные встречи на шпионском мосту (мимо просто проходил Стивен Спилберг), случайно подслушанные разговоры. Шпионаж бьёт ключом, зритель ждёт неожиданностей, которые потихоньку вливаются с привлечением неожиданных героев. Акцент на девочках и пропаганде демонстрирует культ поклонения и предсказуемо решает их судьбу. Посудите сами: Союз немецких девушек, обучающихся в Англии. 1939 год. Именно историческая подоплёка делает происходящее волнительным. К сожалению, на середине хронометража картина будто меняет жанр, превращаясь из шпионажа в обычный триллер. Подстава, бегство, разоблачение, поиск союзников. Решительные действия настали бы итак, а режиссёр Энди Годдард после лёгкой интриги запустил динамику. Спасает положение агентов. В игру вступают секретные коды, шифровка, двойные агенты. Будто фильм осознал, что дал маху, поэтому и подключил секретную службу, чтобы добиться правды и передать важную информацию. В острых моментах лента опять сбрасывает маску, разоблачая героев. Сильный интерес и интрига заключаются в истинной значимости агентов, показывая не двойные, а тройные игры. Динами повествования снова стихает, чтобы подготовить зрителя к кульминационному действию. Перед этим смело и роскошно раскрывается главный антагонист, а также его планы на счёт школы. Проблема фильма в том, что он мечется из крайности в крайность: от секретных данных до разоблачения и побега, от возвращения к тайному плану до истинного обличия злодея. Кульминация ленты великолепная, поразительная и контрастная. Опасное положение немецких девочек – вопрос жизни и смерти, а немецкий шпионаж проходит через пытку самобичевания и совести. Можно предположить, что у нас фильм внутри фильма, начало и финал «Шести минут» – это сложный, эмоциональный триллер. Середина фильма – попытки доказать правду, найти союзников и передать опасность через маскировку. А так вышло довольно неплохо. Зацепило кино и выдало волнительную концовку.